Курсовая работа
«Административно-правовые нормы»
- 32 страниц
Введение 2
1. Понятие и особенности административно-правовых норм 5
1.1. Понятие административно- правовых норм 5
1.2. Особенности административно-правовых норм 7
1.3. Структура административно-правовых норм 11
2. Виды административно-правовых норм 13
2.1. Классификация по предмету регулирования 13
2.2. Классификация по предмету воздействия на субъектов административного права 15
2.3. Классификация по адресату 20
2.4. Классификация по пределу действия 20
3. Реализация административно-правовых норм 22
4. Действие административно-правовых норм 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 32
Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране в 90-х годах ХХ века повлекли коренные изменения в различных отраслях законодательства страны. В связи с этим изменилась и отрасль административного права.
«Административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе управления или осуществления управленческой деятельности. Специфической особенностью отношений, регулируемых административным правом, является юридическое неравенство сторон: один из участников такого отношения подчинен другому. Административно-правовому регулированию свойственен метод властных предписаний, метод властвования. Соответственно отношения управленческого характера есть отношения власти и подчинения. Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект. Они не могут возникнуть без участия органа управления или другого субъекта, наделенного юридически властными полномочиями» .
Особенно велика роль административного права в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Нормы административного (публичного) права появились в глубокой древности. В России нормы административного права встречаются уже в «Русской Правде» и царских судебниках. В 1649 г. при Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав «Наказ о градском благочинии», содержавший в основном административно-правовые нормы, которые охраняли общественный порядок в Москве. Наука административного права возникла сравнительно недавно. Первые работы русских полицеистов появились в первой половине XIX века.
В основном законе Российской Федерации - Конституции РФ в ст.2 главы 1 определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. [1]
Права и обязанности личности, содержащиеся в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Субъектами прав и обязанностей, закрепляемых административным правом, и соответствующих общественных отношений являются и граждане, и все существующие органы публичной власти, и все организации любых форм собственности.
Существует огромное множество источников административно- правовых норм. Источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ, Международные акты) и многочисленные подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.
«Перед административным правом стоят важные задачи: упорядочение различных компонентов системы гос. управления, закрепление научно обоснованных и наиболее целесообразных взаимоотношений между управляющими и управляемыми системами, регламентация связей различных отраслей управления, взаимодействия государственных органов с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами».
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в результате реализации и действия административно- правовых норм.
В правовой науке исследовались проблемы административно- правовых норм такими учеными, как Алехиным А.Л., Бахрах Д.Н., Веремеенко И.И., Габричидзе Б.М., Козловым Ю.М., Корнеевым А.П., Петровым С.М., Сорокиным В.Д. и другими учеными-административистами.
Основная цель данной работы состоит в изучении особенностей административно- правовых норм, их основных видов, реализации и действия административно- правовых норм.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи: изучение отличительных особенностей административно- правовых норм, анализ нормативно- правовой базы, регулирующей административно- правовые нормы, выявление пробелов правового регулирования, ознакомление и анализ судебной практики. Структура работы состоит из следующих положений: понятие и особенности административно- правовых норм, виды административно- правовых, реализация и действие административно- правовых норм.
Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью изучения и исследования административно- правовых норм права, с целью правильного применения норм права на практике.
Таким образом, актуальность исследования данной темы определяется социальной значимостью административно-правовых норм, а также тем обстоятельством, что правовая культура российского общества, до сих пор не достигла уровня, соответствующего уровню правового государства. Достаточно остро ощущается как нехватка уважения к правам других граждан, так и неумение защищать собственные гражданские права, незнание административно-правовых норм.
1.1. Понятие административно- правовых норм
Административно-правовая норма- это устанавливаемое государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права.
«Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами».
Административно-правовые нормы служат для обеспечения должной упорядоченности, организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия. Эти нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций. Эти нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения режима законности и дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе управленческой деятельности. Эти нормы имеют юридические средства защиты от посягательств на них в виде административной ответственности.
Административно-правовая норма определяет также права и обязанности участников регулируемых ею управленческих отношений, предусматривает последствия, наступившие в результате невыполнения или надлежащего выполнения предписаний нормы. Посредством административных прав определяется правовое положение, компетенция большинства органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Административно-правовые нормы определяют также правовое положение учреждений, предприятий, общественных организаций, государственных и общественных служащих, граждан в сфере государственного управления, кроме того, защищают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу самых сложных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью.
В современных же условиях административное право отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации).
По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это - лишь частичная кодификация. Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, составляющей данной отрасли законодательства всегда является нормативный правовой акт.
Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с интересами проводимой экономической реформы, с институтами, закрепленными в новой Конституции. Для этого требуется существенное обновление административно-правового нормативного материала, а также устранение пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.
Сейчас многие управленческие отношения регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации). Налицо- многоступенчатость законодательства, что не может не сказаться на попытках сформировать единые для всей страны правовые основы государственно-управленческой деятельности. С учетом разделения властей было бы обоснованным отказаться от фрагментарного включения в законы, посвященные организации и деятельности представительных органов государственной власти, норм, относящихся к органам исполнительной власти.
Ныне действующая Конституция РФ не исключает возможности издания подзаконных актов - постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ. Подзаконные акты будут относиться к правоустанавливающим нормативным правовым актам только в тех случаях, когда они содержат общеобязательные нормы и правила, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Таким образом, очевидны перспективы работ по систематизации административного права, связанные с решением глобальной задачи становления прочных основ российского правового государства.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ЗАО «Славянский дом книги». 2005.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. // СЗ РФ. - 1994. - № 32.
4. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995г. № 101-ФЗ // Собрание законодательств РФ. - 1995. - № 629.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 13.
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. -№ 061.
7. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993г. № 5 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2000г. № 19 // Российская газета. – 2000. - № 105.
8. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991г. // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. – 1991. - № 16.
9. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991г. № 2124-1. // Вестник Верховного суда РФ.- 1992. - №2.
10. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51.
11. О системе федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 14.08.1996г. № 1176 // Собрание законодательств РФ. - 1996. - № 34.
12. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 39.
13. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Изменения и дополнения к указу Президента РФ от 25.05.1999 № 651 // Российская газета. - 29.05.1999.
Научная литература
14. Административное право: Учебник под редакцией Попова Л.Л. - М. 2005.
15. Алексеев А.С. Общая теория права. - Т. 2005.
16. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М. 1997.
17. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М. 2002.
18. Габричидзе Б.М., Чернявский А.Г. Административное право. - М. 2005.
19. Дмитриев Ю.А., Евтеева В.С. Административное право.
20. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. - М. 1976.
21. Коренев А.П. Кодификация советского административного права. - М. 1980.
22. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М. 1978.
23. Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы права. Общий обзор. // Журнал российского права. 2004. № 3.
24. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. - Л. 1972.
25. Петров С.М. Административное право. Учебник. - М. 2005.
26. Полянский И.А., Ширяев В.Н. Административное право в схемах и определениях.
27. Тихомиров Ю.Х. Административное право и процесс. Полный курс лекций. - М. 2004.
28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М. 2004.
29. Юсупов В.А. Теория административного права. - Т. 2005.
Тема: | «Административно-правовые нормы» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Задачи по административному праву
Контрольная работа:
Какие виды административно-правовых норм Вы знаете
Курсовая работа:
Административно правовые нормы
Курсовая работа:
Реализация административно правовых норм
Контрольная работа:
Назначение, структура и виды административно-правовых норм