Курсовая работа

«Управление прибыльностью банка»

  • 50 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА …. 6

1.1 Показатели прибыльности … 6

1.2 Система управления прибылью банка … 12

1.2.1 Чистая прибыль как конечный финансовый результат деятельности банка …. 12

1.2.2 Элементы системы управления прибылью банка ….15

1.3 Методологические аспекты оценки и регулирования уровня прибыли банка …. 17

1.3.1 Способы оценки уровня прибыли и рентабельности ….17

1.3.2 Пути повышения прибыльности и рентабельности банка в современных условиях … 21

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РОССИИ ОАО 26

2.1 Краткая характеристика кредитного учреждения ….26

2.2 Результаты работы банка в 2008 г. и перспективы его развития ….28

2.2.1 Показатели прибыльности, доходности и рентабельности в 2008 г. 28

2.2.2 Результаты по прибыльности и рентабельности за первый квартал и перспективы на 2009 г. … 32

2.2.3 Основные положения стратегии развития Сбербанка России до 2014 г. …. 35

2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления прибыльностью банка …. 36

2.3.1 Мероприятия по определению центров ответственности ….36

2.3.2 Методы решения проблем трансфертного ценообразования в банке39

2.3.3 Назначение и функции казначейства …. 41

2.3.4 Примеры определения удельного веса доходов, обеспечивающих безубыточность, и доходности операций банка ….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. 50

Введение

Основная цель деятельности банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка (КБ). Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов. Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг. Поэтому особое место среди существующих теоретических и практических проблем банковской деятельности занимает проблема управления доходностью и прибыльностью банка. Ее сущность состоит в том, что для эффективного функционирования КБ в условиях неопределенности и неполноты информации размещение всех доступных для инвестирования средств должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить максимальную доходность и прибыльность КБ с учетом внутренних и внешних ограничений.

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена отсутствием в условиях глобального финансового кризиса комплексных систематизированных аналитических исследований целенаправленного процесса функционирования КБ в условиях неопределенности и неполноты информации и управления его доходностью с учетом банковского риска финансовых операций и необходимости трансферта ценообразования для его хеджирования.

Цель работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности управления прибыльностью КБ, минимизации накладных затрат и обеспечению максимальной доходности.

Объект исследования в данной работе: система управления прибыльностью КБ.

Предмет исследования: целенаправленный процесс функционирования КБ на примере Сбербанка России ОАО и методы трансферта ценообразования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

1) Выполнить комплексный анализ показателей прибыльности.

2) Выявить особенности управления прибылью КБ, в т.ч. механизм формирования чистой прибыли и элементы системы управления (СУ) прибылью банка.

3) Определить методологию оценки и регулирования прибыли и рентабельности КБ, а также пути их повышения в современных условиях.

4) Выполнить анализ результатов работы Сбербанка России ОАО за 2008 г. и первый квартал 2009 г. по показателям доходности, прибыльности, рентабельности.

5) Дать оценку перспектив Сбербанка на 2009 г. и до 2014 г. по показателям доходности и прибыльности, используя открытые источники.

6) Предложить комплекс мер по повышению эффективности управления прибыльности на примере Сбербанка.

7) На конкретных примерах дать методические рекомендации по определению удельного веса доходов, обеспечивающих безубыточность и доходность операций банка.

В первой главе курсовой работы выполнен анализ теоретических аспектов проблемы управления прибыльностью КБ. При этом большое внимание уделено определению и систематизации ключевых показателей прибыльности и основных элементов системы управления ею, их роли при оценке и регулировании уровня прибыли банка.

Вторая глава носит практический, рекомендательный характер. В ней на примере Сбербанка России ОАО рассмотрена деятельность КБ по обеспечению прибыльности. При этом дан анализ результатов этой деятельности за 2008 и первый квартал 2009 г. и определены перспективы на 2009 год и до 2014 года в соответствии со стратегией развития Сбербанка. В данной главе предложен также комплекс мер по повышению эффективности управления прибыльностью КБ на примере Сбербанка.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды российских и зарубежных экономистов, таких как Бабичева Ю.А., Белоглазова Г.Н., Ширинская Е.Б., Масленченков Ю.С., Черкасов В.Е., Э.Рид, Р.Коттер, П.Роуз и математиков таких как Смирнов Н.В., Дудин-Барковсющ И.В., Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г., Горелик В.А., Ушаков И.А.

При решении поставленных в работе задач использовались методы:

1) современного финансового и экономико-математического анализа;

2) системного анализа;

3) табличный метод;

4) метод вертикального и горизонтального анализа;

5) метод экспертных оценок.

Информационной базой исследования послужили различные данные по банковской индустрии, опубликованные в научной и периодической литературе, а также информация о деятельности конкретных банков. Использовались также электронные ресурсы в сети Интернет.

Заключение

Анализ материалов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие обобщения и выводы.

1. Прибыль коммерческого банка - это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.

2. Потребность в максимизации прибыли от собственной деятельности диктуется рядом важнейших аспектов работы банка:

а) необходимостью покрытия всех издержек, связанных с не возвратом банковских активов;

б) формирование дивидендов для выплаты акционерам;

в) формирование внутрибанковского источника роста капитала банка.

Кроме того, прибыльная деятельность банка - показатель успешности его работы и служит одним из важнейших факторов в привлечении новых акционеров и укрепление доверия клиентов.

3. Изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов.

4. Высокая эффективность КБ чаще всего оценивается по отношению затрат к прибыли, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь не только по средствам сокращения отдельных заранее известных элементов расходов, но и посредством совершенствования организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита можно также получить более высокий положительный результат.

5. Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различных уровнях: на уровне банка в целом и на уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом. Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням.

В управлении прибылью банка принимает участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управление, отделы.

6. Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка включает следующие направления: составление планового баланса дохода и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточно процентной маржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределение прибыли.

7. Крупнейший российский банк - Сбербанк намерен увеличить прибыль в ближайшие пять лет втрое - до 400 миллиардов рублей, однако при этом предполагается сократить примерно каждого четвертого сотрудника. При этом стратегия развития Сбербанка на период до 2014 г., одобренная его наблюдательным советом, предполагает увеличить активы более чем в четыре раза, до 800 миллиардов долларов. После этого Сбербанк намерен войти в десятку крупнейших мировых банков по капитализации. Однако достижение столь амбициозных результатов будет сопровождаться сокращением каждого четвертого сотрудника Сбербанка.

8. По данным за первый квартал текущего года чистая прибыль Сбербанка составила всего 300 млн. руб., что в 120 раз меньше по сравнению с аналогичными показателями 2008 года, когда чистая прибыль банка была 36,1 млрд. руб. За март чистая прибыль Сбербанка уменьшилась в 17 раз с 5,1 млрд. руб. По мнению аналитиков, несмотря на невысокие показатели по прибыли, остальные данные отчетности Сбербанка достаточно хорошие и есть надежда, что текущий год Сбербанк все же закончит в «плюсе».

«Несмотря на снижение прибыли, итог первого квартала 2009 года является хорошим результатом в текущих экономических условиях», - говорится в сообщении Сбербанка. По информации банка, размер прибыли снизился в результате значительных расходов на резервы.

Предложения, направленные на решение проблем, выявленных в ходе исследования, основываются на сделанных выводах и сводятся, в основном, к следующему.

1. Центры прибыли — это подразделения, которые непосредственно взаимодействуют с клиентурой в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Из этого вытекает, что им присуща ответственность за реализацию закрепленного за ними продукта или продуктов. В свою очередь, центры прибыли разделить на центры привлечения средств и их размещения.

2. Центр затрат — это центр финансового учета, деятельность которого связана с обеспечением деятельности других центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры целесообразно подразделять на центры поддержки бизнеса, центры обеспечения и обслуживания и штабные центры затрат.

3. Разделение деятельности отдельных подразделений на центры ответственности должно закрепляться в Положении о финансовой структуре банка. После выделения центров ответственности определяется схема взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.

4. Президент Сбербанка Герман Греф полагает, что в 2009 году прибыль не является главным показателем, главное - создать условия для реструктуризации и погашения проблемных долгов. По его словам, при самом худшем сценарии развития экономики Сбербанк все равно планирует получить прибыль в 2009 году на уровне нескольких десятков миллиардов рублей или больше.

5. Отсутствие трансфертной цены препятствует внедрению внутренней системы оценки доходности подразделений банка. Напротив, использование такой цены позволяет менеджменту банка держать под контролем уровень операционной маржи и процентного спрэда. Из этого следует, что внедрение системы внутреннего ценообразования становится важнейшим элементом бюджетирования в кредитной организации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 28.02.2009) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ, 05.02.1996, №6, ст.492.

2. Арендс И.А., Жарковскя Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л. – 2008. – 288 с.

3. Бычков В.П. Банковское дело: управление кредитной организацией. – М.: Изд-во «Дашков и Ко». – 2007. – 264 с.

4. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. – М.: Юнити. – 2008. – 255 с.

5. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. – М.: КноРус. – 2009. – 560 с.

6. Банк России // w*w.cbr.r*.

7. Бюллетень банковской статистики. – 2009. - №4(191). Электронная версия.

8. Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала // w*w.cbr.r*/regions/scripts.

9. Отчетность Сбербанка за 2008 год: неоднозначные результаты // w*w.iguru.r*.

10. Сбербанк России: Банк сегодня // w*w.sbrf.r*.

11. Сбербанк опубликовал итоги первого квартала 2009 года по РСБУ // w*w.akm.r*.

12. Основные элементы Стратегии Сбербанка России на период до 2014 года. Электронный ресурс – 18 с.

13. Справочник по кредитным организациям // w*w.cbr.r*/credit.

14. Трансфертное ценообразование // w*w.nadra.makeevka.com.

15. Управление доходностью // w*w.iso.r*.

16. Управление затратами и прибыльностью // w*w.lanit-consulting.r*.

17. Управление прибыльностью банка. Электронный ресурс. – 3 с.

Примечания

Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.

Покупка готовой работы
Тема: «Управление прибыльностью банка»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика