Дипломная работа

«Конституционный статус Президента США»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….3

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…9

1.1. Историческое происхождение поста президента и его современная политическая география…9

1.2. Современные модели президентства….16

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА США.23

2.1 Конституционный статус и предназначение президента в политической системе …23

2.2. Полномочия Президента США: классификация и проблемы правового закрепления….…30

ГЛАВА III. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА США….….39

3.1 Основания и порядок приобретения статуса Президента США….39

3.2. Основания и порядок утраты статуса Президента США….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….51

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ….55

Введение

2011–2012 годы отмечены как минимум двумя важнейшими и без преувеличения судьбоносными политическими событиями, проходящими в обоих полушариях планеты, – выборами Президента Российской Федерации и Президента Соединенных Штатов Америки. Именно с этой точки зрения две крупнейшие мировые державы привлекают внимание многих государств, общественности, рядовых граждан.

Требования американской правовой системы к участникам президентских выборов (кандидатам) имеют весьма специальный характер, большинство которых устанавливается на уровне штатов. Их невыполнение, по сути дела, автоматически исключает кандидатов из избирательной гонки. В сложившейся и достаточно стабильной избирательной системе США имеются свои плюсы и минусы: в частности партийные праймериз, апробация программы кандидата на уровне штатов очень важны, но одновременно законодательство запутанно, подчас архаично и более того – ориентировано на немалые финансовые ресурсы. Необходимы серьезные усилия и очень опытные юристы для того, чтобы учесть все нюансы, все тонкости местных законов; следует знать и хорошо ориентироваться в местной правовой практике. Требования законодательства штатов распространяются даже на партийные праймериз, проводимые на общенациональных выборах.

В настоящее время США - родина современного института президентства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт президентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации американского общества, а изобретенная отцами-основателями страны президентская форма правления способствовала становлению и развитию феномена западной демократии.

Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт президентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.

Данное обстоятельство способствовало распространению института президентства и в странах, осуществляющих догоняющую модернизацию. Это является одной из универсальных закономерностей развития их политических систем.

Понятие «президент» возникло в античную эпоху и означало первоначально председательствующего на собрании. С тех пор оно претерпело значительную эволюцию .

Президентская республика - это республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом, либо каким-то особым институтом, - например Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др.

Однако после избрания президент получает значительную политическую самостоятельность (не может быт отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотрев конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента соблюдении определенных процедур; правом законодательной инициативы; доминирующе участия в формировании правительства и в подборе его главы - премьер-министра.

Конституция США, определяет, что президент является главой кабинета и формирует его; по Конституции Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право продолжать осуществлять свои функции даже, после того, как в результате всеобщих выборов сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику, президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур, может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы.

Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства, это прекращение, деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним, посредством уполномоченных, назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включающими свертывание на определенный период деятельности традиционных демократических институтов.

Президентское правление вводится, как правило, для стабилизации политической обстановки в рамках определенного района государства или на всей его территории. Под предлогом такой стабилизации президентское правление вводится иногда для укрепления позиций одних политических группировок и ослабления других. Может быть использовано для прекращения открытой конфронтации политических сил, предотвращения или прекращения гражданской войны, скорейшей ликвидации тяжелых последствий стихийных, военных и техногенных бедствий, эпидемий и т.д

В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента.

В исследованиях политических институтов особое значение придается проблемам механизма их возникновения и закономерностям трансформации.

Проблема поиска новых форм, трансформации, обновления политических институтов остро встала в конце 1980-х-начале 1990-х перед рядом стран, входивших в мировую социалистическую систему. В результате этого процесса в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ произошла полная смена политического режима, при этом появилась целая группа новых независимых государств, избравших президентскую форму управления государством.

Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента, который традиционно остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается.

Лишь в научных кругах и среди политологов правовой статус Президента обсуждается довольно активно. Здесь можно встретить высказывания, начиная от отождествления Президента с монархом, заканчивая предложениями о ликвидации поста Президента. В то же время целенаправленному, комплексному научно-правовому исследованию, особенно в свете требований правового государства, проблемы института президентства и его влияния на мировую политику, подвергались, но незначительно. Между тем значение проблемы правового статуса Президента, трудно переоценить.

Степень разработанности проблемы. Изучению вопросов ее становления, анализу политико-правовых отношений в системе органов государства, перспектив их развития были посвящены многие международные конференции. В политической науке отмечается, что структурно-функциональное наполнение и политический вес данного института зависит от множества факторов, важнейшим среди которых является выбор типа республики: президентской, парламентской или смешанной. Хотя во всех из них президент провозглашается главой государства, они существенно различаются. Главным дифференцирующим признаком данных режимов являются полномочия президента по отношению к исполнительной власти. В президентских республиках президент совмещает функции главы государства и исполнительной власти, в парламентских - правительство ответственно перед законодательным органом, а смешанные системы характеризуются двойной ответственностью правительства: перед президентом и парламентом.

Институт президентуры имеет самые различные аспекты научного осмысления. Отдельные из них уже были предметом исследования или затронуты в трудах С.С. Алексеева, А.Ш. Арутюняна , Е.И. Колюшина, Е.Л. Кузнецова, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, В. Лузина, А.А. Мишина, B.C. Нерсесянца, Л.А. Окунькова, Ф.М. Раянова,Н. А. Сахарова, В.В. Сироткина, В.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина и др.

Поскольку правовое положение Президента в данной работе рассматривается через призму требований правового государства и, в частности, разделения властей, то при написании работы важное значение имели труды ученых прошлых лет Т. Гоббса, В.М. Гессена, И. Канта, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.

Объектом исследования выступает совокупность явлений и отношений, связанных со становлением и функционированием института Президента в США, его правовым статусом, фактической деятельностью и его влиянием на мировую политику.

Предметом исследования является анализ правового статуса Президента США с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей.

Целью исследования темы явилось изучение конституционно - правового статуса Президента в институте президентства в США.

Соответственно этой цели задачами исследования являются:

-исследование генезиса института президентства в мировой практике;

-анализ закономерностей и особенностей процесса политической модернизации;

-выявление специфики функционирования института президентства в США;

-определение степени эффективности института президентства при осуществлении реформ в странах «догоняющей модернизации».

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире. В работе широко использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы. Теоретической основой исследования выступают общепринятые требования правового государства, а также сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка библиографических источников.

Заключение

Возникновение тех или иных систем правления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других - возобладала линия на создание сильной президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.

Как уже отмечалось, институт президентства зародился в США. Введя у себя пост президента, «отцы-основатели" заложили фундамент для формирований модели, которую можно с уверенностью назвать американской моделью президентства .

Как показали последующих два столетия, эта модель в законченном виде осталась явно специфической и в своем полном объеме она воплотилась только в США, хотя многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран.

Творцы Конституции США создали не просто сильную, но единоличную президентскую власть, совместив в одном лице полномочия и главы государства, и главы правительства. Одновременно для того, чтобы воспрепятствовать превращению единой исполнительной власти в режим личной власти, чреватой диктатурой и произволом, "отцы-основатели" закрепили принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, дополнив его системой взаимных "сдержек" и "противовесов" этих властей в отношении друг друга. На практике американская модель президентства по своим основным параметрам выглядит следующим образом:

1. Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса США, члены которого избираются от штатов и избирательных округов. Таким образом, президент получает мандат на осуществление своих полномочий от всех граждан, а не от парламента. Конгресс не вправе путем вотума недоверия отправить администрацию (правительство) президента в отставку, но и президент не имеет права распустить Конгресс США и назначить внеочередные парламентские выборы.

2. Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса - сенатом. Только президент имеет право назначать на высшие должности в аппарате исполнительной власти. Однако ни один из назначенцев президента (за исключением сотрудников его личного аппарата) не может вступить в свою должность без утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса США.

3. Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Законы, принятые Конгрессов, обязательны для безусловного исполнения всеми должностными лицами, начиная с президента. Со своей стороны, президент может стать противовесом законодательной власти в том случае, если он наложит вето на закон, принятый Конгрессом, а Конгресс при повторном голосовании не сможет набрать требуемые Конституцией две трети голосов для отклонения президентского вето. В свою очередь, Верховный суд США вправе признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом и подписанный президентом, и тем самым отменить его.

4. Президент - полномочный глава всей федеральной исполнительной власти. Все государственные служащие обязаны неукоснительно выполнять его решения. Кабинет министров имеет лишь совещательный статус при главе государства и правительства. Со своей стороны, Конгресс постоянно, в осуществление своей контрольной функции над деятельностью исполнительной власти, следит за тем, как администрация президента исполняет законы и расходует ассигнованные Конгрессом средства.

5. Президент имеет право издавать исполнительные приказы (указы), которые касаются главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти. Конгресс не вправе отменять указы президента, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если сочтет, что они не соответствуют Конституции.

6. Важнейший инструмент президентской власти - государственный бюджет. Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса. Однако окончательный вариант госбюджета принимается высшим законодательным органом страны.

7. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными силами. Он руководит армией и флотом, но право объявления войны и заключения Мира принадлежит Конгрессу, который к тому же утверждает все расходы на содержание вооруженных сил и на все программы вооружений. 8. Президент представляет страну в сфере международных отношений и подписывает международные договоры, но эти договоры утверждаются или отклоняются сенатом Конгресса США.

9. Президент может по своему усмотрению использовать внутренние войска и вооруженные силы для обеспечения общественного порядка, но он имеет право вводить по всей стране чрезвычайное положение только с санкции Конгресса.

10. Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой указ, изданный президентом, но действует он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции, уже определившей свое отношение к действиям законодательной или исполнительной власти. Судебная власть, согласно Конституции, независима от законодательной. Президент может повлиять на деятельность Верховного суда путем назначений на появившиеся в нем вакансии сторонников своего политического курса.

11. Президент может отправить в отставку любого члена своей администрации, но он не полномочен увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избранных местными избирателями.

12. Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путём процедуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей.

13. Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и он может переизбираться только один раз. Члены сената Конгресса США избираются на 6 лет, а члены палаты представителей - на 2 года, и они могут переизбираться.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 29 января

2. Конституция США/ Конституции зарубежных стран. [Текст]: - М.: Право. 2008

3. Конституция Италии. // Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран, М.: Волтес Клувер, 2003.

4. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. -- М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.

5. Конституции зарубежных государств. [Текст]: М.: Юрид. лит, 2009.

Учебная и научная литература

1 . Авакьян С. А. Конституционное право России Том (часть) Авакьян С.А. 2: Учебный курс - 2-е изд.перераб и доп - ('Institutiones') (ГРИФ) //

Юристъ ,2011

2.Ардан Филипп. Франция: государственная система. //Ардан Филипп. М.: Юрид.лит., 1994. -175 с.

3. Байден Дж. Важность партнерских отношений между Конгрессом и Президентом. Байден Дж. // США и Канада.– 2000. – №9. – С.83-85.

4.Гончаров В. В., Жилин С. М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. Гончаров В. В., Жилин С. М. // 2009. № 23. С. 18-22.

5.Дёгтев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы//Дёгтев Г. В. ,М.: Юристъ, 2005. С. 26.

6.Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. - М.: Юрист, 1996. 512 с.

7.Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 27.

8.Конджакулян К. М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10. С. 13-16.

9.Краснов М. А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» //Краснов М. А. // Гражданское общество и правовое государства. 2008. № 6. С. 33.

10. Козлов Ю.М. Исполнительная власть// Козлов Ю.М. // Вестник МГУ, сер. "Право", 1992. -No3,4,6; 1993. - No1,3,4.

11.Колюшин Е. И. Конституционное право России// Колюшин Е. И.//: Курс лекций. М.: Городец, 2006. С. 273.

12.Конюхова И.А. Конституционное право и международное право// Конюхова И.А.// : взаимодействие и развитие в современную эпоху, М. - 2012

13.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1 / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: БЕК,2007. 245 с.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна 3-е изд.перер. - М.: БЕК,2007. 757 с.

15. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. // Лафитский В. И. //С. 155.

16.Мишин А.А. Василевич В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. // Мишин А.А. Василевич В.А. / / М., 1985.

17. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран./ /Мишин А.А. // - М., 2010. – С. 282.

18.Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) //Лузин В.В. // Государство и право. 1999. – №3. – С. 88.

19.Осетров С. А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. /Осетров С. А. 2010. № 7. С. 41-44.

20.Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль. М., 2004. С.118-119.

21.Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид.лит., 1994. - 128 с.

22.Рукосуев Е.Ю. Короли, президенты, премьеры. Екатеринбург: Ур. ОРАК, 1996. - 301 с.

23.Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. // Сахаров Н. А. //М.: Юридическая литература, 1994. С. 5.

24.Селезнев В.И. Политическая система США. // Селезнев В.И. //СПб.: Укт, 1995. - 183 с.

25.Становление американского государства. СПб.: Наука, 1992. - 319 с.

26.Смит Г. Внешняя политика и двухпартийное взаимодействие Президента и Конгресса // США и Канада. – 2000. – №9. – С.86.

27 Конституция и законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 2003. С.214

28.Уилсон Джеймс. Американское правительство. // Уилсон Джеймс //М.: прогресс, 1995. - 510 с.

30.Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. //Чиркин В.Е. / Изд.дом"Артикул", 1997. - 351 с.

Монографии

1.Хутинаев И. Д. Институт Президента и проблемы формы государства // Хутинаев И. Д. //Реферативный журнал серия 4 «Государство и право». 1995. №2. С. 12.

Покупка готовой работы
Тема: «Конституционный статус Президента США»
Раздел: Конституционное право зарубежных стран
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика