Курсовая работа

«Организационно-экономический механизм функционирования лизинга»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА 7

1.1. Экономическая сущность лизинга. 7

1.2 Риски лизинговых операций и пути их минимизации. 16

1.3 Нормативно-правовое обеспечение лизинговой деятельности в Республики Беларусь. 19

2. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ЛИЗИНГА. 23

2.1. Влияние условий лизингового договора на затраты и доходы сторон 23

2.2. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов. 25

2.3.Особенности сравнения вариантов использования кредита и лизинга 28

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Введение

Объектом лизинга является любое движимое или недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструментом, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов. Объект лизинга является собственностью лизингодателя в течение договора лизинга.

В зависимости от экономических условий число участников сделки может расширяться или сокращаться. Как правило, в каждой лизинговой сделке участвуют следующие субъекты экономической деятельности:

- продавец оборудования – (завод-производитель оборудования) официальный дилер белорусского или зарубежного производителя оборудования;

- лизингополучатель – субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга (согласно законодательству Российской Федерации лизингополучателем может быть физическое лицо, тогда как по законодательству Республики Беларусь только юридические лица);

- лизингодатель – юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных и (или) заемных средств объект лизинга;

- банк (или иной кредитор) – юридическое лицо, предоставляющее лизинговой компании финансовые ресурсы для приобретения оборудования;

- страховщик – страховая компания, которая производит страхование переданного в лизинг оборудования.

Сегодня лизинг с целью увеличения продаж и расширения клиентской базы используют многие предприятия, представляющие различного рода оборудование и технику на рынке Беларуси. «Присоединение» услуги к предлагаемому товару – грамотный маркетинговый ход. А тесное сотрудничество с лизинговыми компаниями позволяет предприятиям-продавцам не изымать собственные оборотные средства для предоставления товарного кредита покупателям - тем более, что рассрочка в оплате не подразумевает длительные сроки, которые могут потребоваться клиенту для погашения такого кредита. Рассрочка в платежах также влечет за собой возникновение кредитных рисков поставщика. Лизинговая компания выплачивает стоимость оборудования, сохраняя тем самым как оборотные ресурсы продавца, так и клиента, который видит, что продавец заботится не только о продажах, но и принимает активное участие в решении проблем своего партнера. Лизинг – это инструмент, одновременно позволяющий поставщику своевременно получать оплату за поставляемую продукцию, а покупателю – лизингополучателю – получить рассрочку на весь срок окупаемости приобретаемого им оборудования.

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем:

В настоящее время промышленность Республики Беларусь столкнулась с проблемой резкого ухудшения состояния основных производственных фондов промышленных предприятий и замедления темпов их обновления. Степень износа основных производственных фондов (ОПФ) возросла с 41% в 1992 г. до 70% в 2004 г. По оценкам же экспертов Всемирного банка износ основных фондов для белорусских предприятий достигает 80%.

Растущие потребности промышленных предприятий в обновлении ОПФ не могут быть удовлетворены из-за снижения объема инвестиций в эту отрасль экономики. Их общий объем в 2004г. составил лишь 52% по отношению к 1990 г.

Одновременно с этим бывшие ранее основными методы самофинансирования и кредитования в условиях инфляции, высоких кредитных ставок, неплатежей и падения спроса не обеспечивают не только расширенного, но и простого воспроизводства ОПФ в промышленности.

Значительно снизился и уровень государственной поддержки промышленных предприятий. Доля республиканского бюджета в общем объеме инвестирования в основной капитал с 1993 по 2002 год сократилась с 22,4% до 11,4%. Существующий механизм распределения бюджетных средств в промышленности основам на условиях традиционного кредита. Эта ограничивает для большинства предприятий доступ к инвестиционным ресурсам и является нерациональным вариантом распределения имеющихся ограниченных средств. В этой ситуации очевидной является необходимость применения таких методов финансирования, которые позволят более рационально распоряжаться финансовыми средствами и стимулировать ускоренное развитие промышленных предприятий с учетом государственных приоритетов

Заключение

В результате анализа состояния основных производственных фондов промышленных предприятий установлено, что их износ в промышленности достигает 70%. Из-за спада производства, несовершенной системы амортизационных отчислений и налогообложения, а также проблемы неплатежей, предприятия промышленности в не состоянии самостоятельно производить обновление основных фондов.

Применяемые белорусскими промышленными предприятиями методы и источники финансирования, такие как самофинансирование за счет прибыли и амортизационных отчислений, бюджетные ассигнования, иностранные инвестиции, банковское кредитование не позволяют решить проблему восстановления ОПФ. Объем государственной инвестиции в промышленность с 1992 года по 1999 год снизился почти на 50%. Поэтому особенно актуальным является поиск новых путей инвестирования мероприятий по техническому перевооружению и повышения на этой основе эффективности производства (2, 5).

Одним из методов, позволяющих эффективно производить обновление ОПФ, является лизинг. Несмотря на его широкое распространение за рубежом, доля промышленного лизинга в РБ составляет 2%, причем данный объем обеспечивается за счет частных лизинговых компаний.

В результате анализа показано, что наряду с финансовой, производственной и сбытовой функциями, характерными коммерческому лизингу, государственный лизинг обладает дополнительно социальной и мультипликативной функциями. Это позволит организовать адресное льготное финансирование социально значимых предприятий и за счет последовательного расширения производства и сбыта отечественной продукции и мультиплицировать ограниченные инвестиционные ресурсы государства.

Распределение государственных финансовых ресурсов в форме кредита является нерациональным, так как не исключает отток средств за пределы РБ в связи с необоснованным приобретением импортного оборудования. Поэтому, рассматривая лизинг как инструмент государственного финансирования для ускорения инвестиционных процессов, объективно становится возрастающая роль опосредованного государственного влияния на развитие лизинга. Одной из форм или методов государственного воздействия на лизинговые отношения в промышленности может послужить создание отдельной структурной единицы - промышленного лизингового фонда. Это позволит:

*открыть промышленным предприятиям, испытывающим дефицит финансовых средств, доступ к необходимому им фондообразующему оборудованию;

*организовать поддержку предприятий, проводящих реконструкцию устаревшей материально-технической базы производства через лизинг, отдавая предпочтения приоритетным направлениям развития;

*обеспечить адресное льготное финансирование социально значимых предприятий;

*реализовать функцию мультипликации выделяемых инвестиционных ресурсов за счет приобретения оборудования отечественного производителя и сдачи его в лизинг другому, увеличивая их доход и число рабочих мест, а также развивая при этом промышленность республики в целом.

Присущие лизинговому фонду социальная и мультипликацийная функции не имеют альтернативы при инвестировании предприятий за счет частных лизинговых компаний и традиционного кредитования.

Для успешного осуществления деятельности необходимым условием является оценка и отбор проектов, которые позволят осуществить финансовую поддержку предприятий, приоритетных для национальной экономики. Частные лизинговые компании ориентируются на коммерческую сторону краткосрочных и высокорентабельных проектов. Государственные финансовые институты при отборе проектов зачастую интуитивно ориентируются на государственные приоритеты, но методы количественной оценки приоритетности лизинговых сделок отсутствуют.

В работе предложена матричная модель для отбора проектов, учитывающая их коммерческую выгодность и государственные приоритеты развития промышленности, такие как импортозамещение, экспортоориентирование, повышение технического уровня производства, социальная направленность. Это позволит принять к финансированию именно те проекты, актуальность которых для белорусской промышленности является наибольшей.

Существующие методики определения эффективности инвестиционных проектов базируются на сроках их реализации. Нами предложена методика, которая определяет сравнительную эффективность проектов парадности договорных и налоговых выплат по ним. Особенность методики заключается в том, что в ней предусмотрена определение эффективности лизингового проекта как за срок его реализации, так и за нормативный период эксплуатации объекта. Сравнительная эффективность лизингового и кредитного проекта при рассмотрении его за разные периода меняется. Как правило, лизинговый проект после его завершения является для лизингополучателя более эффективным чем аналогичный кредитный. Но при его рассмотрении за нормативный срок эксплуатации объекта эффективным оказывается кредит. Это становится возможным благодаря льготам лизинга, которые позволяют перераспределять платежи по проекту и по налогам во времени, то есть относить их на более поздний период.

Учитывая преимущество лизинга на коротких отрезках времени, предприятиям экономически целесообразно прибегать к повторному лизингу. Данная особенность лизинга является существенным стимулом для ускоренного развития промышленных предприятий, воспользовавшихся лизинговыми услугами.

Применение разработанного механизма государственной поддержки лизинга машин и оборудования на предприятиях через промышленный фонд позволит повысить эффективность государственных инвестиций. Так, при направлении государственных инвестиционных ресурсов 2000 г. на финансирование промышленных предприятий на условиях лизинга на 4 года без учета возможности реинвестирования дисконтированный эффект через 10 лет будет положительным и составит 9,5 млн .долларов США.

Применение механизма распределения государственных инвестиционных ресурсов на условиях лизинга послужит действенным стимулом к ускоренному развитию промышленной отрасли.

Мне кажется, правительство прежде всего должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Для Беларуси, имеющей компактную транзитную территорию и разветвленную сеть различных лизинговых организаций, назрела необходимость коренным образом изменить управление лизинговой деятельностью, особенно автомобильной техники. Опыт развитых стран свидетельствует, что наиболее эффективным направлением в решении данной проблемы является создание холдинговой структуры.

В настоящее время в республике, при осуществлении процесса лизинга как комплекса взаимоотношений между субъектами хозяйствования, предполагается участие различных элементов рыночной инфраструктуры (банки, страховые компании, предприятия-производители и др.).

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике нашей республики.

Список литературы

1. Левкович А. О. Формирование рынка лизинговых услуг – М.: Изд- во деловой и учебной литературы, 2004г.

2. Кисель Т. Р. Экономическая сущность лизинга и его эффективность для грузового транспорта // Вестник БНТУ. -2003. -№3.

3. Ивуть Р. Б., Кисель Т. Р., Нарушевич С. А. Развитие рынка лизинга автотранспорта, осуществляющего международные грузоперевозки – Минск: БНТУ 2005г.

4. Соколовский С. Н. Лизинг: Классификация, риски, преимущества и недостатки // Веснiк БГЭУ. -2001. №6,7.

5. Ивуть Р. Б., Кисель Т. Р. Лизинг на транспорте: Учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Экономика и управление на предприятии”, “Бухучет, анализ и аудит”. Минск: БГПА, 2001г.

6. Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994

7. Лизинг: Экономические и правовые основы: Учебное пособие для вузов (под ред. док.юр.наук, проф. Коршунова Н.М.) Изд. 2-е, перераб., доп. – М. 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-экономический механизм функционирования лизинга»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика