Дипломная работа

«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством»

  • 56 страниц
Содержание

Содержание

Введение…3

I ГЛАВА: Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством…7

1.1. Декоративно-прикладное искусство, его виды….…7

1.2. Дымковская игрушка…14

1.3. Организация художественной среды в дошкольном учреждении

и современные возможности ознакомления с дымковской

игрушкой….….17

II ГЛАВА: Практическое использование теоретического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста дымковской

игрушкой….27

2.1. Характеристика базы проведения практической работы и детей

исследованной группы….….27

2.2. Определение уровня сформированности технических

навыков и умений на занятиях в группе…30

2.3. Эффективность использования дымковской народной игрушки

в формировании технических навыков и умений

на занятиях в группе….…36

Заключение….…44

Список используемой литературы….….47

Приложение…49

Приложение 1….….49

Приложение 2….….52

Введение

Введение

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально - комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др.).

В отечественной педагогике 20 века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возр

Заключение

Заключение

Декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Дымковская игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка выполненная своими руками несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, а также учит видеть и понимать окружающую жизнь.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Дымковская роспись широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

В работе мы большое внимание уделяли формированию критериев эстетической значимости объекта. Это дало в итоге сформировать у детей умение следовать канонам, традициям в изображении и умение привносить элементы нового в художественную деятельность. Предложенный художественный материал понятен и доступен детям.

За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Поделки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.

Дети вообще с большим интересом откликаются на предложение выполнить рисунок, вылепить игрушку и подходят к выполнению задания с интересом и всей детской ответственностью. Вкладывают в свой труд все свои знания, умение, все старание, проявляют фантазию.

Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.

От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Еще одна потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства, – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремились так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, к месту работы, к столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, не можем не отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Безусловно, такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.

Кроме интегрированности, комплексности использования художественного материала наша работа была основана на тесной взаимной связи между развитием художественно-творческих способностей детей и формированием основ художественной культуры и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Это уровень внутриличностного интегрирования в способах освоения и присвоения окружающего мира.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям

Список литературы

Список используемой литературы

1. Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.

2. Богуславская И.Я. Русская народная глиняная игрушка. – Л., 2000.

3. Василенко В.М. Народное искусство. – М., 2001.

4. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М., 2000.

5. Васильева О.К. Образная игрушка в

творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

6. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников. – М., 2003.

7. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.– Скрипторий, 2005- 64 с.

8. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития. – М., 2001.

9. Жилкова В.Ф. Проблема воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста : Квалификационная работа. – М., 2003.

10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1999.

11. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

12. Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006

14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.-М.: Карапуз, 2007-140с

15. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.

16. Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в математическом развитии ребенка дошкольника : Квалификационная работа. – М., 2003.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

18. Пономарева Е.А., Иванова С.А. Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.- Изд.: Айрис-Пресс, 2008-8с.

19. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.

20. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.

21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Издательский центр «Академия», 2002.

22. Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ): Квалификационная работа. – М., 2003.

23. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

24. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2000

Покупка готовой работы
Тема: «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 56
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика