Дипломная работа

«Совершенствование налоговой политики России»

  • 80 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Теоретические аспекты налоговой политики… 7

1.1.Роль налогообложения в государственном регулировании экономики…7

1.2. Стратегическая и тактическая составляющие налоговой политики….15

1.3. Налоговый механизм реализации налоговой политики…. 21

Глава 2. Анализ становления налоговой политики России и её основные тенденции на современном этапе….27

2.1. Становление налоговой политики в России в период 1990-2000-ые гг….27

2.2. Анализ налоговых поступлений в бюджет за 2009-2010 гг….36

2.3. Тенденции налоговой политики в аспекте экономической безопасности….48

2.4. Сравнительный анализ налоговой политики России и зарубежных стран….54

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой политики России на современном этапе…65

3.1. Проблемы налоговой политики России….65

3.2. Направления совершенствования налоговой политики России…72

Заключение….81

Список использованных источников и литературы….84

Введение

Введение

Налоги – это неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В рыночной экономике сформировалось две модели: либеральная и социально-ориентированная. При либеральной модели общий уровень налогообложения является невысоким. Государство по минимуму регулирует экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. В социально-ориентированной экономике уровень налогообложения является высоким. Посредством налогообложения государство распределяет общественные доходы между различными категориями граждан (от состоятельных к неимущим), тем самым, обеспечивая гарантию социальной стабильности в социуме.

Наряду с другими, одной из важных функций налогообложения является регулирующая функция. Государство может оказывать значительное влияния на финансовую деятельность предприятий через налоговую политику. Налоговое регулирование связано с тремя функциями: стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная. Стимулирующая функция направлена на развитие необходимых государству социально-экономических процессов. Она реализуется посредством системцы льгот, исключений, преференций. Дестимулирующая функция, наоборот, препятствует развитию определённых социально-экономических процессов через увеличение налогового бремени. Через воспроизводственную функцию налогообложения государство регулирует восстановление эксплуатируемых ресурсов.

Таким образом, посредством налогообложения государство может регулировать финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

С начала экономических реформ Правительство РФ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно отражается на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. В целом тенденции функционирования налогового механизма и налоговой политики имеют негативный характер, что не свидетельствуют о наличии позитивных процессов в сфере материального производства, в отношениях собственности и мотивации отечественных предпринимателей. Высокая налоговая нагрузка на хозяйствующих субъектов на современном этапе препятствует стимулированию инвестиций и экономического роста. Таким образом, совершенствование налоговой политики напрямую связанно с перспективами роста российской экономики.

Актуальность темы дипломного исследования обуславливается важностью разработки направлений совершенствования налоговой политики в России.

Объект исследования – налоговая политика России.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации формирования и реализации налоговой политики в России.

Цель исследования – анализ становления, современных тенденций налоговой политики России с целью выявления её основных проблем и разработки основных направлений её совершенствования.

Для достижения цели были выбраны следующие задачи:

• рассмотреть роль налогообложения в государственном регулировании экономики;

• рассмотреть стратегию и тактику налоговой политики, её взаимосвязь с налоговым механизмом;

• проанализировать эволюцию налоговой политики за последние 20 лет;

• провести анализ налоговых поступлений за 2009-2010 гг.;

• выявить основные тенденции налоговой политики на современном этапе;

• провести сравнительный анализ налоговой политики России и зарубежных стран в аспекте использования позитивного опыта при совершенствовании налоговой политики России;

• рассмотреть основные проблемы налоговой политики России и определить основные направления её совершенствования.

Методология исследования основывалась на работах ведущих российских авторов-налоговедов, таких как: таких как Д.Г. Черник, В.Г. Пансков, Л.П. Павлова, М.В. Романовский и др. В работе использовались общенаучные методы: исторический, системный анализ, структурно-функциональный анализ, так и частнонаучные: статистический, сравнительный анализ.

Исторический метод позволяет определить основные вехи и направления развития налоговой политики России за последние 20 лет, системный метод, как направление научного познания, позволил рассмотреть налоговую политику как систему, структурно-функциональный анализ позволил выявить основные функции налогообложения в государственном регулировании экономики, статистический метод позволил провести анализ динамики налоговых поступлений за последние два года по видам налогов и поступлений в бюджеты различных уровней, сравнительный анализ позволил сравнить налоговые политики зарубежных стран и России.

В исследовании были использованы данные Государственной службы статистики России, статистика Федеральной налоговой службы России, материалы проблемных статей из различных периодических изданий.

Научно-практическая значимость исследования обуславливается возможностью применения разработанных рекомендаций при совершенствовании налоговой политики России.

В соответствии с системной логикой и поставленными задачами была выбрана следующая структура дипломного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении определяется актуальность, ставится цель, задачи дипломной работы, методология исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налоговой политики: её роль в государственном регулировании экономики, стратегия и тактика, взаимосвязь с налоговым механизмом.

Во второй главе проводится анализ эволюции налоговой политики России и её тенденции на современном этапе, проводится сравнительный анализ с налоговыми политиками зарубежных стран.

В третьей главе выделяются основные проблемы налоговой политики России, определяются основные направления её совершенствования.

Заключение

В рамках анализа теоретических аспектов налоговой политики выявлено следующее.

Любое налогообложение должно быть экономически целесообразным в аспекте стимулирования предпринимательской деятельности и экономической активности хозяйствующих субъектов. При проведении налоговой политики важно добиваться сбалансированности финансовых интересов государства и плательщиков. Налоговая политика должна формироваться на научно-обоснованных методах.

Анализ эволюции и современного состояния налоговой политики России показал следующее.

В истории эволюции налоговой политики в России можно выделить два этапа.

Первый – 1992- 1998 гг. характеризовался высоким уровнем налогообложения, что привело к уходу в «тень» значительного объема налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов, негативно отразилось на формировании налоговой культуры у налогоплательщиков.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010г. обеспечили: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, НДС.

Негативным фактором является низкий уровень поступлений от налогообложения добычи природных ископаемых. Он ниже, чем от НДФЛ, налога на прибыль организаций. Рост недоимки и налоговой задолженности свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля.

Неэффективная налоговая политика и просчеты в деятельности государственных органов, таким образом, несут в себе угрозы экономической безопасности, ослабляют финансовую систему, разобщают регионы, противопоставляют государство и предпринимательство, налогоплательщиков, государственную власть и институты гражданского общества. Наиболее значимой угрозой являются недостатки налоговой региональной политики, что влечет неравномерное развитие регионов.

Проведенный сравнительный анализ российской налоговой политики и зарубежных стран показал, что главной отличительной чертой зарубежных систем налогообложения, является наличие широкого спектра стимулирующих мер, в России же, если такие меры и осуществляются, то они лишь опосредованно влияют на налогооблагаемую базу.

Выявлены следующие значимые проблемы налоговой политики России, требующие своего решения: отсутствие принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования, низкая и не дифференцированная ставка по НДФЛ, несоблюдение принципа определенности налогообложения, отсутствие принципа экономичности налоговой системы, обложение налогами результаты труда, а не ресурсы, не эффективная региональная налоговая политика, не позволяющая развиваться регионам, не эффективный налоговый контроль, снижающий уровень собираемости налогов.

В рамках совершенствования налоговой политики России предлагается следующее.

1.Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10-12% для предприятий: легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки. Сократить перечень освобождений от НДС с исключением из него таких позиций: услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые архивными учреждениями и организациями; оказание услуг коллегиями адвокатов,

2.Постепенно перейти от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%. Сократить перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

3.В рамках налогового администрирования упростить и сократить налоговую отчетность. Отменить обязательную промежуточную отчетность.

4. Ввести ограничения, в частности, по численности работающих, при определении предприятия под УСН, учитывать рентабельность деятельности в отраслях.

5. Разработать методы изъятия ренты в бюджет по добыче ресурсов.

6.В целях формирования в России современной региональной налоговой политики предлагается: расширить состав налогов, закреплённых за регионами и муниципальными образованиями, увеличить объём налоговой компетенции по специальным налоговым режимам.

7. Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в области налогового контроля необходимо: упорядочить процесс проведения выездных проверок при ограничении сроков их проведения, законодательно закрепить правовые последствия проведения повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявление нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля; усовершенствовать систему налоговой ответственности, более четкое распределение функций между налоговыми органами и судами по привлечению к ответственности.

Список литературы

Опубликованные Источники:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликована в изданиях. «Российская газета», № 7, 21.01.2009

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 186-ФЗ с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 06.04. 20011 г. № 68-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821; 2003. № 52. Ст. – 5038.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ с с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 29.07.2004. № 95-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 377-ФЗ с изм. и доп. внесенными Федеральным законом от 01. 01. 2011.//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.

5. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003. № 58-ФЗ с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 02.03. 2010 г.68-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 22. Ст.-2066; 2004. № 27, Ст.- 2711

6. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 14-ФЗ с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 18.07. 2009. № 182-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. – 2071; 2004. № 172. Ст.- 6150

7. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 21.07.1997. № 12 –ФЗ с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 30. 12. 2008. № 296-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 43. Ст. – 4190; 2003. № 52. Ст. – 5031

8. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 01.1996. № 129-ФЗ с изм. и доп. внесёнными Федеральным законом от 01.01. 2011 № 243-ФЗ//СЗ РФ. № 48. Ст. – 5369; 2003. № 27. Ст. – 2700.

9. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 с изм. и доп. от 28.12. 2010 г. № 167-ФЗ.

10. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. с изм. и доп. внесенными 24.07. 2009 г. Федеральным законом № 165 - ФЗ

Литература и периодические издания:

11. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2010.

12. Аронов А.В., Кашин В.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М.: Высшая школа, 2010.

13. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М.: Экзамен. 2009

14. Бондарчук Н.В. Финансовый менеджмент как средство гармонизации налогообложения. – Гармонизации налогообложения. – М.: Дашков и К. 201-.

15. Бурцев В. В. Факторы финансовой безопасности России / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 1. – С. 32

16. Верстина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия//Финансы. 2009. № 4. – С. 26.

17. Владимирова М.П Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2009

18. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер.2009. – С. 104.

19. Гаврилова А.Н. Финансы организаций. – М.: Кнорус. 2009.

20. Глазко Е.С. Влияние механизма налогообложения прибыли на экономическую деятельность организации/дисс. канд. экон. наук. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова. 2009

21. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010. 3 9. – С. 74

22. Гурдин К. Крышка над головой, налог на недвижимость выгоден только богатым // Аргументы недели. -2009. -№19.

23. Дёмин А.В. Налог как правовая категория: понятия, признаки, сущность//Налоговый вестник. 2009. № 3.

24. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов-н-Д., Феникс. 2009.

25. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. – М., Финансы и статистика. 2009.

26. Еремина В.А. Зарубежный опыт налогообложения//Вопросы экономики. 2010. № 9. – С. 62

27. Кашин В. А., Абрамов М.Л. Еще раз о путях совер-шенствования налоговой системы России//Налоги и на-логообложение. - 2008. -№ 11. - С. 33-38.

28. Кириллова О.С. , Муравлёва Т.В. Налоги и налогообложение. – М., Экзамен. 2009.

29. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К. 2010

30. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность законодательства о налогах и сборах / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2009. - С. 11.

31. Лях О.А., Гринкевич А.М. региональная налоговая политика на современном этапе/Известия томского Государственного университета. 2010. Т. 312. № 6. – С. 16

32. Малис Н.И., Горский И.В. Налоговая политика России: перспективы роста доходов бюджета//Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. – С. 22

33. Машков С.А. Завершается ли реформирование налоговой системы? // Налоговые споры: Теория и практика. 2010. № 9.

34. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер. 2010.

35. Миронов С.М. Плата за мифы // Аргументы и факты.-2010.-№20.

36. Налоговое право/Под ред. Пепелеева С.Г. – М.: ФЕК-ПРЕСС. 2010.

37. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод, пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.: Дело и Сервис, 2008.

38. Налогообложение семейного дохода на основе по-требительских бюджетов / В.Н. Бобков , А.А. Гулюгина, И.М. Канаев, Е.Б. Поспелова. —М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2009.

39. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации – М., Кнорус. 2009.

40. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. . канд. экон. наук. М., 2009

41. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговая система Италии // Все для бухгалтера. 2010. № 17.

42. Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов И.А., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговые системы зарубежных стран // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. № 9.

43. Тудоровский Я. Сговор жадных // Аргументы и факты.-2010.-№35.

учёт. 2004.

44. Федулов В.Г. Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 1. – С.96

45. Финансовый контроль: Учебное пособие / Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. - М.: Издательский дом «Камерон», 2008. – С. 103

46. Черник Д.Г. Налоговая система Германии. –М.: ИНФРА-М. 2010

47. Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах//Налоговый вестник. 2009. № 2.

Электронные ресурсы:

48. Сайт ФНС. h**t:w*w. nalog.r*

49. Социально-экономическое положение России/Федеральная служба Государственной статистики. h**t://w*w.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование налоговой политики России»
Раздел: Налоговое право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика