Дипломная работа

«Прокурорский надзор за защитой законных прав и свобод граждан»

  • 84 страниц
Содержание

Введение

1. Понятие и формы защиты гражданских прав и свобод

1.1. Классификация форм защиты гражданских прав, свобод и интересов

Обращение в суд прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан

Роль прокурора в гражданском процессе по защите защиту прав, свобод и законных интересов

Участие прокурора в уголовном процессе по защите защиту прав, свобод и законных интересов

Заключение

Библиографический список

Введение

Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

В соответствии с Федеральным законом \"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации \"О прокуратуре Российской Федерации\" от 17 ноября 1995 г., прокуратура стала осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательном уровне. Выделение рассматриваемого вида деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации ее правозащитного потенциала, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем следует отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только обозначенного вида прокурорской деятельности. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзора за исполнением законов судебными приставами; надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания прокуроров также в ходе осуществления уголовного преследования; участия в рассмотрении дел судами; координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; при участии в правотворческой деятельности; осуществлении международного сотрудничества, рассмотрении и разрешении в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений.

Иными словами, правозащитная деятельность прокуратуры довольно удачно дополняет существующие модели правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При этом упреки и замечания о внесудебном механизме этого института с позиции правовых теорий западноевропейских стран и США не выдерживают критики в силу того обстоятельства, что конечная цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности российской прокуратуры достигается правовыми средствами.

Однако в современный период проблемы организации и деятельности органов прокуратуры преимущественно входят в круг интересов ученых, занимающихся вопросами организации прокурорского надзора. К сожалению, область этих отношений исследовалась и продолжает исследоваться учеными-государствоведами недостаточно, что подтверждает, например, нерешенность вопроса о правовой природе органов прокуратуры, конституционное включение ее в систему судебной власти и т.д. Во многих, если не в большинстве, современных публикациях о прокуратуре ее рассматривают как орган обвинения, орган, имеющий главной задачей борьбу с преступностью, а не защиту прав и свобод человека и гражданина - правозащитную деятельность.

Актуальность выбранной темы очевидна, поскольку до сих пор учеными не достаточно разработаны теоретические и правовые основы деятельности современной российской прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, основных видов этой деятельности и др.

Заключение

В данной дипломной работе исследовались: понятие правозащитной деятельности прокуратуры; ее цели, задачи и принципы; законодательные акты и подзаконные нормативные правовые акты, составляющие правовые основы деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также практику ее осуществления органами и учреждениями прокуратуры.

Острота современной ситуации с законностью и правопорядком в стране, специфика переживаемого периода, наконец, вступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, признание юрисдикции Европейского суда по правам человека диктуют необходимость максимального использования правозащитного потенциала всех государственных органов, включая прокуратуру. Представляется, что это задача не только тактическая, но и стратегическая, требующая для своего решения довольно длительного времени. Успешная ее реализация может быть достигнута не путем ослабления одних правозащитных звеньев и механизмов государства за счет усиления других, а путем их синхронного совершенствования. Все они имеют одну цель - защищать права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Организация правозащитной деятельности прокуратуры должна строиться с расчетом на максимально полное обеспечение ее профилактической направленности. Она достигается на основе тщательного и полного установления причин и условий правонарушений по каждому факту обращения пострадавших в прокуратуру, накопления и регулярного пополнения информации о фактическом состоянии законности, о факторах, приводящих к нарушениям прав и свобод граждан, стратегически выверенного, тактически обоснованного подхода к выбору средств прокурорского реагирования, позволяющих радикально решать задачи общего и специального предупреждения правонарушений. Меры профилактического характера направлены на устранение причин и условий, способствующих нарушениям прав граждан, они должны применяться по каждому факту установленного прокурором нарушения. Меры по предупреждению нарушений также следует применять на основании обобщенных данных о состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан в целом, по отдельным их видам и группам. Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информации, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные действия, препятствуют их распространению. Особого внимания при осуществлении прокурорского надзора заслуживают меры, направленные на преодоление правового нигилизма, обеспечение неотвратимости ответственности лиц, нарушивших права граждан, и в первую очередь органов местного самоуправления, представителей органов исполнительной власти, чьи действия (бездействие) часто составляют первооснову нарушений законов, регламентирующих права граждан.

Особенностью организации прокурорской деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в работу прокуроров принципа гласности. В этом мы согласны с авторами исследования \"Настольная книга прокурора\", подготовленного в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Причем если при осуществлении иных самостоятельных видов прокурорской деятельности \"известная закрытость\" находящихся в производстве прокуратуры дел и материалов в большинстве случаев оправдана, то надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и в целом правозащитная деятельность прокуратуры, как показывает практика, фактически никаких оснований для ограничения принципа гласности не дает. Более того, прокурор должен быть прямо заинтересован в том, чтобы результаты прокурорских проверок приобрели широкую огласку: от этого существенно возрастает профилактический эффект проверок. Совершенно очевидно, что следует всячески активизировать взаимодействие со средствами массовой информации для формирования общественного мнения о роли прокуратуры и ее правозащитной пропаганды законодательства, развития правовой культуры населения и профилактики правонарушений.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что представление должно быть содержательным, конкретным, достоверным и убедительным.

Касаясь вопроса практической деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, отметим, что в последние годы эта работа активизировалась. В настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экономических, политических прав человека и гражданина. Это связано с предпринятыми в последние годы реформаторскими акциями в экономике и социальной сфере, заметной активизацией политической жизни в стране. Выделение названной деятельности не означает принижения значимости работы прокурора на других участках. По мере изменения обстановки приоритеты могут меняться.

Практика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина свидетельствует, что недостаточная эффективность и результативность реального обеспечения соблюдения прав и свобод зависит от многих факторов, напрямую связанных с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, и требует глубокого исследования специалистами в области государственного строительства, социологами, юристами для того, чтобы этот вид деятельности прокуратуры мог совершенствоваться, получать поддержку и доверие у населения, общества и государства.

Полагаем, что для решения задачи эффективного воздействия на предупреждение и пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора было бы целесообразно дополнить Федеральный закон \"О прокуратуре Российской Федерации\" таким средством прокурорского реагирования, как предписание об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина. Указанное требование должно быть обязательно к исполнению.

Кроме того, следовало бы законодательно определить, что принесение протеста на противоречащий закону правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, приостанавливал бы исполнение этого правового акта до рассмотрения требования прокурора. А в случае несогласия прокурора с результатами рассмотрения протеста - до рассмотрения обращения прокурора, внесшего протест, - в суде.

Необходимо также внести в ст. 28 \"Протест и представление прокурора\" Закона о прокуратуре дополнение о возможности принесения протеста не только \"в орган или должностному лицу, которые издали этот акт\", но и предусматривали возможность обратиться в случае необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина в \"вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу\".

Поскольку в ст. 28 Федерального закона \"О прокуратуре Российской Федерации\" использована формулировка \"права человека и гражданина\" и пропущена категория \"свободы\", следует ч. 1 ст. 28 Закона о прокуратуре изложить в следующей редакции: \"Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации\".

Мы также считаем, что на современном этапе становления российского государства и развития гражданского общества органы прокуратуры должны сосредоточить внимание на основных направлениях своей деятельности, к числу которых относится деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Это направление, как и другие основные направления деятельности органов и учреждений прокуратуры, должны определяться применительно к сложившимся общественным отношениям в каждом конкретном случае. Учитывая то, что указания об организации правозащитной деятельности органов и учреждений российской прокуратуры содержатся в различных приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также то, что Приказ Генерального прокурора от 22 мая 1996 г. N 30 \"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина\" уже не в полной мере соответствует потребностям правового регулирования деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина, полагаем необходимым подготовить и издать Приказ Генерального прокурора РФ \"Об организации деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина\", в котором в соответствии с современными требованиями, имеющимися наработками в теории прокурорского надзора, практики деятельности органов прокуратуры определить, что на современном этапе развития российской прокуратуры ее деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина должна стать приоритетным направлением, а также нацелить прокуроров, следователей, других работников органов и учреждений прокуратуры на осуществление этой деятельности с учетом не только хорошо зарекомендовавших себя на практике форм этой работы, но и новых, которые выявились в ходе участия в ней прокурорских работников всех уровней.

Основные участники правозащитной деятельности прокуратуры определяются исходя из особенностей конкретно-исторической ситуации в целом в стране, в субъекте Федерации, городе (районе), отдельном населенном пункте и показателей состояния законности, поэтому всем пора понять, что необходимое условие нормального функционирования любого государства и общества - стабильность права. Она поддерживается с помощью государственного контроля за исполнением законов и иных нормативных актов, и прежде всего прокурорского надзора.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 29.12.2004)

4. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации\" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 01.06.2005)

5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.08.2004) \"О прокуратуре Российской Федерации\"

Учебная и специальная литература

1.Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. Саратов, 1971. С. 36

2.Богданова. Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов.

3.Брагинский М.И. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав // Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд \"Правовая культура\", 2005. С. 56

4.Гражданское право: Учебник. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис, 1996. С. 268 - 270.

5.Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 117, 132

6.Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Статут, 2000. С. 168;

7.Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 25

8.Защита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие. М.: Лекс-книга, 2006. С. 37.

9.Клейн Н.И. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юринформцентр, 2005. С. 35.

10.Комментарий к уголовно – процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (издание второе, переработанное) (под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство \"Норма\", 2004)

11.Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1985. С. 95 - 97.

12.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М., 1983. С. 674.

13.Парций Я.И. Комментарий к Закону \"О защите прав потребителей\". М., 1997. С. 78.

14.Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу (под ред. П.В. Крашенинникова) (Издательство \"Статут\", 2003)

15.Рясенцев В.А. Осуществление и защита гражданских прав // Советское гражданское право: Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юридическая литература, 1986. С. 265 - 266.

16.Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 38

17.Селезнев М. Самозащита гражданских прав // Российская юстиция. 2005. N 11. С. 40

18.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 359

19.Советское гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. О.А. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л.

20.Стоякин Г.Я. Меры защиты в советском гражданском праве: Дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1973. С. 82.

Материалы судебной практики

1. Постановление ФАС Московского округа от 11 июля 2001 г. по делу N КГ-А40/3445-01.

2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2000 г. по делу N А56-27790/99.

3. Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Покупка готовой работы
Тема: «Прокурорский надзор за защитой законных прав и свобод граждан»
Раздел: Прокурорский надзор
Тип: Дипломная работа
Страниц: 84
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика