Дипломная работа

«Анализ муниципального бюджета»

  • 88 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ….

6

1.1. Основы бюджетного устройства РФ…. 6

1.2. Понятие и структура местных бюджетов…. 21

1.3. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании…. 33

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА Г. ФРЯЗИНО И ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗА 2008 Г….

42

2.1. Общая характеристика муниципального образования и основы бюджетного процесса….

42

2.2. Структура бюджета г. Фрязино на 2008 год…. 50

2.3. Анализ исполнения бюджета за 2008 год…. 57

2.4. Анализ бюджета г. Фрязино на 2009 г…. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 76

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. 81

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 87

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в стране идёт комплексная бюджетная реформа. Её цель - упорядочить и стандартизировать бюджеты всех уровней. Несмотря на определённую стандартизацию и централизацию бюджетных процессов, бюджетам нижних уровней предоставляется больше самостоятельности в вопросах планирования доходных и расходных частей бюджета, а также в вопросах изыскания источников покрытия дефицита бюджета.

Надо, отметить, что органы местного самоуправления не относятся к государственной власти, а являются органами публичной власти на местном уровне. Посредством их население муниципальных образований осуществляет самоуправление на своей территории. Существуют муниципальные образования двух уровней, то есть, одни входят территориально в состав других.

Каждое муниципальное образование разрабатывает свой бюджет. При этом муниципальные бюджеты верхних уровней могут передавать часть своих полномочий и соответствующие финансовые средства на осуществление этих полномочий. Государство, в свою очередь, также передаёт часть полномочий и финансовых средств в муниципальные образования.

Формирование местных бюджетов осуществляется за счёт местных налогов и отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации.

Таким образом, муниципальный бюджет на местном уровне выполняет важную роль в аспекте финансирования местной экономики, экологии, правопорядка, образования, здравоохранения, культуры и др. Однако, даже имея достаточные средства, можно не эффективно ими распоряжаться. Эффективное исполнение бюджета по доходной, а, прежде всего, расходной части зависит от органов местного самоуправления.

Так как, планирование бюджета возлагается на органы местного самоуправления, то необходимо учитвать исполнение статей доходной и расходной части прежних лет, то есть, грамотно корректировать планируемый бюджет. В этом и состоит сущность процесса бюджетирования. Особенно возрастает роль правильного планирования бюджета в современных условиях мирового финансового кризиса, когда приходится сокращать социально-культурные расходы и направлять средства на стимулирование экономики местного уровня. От выделения средств на стимулирование экономики (общественные работы, муниципальные инвестиции и др.) в современных условиях зависит выход экономики из рецессии.

Таким образом, процесс бюджетирования на местном уровне и анализ местного бюджета является актуальной темой дипломного исследования.

Объект исследования – бюджет муниципального образования наукограда города Фрязино.

Предмет исследования – процессы бюджетирования на муниципальном уровне.

Цель исследования заключается в анализе бюджетных процессов на местном уровне и исполнения бюджета города Фрязино за 2008 год.

Задачи исследования:

• проанализировать законодательные основы бюджетного устройства РФ;

• рассмотреть структуру местных бюджетов и основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях;

• рассмотреть основы бюджетного процесса в наукограде Фрязино;

• проанализировать структуру бюджета г. Фрязино на 2008 год;

• провести анализ исполнения бюджета г. Фрязино за 2008 год;

• проанализировать специфику бюджета наукограда Фрязино на 2009 год.

В исследовании используются, как общенаучные, так и частнонаучные методы. Общенаучные: аналитический, дескриптивный, статистический. Частнонаучные: балансовый, метод финансового анализа, табулярный, графический.

Методологической базой выступили работы ведущих российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как: А.А. Васильев, Н.И. Глазунова, В.Б. Зотов, С.Б. Мельников и др. Были использованы труды авторов по финансам, финансовому менеджменту, финансовому анализу, таких как: И.А. Бланк, В.В. Ковалёв, Л.А. Дробозина и др.

Проводился анализ нормативно-правовых актов федерального уровня, связанных с процессами бюджетирования на местном уровне, прежде всего, Налогового и Бюджетного кодексов РФ. Также были изучены все нормативные акты Совета депутатов г. Фрязино и Главы администрации, связанные с процессом бюджетирования.

Научно-практическая значимость ислледования обуславливается тем, чито результаты анализа процесса бюджетирования в городе Фрязино и сделанные выводы, можно использовать в процессах бюджетирования других муниципальных образований.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ законодательных основ бюджетного процесса в муниципальных образованиях показал, что изменены основные термины бюджетного процесса. Создана единая бюджетная классификация и единые формы отчётности по исполнению бюджета для бюджетов всех уровней.

По своей структуре бюджетная система РФ состоит из трёх уровней. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет каждого уровня имеет свою правовую форму, то есть, бюджет каждого уровня закрепляется в установленном законодательством виде нормативных правовых актов. Бюджет каждого уровня имеет своё функциональное предназначение. Таким образом, бюджетная система РФ имеет иерархическую структуру из трёх уровней. Это связано с тем, что РФ является федеративным государством, в котором разделены полномочия между Федерацией и субъектами РФ, а также с тем, что власть на местном (городском, районном, сельском, окружном уровне) осуществляется в соответствии с принципами местного самоуправления.

Существует тринадцать принципов бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

Надо отметить, что в современной бюджетной системе РФ в основу бюджетного планирования положен широко известный в международной практике метод «скользящей трехлетки», при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

В соответствии с классификацией муниципальных образования существуют следующие виды местных бюджетов: бюджеты поселений (городских, сельских), бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Все доходы местных бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые. В местные бюджеты поступают доходы от местных налогов в 100 -% объёме, а также налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы – это операции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и собственностью вышестоящих по иерархии муниципальных образований, субъектов РФ, федеральной собственностью составляют основу местных бюджетов. Население муниципального образования также может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению.

Расходная часть местных бюджетов включает: расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам; расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам; ассигнования на страхование муниципальным служащим, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовой год.

Анализ исполнения бюджета в г. фрязино показал следующее.

Доходы бюджета г. Фрязино формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, других доходов в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством РФ и постановлениями представительного органа в распоряжение органов местного самоуправления. Расходы бюджета города осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Анализ бюджета 2008 показал, что в доходной части бюджета города по плану на 2008 год – 1 176 963,3 тыс. руб. доходов. Из них значимую долю составляют налоговые поступления и доходы от использования и продаж муниципального имущества. Налоги по специальным режимам налогообложения – 3% и налог на имущество также – 3%. Доходы от использования государственного и муниципального имущества – 7%. 5% - доходы от продажи активов (квартир, земельных участков), а 8%- прочие неналоговые доходы. Безвозмездные поступления из других бюджетов, включая субвенции – 42%. Бюджет на 2008 год является дефицитным, так как расходная часть превышает доходную 51 308,4 тыс. руб. Дефицит бюджета в масштабах города не является большим.

Бюджет г. Фрязино выполнен по доходной части в 2008 году только на 97,7%. Доходы по НДФЛ ((26%) в структуре) выполнены на 108 %. Перевыполнен план по разделу др. неналоговых поступлений. А, в целом по большинству разделов бюджета план недовыполнен.

Доходы от НДФЛ превысили запланированную норму на 8,5 %, что свидетельствует об увеличении доходов граждан в 2008 году. По поступлениям от единых налогов план недовыполнен. По налогам на имущество перевыполнен на 24,4%. Существенно перевыполнен план по другим неналоговым поступлениям. Наблюдается явное неисполнение по доходам от продаж товаров и услуг, что свидетельствует о спаде в потребительской сфере города Фрязино.

Расходная часть бюджета исполнена на 89,5%. Разница между исполненными доходами и расходами составила – 51449,5 тыс. руб. За счёт экономии на расходах, с учётом неисполнения доходной части, удалось добиться профицита бюджета по исполнению.

Надо отметить, что бюджет города скорректирован по статьям доходов, исходя из исполнения в 2008 году. При этом, статьи доходов, которые были не довыполнены, снижены в бюджете и , наоборот. Всего доходов в бюджете 2009 года запланировано больше, темп роста составляет – 108,9%

Планируется значительный прирост в поступлениях по пересчётам и задолженностям по налогам. По налоговым поступлениям планируется небольшой прирост (115-120%), по статьям (платные услуги и др.) по которым было неисполнение бюджета доходы в бюджете снижены (темп убыли (-125-130%). Темп роста по статье доходов от рыночных продаж товаров и услуг запланирован – 504,4%.

Расходная часть бюджета в 2009 году запланирована с увеличением на 10,5%. Дефицит бюджета составляет 75 229,5 тыс. руб., что больше чем в 2008 году. Наиболее существенный рост наблюдается в расходах на экономику. Темп роста – 4688%. Но, в 2008 году расходы на экономику были мизерными. Такой рост связан с мировым финансовым кризисом и с увеличением роли государственных и муниципальных инвестиций в экономику. Увеличены расходы на спорт, здравоохранение и нац. оборону.

Однако, сокращены расходы по ЖКХ, экологии, образованию, культуре, соц. политике, что ещё раз свидетельствует о том, что в современных условиях наиболее важное – это стимулирование экономики города.

Список литературы

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники:

Опубликованные:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 20 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. от 30.11.1994 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30. 12. 2004. № 217-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301; 2005. № 1. Ст. – 43

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. от 26.01.1996 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 23.12. 2003 № 182-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410; 2003. № 52. Ст. – 5034.

4. Гражданский кодекс ч. 3. от 26.11.2001//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.-4552.

5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 186-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 28.07. 2004 № 80-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821; 2003. № 52. Ст. – 5038. С последними изменениями от 24 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.

6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.07.2004. № 95-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231.

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 117-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2004.//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231.

8. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с Бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007.

9. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ.

10. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999. № 165-ФЗ.

11. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 2348; 2001. № 59. Ст. – 1699.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 24.09.2003. № 131-ФЗ//РГ от 12.10.2003.

13. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. № 7-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. – 45.

14. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27. 07. 2006 № 149-ФЗ / РГ от 15.08.2006.

15. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.02.2002. № 1-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №. 2. Ст. – 324.

16. Устав г. Фрязино Московской области., Принят Решениями Совета депутатов города Фрязино от 1 марта 2000 года № 19, от 5 апреля 2000 года № 36 (в редакции Решений Совета депутатов города Фрязино от 28.09.2001 г. № 123, от 05.11.2002 г. № 118, от 01.06.2004 г. № 43, от 29.07.2005 г. № 70).

17. Решение Совета депутатов г. Фрязино 14.02.2008 № 309 «О принятии Положения о бюджетном процессе в городском округе Фрязино Московской области».

18. Положение о контрольно-счётной комиссии в г, Фрязино/утв. Советом депутатов городского поселения Фряново от 18.02. 2000 г. № 21

19. Решение Совета депутатов города Фрязино от 11.12. 2008 г. № 383 «О бюджете города Фрязино на 2008 год».

20. Решение Совета депутатов города Фрязино от 13.12. 2007 г. № 295 «О бюджете города Фрязино на 2009 год».

21. Постановление Главы города от 10.08.2007 № 545 «О Порядке принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ города Фрязино, их формировании и реализации»

22. Постановление Главы города Фрязино № 743 от 10 октябля 2008 г. «Постановление Главы города Фрязино № 743 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Наша молодёжь»

23. Постановление Главы города Фрязино № 740 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в г. Фрязино в 2009-2011 годах»

24. Постановление Главы города Фрязино № 746 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы по профилактике преступлений и правонарушений, укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью на территории городского округа Фрязино Московской области на 2009-2010 годы «Правопорядок»

25. Постановление Главы города Фрязино № 749 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение развития города Фрязино как наукограда Российской Федерации на 2009-2012 годы»

26. Постановление Главы города Фрязино № 741 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие культуры города Фрязино» на 2009-2013 годы»

27. Постановление Главы города Фрязино № 744 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на

территории городского округа Фрязино на 2009-2011 годы»

28. Постановление Главы города Фрязино № 747 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009-2010 годы

29. Постановление Главы города Фрязино № 742 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования города Фрязино на период 2009-2011 годов»

30. Постановление Главы города Фрязино № 745 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем многодетных семей в 2009-2011 годах»

31. Постановление Главы города Фрязино № 748 от 10 октября 2008г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2009-2010 годы»

32. Постановление Главы города Фрязино от 06.04.2009г. № 158 «О проведении публичных слушаний отчета об исполнении бюджета города Фрязино за 2008 год»

Литература:

33. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К.2005.

34. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: Проспект. 2008.

35. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер. 2005.

36. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации – Спб.: Питер. 2009.

37. Васильев А.А. Муниципальное управление: курс лекций. – Нижний Новгород, 2007.

38. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., Омега-Л, 2005.

39. Володина А.А. Управление финансами. – М., Инфра-М, 2004.

40. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Проспект. 2007

41. Денисов А.Ю., Соломович В.Г. Бюджетные организации. Бухгалтерский учёт. – М.: ДИС, 2006.

42. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. – М., Финансы и статистика. 2008.

43. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты. – СПб., Питер. 2004.

44. Иохин В.Я. Экономическая теория – М., Экономист - 2006

45. Карасёва Н.В. Финансовое право. – М.: Норма. 2008

46. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М. Финансы и статистика, 1999.

47. Конституционное право субъектов РФ/Под. ред. Кряжкова В.А. – М.: Городец, 2002.

48. Лавягина Е.А.Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях. – М.: Приор, 2006.

49. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент: Участие населения в собственности муниципальных образований. – М.: МИКО. Коммерческий вестник. 2007.

50. Муниципальный менеджмент/Под ред. Морозовой Т.Г., Победина М.П. – М.: Юнити, 2007.

51. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М., Банки и биржи, 2007.

52. Радченко А.И. Основы государственности и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство. – 2007

53. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М., ЮНИТИ. 2003

54. Федотова Е.С. Контроль и ревизия. – М., Финансы и статистика. 2006.

55. Финансы/ под ред. Ковалевой А. М.: Финансы и статистика. 2008.

56. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. профессора Дробозиной Л.А. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

57. Шургина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. – Новосибирск. 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Анализ муниципального бюджета»
Раздел: Финансы
Тип: Дипломная работа
Страниц: 88
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика