8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Дипломная работа

Содержание

Введение….….….….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРО-ЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ проблемы развития познавательной активности в научной

литературе….….13

1.2. Особенности развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….….28

1.3. Структурно-функциональная модель развития познавательной

активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….50

Выводы по первой главе….68

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРО-ЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию

познавательной активности старшеклассников в процессе проектной

деятельности….….….….71

2.2. Реализация комплекса педагогических условий развития познавательной

активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….87

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию

познавательной активности старшеклассников в процессе проектной

деятельности….….….…107

Выводы по второй главе….126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….133

ПРИЛОЖЕНИЯ…155

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества школа призвана обеспечить повышение качества образовательной подготов-ки выпускников, способных полноценно функционировать в современном обществе, гибко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жиз-недеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личного и со-циального характера.

Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества россий-ского образования в рамках его модернизации (стандартизация содержания, введение Единых Государственных Экзаменов) направлены на ситуативное преодоление существующих проблем и не делают акцент на развитии позна-вательной активности учащихся, что предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом. Проблема развития познаватель-ной активности имеет особую актуальность в старшем школьном возрасте, что обусловлено необходимостью жизненного и профессионального самооп-ределения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития по-знавательной активности обучающихся всегда была одной из ведущих в пе-дагогике. Отдельные положения, относящиеся к развитию познавательной активности обучающихся, можно найти в педагогических высказываниях философов древнего мира (Аристотель, Платон, Сократ) и в дидактических системах Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и др. Це-лостную систему взглядов по вопросу о значении, сущности и путях обеспе-чения активной деятельности учащихся в обучении создал и обосновал К.Д.Ушинский.

Содержательные теории активности личности как общенаучной про-блемы раскрываются в трудах К.А.Абульхановой-Славской, М.И.Лисиной и др. Исследованиям познавательных психических процессов и побудительных сил активного познания посвятили свои труды Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Д.И.Фельдштейн и др.

Психологический аспект проблемы развития познавательной активно-сти исследовался в работах З.А.Абасова, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.В.Демина, Е.Н.Кабановой-Меллер, А.К.Марковой, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна и др.

В отечественной педагогической науке данная проблема рассматрива-лась в трудах В.И.Андреева, Л.П.Аристовой, К.Ш.Ахиярова, В.В.Бабуриной, Л.Л.Габидуллиной, М.А.Данилова, В.С.Данюшенкова, Л.Н.Калашниковой, Е.В.Коротаевой, И.Я.Лернера, В.И.Лозовой, З.Г.Нигматова, А.С.Плотника, Н.А.Половниковой, Ю.П.Правдина, М.Н.Скаткина, А.В.Троцко, А.В.Усовой, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др.

В современной педагогике и психологии сложилась противоречивая ситуация. Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные мето-дологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психо-лого-педагогической работы по развитию познавательной активности уча-щихся, в большинстве случаев сохраняется традиционная форма обучения. В связи с этим целесообразно исследовать позитивный потенциал проектной деятельности для развития познавательной активности старшеклассников. Проектная деятельность соответствует возрастным особенностям учащихся старших классов при овладении приемами учения и самообразования, фор-мами взаимодействия с другими людьми для подготовки к будущей профес-сии и самостоятельной жизни.

Проблема проектной деятельности учащихся не является абсолютно новой в педагогической теории и практике. В трудах отечественных и зару-бежных педагогов конца XIX-начала XX веков (П.П.Блонский, Дж.Дьюи, Е.Г.Кагаров, А.Г.Калашников, В.Х.Килпатрик, Э.Коллингс, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Э.Левин, А.П.Пинкевич, С.Ривес, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул и др.) раскрыты философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся. В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-педагогических исследований (В.Быков, Дж.Джонс, А.Э.Коробова, М.М.Морозова, Е.Ю.Рогачева, Н.В.Турчина и др.), рассматривается со сто-роны педагогических закономерностей (М.Ю.Бухаркина, Т.Е.Веденеева, М.И.Войнова, В.В.Гузеев, И.А.Зимняя, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, Г.К.Селевко, В.Ф.Сидоренко, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, И.Д.Чечель, В.Э.Штейнберг и др.), психологических (Н.В.Матяш, В.А.Моляко и др.), по-знавательных (С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников и др.), методических осо-бенностей (П.Р.Атутов, Дж.Бастиан, В.Ю.Гребенщикова, М.И.Гуревич, И.Е.Девятова, Н.Н.Замошникова, А.А.Карачаев, М.Б.Павлова, Дж.Питт, Р.Райб, И.А.Сасова, Д.Филипс, Д.Фрайд-Бут, Н.Г.Чанилова, Е.Н.Ястребцова и др.).

Однако некоторые аспекты рассматриваемой проблемы остались вне поля зрения исследователей. Важной педагогической проблемой остается оп-ределение педагогических условий развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена суще-ствующими противоречиями:

– между социальным заказом современной школы на подготовку ак-тивной личности выпускника и недостаточной разработанностью теоретиче-ских и методических основ развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности;

– между потребностью учащихся старших классов в активных формах обучения, позволяющих им проявить самостоятельность, самореализовываться в различных видах учебной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития познавательной активности старшеклассни-ков в процессе проектной деятельности, направленных на реализацию данной потребности.

Данные противоречия определили проблему исследования, заключаю-щуюся в выявлении педагогических условий развития познавательной актив-ности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разрабо-танность сформулированной проблемы обусловили выбор темы исследова-ния: «Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и эксперимен-тально проверить педагогические условия развития познавательной активно-сти старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Объект исследования – проектная деятельность учащихся старших классов в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности будет эффективным, если:

– выявлена и научно обоснована сущность познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– проектная деятельность учащихся осуществляется согласно разра-ботанной структурно-функциональной модели развития познавательной ак-тивности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– реализованы следующие педагогические условия: педагогическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организация совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характери-зующейся взаимодополнительностью и высоким ценностно-ориентационным единством; педагогическое сопровождение, предполагающее создание си-туации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были опре-делены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской и психолого-педагогической лите-ратуры уточнить сущность познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

2. Разработать структурно-функциональную модель развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности.

4. Разработать научно-практические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся старших классов для учителей, методи-стов и студентов педагогических вузов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: диалек-тико-материалистическая теория познания и основные положения о человеке как субъекте активности (А.С.Гаязов, М.С.Каган, Л.П.Станкевич, Ф.Ш.Терегулов и др.); содержательные теории активности личности (К.А.Абульханова-Славская, Д.Б.Богоявленская, М.И.Лисина и др.); теория деятельности (О.С.Анисимов, Р.М.Асадуллин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.В.Демин, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.); основные положения современ-ной теории развития познавательной активности (Л.П.Аристова, П.В.Борисова, В.С.Данюшенков, Ф.З.Забихуллин, В.И.Лозовая, А.М.Матюшкин, Ю.П.Правдин, А.З.Рахимов, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); основные положения теории совместной деятельности (Г.М.Андреева, Е.М.Дубовская, Р.Л.Кричевский, Л.И.Уманский и др.); фун-даментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.К.Маркова, Р.С.Немов, Д.Б.Эльконин и др.); теории социально-педагогического проектирования (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, М.П.Горчакова-Сибирская, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, И.А.Колесникова, Т.Е.Сахарова, П.Хилл, В.Э.Штейнберг и др.); концепту-альные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе ос-новного и дополнительного образования (В.В.Гузеев, Дж.Дьюи, Н.В.Матяш, Н.Ю.Пахомова, И.Д.Чечель и др.); современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (С.Г.Гильмиярова, М.Б.Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, Д.Фрайд-Бут, Ю.Л.Хотунцев, Н.Г.Чанилова и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипоте-зы были использованы следующие методы исследования: теоретический ана-лиз философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; прямое и косвенное педагогическое на-блюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; методы ма-тематической статистики.

Научное исследование, апробация и внедрение в практику полученных результатов осуществлялись в период с 2004 по 2009гг. и состояли из не-скольких этапов.

Первый этап (2004-2006гг.) – определены теоретические и методологи-ческие основы исследования, уточнено его проблемное поле, поставлены цель и задачи; осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности уча-щихся старших классов в процессе проектной деятельности; проведен кон-статирующий эксперимент; разработана структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проект-ной деятельности, реализующая комплекс педагогических условий.

Второй этап (2006-2008гг.) – осуществлен формирующий эксперимент, основанный на результатах, полученных в процессе проведения констати-рующего эксперимента и теоретического анализа научной литературы; раз-работаны критерии развития познавательной активности старшеклассников; апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Третий этап (2008-2009гг.) – завершена работа по формирующему экс-перименту; полученные результаты анализировались, обрабатывались и сис-тематизировались; формулировались частные и общие выводы; завершено оформление диссертации.

Базу исследования составили: ГОУ республиканская школа-интернат №5 спортивного профиля г.Уфы; МОУ Башкирский лицей №2, средние об-щеобразовательные школы №19, №68, №125 г.Уфы; Кировская и Семенкин-ская средние общеобразовательные школы Аургазинского района, Верхнека-рышевская средняя общеобразовательная школа Балтачевского района Рес-публики Башкортостан.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– выявлена сущность понятия «проектная деятельность учащихся», под которым понимается форма индивидуальной или кооперативной позна-вательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личност-но и социально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа, учитывающих их ин-дивидуально-личностные особенности;

– разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проект-ной деятельности, реализующая следующие педагогические условия: педаго-гическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организация совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (согласованность ролей, гиб-кость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников про-екта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагоги-ческое сопровождение, предполагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– содержательно расширена теоретическая база проблемы развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной дея-тельности, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследования, определяющих специфику функционирования разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– определены критерии и уровни (репродуктивно-подражательный, ситуативно-эмоциональный, поисково-исполнительский, творческий), отра-жающие динамику развития познавательной активности в процессе проект-ной деятельности, проявляемой в субъектной позиции учащихся;

– конкретизированы представления о развивающем потенциале про-ектной деятельности учащихся на основе выделения ее существенных при-знаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических за-дач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научно-го исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с ок-ружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизнен-ный опыт учащегося, результаты проекта нацелены на применение в реаль-ной жизненной практике), самостоятельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проектирования.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

– разработано методическое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя научно-практические рекомендации по организации про-ектной деятельности учащихся старших классов для учителей, методистов и студентов педагогических вузов;

– разработан диагностический инструментарий, включающий в себя систему критериев, показателей и уровней развития познавательной активно-сти старшеклассников в процессе проектной деятельности, обеспечивающий объективность, системность, комплексность контроля и оценки реализации выявленных педагогических условий;

– результаты исследования возможно использовать в практике работы учителей-предметников общеобразовательных учреждений, в системе повы-шения квалификации работников образования и при обучении студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи-ваются последовательностью исходных методологических положений; стро-гой логикой опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, за-дачами и условиями исследования, адекватных сущности исследуемого объ-екта; использованием методов математической статистики и качественным анализом полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование проектной деятельности старшекласс-ников как формы их индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личностно и соци-ально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа, учитывающих их индивиду-ально-личностные особенности.

2. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности происходит более успешно согласно разработанной структурно-функциональной модели, включающей в себя целевой, содержа-тельно-технологический, критериальный и результативный блоки.

3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирова-ния предложенной структурно-функциональной модели развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности включает в себя: педагогическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организацию совместной деятельности участников проекта; соз-дание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (со-гласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотне-сенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным един-ством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных усло-виях деятельности); педагогическое сопровождение, предполагающее созда-ние ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты иссле-дования нашли отражение в выступлениях на международных (Ростов-на-Дону, 2005; Липецк, 2007; Нижнекамск, 2007, 2009; Стерлитамак, 2007; Уфа, 2007), всероссийских (Уфа, 2005; Новокузнецк, 2006; Бирск, 2007), респуб-ликанских (Уфа, 2006, 2007), межвузовских (Липецк, 2006; Елабуга, 2007), зональных (Уфа, 2008) научно-практических конференциях, а также на науч-но-практических конференциях аспирантов и студентов (Бирск, 2006; Моск-ва, 2007), в публикациях в журналах «Вестник БГПУ» (Уфа, 2007), «Вестник БГУ» (Уфа, 2007), «Образование и наука» (Екатеринбург, 2008), в научно-практических рекомендациях для учителей, методистов и студентов педаго-гических вузов (Уфа, 2007).

Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики, а также на семинарах аспирантов и соискателей Башкирского го-сударственного педагогического университета им.М.Акмуллы.

Результаты исследований внедрены в ГОУ РШИСП №5 г.Уфы, МОУ Башкирский лицей №2 г.Уфы, МОУ СОШ №19 г.Уфы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка литературы (235 наименований), 12 приложений. В работе со-держится 8 таблиц, 20 рисунков. Общий объем диссертации 170 страниц.

Заключение (выдержка)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, содержащее научное обоснование пе-дагогических возможностей развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности, обусловлено актуальной по-требностью современного информационного общества и развивающейся об-разовательной практики в подготовке выпускников школ, способных ориен-тироваться в чрезвычайно сложных, динамичных социально-экономических условиях. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима ориентация образования не только на ус-воение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его лич-ности, его познавательных и созидательных способностей.

В рамках нашего исследования содержательно расширена теоретиче-ская база проблемы развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследо-вания, определяющих специфику функционирования разработанной струк-турно-функциональной модели развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности, реализующая комплекс пе-дагогических условий.

Проектная деятельность учащихся нами рассматривается как форма индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предпола-гающей разработку и реализацию личностно и социально значимого продук-та, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной актив-ности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в про-ектах различного типа (исследовательских, творческих, ролевых, информа-ционных, прикладных и др.), учитывающих их индивидуально-личностные особенности.

Теоретический анализ научной литературы позволил конкретизировать представления о развивающем потенциале проектной деятельности учащихся на основе выделения ее существенных признаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических задач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научного исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с окружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизненный опыт учащегося, результаты про-екта нацелены на применение в реальной жизненной практике), самостоя-тельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проек-тирования.

Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности обеспечивается в содержательном плане за счет ак-туализации содержания проблемной ситуации проекта, различных источни-ков информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане – за счет со-четания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной организаци-онных форм обучения.

Нами разработана структурно-функциональная модель развития позна-вательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, которая отражает взаимосвязь и взаимообусловленность основных состав-ляющих блоков исследуемого феномена: целевого (цели, задачи), содержа-тельно-технологического (компоненты, методы, педагогические условия), критериальный (критерии, уровневые показатели компонентов), результа-тивного.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что стихий-ное развитие познавательной активности у учащихся старших классов в об-разовательном процессе школы наблюдается и при обычных условиях, одна-ко при отсутствии специальных педагогических условий данный процесс протекает медленно. Комплекс педагогических условий эффективного функ-ционирования предложенной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной дея-тельности включает в себя: педагогическое стимулирование проектной дея-тельности учащихся; организацию совместной деятельности участников про-екта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнитель-ностью (согласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагогическое сопровождение, пред-полагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса ра-боты над проектом.

Экспериментальное исследование развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности проводилось при изу-чении дисциплин естественно-математического цикла. Проверка эффектив-ности структурно-функциональной модели развития познавательной актив-ности старшеклассников в процессе проектной деятельности осуществлялась в ходе выполнения учебных проектов.

Для старшеклассников создание учебного проекта является предпочти-тельным вариантом самостоятельной работы. В проектной деятельности их привлекает ее активный творческий характер, исследовательская свобода, реализация потребности в общении, качество получаемых знаний (их глуби-на, жизненная значимость и др.), интенсивное развитие различных способно-стей и умений (исследовательских, творческих, коммуникативных и др.), возможность представить результаты проекта на школьных экзаменах, кон-ференциях.

Для отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы на-ми разработан диагностический инструментарий, включающий в себя систе-му критериев, показателей и уровней развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, обеспечивающий объективность, системность, комплексность контроля и оценки реализации выявленных педагогических условий.

Таким образом, ходе исследования доказано, что развитие познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности будет более успешным, если будут реализованы одновременно все выделен-ные педагогические условия. В экспериментальной группе уровень познава-тельной активности старшеклассников значительно повысился по сравнению с контрольной группой. Динамика результатов, полученных в ходе исследо-вания, подтверждает адекватность выбранной нами логики исследования, эффективность и практическую осуществимость разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности.

На основании анализа изученной литературы и проведенного педагоги-ческого эксперимента нами разработаны научно-практические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся старших классов для учи-телей, методистов и студентов педагогических вузов.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее разрешение за-тронутых в нем аспектов развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности. Результаты исследования показа-ли перспективность дальнейшей разработки проблемы, в частности поиска новых педагогических условий для эффективного развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности; необходимость разработки инновационных технологий организации проектной деятельности для различных категорий учащихся.

Литература

1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников [Текст] / З.А.Абасов // Сов. педагогика. – 1989. – №7. – С.40-43.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лично-сти [Текст] / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с.

3. Акбашева, Р.Ш. Организационно-педагогические условия фор-мирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.Ш.Акбашева; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2000. – 215с.

4. Амиров, А.Ф. Научно-методическое проектирование и реализа-ция инновационного образовательного процесса в вузе [Текст]: моногр. / А.Ф.Амиров. – Уфа: Изд-во Восточный университет, 2006. – 140с.

5. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.

7. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учеб. курс для творческого са-моразвития / В.И.Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных техно-логий, 2003. – 608с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365с.

9. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической дея-тельности и мышления [Текст] / О.С.Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 416с.

10. Арефьев, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С.Арефьев. – М.: Политиздат, 1984. – 230с.

11. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П.Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 139с.

12. Асадуллин, Р.М. Информационные модели и системы в совре-менном образовании [Текст]: учебно-метод. пособие / Р.М.Асадуллин, Д.А.Давыдов, Р.Г.Шарафиев; М-во образования и науки РФ, БГПУ, АТН РФ. – Уфа: БГПУ, 2006. – 198с.

13. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности сту-дентов в обучении [Текст]: учеб. пособие / К.Ш.Ахияров, Ю.П.Правдин. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1988. – 80с.

14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидак-тический аспект [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254с.

15. Бабурина, В.В. Формирование и развитие познавательной актив-ности учащихся в процессе дидактического мониторинга [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В.Бабурина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского. – Пенза, 2004. – 163с.

16. Баймурзина, В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах [Текст] / В.И.Баймурзина. – Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. – 160с.

17. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342с.

18. Белкин, А.С. Идеология, методология, научный аппарат истори-ко-педагогического исследования [Текст] / А.С.Белкин, Е.В.Ткаченко // Об-разование и наука: Известия Уральского отделения РАО, 2006. – №1 (37). – С.21-29.

19. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст]: кн. для учителя / А.С.Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

20. Бенин, В.Л. Истина и культура философского мышления [Текст]: моногр. / В.Л.Бенин, В.С.Хазиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Вагант, 2008. – 175с.

21. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьюте-ров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П.Беспалько. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2002. – 352с.

22. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс [Текст]: учеб. для 10 класса / С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2004. – 432с.

23. Блинов, В. Четыре года открытий. Проектная деятельность гла-зами практика [Текст] / В.Блинов, И.Сергеев // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С.29-35.

24. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы [Текст] / П.П.Блонский. – М.: Задруга, 1917. – 80с.

25. Боголюбов, В. Перспективы развития педагогических технологий [Текст] / В.Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – №3. – С.10-18.

26. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 173с.

27. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович; под ред. и со вступ. ст. Д.И.Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии, 1999. – 352с.

29. Борисова, П.В. Особенности познавательной активности старше-классников в образовательном процессе (на примере различных типов обра-зовательных учреждений) [Текст]: дис. … канд. пед. наук / П.В.Борисова; Росс. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб., 2004. – 206с.

30. Бочарова, Е.П. Дидактические основы обучения будущих спе-циалистов самоконтролю знаний [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бочарова Елена Петровна; Санкт-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1996. – 40с.

31. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В.Брыкова, Т.В.Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32с.

32. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П.Буева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 286с.

33. Бухаркина, М.Ю. Метод проектов в обучении английскому язы-ку: из опыта работы Московской технологической школы ОРТ [Текст] / М.Ю.Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – С.24-28.

34. Быков, В.П. Методика проектирования объектов новой техники [Текст] / В.П.Быков. – М.: Высш. школа, 1990. – 166с.

35. Вартовский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание [Текст] / М.Вартовский; пер. с англ.; общ. ред. И.Б.Новака, В.Н.Садовского. – М.: Прогресс, 1988. – 507с.

36. Веденеева, Т.Е. Проектная технология как один из факторов по-строения системы личностно ориентированного образования в школе [Текст] / Т.Е.Веденеева, М.И.Войнова // Дидакт. – 2000. – №1. – С.32-39.

37. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.

38. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст]: кн. для учителя / К.Н.Волков; под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.

39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534с.

40. Габидуллина, Л.Л. Развитие познавательной активности младших школьников при коммуникативном подходе к обучению [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.Л.Габидуллина; Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2003. – 224с.

41. Гаврилова, М.А. Метод проектов как основа организации иссле-довательского обучения [Текст] / М.А.Гаврилова // Интеграция образования. – 2006. – №2. – С.165-167.

42. Газиев, Э.Г. Психологические основы развития самоуправления учебной деятельностью у школьников и студентов [Текст]: дис. … д-ра пси-хол. наук / Э.Г.Газиев. – Ташкент, 1991. – 456с.

43. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в педагогическом ис-следовании [Текст] / Г.И.Гайсина. – Уфа: Вагант, 2007. – 302с.

44. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Т.П.Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 222с.

45. Гаязов, А.С. Семь проблем современного образования [Текст] / А.С.Гаязов. – Уфа: Вагант, 2008. – 248с.

46. Гаязов, А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования [Текст]: моногр. / А.С.Гаязов, С.Б.Баязитов, А.Ф.Амиров. – Уфа: БГУ, 2000. – 197с.

47. Гильмиярова, С.Г. Концепции современного естествознания: фи-зические и экологические концепции [Текст]: учеб. пособие для студентов гуманит. фак. / С.Г.Гильмиярова. – Уфа: БГПУ, 2004. – 140с.

48. Горбунов, В.М. Проектирование обучающей информационной системы в учебном курсе «Языки и системы программирования» [Текст] / В.М.Горбунов // Информатизация образования: опыт, проблемы, перспекти-вы: материалы республиканской науч.-практ. конф. 20 дек. 2006г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.152-154.

49. Гребенщикова, В.Ю. Информационно-образовательные техноло-гии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.Ю.Гребенщикова; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – 205с.

50. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы. – 1995. – №6. – С.39-48.

51. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и раз-витие образовательной технологии [Текст] / В.В.Гузеев. – М.: НИИ школь-ных технологий, 2004. – 128с.

52. Гузеев, В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии обра-зовательной технологии [Текст] / В.В.Гузеев // Завуч. – 1998. – №1. – С.20-36.

53. Гуревич, П.С. Основы философии [Текст]: учеб. пособие / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

54. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорети-ческого и экспериментального психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.В.Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 283с.

55. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля [Текст]. – СПб.: Весь, 2004. – 735с.

56. Данюшенков, В.С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе [Текст] / В.С.Данюшенков. – М.: Прометей, 1994. – 208с.

57. Девятова, И.Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / И.Е.Девятова; Челябинск. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2002. – 165с.

58. Демин, М.В. Проблемы теории личности [Текст] / М.В.Демин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 240с.

59. Джонс, Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж.К.Джонс; пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 326с.

60. Донцов, А.И. Разработка критериев анализа совместной деятель-ности [Текст] / А.И.Донцов, Е.М.Дубовская, И.М.Улановская // Вопросы психологии. – 1998. – №2. – С.61-71.

61. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 384с.

62. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. Н.М.Никольской; ред. Ю.С.Рассказова. – М.: Лаби-ринт, 1999. – 189с.

63. Дьюи, Дж. Школа и общество [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. – М.: Работник просвещения, 1923. – 46с.

64. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном спо-собе работы [Текст] / В.К.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.

65. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности старше-классников в условиях гуманизации образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Ф.З.Забихуллин; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2003. – 233с.

66. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 207с.

67. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст] / Е.С.Заир-Бек. – СПб.: Просвещение, 1995. – 235с.

68. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 79с.

69. Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук; Забайк. гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Чита, 2006. – 196с.

70. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И.А.Зимняя, Т.Е.Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – №3. – С.9-15.

71. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учеб. пособие / В.А.Иванников; Ун-т Рос. акад. образования. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 142с.

72. Иванов, В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство [Текст] / В.П.Иванов. – Киев: Наук. думка, 1977. – 251с.

73. Иващенко, М.Г. Проблема опыта в философии Дж.Дьюи [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.Г.Иващенко. – М., 1990. – 36с.

74. Илиади, А. Природа художественного таланта [Текст] / А.Илиади. – М.: Сов. писатель, 1965. – 535с.

75. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512с.

76. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной дея-тельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н.Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

77. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С.Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319с.

78. Как рождается проект [Текст]: из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений / под общ. ред. Е.Н.Ястребцовой. – М.: Изд-во ЭМГ 1512, 1995. – 47с.

79. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г.Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88с.

80. Карачаев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся [Текст] / А.А.Карачаев // Школа и производство. – 1997. – №2. – С.10-11.

81. Кауда, Т.М. Формирование проектной культуры в системе архи-тектурно-художественного образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кауда Татьяна Михайловна; Новгор. гос. пед. ун-т им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2000. – 28с.

82. Килпатрик, В.Х. Метод проектов [Текст] / В.Х.Килпатрик; пер. с англ. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43с.

83. Кимеева, О.А. Развитие познавательной активности старшекласс-ников в процессе групповой работы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О.А.Кимеева; Вят. гос. пед. ун-т. – Киров, 2000. – 219с.

84. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Ана-лиз зарубежного опыта [Текст] / М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 222с.

85. Кларин, М.В. Технология обучения: образ идеала [Текст] / М.В.Кларин // Школьные технологии. – 2005. – №1. – С.11-21.

86. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студен-тов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Academia, 2005. – 173с.

87. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288с.

88. Коллектив. Личность Общение [Текст]: словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. – Л.: Лениздат, 1987. – 144с.

89. Коллингс, Э. Опыт работы американской школы по методу про-ектов [Текст] / Э.Коллингс. – М.: Новая Москва, 1926. – 288с.

90. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: пособие для учи-телей / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 191с.

91. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст]. – М.: Академия, 2004. – 47с.

92. Корнейчик, Т.Д. Основные проблемы советской педагогики [Текст]: методические разработки / Т.Д.Корнейчик. – М.: Ин-т повыш. ква-лификации кадров нар. образ., 1930. – 56с.

93. Коробова, А.Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпре-тация в отечественной теории и практике 20-30-х годов [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.Э.Коробова; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 2000. – 145с.

94. Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в об-щение [Текст] / Е.В.Коротаева. – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 244с.

95. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400с.

96. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205с.

97. Крупская, Н.К. К вопросу о свободной школе [Текст] / Н.К.Крупская // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1978. – Т.1. – С.33-38.

98. Крупская, Н.К. О методе проектов [Текст]: стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н.К.Крупская. – М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. – 22с.

99. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255с.

100. Крылова, О. Использование метода проектов в преподавании [Текст] / О.Крылова // Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.

101. Ксензова, Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и уче-нику [Текст]: учеб. пособие / Г.Ю.Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 56с.

102. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления [Текст]: процесс и способы решения технических задач / Т.В.Кудрявцев. – М.: Педа-гогика, 1975. – 304с.

103. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст]: практ. пособие для аспиран-тов и соискателей ученой степ. / Ф.А.Кузин. – 9-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2007. – 224с.

104. Кулагина, Г.Н. Формирование у студентов вечерного отделения познавательной самостоятельности и активности [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н.Кулагина. – М., 1980. – 16с.

105. Левин, Л.Э. Новые пути школьной работы. Метод проектов [Текст] / Л.Э.Левин. – М.: Работник просвещения, 1926. – 88с.

106. Леднев, В.С. Состояние и перспективы развития курса информа-тики в общеобразовательной школе [Текст] / В.С.Леднев, А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков // Информатика и образование. – 1998. – №3. – С.76-78.

107. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н.Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352с.

108. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И.Я.Лернер. – М.: Знание, 1976. – 64с.

109. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И.Лисина // Вопросы пси-хологии. – 1982. – №4. – С.18-35.

110. Лозовая, В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема [Текст] / В.И.Лозовая, А.В.Троцко // Советская педагогика. – 1989. – №11. – С.85-89.

111. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школь-ников в процессе организации их общения [Текст]: учеб. пособие / В.И.Лозовая, Л.Н.Калашникова. – Харьков: ХГПИ, 1990. – 84с.

112. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Джон Локк // Соч.: в 3 т. / Пер. с англ. – М.: Мысль, 1985. – Т.2. – С.3-201.

113. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст]: избр. психол. тр. / Б.Ф.Ломов; под ред. В.А.Барабанщикова. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 384с.

114. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процес-сов [Текст] / А.Р.Лурия. – М.: Наука, 1974. – 172с.

115. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письмен-ной речи у младших школьников [Текст] / В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 150с.

116. Майерс, Дж.С. Социальная психология [Текст] / Д.Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684с.

117. Макарова, Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция) [Текст] / Н.В.Макарова. – СПб.: Питер, 2004. – 64с.

118. Максвелл, Дж.С. Шеф и его команда [Текст] / Дж.Максвелл. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 246с.

119. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе [Текст]: кн. для учителя / Р.И.Малафеев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвеще-ние, 1993. – 192с.

120. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры [Текст] / Э.С.Маркарян. – Ереван: АН Арм. ССР, 1969. – 228с.

121. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

122. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

123. Матушкин, С.Е. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С.Е.Матушкин. – Челябинск, 2006. – 395с.

124. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М.Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.

125. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и разви-тие познавательной активности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психо-логии. – 1982. – №4. – С.5-17.

126. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: кн. для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана Графф, 2004. – 106с.

127. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Матяш Наталья Викто-ровна; Психол. ин-т РАО. – М., 2000. – 52с.

128. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе проектной деятельности на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников // Профильное обучение: моде-ли, содержание, технологии: сб. тр. регион. конф. – Киров: Изд-во Киров. обл. ИУУ, 2004. – С.56-60.

129. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст]: избр. психол. тр. / Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1982. – 218с.

130. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова [и др.]; под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296с.

131. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учите-лей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / В.А.Мижериков; под ред. П.И.Пидкасистого. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 544с.

132. Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности [Текст] / В.А.Моляко. – М.: Машиностроение, 1983. – 134с.

133. Морозова, М.М. «Метод проектов» как феномен образовательно-го процесса в современной школе [Текст]: дис. … канд. пед. наук / М.М.Морозова; Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н.Ульянова. – Ульяновск, 2005. – 231с.

134. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Р.С.Немов: 2 кн. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн.1: Об-щие основы психологии. – 576с.

135. Нигматов, З.Г. Гуманистические основы педагогики [Текст]: учеб. пособие / З.Г.Нигматов. – М.: Высш.шк., 2004. – 140с.

136. Никандров, Н.Д. Педагогика для вузов [Текст] / Н.Д.Никандров // Педагогика. – 2004. – №1. – С.104-107.

137. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / А.М.Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 176с.

138. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.Новикова // Народное образование. – 2000. – №7. – С.151-157.

139. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Е.С.Полат [и др.]; под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002. – 272с.

140. Ньюстром, Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение [Текст] / Дж.В.Ньюстром, К.Дэвис; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 447с.

141. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, 2004. – 944с.

142. Пайпе, С. Проектный менеджмент [Текст]: пер. с нем. / С.Пайпе; науч. ред. перевода А.М.Либман. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 192с.

143. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном уч-реждении [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

144. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С.52-55.

145. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С.93-96.

146. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов [и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.

147. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2004. – 608с.

148. Педагогическая энциклопедия [Текст]: Т.1 / под ред. А.Г.Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1929. – 193с.

149. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С.Полат [и др.]. – М.: Академия, 2006. – 400с.

150. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М.Бим-Бад; редкол.: М.М.Безруких [и др.]. – М.: Большая Российская эн-циклопедия, 2003. – 528с.

151. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. [Текст] / сост. В.М.Кларин, А.И.Джуринский. – М.: Пе-дагогика, 1989. – 416с.

152. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – 5-е изд., стер. – М.: Academia, 2006. – 501с.

153. Пинкевич, А.П. Введение в педагогику [Текст] / А.П.Пинкевич. – М.: Работник просвещения, 1930. – 176с.

154. Плотник, А.С. Развитие познавательной активности будущих офицеров [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.С.Плотник; Сарат. гос. ун-т им.Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 2005. – 161с.

155. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 540с.

156. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1999. – 142с.

157. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 364с.

158. Половникова, Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников [Текст] / Н.А.Половникова. – Казань: КГПИ, 1975. – 100с.

159. Пояркова, Н.Н. Подготовка студентов педвуза к совместной дея-тельности по созданию электронных образовательных ресурсов [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Н.Н.Пояркова; Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы. – Уфа, 2006. – 171с.

160. Правдин Ю.П. Проблема познавательной активности в педагоги-ке [Текст]: моногр. / Ю.П.Правдин. – М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2000. – 127с.

161. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 484с.

162. Равкин, З.И. Актуальные вопросы теории педагогического сти-мулирования [Текст] / З.И.Равкин // Сов. педагогика. – 1974. – №10. – С.69-79.

163. Рахимов, А.З. Приемы мышления в обучении [Текст]: методиче-ское пособие / А.З.Рахимов. – Уфа: Башгоспедуниверситет, 2009. – 250с.

164. Рахимов, А.З. Психодидактика [Текст] / А.З.Рахимов. – Уфа: Творчество, 2003. – 400с.

165. Рахимов, А.З. Философия психодидактики [Текст]: моногр. / А.З.Рахимов. – Уфа: БГПУ, 2008. – 290с.

166. Ривес, С. Метод целевых заданий и Дальтон-план в школах I сту-пени [Текст] / С.Ривес. – М.: Работник просвещения, 1926. – 118с.

167. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур [Текст] / Е.Ю.Рогачева // Педагогика. – 2003. – №8. – С.88-96.

168. Роль проектов в школьном курсе «Технология» в развитии и вос-питании школьников [Текст] / Ю.Л.Хотунцев [и др.] // Директор школы. – 1994. – №4. – С.39-45.

169. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / под ред. В.В.Давыдова. – М.: БРЭ, 1993. – Т.1. – 608с.

170. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. по-собие для студентов вузов / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713с.

171. Рубцов, В.В. Совместная деятельность в контексте проблем соот-ношения социальных взаимодействий и обучения [Текст] / В.В.Рубцов // Во-просы психологии. – 1998. – №5 – С.49-59.

172. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С.82-89.

173. Сатарова, Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) [Текст] / Е.Г.Сатарова // Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназиче-ское образование». – 2003. – №4. – С.12.

174. Саутина, Е.В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.В.Саутина; Вят. гос. пед. ун-т. – Киров, 1999. – 173с.

175. Cелевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информаци-онно-коммуникативных средств [Текст] / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.

176. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проек-тирования образовательных систем [Текст] / В.В.Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272с.

177. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизай-нерского творчества [Текст]: автореф. дис. … д-ра искусствоведения / В.Ф.Сидоренко. – М., 1990. – 32с.

178. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психоло-гии [Текст] / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350с.

179. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в об-ласти управления образовательным процессом [Текст]: учеб. пособие / В.П.Симонов. – М.: Роспедагентство, 1997. – 264с.

180. Синагатуллин, И.М. Глобальное образование как новая парадиг-ма XXI века [Текст] / И.М.Синагатуллин // Педагогический журнал Башкор-тостана. – 2008. – №2(15). – С.8-18.

181. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст] / М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 206с.

182. Скрипкина, Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий [Текст] / Т.П.Скрипкина // Вопросы психологии. – 1999. – №5. – С.21-30.

183. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллю-страциях [Текст] / В.И.Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416с.

184. Станкевич, Л.П. О типах, формах и уровнях социальной активно-сти личности [Текст] / Л.П.Станкевич // Вопросы исторического материализ-ма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С.192-198.

185. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 287с.

186. Терегулов, Ф.Ш. Теоретическая педагогика [Текст]: учеб. посо-бие / Ф.Ш.Терегулов. – Уфа: Восточный университет, 2004. – 332с.

187. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.К.Тихомиров. – М.: Академия, 2002. – 288с.

188. Ткаченко, Е.В. Дидактический дизайн – инструментальный под-ход [Текст] / Е.В.Ткаченко, Н.Н.Манько, В.Э.Штейнберг // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2006. – №1 (37). – С.58-66.

189. Трубайчук, Л.В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе [Текст] / Л.В.Трубайчук. – Челя-бинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 242с.

190. Трудовая подготовка школьников [Текст] / П.Р.Атутов [и др.]. – Киев: Рад. шк., 1987. – 223с.

191. Турчина, Н.В. Особенности организации развивающего обучения в советской школе (20-е годы) [Текст]: методическое пособие / Н.В.Турчина. – Балашов: Хопер, 1991. – 32с.

192. Уваров, А.Ю. Вступая в век информации [Текст] / А.Ю.Уваров // Информатика и образование. – 1995. – №2. – С.4-6.

193. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э.Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 188с.

194. Управляемое формирование психических процессов [Текст]: сб. статей / под ред. П.Я.Гальперина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 198с.

195. Урсул, А.Д. Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее [Текст] / А.Д.Урсул // Вестник высшей школы. – 2005. – №8. – С.3-11.

196. Усова, А.В. Новая концепция естественно-научного образования и педагогические условия ее реализации [Текст] / А.В.Усова. – Челябинск: Факел, 1996. – 45с.

197. Ушинский, К.Д. Воспитание человека [Текст]: избранное / К.Д.Ушинский; сост. и автор вступ. ст. С.Ф.Егоров. – М.: Карапуз, 2000. – 256с.

198. Ушинский, К.Д. Избранные труды [Текст]: в 4 кн. / К.Д.Ушинский – М.: Дрофа. – Кн. 1: Проблемы педагогики. – 2005. – 638с.

199. Фатыхова, Р.М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы ее формирования // Искусство и образование. – 2008. – №10. – С.7-11.

200. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества дис-сертационных исследований по педагогике и психологии [Текст]: доклад на расширенном заседании Президиума РАО 23 янв. 2008г. / Д.И.Фельдштейн. – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 24с.

201. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л.Ф.Ильичева. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840с.

202. Френе, С. Формирование личности ребенка и подростка [Текст] / С.Френе // Воспитательная работа в школе. – 2004. – №6. – С.5-14.

203. Хазиев, В.С. Истины бытия и познания [Текст] / В.С.Хазиев. – Уфа: Китап, 2007. – 288с.

204. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников [Текст] / И.Ф.Харламов. – Минск: Нар. асвета, 1975. – 208с.

205. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Ф.Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 517с.

206. Хилл, П. Наука и искусство проектирования [Текст]: методы про-ектирования, научное обоснование решений / П.Хилл; пер. с англ. – М.: Мир, 1973. – 263с.

207. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416с.

208. Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В.Хуторской // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С.55-75.

209. Чанилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Чанилова Наталья Григорьевна: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 1997. – 25с.

210. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула [Текст] / И.Д.Чечель // Директор школы. – 1998. – №3. – С.11-16.

211. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула [Текст] / И.Д.Чечель // Директор школы. – 1998. – №4. – С.7-8.

212. Чошанов, М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооператив-ных методах обучения [Текст] / М.А.Чошанов // Директор школы. – 1999. – №5. – С.75-78.

213. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.

214. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адап-тивной школе [Текст] / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384с.

215. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С.Т.Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 303с.

216. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С.Т.Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – Т.2. – 414с.

217. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие лич-ности [Текст] / Н.И.Шевандрин. – М.: Владос, 1999. – 512с.

218. Шерайзина, Р.М. Лидерство и командный менеджмент в страте-гическом управлении вузов [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Шерайзина. – Вели-кий Новгород: НовГУ, 2003. – 112с.

219. Шнейдер, М. Оценка качества проектной деятельности учащихся [Текст] / М.Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С.24-25.

220. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст]: многофункциональная моногр. / В.Э.Штейнберг. – М.: Народное образование: Школьные технологии, 2002. – – 304с.

221. Штейнберг, В.Э. Инструментальная дидактика – дидактический дизайн [Текст] / В.Э.Штейнберг // Педагогический журнал Башкортостана. – 2007. – №1(8). – С.76-88.

222. Шульгин, В.Н. Педагогика переходной эпохи [Текст] / В.Н.Шульгин // На путях к новой школе. – 1927. – №9. – С.62-97.

223. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды [Текст] / Г.П.Щедровицкий. – М.: Шк. культ, 1995. – 800с.

224. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-тельных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203с.

225. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142с.

226. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]: пробл. возраст. и пед. психологии / Д.Б.Эльконин; под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 219с.

227. Янгирова, В.М. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.М.Янгирова. – М.: Творчество, 2003. – 160с.

228. Янжул, Е.Н. Практика метода проектов в американской школе [Текст] / Е.Н.Янжул. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 112с.

229. Bastian, J. Freie Arbeit und Projektunterricht. Eine didaktische «Wi-dervereinigung» [Text] / J.Bastian // Padagogik. – 1993. – Heft 10. – S.6-9.

230. Hutchinson, T. Introduction to Project Work [Text] / T.Hutchinson. – Oxford University Press, 1991. – 23p.

231. Fried-Booth, D.L. Project work [Text] / D.L.Fried-Booth. – Oxford University Press, 1994. – 90p.

232. Knoll, M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Ge-schichtsbildes [Text] / M. Knoll // Padagogik. – 1993. – Heft 7-8. – S.58-63.

233. Osminin, E. About necessity of the use of the project method for the training of the future teachers for work in tenns of educational informatization [Text] / E. Osminin // Mathematics and Sciense Education … Sortavala. – Russia, 2003. – p.365-366.

234. Ribe, R. Project work. Step by Step [Text] / R.Ribe, N.Vidal. – Hei-nemann, 1993. – 96p.

235. Phillips, D. Projects with Young Learners [Text] / D.Phillips. – Ox-ford University Press, 1999. – 180p.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 170
Год: 2010
1900 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X