Дипломная работа

Государственное регулирование строительства

  • 105 страниц
  • 6708 просмотров
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.6

§ 1. Понятие строительной деятельности и строительное законодательство.6

§ 2. Правовые формы участия в строительной деятельности.17

§ 3. Разрешительная политика РФ в строительной отрасли.28

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ.40

§1. Компетенция Президента и Правительства РФ в сфере строительства.40

§2. Компетенция и структура специализированных федеральных органов исполнительной власти в сфере строительства.51

§3. Компетенция и структура органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляющих государственное управление.62

§4. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства.81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.95

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.98

ПРИЛОЖЕНИЕ.101

Введение (выдержка)

Актуальность. Состояние строительной отрасли как объекта государственного регулирования в настоящее время обусловлено изменениями в политической, правовой и экономических сферах России. Строительство представляет собой область привлечения государственных и частных инвестиций, способствующих экономическому росту страны и ее развитию. Отдельным видам строительства присуща особая значимость в решении задач социальной политики государства, направленной на создание благоприятных условий жизни и деятельности населения, прежде всего, в форме обеспечения граждан жильем. Сочетание публичных и частных интересов в рассматриваемой сфере предопределяет возникновение и функционирование различных правовых регуляторов, основным из которых является административно-правовая регламентация общественных отношений, направленных на создание объектов недвижимости.

Общественные отношения в строительстве в настоящее время не выделены в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. Зачастую они рассматриваются в тесной связи с жилищно-коммунальной сферой, не связанной с созданием объектов недвижимости. Отсутствие нормативного определения понятия «строительство» не должно подменяться дефиницией «градостроительной деятельности», содержание которой установлено в нормах Градостроительного кодекса РФ.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью создания действенной системы регламентации строительной деятельности, направленной на возведение зданий и сооружений в соответствии с их целевым назначением. Деятельность участников строительства обусловлена реализацией органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления регулятивных, разрешительных, учетных, контрольных (надзорных) и иных полномочий. При общей тенденции к уменьшению публичного воздействия применительно к сфере строительства реализация исполнительно-распорядительных полномочий органов государственной власти в целях защиты общественных интересов является необходимостью.

В настоящее время важнейшее значение для административно-правого регулирования рассматриваемой сферы приобретает формирование единой системы федеральных органов исполнительной власти РФ и подчиненных им территориальных органов субъектов РФ. Создание Госстроем России территориальных подразделений в федеральных округах направлено на реализацию единой государственной политики в области строительства.

Степень научной разработанности. Сфера строительства до начала 90-х годов исследовалась как объект прямого государственного управления, включающего, прежде всего институты планирования и бюджетного финансирования. Усложнение экономических и правовых связей способствовало развитию общественных отношений в области строительства и переходу от управленческой деятельности к регулирующему воздействию. При наличии отечественных и зарубежных концепций и теорий, их авторами не уделено должного внимания анализу административно-правового регулирования в сфере строительства.

В связи с развитием строительного законодательства Ю.Н.Старилов обосновывает существование «строительного права» в качестве подотрасли административного права наряду с некоторыми другими подотраслями: муниципальным, социальным, образовательным, служебным, а также информационным правом. И.М.Смоляр в системе отечественного права выделяет «градостроительное право», регулирующее особую сферу общественных отношений по планировке и застройке городов, их функционированию. Отдельные авторы разграничивают «публичное и частное строительное право» (В.К.Сидорчук), обосновывая дуалистическую природу строительства. Также строительство как объект правового регулирования зачастую исследуется в связи с анализом земельно-правовых и гражданско-правовых отношений. Следовательно, анализ источников науки административного права показывает, что избранная тема дипломной работы изучена недостаточно полно.

Целью исследования является научное познание правовых и организационных основ государственного регулирования строительной отрасли.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

1) изучение сущности и нормативно-правового регулирования государственного управления в сфере строительства;

2) обзор правовых форм участия в строительной сфере;

3) анализ компетенции и структуры органов, осуществляющих государственное управление строительной отрасли.

Объектом исследования выступает совокупность правовых и иных общественных отношений, возникающих и развивающихся в связи с государственным регулированием строительной отрасли в РФ.

Предметом исследования выступает сфера строительства РФ как объект государственного регулирования, а также правовые формы деятельности участвующих в рассматриваемой области субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности.

Научная новизна исследования определяется тем обстоятельством, что настоящая работа по существу является одним из немногих диссертационных исследований, в котором дан комплексный анализ сферы строительства как объекта государственного регулирования, а также рассмотрены основы административно-правового статуса участвующих в строительной деятельности субъектов.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, списка нормативных актов и использованной литературы, приложения.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

§ 1. Понятие строительной деятельности и строительное законодательство

Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений .

В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.

Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

Предметом рассмотрения в данной главе выступает строительная деятельность в широком смысле, так как все этапы строительного процесса тесно связаны между собой. Так, строительство невозможно без проектной документации, а она должна базироваться на градостроительной документации. Проектирование в большинстве случаев включает архитектурную деятельность. Ни строительство, ни проектирование невозможны без инвестиций, и в этом смысле инвестор — необходимый участник строительного процесса. Столь же необходим и заказчик, для которого выполняются строительные работы, возводятся те или иные объекты . Без заказчика незавершенное строительство никогда не станет таким объектом, как жилой дом или производственное предприятие, так как заказчик решает вопрос о приемке зданий и сооружений в эксплуатацию, а, следовательно, о включении их в оборот именно в качестве предприятий, зданий и сооружений, а не незавершенного строительства.

Что же касается строительной деятельности в узком смысле, то следует учесть, что есть несколько формальных критериев отнесения той или иной деятельности к строительной: во-первых, это перечень подлежащих лицензированию видов строительных работ, а во-вторых — перечень строительных работ, зафиксированный в разд. 4 (п. 4.2.) Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по статистике от 24 сентября 1993 г. № 185. Кроме того, перечень различных видов строительных работ, т.е. видов строительной деятельности или иными словами, видов деятельности, которые отнесены нормативными документами к строительной, содержится в таком нормативном акте, как Строительные нормы и правила (СНиП) .

.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

§1. Компетенция Президента и Правительства РФ в сфере строительства

Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, в том числе Правительства РФ и Президента РФ .

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ .

Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Согласно главе 2 ст.6, к компетенции Президента РФ и Правительства РФ органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся :

.

§4. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства

Согласно главе 2, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся :

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

К компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: .

Заключение (выдержка)

Целью работы явилось научное познание правовых и организационных основ государственного регулирования строительной отрасли.

В ходе написания данной работы нами были составлены следующие основные выводы.

1. Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений. Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер коммерческого права.

2. Строительное законодательство регулирует деятельность всех участников строительного процесса: проектировщиков и архитекторов, разработчиков технической и сметной документации, заказчиков, инвесторов, застройщиков и, наконец, самих строителей — подрядчиков и субподрядчиков.

3. Органы внутренних дел ведут капитальное строительство в системе МВД России и в этой связи вступают в управленческие отношения с другими органами управления строительством. Так же, как и в сфере управления промышленностью, эти взаимоотношения подразделяются на три основных вида: отношения координации и согласования с другими федеральными органами управления строительством, гражданско-правовые отношения и отношения административно-надзорного характера.

4. Вмешательство государства в область частноправовых отношений впечет за собой прямые или опосредованные ограничения неотъемлемых прав и свобод граждан, прежде всего свободы предпринимательской деятельности. Очевидно, что задача полного государственного невмешательства практически не осуществима, необходимо обосновать целесообразность государственного регулирования, содействующего развитию рыночных отношений и вместе с тем удовлетворяющего социально-приоритетные интересы государственных органов.

5. Весь процесс строительства находится под контролем соответствующих государственных органов. Глава 2 Градостроительного кодекса РФ определяет основные полномочия органов государственной власти РФ, в том числе Правительства РФ и Президента РФ. В целом к компетенции Президента РФ и Правительства РФ относится: установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора и осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.

6. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1168 от 13 сентября 2004 г. и в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" было образовано Министерство регионального развития Российской Федерации, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации.

7. Минрегион России как специализированный федеральный орган исполнительной власти в сфере строительства курирует вопросы, связанные с градостроительной политикой и ценообразованием на рынке строительных услуг; занимается лицензированием деятельности строительных организаций; проводит тендеры на размещение государственного заказа (в частности, на проведение восстановительных работ на Останкинской башне); контролирует процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Минрегион России является уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

8. В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

9. Структура органов исполнительной власти субъектов РФ представлена на примере Краснодарского края. Данная структура включает в себя два Департамента: Департамент строительства Краснодарского края, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о департаменте строительства Краснодарского края от 16 июня 2003 года № 551 и Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, осуществляющий свою деятельность на основании Положения о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15 июня 2006 г. № 458.

10. В статье 8 Градостроительного кодекса устанавливаются предметы ведения и компетенции органов местного самоуправления в области градостроительства. Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

11. Выполнение органами местного самоуправления отдельных функций государственного управления в сфере строительства в г. Краснодаре осуществляет структурное подразделение Администрации муниципального образования г. Краснодар по архитектуре, строительству и экономическому развитию, в структуру которого входят: Департамент муниципальной собственности и городских земель; Департамент строительства; Департамент архитектуры и градостроительства; Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей; Управление земельного и имущественного контроля.

Список литературы

Нормативные акты, международно-правовые документы:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).//РГ. – 1993. – 25 декабря.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.).

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ.

Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ. // Российская газета. – 2004 г. – 30 декабря.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1.

Федеральный закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32.

Указ Президента РФ "О государственных надзорных органах" от 12 ноября 1992 г.

Постановление Правительства РФ "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" от 27 декабря 2000 г. № 1008.

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в РФ (с изм. на 26 июня 1995 г.)” от 14 августа 1993 г. № 812.

Постановление Правительства РФ о Министерстве регионального развития Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40.

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному от 16 июня 2004 г. № 286 (в ред. от 19 мая 2005 г.).

Положения о департаменте строительства Краснодарского края от 16 июня 2003 года № 551.

Положение о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15 июня 2006 г. № 458.

Положение о департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

2. Специальная юридическая литература:

Агапов А.Б. Федеральное административное право России. – М.: Юристъ, 2005.

Административное право. Учебник./ Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова М., 2006.

Административное право России: Учебник. Часть 2. Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России; Щит, 2006.

Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005.

Вершинина О.С., Захаров И.В., Вершинин В.Р. Правовые аспекты качества в строительстве. // Архитектура и строительство Москвы. - № 5. – 17.10.2005 г.

Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право. М., 2008.

Гринев В.П. Правовое регулирование градостроительной деятельности. – М.: Гросс Медиа, 2008.

Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Е.Ю. Бархатова - М: ТК Велби, изд. проспект, 2005.

Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к градостроительному кодексу Российской Федерации. – от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Кущенко В.В. Правовое регулирование строительной деятельности. Уч. пос. – М., 2006.

Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы. – М., 2006.

Справочник строителя. Строительная деятельность. – М., 2007.

Тишенко В. П. Коренные изменения в технормировании, стандартизации, сертификации // Строительная газета. 2003, февраль.

Четвериков В.С. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Примечания
В работе 2 приложения.
600 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость