Дипломная работа

«Анализ и пути совершенствования управления социальным развитием муниципального образования (на примере города)»

  • 118 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1. Социальное развитие: понятие и значение

1.2. Социальное развитие страны в условиях рыночной экономики

1.3. Проблемы социального развития

ГЛАВА 2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

2.1. Краткая характеристика муниципального образования

2.2. Анализ состояния социальной сферы муниципального образования

2.3. Мониторинг социального развития Кемеровского городского округа

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Оценка уровня социального развития

3.2. Пути развития социальной сферы муниципального образования

3.3. Прогноз развития муниципального образования

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Переживаемый российским обществом период экономических и социальных реформ обусловил необходимость рыночных преобразований.

Процесс преобразования в социальной сфере неизбежно вызывает ряд негативных внутрисистемных изменений, ослабляя ее основные функции: процесс воспроизводства и сохранения материального благополучия, физического, духовно-нравственного и психического здоровья населения.

Социальная сфера в первую очередь обеспечивает развитие человеческого капитала территории, роль которого возрастает по мере разворачивания глобализации экономики и технологического прогресса.

По оценкам различных исследователей, вклад человеческого капитала в развитых странах обеспечивает от 50 до 70% экономического роста, а инвестиции в социальную сферу оказываются не менее эффективны, чем вложения в материальное производство.

Организационное и институциональное становление системы организаций, ориентированных на обслуживание социальных интересов граждан, произошло в основном в конце XIX – первой половине ХХ века – появились пенсионное и медицинское страхование, сформировалась развитая система государственной поддержки образования. Многие государства приняли на себя разнообразные социальные обязательства перед своими гражданами. Окончательное оформление института социальной политики произошло в развитых странах в 1930-1940-е годы, когда начало формироваться «социальное государство».

Существующая в настоящее время стратегия социального развития России была определена в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.).

В соответствии с указанным документом, осуществляется переход от патерналистской модели социальной политики к политике «субсидиарного» государства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может это сделать самостоятельно. В настоящее время Правительством РФ реализация этой стратегии осуществляется на практике.

Выбор, который есть в настоящий момент у регионов – это выбор между социальной политикой «линии жизни» и «линией труда», но лишь в тех случаях, когда социальная защита находится в компетенции регионов и муниципалитетов (нередко государство берет на себя обязательства обеспечить равную доступность социальных благ для всего населения в зоне суверенной юрисдикции). Гораздо больше возможностей у регионов возникает при реформировании бюджетного финансирования, например, за счет перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.

Степень научной разработанности и теоретическая основа дипломного исследования. Проведенное в дипломном проекте исследование базировалось на основе разработок в области региональной экономики, экономики муниципальных образований, формирования системы местного самоуправления, изложенных в трудах отечественных и зарубежных специалистов.

Анализу общетеоретических аспектов функционирования и развития социально-экономической сферы муниципальных образований посвящены работы А.Г. Аганбегяна, В.Г. Ветрова, А.Г. Гранберга, В.В. Радаева, Ю.Ю. Сусловой, А.С. Чеснокова и др.

Нормативно-правовые, финансово-экономические и социологические основы, а также исторические аспекты функционирования экономики муниципальных образований исследованы В.Н. Виноградовым, Г.И. Вобленко, В.С. Занадворовым, Т.М. Зеленской, Т.Г. Морозовой, В.М. Мочаловым, П.А. Краснокутским, Т.В. Псаревой, В.И. Шеиным и др.

Проблемы формирования эффективной системы муниципального управления и обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований раскрываются в трудах следующих авторов: А.В. Баранова, Н.П. Дмитриевского, Г.Г. Ефремова, Д.В. Замышляева, В.В. Иванова, Г.А. Ковалевым, А.Н., Коробовой, В.А. Лапина, А.Н. Широкова, С.Н. Юркова и др.

В то же время, в отечественной экономической литературе недостаточно внимания уделяется поиску путей инновационного развития муниципальных образований в хозяйственной системе региона.

Учитывая все вышеизложенное, выбранная тема дипломного проекта является актуальной.

Цель исследования в дипломном проекте – на основе анализа социальной сферы муниципального образования на примере Кемеровского городского округа, предложить пути ее дальнейшего развития.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть основные теоретические аспекты социального развития муниципальных образований в системе региональной экономики;

- проанализировать параметры социального развития муниципального образования на примере Кемеровского городского округа и рассмотреть проблемы, снижающие его эффективность;

- рассмотреть вопросы прогнозирования развития социальных показателей;

- дать краткую характеристику состояния социальной сферы муниципального образования Кемеровский городской округ.

- на основании оценки уровня социального развития муниципального образования Кемеровский городской округ, предложить пути развития социальной сферы муниципального образования.

- проанализировать прогноз социального развития муниципального образования на примере Кемеровского городского округа.

Объектом исследования в дипломном проекте является развитие социальной сферы муниципального образования.

Предметом исследования в дипломном проекте выступает процесс социального развития муниципального образования на примере Кемеровского городского округа.

Методологической основой исследования стали общие методы научного познания: системный и комплексный анализ, методы формальной логики, включая дедукцию, индукцию, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Отдельные вопросы рассматривались как междисциплинарные проблемы, лежащие на стыке юридической науки, экономики, политики и техники, что соответствует задаче комплексного подхода к решению поставленных задач.

Практическая значимость работы. Дипломный проект представляет собой комплексное исследование теоретических и практических основ социального развития муниципального образования на примере Кемеровского городского округа.

Дипломное исследование может представлять интерес и применяться в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социального развития муниципальных образований, во второй главе анализируется состояние социальной сферы в городе Кемерово, в третьей главе рассматриваются пути развития социальной сферы муниципального образования на примере Кемеровского городского округа, в заключении обобщаются выводы, сделанные в ходе дипломного проекта.

Заключение

В настоящее время положение о социальном государстве, определяющее общую направленность всей государственной социальной политики к созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, закреплено в Конституции Российской Федерации.

За годы реформ изменилась политическая система страны, произошли глубокие преобразования в социальной структуре российского общества. Одновременно сложился ряд социальных проблем, оказывающих негативное влияние на социальное развитие России.

Очевидно, что для полноценного социального развития страны необходимо создание рабочих мест с ориентацией на снижение гендерного неравенства в вопросах занятости и оплаты труда; содействие адаптации населения к меняющимся экономическим условиям; государственная поддержка независимых некоммерческих общественных объединений социальной направленности, имеющих различную организационную форму и призванных способствовать достижению социальных изменений, значимых для общества в целом.

Актуальными проблемами социальной сферы продолжают оставаться бедность и социальная поляризация общества. Регулярное повышение пенсий и пособий нивелируется не менее регулярным ростом цен и денежной инфляцией.

Социальные характеристики давно уже стали полноправными по-казателями, оценивающими степень развития любого муниципального образования.

Социальное развитие – это совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, разрабатывающихся в обществе. Оценка социально-экономического развития регионов возможна на основе системного анализа факторов.

Муниципальные образования — города, поселки, станицы, районы, сельские округа и другие, представляют собой территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Функция социального развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования.

С целью планирования социально-экономических показателей муниципального образования, была разработана Концепция развития города Кемерово до 2021 года. Указанная концепция направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города Кемерово через повышение конкурентоспособности муниципального образования на основе инновационного подхода.

Мониторинг – комплекс мероприятий по наблюдению и исследованию изменений состояния объекта или явления в экономической, технологической или социальной сфере деятельности человека. Необходимо обеспечить качественный мониторинг социально-экономического развития территории, который, как механизм выявления и учета потребностей, является ядром системы муниципального планирования.

В последние годы повышается роль учреждений культуры, спортивно-развлекательных центров, сохраняется тенденция роста роли библиотек. Анализ данных, приведенных в дипломном проекте, свидетельствует о сохранении в 2006 -2008 гг. наметившейся в предыдущие годы тенденции роста интереса населения к деятельности учреждений спорта и культуры.

Сложившаяся в настоящее время система социальной защиты нуждающегося населения носит комплексный характер и реализуется по следующим направлениям: предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным, областным законодательством; предоставление городских льгот; социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов; социальное обслуживание семей с детьми.

Доля населения, нуждающегося в социальной поддержке, в 2008 году составила 9,9 % от общей численности жителей города – это 20668 семей (в них детей 28126), 21290 пенсионеров, 9835 инвалидов. Доля получателей пенсии в среднегодовой численности населения возросла до 26,0 % в 2008 году; доля получателей пенсии по старости в общем количестве получателей пенсий возросла на 1,3 %; снизилось на 6,4 % общее количество неработающих пенсионеров. Положительным моментом является снижение более чем в 2 раза числа получателей пенсий ниже прожиточного минимума (в 2008 году по сравнению с 2004 годом). Сократилось на 25,6% количество многодетных семей за анализируемые пять лет. Растет число неполных семей.

Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения выросли с 6828,2 рублей в 2005 году до 12594,2 рублей в 2008 году. Рост составил 184,4 % (к уровню 2005 года). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году по отношению к уровню 2005 года увеличились на 37,6 %. Денежные расходы и сбережения в расчете на душу населения в 2008 году сложились в сумме 12856,9 рублей и увеличились к уровню 2005 года на 93,3 %.

За 2005 – 2008 годы структура денежных доходов населения не претерпела существенных изменений. Ведущую роль в формировании доходов населения сохраняют оплата труда и доходы от собственности и предпринимательской деятельности.

В структуре денежных расходов населения в 2008 году более 80,0 %, как и 2003 году, занимают расходы на покупку товаров и оплату услуг. Главным источником дохода пожилых людей является пенсия, средний размер которой в сопоставимых ценах увеличился на 33,0 % к уровню 2006 года. Средняя начисленная пенсия превысила величину прожиточного минимума среднего пенсионера в 2008 году на 43,1 % и составила 2970,0 рублей.

По городу Кемерово самая необеспеченная часть населения, со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, снизилась по сравнению с 2006 годом на 7,4 %. За 2008 год в целом по городу самая необеспеченная часть населения, со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, составила 13,2 %. Доля населения, которое получает доходы выше прожиточного минимума, но в пределах среднедушевых, составила 72,3 %. И только у 14,5 % населения доход на одного человека в месяц превысил среднедушевой.

Величина прожиточного минимума по Кемеровской области составила в расчете на душу населения — 4055 рублей, для трудоспособного населения — 4360 рублей, пенсионеров — 3121 рубль, детей — 3985 рублей.

За 2006-2008 гг., величина прожиточного минимума повысилась для трудоспособного населения на 61 рубль (1,4%), в среднем на душу населения на 44 рубля (1,1%), для пенсионеров на 15 рублей (0,5%) и для детей на 13 рублей (0,3%). Коэффициент покупательной способности населения (отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму по городу Кемерово) за 2008 год составил 4,3 (2008 г. – 3,9; 2007 г. – 3,5; 2006 г. – 3,2).

В течение последних лет наблюдается снижение доли самого бедного и самого богатого населения и происходит формирование среднего класса. В городе на протяжении последних пяти лет отмечается рост заработной платы.

Ежегодно численность учащихся в возрасте от 6 до 15 лет, обучающихся в образовательных учреждениях культуры, увеличивается за счет открытия новых отделений на принципе самоокупаемости (2007 г. – 11,8 % от общей численности учащихся, 2008 г. – 12,4 %, 2006 г. – 13,5 %).

Активно развиваются семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создана 171 приемная семья, в которых воспитываются 235 чел. Это позволило в 2006-2008 годах закрыть 2 детских дома.

Ежегодно около 15 % детей проходят оздоровление в 5 муниципальных и 3 ведомственных загородных лагерях. Однако материальная база муниципальных лагерей нуждается в модернизации и расширении.

Анализ системы образования города Кемерово позволяет сделать следующие выводы: сохраняется позитивная тенденция в создании современных условий для организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; структура обучающихся (рост доли студентов) свидетельствует о достаточно хорошей базе для формирования условий стратегического развития города Кемерово.

Основными проблемами сферы образования являются следующие: недостаток мест в детских дошкольных образовательных учреждениях; не полная обеспеченность населения образовательными учреждениями в строящихся микрорайонах; отсутствие эффективной системы образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров, особенно рабочих, в соответствии с запросами рынка труда; отсутствие современных условий для загородного отдыха и оздоровления детей.

Анализ показателей деятельности учреждений культуры позволяет сделать вывод, что необходимо решать следующие проблемы: недостаточное обновление музейных и библиотечных фондов; недостаточные финансовые возможности повышения квалификации кадров.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Любые инструменты (в частности, активная инвестиционная политика) могут быть использованы с максимальной эффективностью лишь в том случае, если местные органы власти будут стремиться не только к поддержанию уже достигнутого уровня, но и к развитию вверенной им территории, чего в настоящий момент зачастую не происходит.

В связи с этим, нами предложена следующая модель инновационного развития экономики муниципального образования, отличительной особенностью которой является то, что в ее рамках нашла отражение необходимость не только модернизации экономики, но и изменения подходов к управлению (рисунок в Приложении). Как следует из рисунка, модель инновационного развития экономики муниципального образования, на наш взгляд, должна базироваться на параллельной реализации двух базовых положений:

- изменение стратегии управления муниципальным образованием на основе внедрения принципов менеджмента и демократии;

- изменение стратегии экономического развития муниципального образования на основе проведения активной инвестиционной политики.

Реализация стратегии социального развития муниципального образования на основе проведения активной инвестиционной политики подразумевает развитие по инновационному сценарию прогноза.

Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности территории, в частности, включают:

1. Создание на муниципальном уровне нормативно-правовой базы, имеющей своей целью повышение привлекательности территории муниципального образования как инвестиционного объекта.

2. Создание механизма эффективной риэлтерской (посредничества при продаже недвижимости) и частично девелоперской (посредничества при реализации инвестиционных проектов) деятельности.

3. Построение эффективного механизма гарантии и страхования при реализации инвестиционных проектов.

При реализации стратегии управления муниципальным образованием целесообразно использование передового зарубежного опыта, в частности, опыта Великобритании и Франции.

Одним из основных документов, определяющих направления развития муниципальных образований, в настоящее время является программа социально-экономического развития муниципальных районов. Анализ подобных программ показывает, что мероприятий, заложенных в них, зачастую недостаточно для стабилизации социально-экономической ситуации и выхода муниципальных образований на уровень устойчивого развития.

Предлагается усовершенствовать программу социального развития муниципального образования путем применения при ее составлении модели инновационного развития, что позволит повысить эффективность программы за счет используемого в модели комплексного подхода и создаст условия для оптимизации практического внедрения предлагаемых в модели мероприятий (Приложение).

Важность выполнения данного условия, на наш взгляд, очевидна, поскольку насыщенность предлагаемых мероприятий, а также необходимость привлечения дополнительных ресурсов для их реализации требуют определенного временного срока, продолжительность которого определяется в зависимости от стартовых условий развития каждого конкретного муниципального образования.

По нашему мнению, реализация подобного комплексного подхода является важным и необходимым условием для обеспечения инновационного развития муниципального образования.

Таким образом, процесс модернизации социальной сферы муниципального образования рассматривается в тесной взаимосвязи с необходимостью изменения существующей системы местного самоуправления, основанного на применении современных технологий менеджмента в сочетании с активным вовлечением в процесс управления представителей местного сообщества, превращением их из относительно пассивных потребителей муниципальных услуг в участников всех базовых процессов, происходящих на муниципальном уровне.

Список литературы

1.Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России в долгосрочной перспективе//текст выступления в НГУ 12 декабря 2003 г. [Электронный ресурс].

2.Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 19с.

3.Ветров Г.Ю. Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе. «Эра городов» //Материалы сайта h**t://www/urbaneconomics/ru/journal/1_1/html

4.Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Вовлечение общественности города в разработку и реализацию стратегического плана: теория, практика, технологии. Научно-методическое пособие. – СПб: Леонтьевский центр, 2001. – 88с.

5.Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Социальное проектирование становления гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. Научно-методическое пособие. – СПб: Леонтьевский центр, 2000. – 120с.

6.Вобленко Г.И. Стратегия регионального развития: рефлексия практического опыта и возможности России//Муниципалитет и экономическое развитие. – Обнинск, 1997. – 94с.

7.Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы/под ред.: А.Г. Гранберга, В.В. Кистанова. – М.: ДеКа, 2003. – 446 с.

8.Гранберг А. Г., Основы региональной экономики. Москва. 2001.

9.Греханова М. Блеск возрождения//Эксперт-Сибирь – М.,2004, №35 (49).

10.Дмитриевский Н.П. Экспертные методы прогнозирования. – М.: МИНХ им. Плеханова, 1989. – 48с.

11.Ефремов Г.Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления/Г.Г. Ефремов.– Новосибирск: Наука, 2005. – 216с.

12. Замышляев Д.В. Основные пути оптимизации политико-территориального устройства РФ /Д.В. Замышляев//Конституционное и муниципальное право. – 2004. – №3. – С. 28 – 32.

13.Занадворов В.С., Зеленская Т.М. Социальная сфера: Логистический аспект. – СПб: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2002. – 67 с.

14. Иванков В. И., Квашнин А.В., Псарёв, В.И., Псарёва Т.В. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований/Методическое пособие. Новосибирск. 2005. – 136с.

15. Инвестиционная политика на территории муниципального образования/под ред. В.И. Шеина

16.Климанов В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе / В.Климанов, А. Лавров // Вопросы экономики. 2004. – №11. – С. 111 – 125.

17.Ковалева Г.А. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления: механизм региональной реализации / Г.А. Ковалева, Э.В. Пешина. – Екатеринбург: УрОРАН, 2004. – 283 с.

18.Когурт А., Литковская О., Агафонов Н. Социально-экономическое развитие крупных городов России // Вопросы экономики, 1993, №6. – С. 69 – 76.

19.Концепция социально-экономического развития города Кемерово до 2021 г. Кемерово. 2006. с. – 188 с.

20.Краснокутский П.А. Концепция инновационного развития муниципального образования//Экономический вестник РГУ. – Ростов–на–Дону: 2008. – том 6. – №2. – часть 3.

20.Краснокутский П.А. Местное самоуправление в системе факторов социально-экономического развития региона/Альманах научных трудов/ под редакцией В.Н. Овчинникова, О.С. Белокрыловой. – Ростов – на - Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. - Вып. 4 (24).

21.Краснокутский, П.А. Местное самоуправление как особый социально-экономический институт: функции, принципы формирования, базовые концепции и модели / П.А. Краснокутский// Технологии управления. Научно-практический журнал. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2007. - №2 (10).

22.Кузнецов Н. Г., Тяглов С. Г. Региональная экономика. Ростов-на-Дону, 2001.

23.Лапин В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России /В.А. Лапин, В.Я. Любовный; АНХ при Правительстве РФ – М.: Дело, 2005. – 238с.

24.Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.– 252с.

25.Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города: Материалы международной научно-практической конференции. 27 – 29 января 2004 г. Новосибирск/под общей ред. В.М. Чистякова. – Новосибирск: НИИРУ, 2004. – 560 с.

26.Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. Учебное пособие/ Авторский коллектив: д.э.н. профессор Рохчин, к.э.н. С.Ф. Жилкин, к.э.н. К.Н. Знаменская, д.э.н. Е.В. Тишин. – СПб.: Леонтьевский центр. – 2000. – 486с.

27.Морозова Т. Г. Региональная экономика. Москва, 2001.

28.Мочалов В.М., Псарёва Т.В. Прогноз финансовых ресурсов – составная часть прогноза стратегии социально-экономического развития региона. – Барнаул: Из-во Алт. ун-та, 2002. – С. 84 – 88.

29.Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФА – М., 2002. – 718с.

30.Муниципальная собственность и инвестиции. – М.: РНЦГМУ, 2003. – 328с.

31. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований/В.Е. Рохчин, К.Н. Знаменская. – СПб: Леонтьевский центр, 2000. – 52с.

32.Псарёва Т.В. Финансовые аспекты разработки прогноза и плана социально-экономического развития региона//Материалы научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – С. 88 – 91.

33.Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 1997. – 116 с.

34.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. Сб./Росстат. – М., 2006.

35.Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006: Стат.сб./Росстат. – М., 2006. – 381с.

36.Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006: Стат.сб./Росстат. – М., 2007. – 402с.

37.Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2006: Стат.сб./Росстат. – М., 2008. – 382с.

38. Суслова Ю.Ю. О мониторинге социально-экономического развития муниципальных образований и публикации его итогов//Национальные интересы. – 2008. – № 4. – С. 41 – 43.

39.Суслова Ю.Ю. Экономико-статистическая оценка показателей, характеризующих развитие рыночной инфраструктуры города// Проблемы современной экономики. 2008. N 3(27).

40.Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства.– М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2004. – 122с.

41.Чесноков А.С. Экономика региона: инновационный путь развития. /А.С. Чесноков//Национальные интересы. – 2004. – № 74. – С. 40 – 44.

– М.: Логос, 2003. – 296с.

42.Юшина Е.А. Муниципальное управление: Учебник. – М.: ФНГУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. – 220с.

Нормативно-правовые акты

43.Конституция Российской Федерации. Основной Закон. – М.: Юридическая литература, 1993. – 63с.

44.Гражданский кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. – Ч. 1. – 1994. № 32; Ч. 2. 1996. №5.

45.Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. – №39.

46.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета. – №202 (3316). – 8 октября 2003 г.

47.Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1996 г. № 775 «О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №22.

48.Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №32.

49.Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2.

50.Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005 – 2010 годы.

Примечания

Работа содержит большое количество графиков, диаграмм и таблиц. Анализируются индикаторы социальной сферы города.

Покупка готовой работы
Тема: «Анализ и пути совершенствования управления социальным развитием муниципального образования (на примере города)»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 118
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика