Курсовая работа

«Анализ потребительского поведения жителей города при выборе продуктов питания в супермаркетах»

  • 67 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. История развития розничной торговли 5

Глава II. Классификация розничных торговых предприятий 8

Глава III. Розничная торговая сеть в городе Уфа 12

Глава IV. Изучение товарооборота торгового предприятия «Байрам» 20

Заключение 58

Литература 60

Приложения 61

Введение

В условиях роста цен и коммунальных расходов, покупатели вынуждены особенно внимательно отслеживать свои расходы. Как результат, потребитель вынужден экономить как на товарах первой необходимости, так и на товарах необходимых в быту и духовного развития.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения самих потребителей, их доходы и цены на товары (услуги). В работе я уделяю особое внимание проблеме потребительского выбора и факторам на него влияющим. Анализ потребительского поведения помогает определить, что именно и в каком виде хочет потенциальный потребитель. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Кроме того в нашем городе можно наблюдать, как расширяется сеть супермаркетов, открываются все новые филиалы и торговые точки. Чем отличается супермаркет от дискаунтера? Достаточно ли в нашем городе супермаркетов?

Целью данной работы является проведение анализа потребительского поведения жителей города при выборе продуктов питания в супермаркетах. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- изучить историю появления супермаркетов,

- выяснить различия между различными видами супермаркетов,

- оценить потребительскую корзину разных супермаркетов;

- определить особенности и факторы потребительского поведения,

- исследовать общественное мнение.

В качестве основных методов исследования используются метод наблюдения, статистический и анкетирование.

Фрагмент работы

Глава I. История развития розничной торговли

Розничная торговля более широкое понятие, чем просто продажа товаров, поскольку ее сопровождают услуги – финансовые, парикмахерские, оплата услуг мобильной связи, химчистка одежды, доставка товаров и т. п. Термин «ритейл» (retailing) – розничная торговля – происходит от старинного французского слова «retailler», означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». То есть розничный торговец делит большое количество товара на малые порции для продажи потребителям.

Последние семь лет розничная торговля является одной из быстро развивающихся отраслей российской экономики. Однако наиболее цивилизованные формы торговли, - такие как супермаркеты и гипермаркеты, - занимают в общем обороте продовольственных товаров всего 8%, в то время как в Западной Европе этот показатель достигает 80%. Восточная Европа также сильно нас опережает - в Польше на супермаркеты приходится 27% торгового оборота, а в Чехии и Словакии - 46%.

Супермаркеты являются американским изобретением, которое принадлежит Майкл Каллэн — администратору бакалейного магазина в г. Геррин (штат Иллинойс). В 1930 году Каллэн открыл первый супермаркет в помещении бывшего гаража, при котором для удобства покупателей была бесплатная стоянка автомобилей. Через два года Каллэн владел восемью такими магазинами с выручкой 6 млн. долларов в год. Огромным стимулом развития супермаркетов послужило изобретение в 1937 году владельцем супермаркета в Оклахоме Сильваном Голдманом металлической тележки на колёсиках для продуктов вместо ручной корзинки. В послевоенный период в США из-за нехватки продуктов питания опустевшие полки магазинов стали заполнять предметами гигиены и косметики. Покупатели приветствовали появление новых видов товаров, и впоследствии супермаркеты стали продавать такие вещи, как хозяйственные принадлежности, граммофонные пластинки, поздравительные открытки и даже одежду. В это время новые супермаркеты стали строить в предместьях больших городов, где инициаторами выступали независимые предприниматели, связанные с кооперативами, снабжающими торговый рынок пищевыми продуктами. Кооперативы поставляли им продукты по низким ценам, поэтому они могли продавать их в своих магазинах по тем же ценам, что и их большие конкуренты — сети магазинов, предоставляя покупателю не меньше удобств. Многие из этих одиночных магазинов впоследствии разрослись в местные сети. Характерной чертой супермаркетов стало увеличение ассортимента товаров и торговой площади. Если в 50-х гг. площадь супермаркета в США в среднем составляла 2000 кв.м. и 6000 наименований товаров, то в 60-70-х гг. — 2800 кв.м. и ассортимент до 8000 наименований. Техника изменила внешний вид и характер супермаркета: были установлены системы кондиционирования воздуха, входные двери автоматически открываются и закрываются, продукты продвигаются к кассиру по ленточному транспортёру. Появление нового упаковочного материала помогло введению самообслуживания в овощном и молочном отделах; открытые морозильники способствовали расширению ассортимента замороженных продуктов; в хлебном отделе расширился ассортимент хлебобулочных изделий, выпекаемых на месте. Появился гастрономический отдел, где можно купить готовые закуски. Последним важным нововведением были компьютеры. Счётную кассу начал заменять компьютер, расшифровывающий специальный штрих-код на этикетке продукта. Компьютеры повысили производительность, ускорив работу кассиров и уменьшив количество ошибок, а также сократили расходы магазина, регистрируя продвижение продукта и проводя быструю инвентаризацию .

В СССР первый большой универсальный магазин – «Фрунзенский» – был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970 года как магазин самообслуживания. До того практиковалась торговля исключительно через прилавок. На 370 метрах прилавков - «горок», оборудованных холодильными установками, продукты находились в открытом доступе, площадь торгового зала составляла 1200 кв. м, имелось 15 кассовых аппаратов новейшей конструкции, итальянское и американское оборудование – все это позволяло обслуживать в день до 17 тыс. покупателей. К 1980 году в Ленинграде насчитывалось 30 универсамов. Еще один формат – универмаг (непродовольственные товары). В Москве это были ГУМ, ЦУМ, «Первомайский», «Краснопресненский» и др. К настоящему времени лишь единицы универмагов не сдают свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из многих независимых магазинчиков. В СССР развивались также специализированные магазины: «Детский мир», «Спорттовары». Успешно работал «Посылторг». Советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы.

Глава II. Классификация розничных торговых предприятий

Сегодня розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:

• по виду реализуемого ассортимента;

• по формам торгового обслуживания;

• по уровню цен;

• по типам;

• по формам и видам интеграции;

• по концентрации и месторасположению

Из наиболее популярных в нашем городе можно выделить следующие.

Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. Универмаг имеет важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.

Универсам — предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м., торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса. Согласно нормативным документам различий между универсамом и супермаркетом в России нет, однако за рубежом распространены и те и другие типы магазинов.

Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах достаточно высокие. Для супермаркетов характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований: 1,5—2,5 тыс. продовольственных и 2—3,5 тыс. непродовольственных товаров.

На протяжении ряда лет понятие «супермаркет» определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей.

Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 6 до 20 тыс. кв. м, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. В разных странах к гипермаркетам относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США — от 4 тыс. кв. м, во Франции — от 2,5 тыс. кв. м. В Германии гипермаркетами называют супермаркеты с площадью от 1,5 тыс. кв. м и универмаги с площадью от 4 тыс. кв. м. Гипермаркеты с величиной общей площади 10—50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Гипермаркеты преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.

Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционый метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

Дискаунты — это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь этих магазинов в среднем составляет 600 кв. м, хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь дискаунтов — отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых, так называемых «спальных» районах. Точка зрения о том, что дискаунт — это «магазин для бедных», является неверной. Дискаунт ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунты являются серьезным конкурентом уличным рынкам.

Первые дискаунты появились в Германии почти 40 лет назад. Первоначально они занимали небольшую долю в общем объеме товарооборота. Это было связано с непривычностью данных магазинов для покупателя и с ограниченностью ассортимента. Сегодня в этих магазинах продается практически полный ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса. Номенклатура товаров — в среднем 600 наименований, но может доходить и до 1200. Однако есть предел количества наименований, при достижении которого схема «высокое качество по низкой цене» не работает. Поэтому в типичном дискаунте вряд ли когда-нибудь будет более 1200 наименований товаров.

Заключение

Розничная торговля является одной из быстро развивающихся отраслей российской экономики. В нашем микрорайоне на 470 тыс. человек населения приходится - 2 магазина Полушка, 2 - Пятерочки, 1 - Матрица, 1 – Дуслык, т. е. получается, на один супермаркет в среднем приходится 7800 человек, а это в рамках оборота современных супермаркетов не так уж и много.

Несмотря на повышенную в нынешних условиях внимательность покупателей к ценам, сама по себе низкая цена на все товары не является фактором, определяющим выбор магазина. Гораздо большее значение имеет соотношение цена-качество. Вторым по значимости фактором, влияющим на выбор покупателя, является ассортимент – все необходимое в одном магазине; все нужные продукты в наличии; широкий ассортимент свежих продуктов.

Для покупателей при выборе магазина важны все факторы цены, ассортимент, качество обслуживания. Но чаще всего они выбирают магазины, ориентируясь на место расположения.

Нужно отметить неудовлетворенность многих потребителей качеством предлагаемого товара, вежливостью продавцов, большими очередями в магазинах. Все эти факторы также влияют на выбор потребителя.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что супермаркеты пользуются успехом у потребителей и являются важной частью экономической составляющей города.

Список литературы

1.Войцеховский О. Экономичный супермаркет — будущее российской розничной торговли//Витрина. — 2000. — № 1. — С. 28—30.

2. Википедия - универсальная энциклопедия, ru.wikipedia.org

3. Чкалова О.В., Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом// Маркетинг в России и за рубежом/ж., № 4, 2001

4.w*w. rusprofile.r*

5. w*w.km.r*/biznes

Покупка готовой работы
Тема: «Анализ потребительского поведения жителей города при выборе продуктов питания в супермаркетах»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 67
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика