Дипломная работа

«Особенности психолого-педагогических подходов к формированию культуры здоровья у подростков в России и зарубежных странах»

  • 84 страниц
Содержание

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Формирование культуры здоровья у подростков

в семье и образовательных учреждениях 6

1.1 Понятия «культура здоровья» и «здоровый образ

жизни» 6

1.2 Физиологические и психологические особенности подросткового возраста 12

1.3 Взаимодействие школы и семьи в формировании

культуры здоровья у подростков 17

Выводы 25

Глава 2. Анализ психолого-педагогические подходов к гигиеническому воспитанию и формированию здорового

образа жизни в России и некоторых зарубежных странах 27

2.1 Гигиеническое воспитание, формирование культуры здоровья у подростков в России 27

2.2 Формирование здорового образа жизни у подростков

в зарубежных странах 36

2.3 Профилактика вредных привычек на основе

формирования жизненных навыков 44

Выводы 52

Глава 3. Опыт работы по формированию культуры

здоровья у восьмиклассников 53

3.1 Методы и организация исследования. 53

3.2 Результаты исследования и их обсуждение. 55

Выводы 70

Заключение 71

Список использованной литературы 72

Приложение

Введение

Введение

Во многих исследованиях посвященных изучению состояния здоровья современных подростков отмечено значительное ухудшение показателей их роста, развития, широкое распространение нервно-психических, сердечно-сосудистых, эндокринных заболеваний, нарастание приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению [4;5;10;13;19;22 и др.].

Многолетний опыт направленный на поиски путей, форм и методов сохранения и укрепления, показал, что решать проблему нужно комплексно,с учетом использования педагогических, психологических, валеологических и социальных воздействий, активизирующих деятельность самой личности в формировании культуры здоровья и побуждающей к соответствующему поведению.

Учебно-воспитательная работа, проводившаяся в России в 50-80-е гг. по гигиеническому воспитанию и формированию культуры здоровья оказалась малоэффективной Г. К. Зайцев [10], Н. Н, Куинджи [13], В. М. Родионов [21] и другие. Проанализировав причины низкой эффективности ученые пришли к выводу, что в этот период не уделялось должного внимания формированию навыков оздоровительного поведения. В учебных программах предусматривалось формирование знаний о вреде тех или иных факторов внешней среды и поведенческих рисков для здоровья. До настоящего времени в России не разработаны единые психолого-педагогические подходы к первичной профилактике табакокурения, наркомании и других вредных привычек.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения считают школу наиболее перспективным местом воздействия на личностное становление подростков и формирование навыков здорового образа жизни [21]. За рубежем с 50-60-х гг. внедряются психологические модели формирования культуры здоровья, наиболее распространенной из которых является программа “Жизненные навыки”, разработанная Р. Б. Вейсоном с соавторами и реализуемая в 30-ти странах мира [6;29;33;37;38]. В России элементы этой программы внедряются лишь в отдельных школах [19]. Кроме того, отечественное образование косвенным образом решает задачи обучения учащихся жизненным навыкам в рамках учебных курсов по природоведению, биологии, физической культуре, ОБЖ. Однако до настоящего времени не разработаны специальные программы, которые бы сочетали в себе когнитивный и поведенческий подходы к формированию культуры здоровья. Учитывая, что ухудшение показателей здоровья подростков и широкое распространение аддиктивного поведения в значительной мере обусловлены низким уровнем гигиенических знаний и навыков, важным является поиск эффективных психолого-педагогических подходов к воспитанию культуры здоровья. Проблема исследования является актуальной, так как формирование культуры здоровья у учащихся представляется одним из условий сохранения и укрепления здоровья, повышения успешности обучения.

В России и зарубежных странах во второй половине XX века сложились различные психолого-педагогические подходы к формированию культуры здоровья у подростков. Анализ особенностей этих подходов, выбор наиболее рациональных форм и методов воспитательной работы, способствующей повышению уровня гигиенических знаний и формирования навыков оздоровительного поведения подростков обосновывает актуальность выбранной темы.

Научную новизну исследования представляет изучение современных психолого-педагогических подходов к формированию культуры здоровья в начале XXI века, когда изменившиеся экономические и социальные условия в России привели к широкому распространению аддиктивного поведения среди подростков, при низкой эффективности воспитательной работы по профилактике этих негативных явлений в семье и образовательных учреждениях.

Объект дипломного проекта процесс формирования культуры здоровья у подростков.

Предмет исследования изучение особенностей психолого-педагогических подходов к формированию культуры здоровья в различных странах.

Целью данного исследования является анализ различных психолого-педагогических подходов к формированию культуры здоровья и отбор наиболее эффективных образовательных программ, обеспечивающих сочетание когнитивного и поведенческого подходов.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме.

2. Выделить образовательные программы, представляющие собой когнитивный и поведенческий подходы к формированию культуры здоровья.

3. Определить уровень культуры здоровья у школьников одной из сельских школ.

4. Провести учебно-воспитательную работу по формированию культуры здоровья среди восьмиклассников и оценить ее эффективность.

В работе использованы следующие методы: изучение литературы по теме, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование, устный опрос, воспитательная работа с применением активных форм.

Методической основой работы были исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, гигиенистов, физиологов, изучающими проблемы воспитания культуры здоровья: Л. Г. Татарникова, Э. Н. Вайнер, Н. Н. Куинджи, Б. Н. Чумаков, И. А. Паршутин, С. М. Чечельницкая, Р. Б. Вейсон, Э. Чарлтон, Д. Шеффер и другие.

Заключение

Заключение

На основании анализа литературы и собственных исследований мы пришли к следующему заключению.

В России и зарубежных странах во второй половине XX века сложились разные психолого-педагогические подходы к формированию культуры здоровья у подростков. В России при проведении гигиенического воспитания и формирования культуры здоровья в 50-80-е гг. Преобладал когнитивный подход, что обеспечивало увеличение знаний по проблемам здоровья, но практически не влияло на формирование оздоровительного поведения.

В странах Западной Европы и Северной Америки в этот период сформировался наряду с когнитивным поведенческий подход к воспитанию культуры здоровья. Наибольшую эффективность продемонстрировали программы обучения, в которых акцент сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия подростками ответственных решений в таких областях, как курение, применение наркотиков, сексуальные отношения.

Установлено, что в сельских школах практически не проводится воспитательная работа по формированию культуры здоровья, что показывает низкий показатель культуры здоровья школьников. Информацию о здоровье включают уроки ОБЖ, биологии, природоведения, а так же раз в год проводиться День здоровья, который включает в себя различные спортивные мероприятия и информирование учащихся о негативном влиянии психоактивных веществ, сокращения продолжительности сна, снижения двигательной активности, нарушения режима питания. Отмечено, что этой информации не достаточно для формирования оздоровительного поведения, так как почти все восьмиклассники отмечают постоянные или периобические головные боли, которые они связывают с учебным процессом.

Список литературы

Список использованной литературы

1. Амосов М. В. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 191 с.

2. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности: Т.2. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. – СПб, 1999. – 236 с.

3. Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Изд-во «Феникс», 2003. – 304 с.

4. Васильева О. С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация / О. С. Васильева, Е. В. Журавлева // Школа здоровья. – 1999. - №2. – С. 23-30.

5. Вайнер Э. Н. Валеология: Учеб. пособие / Э. Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2002. – 416 с.

6. Вейсен Р. Б. Обучение жизненно важным навыкам в школе / Р. Б. Вейсен, Дж. Оли, В. Эванс. – М.: Изд-во Вита-Пресс, 1996. – 66с.

7. Даниленко О. Н. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен / О. Н. Даниленко // Психолог. журнал. – 1998. - №12. – С. 108-117.

8. Егоров А. Ю. Современные особенности раннего алкоголизма / А. Ю. Егоров. – Санкт-Петербург, 1994. – 124 с.

9. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе: Диагностика, коррекция валеологии в образовании / И. Ю. Жуковин. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – С. 54-59.

10. Зайцев Г. К. Школьная валеология / Г. К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. – 98 с.

11. Климова В. И. Человек и его здоровье / В. И Климова. – М.: Медицина, 1990. – 240 с.

12. Колобанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В. В. Колобанов. – СПб.: ДЕАМ, 1998. – 232 с.

13. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи. – СПб.: Терра, 2000. – 139 с.

14. Курек Н. С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н. С. Курек. – СПб.: Питер, 2001. – 217 с.

15. Мусалов Г. Г. Вредные привычки подростков и их профилактика / Г. Г. Мусалов. – Махачкала: Дагучнедгиз, 1989. – 75 с.

16. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 608 с.

17. Никифорова Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие / Г. С. Никифорова. – Питер.: СПб., 2003. – 606 с.

18. Павлова И. В. Интеграция тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана / И. В. Павлова, А. Е. Тувельман, Н. Г. Скегина // Школа здоровья. – 2001. - №2. – С. 45-51.

19. Пашутин И. А. Социальные и личностные особенности подростков, влияющие на формирование антинаркотических установок при проведении профилактического тренинга / И. А. Пашутин // Школа здоровья. – 2003. - №1. – С. 26-30.

20. Программа «Познай себя» для начальных классов. – М.: Витоцентр, 1994. – 38 с.

21. Родионов В. М. Программа здоровья в России и зарубежем / В. М. Родионов // Здоровье детей. – 2003. - №10. – С. 20-21.

22. Романова О. Л. Первичная профилактика наркотических заболеваний у детей / О. Л. Романова // Вопросы наркологии. – 1993. - №3. – С. 53-59.

23. Савченко В. В. Употребление алкоголя больными опийной наркоманией / В. В. Савченко, Ю. П. Сиволап, Л. В. Калуджерович // Журнал невропатологии и психиатрии. – 2000. - №4. – С. 1-10.

24. Сержантов В. Ф. Характер и судьба / В. Ф. Сержантов. – СПб.: Санкт-Петербургский философский клуб. 1997. – 54 с.

25. Смирнов Н. К. Валеология: новая область образовательного пространства: Человек, культура, здоровье: Тезисы докл. Всерос. науч. конф. (Москва, 18-20 нояб. 1997). – М.: 1997. – С. 265-268.

26. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие / И. И. Соковня-Семенова. – М.: Изд-во Академия, 2000. – 208 с.

27. Соломнез Дж. Наркотики и общество / Дж. Соломнез, В. Чебурсон, Г. Соколовский. – М.: ЭТС, 1998. – 174 с.

28. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. – СПб.: Петроградский и Ко, 1997. – 416 с.

29. Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб.: Питер, 2004. – 767 с.

30. Торохова Е. Н. Валеология. Словарь / Е. Н. Торохова. – М.: Флинта-Наука, 1999. – 248 с.

31. Устинова Э. М. «Школа, содействующая здоровью» - первые шаги, проблемы, перспективы / Э. М. Устинова, Н. А. Мансуров // Школа здоровья. – 2003. - №2. – С. 33-38.

32. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – М.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 88 с.

33. Хомик В. Программа предупреждения вредных привычек у школьников США / В. Хомик // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 148-155.

34. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропов, Д. А. Фабер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

35. Хъел Л. Теории личности / Л. Хъел, Д. Зиглер. – Спб.: Питер, 1997. – 112 с.

36. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. – 1997. - №2. – С. 3.

37. Чечельницкая С. М. Теория и практика обучения жизненным навыкам / С. М. Чечельницкая, С. Г. Косарецкий, Д. А. Шалаева // Школа здоровья. – 2002. - №1. – С. 5-11.

38. Чечельницкая С. М. Теория и практика обучения жизненным навыкам. Часть 2: Результаты собственных исследований / С. М. Чечельницкая, С. Г. Косарецкий, Д. А, Шалаева // Школа здоровья. – 2002. - №2. – С. 13-21.

39. Чумаков Б. Н. Валеология: Избранные лекции / Б. Н. Чумаков. – М.: Рос. педагогич агенство, 1997. – 136 с.

40. Шелтон М. Основы натуральной гигиены / М. Шелтон. – М.: ТЕРРА – книжный клуб, 2002. – 368 с.

41. Шерстеникина В. А. Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения иноязычному общению: Учеб. Пособие / В. А. Шерстеникина, Н. И. Торунова, Э. А. Житницкая. – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – 236 с.

42. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с.

43. Щербо И. Н. Деятельностный подход к формированию здорового образа жизни / И. Н. Щербо // Школа здоровья. – 2003. - №2. – С. 30-33.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности психолого-педагогических подходов к формированию культуры здоровья у подростков в России и зарубежных странах»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 84
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика