Дипломная работа

«Использование новых информационных технологий в учебном процессе»

  • 60 страниц
Содержание

Оглавление:

Введение…3

Глава 1. Использование новых информационных технологий в учебном процессе…6

§1. Понятие и классификация НИТ…6

§2. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование на уроках…25

Глава 2. Оптимизация учебного процесса на основе использования ИТ….37

§1. Использование ИТ в системе школьного образования…37

§2. Развитие педагогического мастерства в процессе применения педагогических технологий….48

Заключение….57

Библиография…

Введение

Введение

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского, Е.С. Полат с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации“ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.

Объект: педагогическое мастерство в процессе информатизации учебного процесса.

Предмет: использование инновационных информационных технологий в учебном процессе.

Цель работы: изучение возможностей применения НИТ в системе образования.

Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:

• Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация;

• Раскрыть понятие термина педагогическое мастерство в контексте применения ИТ;

• Выяснить, какую роль в учебном процессе играет сеть Интернет, какие ресурсы сети могут быть полезны для учебного процесса;

• Определить основные проблемы использования НИТ в системе образования.

Заключение

Заключение

Итак, в ходе нашей работы, мы:

• Рассмотрели сущность НИТ, классифицировали их;

• Проанализировали научную литературу по данной теме;

• Теоретически обосновали использование НИТ в учебном процессе;

• Дали понятие термину педагогическое мастерство, показали важность для учебного процесса;

• Привели примеры использования ресурсов сети Интернет в учебном процессе на уроке одной из школ г. Пензы.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

• Современный учебный процесс немыслим без НИТ;

• Глобальная сеть Интернет - важная составляющая учебного процесса, так как является неисчерпаемым источником информации;

• Активное использование коммуникационных программ в процессе обучения позволяет проводить необычные занятия и встречи с интересными людьми, тем самым повышая мотивацию учащихся;

• Важной задачей современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей, поэтому владение педагогическим мастерством является необходимым качеством каждого педагога.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.

Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.

Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса, что должно несомненно привести к качественному улучшению знаний учащихся.

Список литературы

Библиография:

1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999. – 289 с.;

2. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учебник / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.;

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,2000. – 336 с.;

4. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора. - СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 127 с.;

5. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987. – 264 с.;

6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М, 1991. – 192 с.;

7. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании. /Н.И.Ерофеева// Народное образование.2002.–№ 5. – с. 130-132 ;

8. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990. – 432 с. ;

9. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. – 155 с.;

10. Занина, Л.В. Основы пед. мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н \Д: - М.: Феникс, 2003. – 287 с.;

11. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. 2000. - №4. – 27-32 с.;

12. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.;

13. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989. – 254 с.;

14. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985. – 271 с.;

15. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе / Кузнецов Е.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. – 361 с.;

16. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. 2003. – № 1. – с. 4-9.;

17. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - М.:1995. – 356 с. ;

18. ; Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. - № 7. – с. 17-23.;

19. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука. 1999. – 191 с.;

20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М.: 1978. – 1200 с.;

21. Осмоловская И.М. Творчество учителя и учащихся в учебном процессе. - М.: Издательство Институт практической психологии, 1998. – 240 с.;

22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. – 574 с.;

23. Полат Е.С. Телекоммуникации в школе // Информатика и образование. - 1993. №1. – с. 12-17.;

24. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007. – 176 с.;

25. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия.– Минск: Современное слово. 2005. – 312 с.;

26. Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр,2002. – 336 с.;

27. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. – 205 с.;

28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие.– М.: Нар. образование, 1998. – 255 с.;

29. Симонов В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. - М., 1995. – 192 с.;

30. .Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.– М.: Школа-Пресс, 2000. – 173 с.;

31. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие. – М.: АСТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.;

32. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. –№ 5. – с. 42-46.;

33. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.;

34. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. – 328 с.;

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – 325 с.;

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика