ВКР

«Организационно-педогагическое сопровождение реализации электронного обучения математике для формирования коммуникативных универсальных учебных действии»

  • 69 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7

1.1. Основные характеристики универсальных учебных действий 7

1.2. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности в средней школе 12

Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 28

2.1. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий с использованием электронного курса внеурочной деятельности по математике 28

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 37

Выводы по главе 2 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60

Введение

В наше время произошли серьезные изменения в сфере образования. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, предполагающий решение важнейшей задачи процесса образования: формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее - УУД). Для реализации в полной мере нового Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлены правовые - нормативные акты, в том числе проект «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Данный проект регламентирует применение образовательными учреждениями разного вида и уровня электронного обучения.

Электронное образование и дистанционная форма обучения дают возможность создавать системы массового непрерывного самообучения и всеобщего обмена информацией, не взирая на временные и пространственные ограничения. Электронное обучение становится таким же обыденным и вошедшим в повседневную жизнь, как наличие у каждого человека смартфона или компьютера. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает развитие у школьников способностей в разных видах деятельности, формирование умений переносить и применять знания в личном опыте, а также решение задач личностного, познавательного и общекультурного развития учащихся. Универсальные учебные действия представляют собой способность ученика в сознательном, активном присвоении нового опыта, а также совокупность действий учащихся, обеспечивающих культурное единство, социальную компетентность, снисходительность, способность к самостоятельной организации процесса обучения.

Коммуникативные универсальные учебные действия (далее - КУУД) обеспечивают сотрудничество с учителем и сверстниками, искусство слышать, слушать и понимать партнера, способность правильно выражать свое мнение и участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативно взаимодействовать в поиске и сборе информации. Эти навыки очень важны для жизни в современном обществе, для саморазвития и для достижения целей, поставленных ФГОС. Как обобщенные действия, коммуникативные универсальные учебные действия предоставляют учащимся общеобразовательных учреждений возможность адаптации и в самой учебной деятельности, и в различных предметных областях сферы образования.

В связи с вышеперечисленным, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогическое сопровождение реализации электронного обучения математике для формирования коммуникативных универсальных учебных действий».

Не смотря на многочисленные работы, посвященные изучению данной темы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.В. Медведева, Г.А. Цукерман и другие) проблема формирования КУУД с внедрением электронного обучения является актуальной. Многочисленные работы Л.А. Петровской и Г.М. Андреевой стали основой в разработке проблемного обучения. Проблема заключается в противоречии между необходимостью нахождения эффективных способов формирования КУУД при электронном обучении и малым количеством разработанных методик, практик и технологий для получения электронного образования.

Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий при использовании электронных образовательных ресурсов является очевидной, потому что такое образование допускает использование дифференцированного обучения учащихся разного уровня подготовленности, заинтересованности и развивает навыки самоорганизации своей учебной деятельности, что отвечает основному требованию - умению учиться. Электронное обучение позволяет выбрать удобное время и место, а также темп обучения, и при необходимости или возникновении вопросов предоставляет возможность связаться с преподавателем при помощи чата или форума.

Цель выпускной квалификационной работы — теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования электронных образовательных ресурсов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся во внеурочной деятельности по математике.

Объектом данной работы является процесс развития универсальных учебных действий.

Предметом — применение электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Задачами данной работы в связи с указанной целью являются:

- выявить характеристики универсальных учебных действий;

- определить виды электронных образовательных ресурсов;

- провести анализ электронных ресурсов, которые могут быть использованы на уроках математики и во внеурочной деятельности;

- разработать электронный курс для организации внеурочной деятельности по математике;

- определить на основе опытно-экспериментальной работы эффективность организации внеурочной деятельности по математике с применением электронного курса в формировании КУУД.

При написании данной выпускной квалификационной работы для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, сравнительный анализ, обобщение. Также эмпирические методы - наблюдение, опрос, изучение результатов деятельности, а для подведения итогов методы математической статистики.

Теоретическая значимость работы состоит в выделении основных положений реализации стандарта второго поколения, характеристики УУД, в приведении методики применения ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности. База выпускной квалификационной работы МБОУ Школа №18 города Уфа. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов ВКР в школах учителями математики, реализующими стандарт нового поколения.

Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации внеурочной деятельности школьников по математике с применением электронного курса с использованием методики преподавания с учетом ФГОС и методологических подходов. Основные идеи работы представлены в сборнике научных статей физико-математического факультета.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1. Основные характеристики универсальных учебных действий

В связи со стремительными развитиями в обществе и в процессе обучения, введены изменения к требованиям образовательного стандарта, которые отражены в основных нормативных документах Российской Федерации в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) является базой для создания ориентировочных образовательных программ, учебных курсов и материалов, реализующих образовательную программу. Компетентностный подход подразумевает развитие личностных качеств, предметных и метапредметных результатов. Для достижения всех целей необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы учитывались и формировались универсальные учебные действия каждого обучающегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам овладения учащимися основной образовательной программы. Это способность самообучения, умение использовать различные информационные источники, а также критическое оценивание и их интерпретирование. Следующее требование подразумевает уверенное пользование средствами информационных и коммуникационных технологий при решении организационных, когнитивных и коммуникативных задач, следуя требованиям техники безопасности, ресурсосбережения, этических и правовых норм, а также норм информационной безопасности[27].

Развитие коммуникационных способностей школьников в разных видах деятельности, перенос и применение знаний в жизненных вопросах, а также решение задач личностного, познавательного и общекультурного развития учащихся предполагается внедрением стандарта второго поколения. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности в системе образования, создает почву для успешного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностями, включающими умение учиться. Можно выделить несколько основных видов универсальных учебных действий: личностные (смыслообразование, самоопределение и действие нравственно-этической оценки), регулятивные (целеобразование, прогнозирование, планирование, контроль, корректировка, оценка), познавательные (логические, общеобразовательные и знаково-символические) и коммуникативные (умение общаться, слушать и понимать партнера, сотрудничество с учителем и сверстниками)[4].

Формирование различных видов универсальных учебных действий, а также их дальнейшее развитие происходит не в рамках отдельных учебных предметов, а в совокупности образовательного процесса. Все виды УУД развиваются за счет обучения учащихся на каждой предметной области. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой способность ученика к самообразованию и самосовершенствованию при помощи сознательного и активного присвоения нового опыта, а также комплекс действий учащихся, который обеспечивает их культурное единство, социальную компетентность, терпимость, навык самостоятельного овладения новыми знаниями и умениями[25].

Рассмотрим функции универсальных учебных действий[1]:

- обеспечить возможность учащегося самообучаться, определять учебные цели, находить и применять нужные средства и методы достижения, а также непрерывно контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности;

- создать условия развития личности ученика и его самореализации, базируясь на готовности к непрерывному образованию, умении самообучаться, овладении высокой социальной и профессиональной ликвидности;

- обеспечить успешное овладение знаниями, умениями и навыками и сформировать понятия картины мира в любой предметной области познания.

Заключение

В связи с тем, что перед школой стоит задача формирования личности, готовой к жизни в стремительно меняющемся мире, к возможности саморазвития и самообразования, перед учителем возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий вообще, и формирование коммуникативных УУД в частности.

Федеральный государственный образовательный стандарт является базой для создания ориентировочных образовательных программ, программ учебных курсов, материалов, реализующих образовательную программу.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности в системе образования. Освоение учащимися УУД позволяет самостоятельно успешно овладевать новыми умениями, знаниями и компетентностями, включая организацию образовательного процесса, т. е. умение учиться. Можно выделить несколько основных видов УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Формирование коммуникативных УУД возможно в процессе выполнения различных практических и лабораторных заданий как в паре, так и в группе. Уроки с применением ЭОР наглядные и динамичные. Представленные в цифровой форме видеофрагменты, фотографии, статические и динамические модели, звукозаписи, картографические материалы, объекты моделирования и виртуальной реальности, текстовые документы, деловая графика и другие учебные материалы формируют качественную организацию учебного процесса.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов представляет материалы различных типов, интересных школьникам. Они позволяют применять различные методы обучения: наглядные, проблемные, проектные и игровые. Для развития учебных познавательных действий можно применять творческую проектную деятельность, создавать проблемные ситуации, выполнять развивающие задания или презентации и рефераты.

При выполнении данной работы выявлены характеристики универсальных учебных действий и определены виды электронных образовательных ресурсов. Проведен анализ электронных ресурсов, применяемых на уроках и во внеурочной деятельности в средней школе. Разработан электронный курс для организации внеурочной деятельности по математике.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой проводили занятия с применением электронного курса и ЭОР. Для этого были составлены задания для электронного курса внеурочной деятельности по математике, разработанного в системе Moodle, включающего 17-ть тем, в каждой теме такие задачи, которые не включены в программу базового образования и направлены на развитие КУУД. При изучении тем, с помощью Интернет-ресурсов рассматривали основные понятия, выявляли основные способы решения задач. При совместном обсуждении создавали проекты и представляли для защиты перед классом. При защите проектов выступающему задавали вопросы, учащимися анализировались структура, содержание, оформление и правильность выполнения задания. Также в процессе эксперимента проводили анкетирование, тестирование, наблюдение, беседу, выполнение и защиту проектов.

По результатам анкетирования и тестам можно сказать, что нужно применять электронное обучение в процессе организации деятельности учащихся, а также чаще организовывать различные мероприятия и игры, эффективно формирующие коммуникативные универсальные учебные действия. Применение электронных образовательных ресурсов мотивирует учащихся и повышает качество знаний по различным предметам.

Список литературы

1. Аксенова, Н.И. Системно — деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / СПб., 2012 г.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / СПб., 2001 г.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / М.: Асток - Пресс, 1998 г.

4. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / Пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011 г.

5. Баранов, А.А., Ильин А.Г., Кононова С.Р., Антонова Е.В. Совершенст-вование системы медицинского обеспечения детей в рамках первичной медико-санитарной помощи / Справочник педиатра, 2010 г. - №10.

+ еще 34 источника

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-педогагическое сопровождение реализации электронного обучения математике для формирования коммуникативных универсальных учебных действии»
Раздел: Математика
Тип: ВКР
Страниц: 69
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика