Курсовая работа

«Государственный долг РФ»

  • 31 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность и значение государственного долга 5

1.1. Экономическое содержание государственного долга 5

1.2. Классификация государственного долга 9

1.3. Принципы и методы управления госдолгом 11

Глава 2. Современное состояние и перспективы госдолга РФ 15

2.1. Динамика и структура госдолга 15

2.2. Способы погашения госдолга 20

2.3. Проблемы и перспективы управления госдолгом 24

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложения 32

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

Государственный долг оказывает давление на экономику, бюджет, официальные золотовалютные резервы, жизненный уровень населения, способствует развитию инфляционного процесса и др. «Долговая экономика» является угрозой национальной безопасности России. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Рынок государственного долга — не только источник финансовых ресурсов, заимствуемых государством. Он жизненно необходим для проведения государством эффективной денежной политики, для эффективного функционирования других секторов финансового рынка, использующих информацию о процентных ставках.

Указанные аспекты госдолга отражают актуальность данной темы исследования.

Проблема государственной задолженности в целом сформировалась давно и достаточно изучена как с теоретической, так и прикладной точек зрения. Российский опыт также описан в целом ряде работ, однако, несмотря на такое обилие научных исследований, Правительство и Министерство финансов уже не один год затягивают внедрение целого ряда операций по активному управлению государственным долгом.

Теоретическую и практическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных авторов, нормативные акты, справочные материалы. В числе прочих при исследовании выбранной темы использовались работы следующих российских ученых: К.Л. Астапова, Е.В. Балацкого, И.А. Бесковой, Ю.С. Воронина, Н. К. Гавриловой, А. Ю. Жигаева, Г.М. Колпаковой, Л.Н. Красавиной, М.С. Красс, Э.Х. Махмутовой, И.М. Мысляевой, Е.С. Подвинской, А.Г. Селезнёвой, А.Е. Сосниной, А.Г. Грязновой, Л.А. Дробозиной, И.П. Хоминич, В.П. Шенаева.

Объектом исследования является государственный долг Российской Федерации.

Предметом настоящей курсовой работы является система управления государственным долгом Российской Федерации.

Так как тема курсовой работы достаточно объемная и включает множество аспектов государственного долга, в работе выбраны для рассмотрения вопросы, представляющие наибольший интерес с точки зрения автора работы.

Цель курсовой работы является, изучение современного состояния и перспектив государственного долга РФ.

Задачами работы являются:

- изучить экономическое содержание и сущность государственного долга

- рассмотреть классификацию государственного долга

- описать принципы и методы управления госдолгом

- изучить динамику и структуру госдолга

- дать характеристику способам погашения госдолга

- выявить проблемы и указать перспективы управления госдолгом.

Методы исследования, применяемые при написании работы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод.

Структура работы включает две главы: в первой главе рассматривается сущность и значение государственного долга; вторая глава раскрывает современное состояние и перспективы госдолга РФ.

Фрагмент работы

Государственный долг можно классифицировать по ряду признаков.

В зависимости от слагаемых компонентов, А.Г. Грязнова классифицирует государственный долг на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [21, с.333].

Согласно существующим уровням власти (классификация по типу заемщика) государственный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.

По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Как утверждает Л.Н. Красавина, «рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования» [11, с.70].

В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тридцатью годами, а для муниципальных образований – десятью [1].

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ «в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте» [1].

По признаку держателя ценных бумаг А.М. Литовских и И.К.Шевченко выделяют внутренние государственные займы на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные [13, с. 205].

В зависимости от формы выплаты дохода внутренние государственные займы Н. К. Гаврилова подразделяет на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы [8,с.45].

По методу размещения внутренние государственные займы бывают добровольные, размещенные по подписке и принудительные.

Таким образом, государственный долг можно классифицировать по ряду признаков. Обычно в качестве таковых используют следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

Заключение

Государственный долг представляет собой накопленную сумму всех дефицитов бюджетов федерального правительства за вычетом положительных сальдо, которые имели место в стране.

Государственный долг возникает вследствие проведения экономической политики государства. Бюджетный дефицит рассматривается как фактор увеличения государственной задолженности. Его размер и отношение к ВВП является основным итоговым финансовым показателем сектора государственного управления. Согласно критерию экономической безопасности внешний долг не должен превышать 25 % ВВП. Профицит бюджета позволяет решать проблему государственного долга.

Государственный долг требует постоянного контроля, так как несвоевременность платежей по нему, рост задолженности ухудшают как репутацию для настоящих и потенциальных кредиторов, негативно сказываются на внешнеэкономических связях страны, так и ослабляют экономику государства, в долгосрочном периоде вызывая спад производства и инфляцию.

Проблема задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Огромные изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга, приведут к сокращению благосостояния населения и снижению инвестиционной активности экономических агентов, что в принципе можно наблюдать в экономике России.

Управление государственным долгом – непрерывная система действий государства по привлечению новых финансовых источников через размещение ценных бумаг и получение займов и погашение текущих долговых обязательств. Регулирование уровня внешней задолженности с помощью таких методов как рефинансирование, реструктуризация, конверсия, консолидация и аннулирование долговых обязательств; разработка и исполнение грамотного бюджета в его доходной и расходной частях необходимы для последовательного преодоления бремени государственного долга, а, следовательно, оздоровить экономическое состояние страны в целом. Для снижения долгового бремени РФ необходимо предпринять следующие действия:

создание системы эффективного управления государственным долгом с целью минимизации совокупных издержек и сокращение номинального объема долга;

совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджет в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга.

Платить в соответствии с графиком — самый выгодный способ погашения задолженности, ведь реструктуризация только увеличивает объем долгов, и проценты по выплатам увеличиваются в зависимости от срока предстоящих платежей. В России было бы эффективно валютную выручку направлять на погашение внешней задолженности, в т.ч. с опережением из средств Стабилизационного фонда.

Проблема с выплатой долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 %, но рост российской экономики за счет внутренних, а не внешних факторов (рост валютной выручки от продажи нефти по высоким ценам) практически остановился. Без ущерба для экономики за счет бюджетных доходов Россия может выплачивать 3-4 млрд. долл. в год, в то время как до 2015 г. должна отдавать 12-15 млрд. долл. ежегодно.

В нынешних условиях существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

• разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

• разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

• создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

• разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

• разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Изъятие из экономики огромных денег в целях погашения задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы бюджетникам и военным, пенсий и стипендий. При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в её нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ // Российская газета. N 279. 29.12.92.

2. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ // Российская газета, N 232, 04.12.2009.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период до 2014г.// Правовая справочно-информационная система “Консультант Плюс”.

4. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №2. - С.26-35.

5. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №2.- С.3 -8.

6. Бескова И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ// Финансы. - 2011. - №2.- С.72-73.

7. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2009 - №1. - С.58-67.

8. Гаврилова Н. К. К вопросу о государственном долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2008. -№4. - С.45-48.

9. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит. - 2011. №7. - С.54-61.

10. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 496с.

11. Красавина Л.Н. Внутренний долг России: уроки и перспективы/ Л.Н. Красавина, Е.П. Баранова// Деньги и кредит. - 2010. №9. - С.70-77.

12. Красс М.С. Модель управления динамикой государственного долга/ М.С. Красс, С.Э. Цвирко// Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №4. -С.48-55.

13. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2010. – 321 с.

14. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ/ Э.Х. Махмутова// Финасы.- 2011. - №5. - С.20-22.

15. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007. – 487 с.

16. Подвинская Е.С. Об управлении государственным долгом/ Е.С. Подвинская // Финансы. - 2009. №3. - с.22-24.

17. Селезнёв А.Г. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Экономист.- 2011. - №3. – С.30-40.

18. Смирнов Е.И. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Финансы. - 2010. - №8. - С.72-73.

19. Соснин А.Е. Тяжесть бремени государственного долга/ А.Е. Соснин // Мировая экономика и международные отношения.- 2011. №1. - С.31-33.

20. Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы и кредит. - 2010. - №15. - С.56-63.

21. Финансы / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2010.-501с.

22. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 601 с.

23. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. - 2007. №4. - с.107-115.

24. Шенаев В.П. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки. - 2009. - №26. - С.4-8.

25. Министерство финансов Российской Федерации/ w*w.minfin.r*

26. Счётная палата Российской Федерации// w*w.ach.gov.r*/ bulletins

27. Аналитическая лаборатория «Веди»/w*w.vedi.r*

28. Центральный Банк Российской Федерации//w*w.cbr.r*

Примечания

Приложение 1

Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственный долг РФ»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика