Курсовая работа

«Роль семьи и школы в профилактике алкоголизма среди детей и подростков»

  • 37 страниц
Содержание

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1.Причины и стадии алкоголизма 4

2.Проблема ранней алкоголизации 8

2.1. Причины ранней алкоголизации 8

2.2. Особенности алкоголизации учащихся 11

2.3. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней алкоголизации 14

3.Возникновение и эволюция системы профилактики раннего алкоголизма 17

3.1. Состояние проблемы профилактики подросткового алкоголизма 17

3.2. Обзор зарубежного опыта 19

3.3. Отечественный опыт 22

3.4. Роль семьи и школы в профилактике раннего алкоголизма 24

3.5. Средства контрпропаганды 28

Заключение 32

Литература 35

Введение

Введение

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всегда ужаснее, губит души людей и их потомство.

Л.Н.Толстой

Борьба за здоровье детей и подростков – это активная профилактика и алкоголизма и курения.

З. Балаян

Употребление школьниками спиртных напитков – явление очень распространенное. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое при-общение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьники чувствуют себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.

Все последствия употребления алкоголя известны многим, тем не менее, миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложившихся житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкогольных напитков неумение, а в ряде случаев и отсутствие возможности в правильной организации досуга.

Цель этой работы изучить современные психолого-педагогические подходы к профилактике алкоголизма среди детей и подростков. Определить причины появления алкоголя, опираясь на исследования в некоторых стрaнах. В данной работе преследуются следующие задачи:

1. Изучить по данным литературы причины и особенности ранней алкоголизации учащихся.

2. Изучить психолого- педагогические подходы к профилактике алкоголизма у подростков в России и некоторых зарубежных странах.

3. Определить реальное место семьи в профилактике алкоголизма среди подростков.

Усилия педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности в алкоголизме, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой — запугивание и дезинформация.

Курсовая работа изложена на 35 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Литература изложена в 11ти источниках.

Заключение

Заключение

Организация мероприятий по профилактике алкоголизма строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению любыми спиртными напитками и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

• Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления спиртным.

• Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о спиртных напитках, и умения принимать правильные решения.

• Предоставление альтернатив алкоголизма. [1]

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к алкоголю. Взаимодействие с организациями и структура-ми, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим алкоголем - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации алкоголя среди детей и подростков, правомочности его употребления и облегчении доступа к нему.

Это общие принципы ведения профилактической работы.

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

 Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.

 Влияние на уровень притязаний и самооценку.

 Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.

 Возможность привлечения специалистов по профилактике. [5]

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

1. Любая работа в области антиалкогольного просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация об алкоголе и его влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

3. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о по-следствиях злоупотребления алкоголем для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать спиртное в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.

4. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

5. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антиалкогольного просвещения.

6. Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Работая в области антиалкогольного просвещения не следует допускать следующего.

 Использования тактики запугивания: неэффективность такой так-тики доказана.

 Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления алкоголем при описании их воздействия.

 Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния алкоголизму.

 Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

 Упоминания о культурных предпосылках употребления алкоголя.

 Оправдания употребления спиртного, какими бы то ни было причинами. [3]

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет 20%, от медикаментозного лечения всего лишь 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

Список литературы

Литература

1. А.Ю. Егоров. Современные особенности раннего алкоголизма. Его-ров А.Ю. Институт специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург.

2. А.Е. Личко. Подростковая психиатрия. Личко А.Е. Л.: Медицина, 1995. 416с. 3. А.Е. Личко., В.С. Битенский. Подростковая наркология. Личко А.Е., Битенский В.С. Л., Медицина, 1991. 304с. 4. В.Ф. Егоров, Г.А. Кошкина, Г.А. Корчагина, А.З. Шамота. Нарколо-гическая ситуация в России (по данным официальной медицинской статисти-ки за 1996). Егоров В.Ф., Кошкина Г.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З. Рус. мед. журн. 1998. Т.6. 109-114.

5. В.В. Савченко, Ю.П. Сиволап, Л.В. Калуджерович. Употребление алкоголя больными опийной наркоманией. Савченко В.В., Сиволап Ю.П., Калуджерович Л.В. Журнал невропатологии и психиатрии. 2000. Т. 100. 10с. 30-31. 6. В.В. Чумаков. Валеология. Чумаков В.В. М.: 1996. 216с. 7. Л.С. Фридман и др. Наркология. Фридман Л.С. и др. М.:СПб.: «Бе-ном»-«Невский диалект»,1998. 318с. 8. М.И. Попов. Валеология дома и в школе. Попов М.И. М.: 1990. 316с. 9. Н.Я. Копыт, П.М. Сидоров. Профилактика алкоголизма. Копыт Н.Я., Сидоров П.М. М.: 1986. 320с. 10. П.А. Андерсон. Пути решения проблем. Андерсон П.А. М.: 1976. 116с.

11. П.И. Сидоров, А.В. Митюхляев. Ранний алкоголизм. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Архангельск: Изд-во АГМА, - 1999. 306с.

Покупка готовой работы
Тема: «Роль семьи и школы в профилактике алкоголизма среди детей и подростков»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика