Курсовая работа

«Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения подростков»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛ.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6

1.1. ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 21

ГЛ. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 29

2.1. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ЦЕЛИ. ПРИНЦИПЫ 29

2.2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. ПРОФИЛАКТИКА 35

2.3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Введение

Тема представленного исследования – психолого-педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения детей школьного возраста является одной из актуальных, что обусловлено рядом факторов.

Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян, нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Д.И. Абдуллаева, М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Гербеев, Ж.И. Забродин, Р.П. Ким, А.И. Кочетов, И.А. Литвинов, А.А. Лапшин, Е.М. Мастюкова, И.Б. Михайловская, И.А. Невский, А.И. Островский, Л.М. Семенюк, А.Е. Тарасов, М.Н. Фикул и др.) обоснована необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики девиантного поведения. В то же время в предлагаемых рекомендациях содержание данного подхода оказывается существенно суженным: успех профилактики девиантного поведения подростков определяется в основном одним фактором - это воспитательный процесс и его компоненты (цели, задачи, формы, методы, средства). При этом не учитывается сложный диалектический характер взаимодействия социальных, медико-биологических факторов, без учета которых невозможно познание сущности девиантного поведения подростков и причин его возникновения.

Введение в стране института социальных педагогов и социальных работников привело к появлению различных по ведомственной принадлежности социально-педагогических служб, ориентированных на фронтальную и индивидуальную социальную работу, оказание помощи молодежи в ее социальном становлении. Ведущую роль в этом процессе играет школа единственный социальный институт, готовый осуществлять такую работу в массовом масштабе.

Рост самых разных отклонений, омоложение преступности, девиантности требует особого внимания к изучению проблемы поведения подростков. Необходимо выявить особенности формирования девиантного поведения, найти эффективные формы работы по социально-педагогической профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.

Проблема девиантного поведения уже давно изучается на Западе. В России эта отрасль психологии сравнительно молода. Объясняется это тем, что еще 15 лет назад 12-летний подросток наркоман, алкоголик или убийца были исключением из правил. Сейчас уже никого не удивляет, хотя и шокирует тот факт, что малолетние чаще и чаще совершают насильственные преступления с особой жестокостью.

Из отечественных исследователей этой проблемой занимались В. Афанасьев, Я.Глинский, Т.П. Долгова, А.И. Захаров, Ю.А. Клейберг, М.В. Львова, А.А. Сиротюк, Л.А. Фомина и другие.

Известно, что преступление лучше предупредить, чем воздействовать на человека после совершения преступного деяния. И профилактические меры по предупреждению преступлений должны приниматься не тогда, когда подросток уже оканчивает школу и о нем можно уже говорить как о сформировавшейся личности, а намного раньше.

Таким образом, проблема девиантного (отклоняющего, но не преступного) поведения подростков играет значительную роль в сфере предупреждения преступности. Существующие в настоящее время методики позволяют вовремя выделить ребенка, подростка с девиантным поведением из толпы других детей и помочь ему справиться с самим собой и своими проблемами.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.

Гипотеза представленного исследования: результативность социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков будет эффективной, если:

- конкретизировано понятие «девиантное поведение подростков»;

- упорядочен процесс профилактики и коррекции девиантного поведения подростков;

- теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для эффективной социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Цель представленной работы заключается в изучении психолого-педагогических условий коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике.

2. Выявить особенности проявления девиантного поведения у подростков;

3. Определить психолого-педагогические условия коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.

Цель и задачи представленной работы составляют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

По итогам проведенной работы по изучению психолого-педагогических условий профилактики и коррекции девиантного поведения, можно сказать, что цели и задачи представленной работы реализованы в полном объеме.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Акцентуации характера – это крайние варианты нормы при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера). Поэтому закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.

В рамках данного исследования, под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Данная работа представляет собой теоретическое исследование проблемы поставленной в настоящем исследовании. Подкрепленное опытно-экспериментальным исследованием.

Список литературы

1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. – М.: Просвещение, 1995. – 124 с.

2. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 1986. – 158 с.

4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Изд-во Магистр, 1999. – 96 с.

5. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.

6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

7. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – наше общее дело. – Алма-Ата: Казахстан, 1989. – 190 с.

8. Белкин А.С. Внимание – ребенок! : причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.

9. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.

10. Белкин А.С. Поступки можно предупредить. – Свердловкс: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997. – 83 с.

11. Беличева С.А. Основы перевнтивной психологии. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.

12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1987. – 309 с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.

14. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского педиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

15. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

16. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. – 1997. - № 3. – С. 104-109.

17. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.

18. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.

19. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 1991. - № 4. – С. 76-80.

20. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. – 210 с.

21. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 147 с.

22. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.

23. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М.: Социальное здоровье России, 1999. – 183 с.

24. Димов В.Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1997. - № 3. – С. 45-55.

25. Драгунова Т.В. Психические особенности подростков // Возрастная и педагогическая психология. – 1979. - № 1. – С. 305-317.

26. Забродин Н.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

27. Зюбин Л.И. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. – М.: Высш. Школа, 1974. – 152 с.

28. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.

29. Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 80 с.

30. Казаков Л. Профилактика наркомании и токсикомании // Воспитание школьников. – 1989. - № 4. – С. 24-30.

31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999. – 301 с.

32. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 1996. – 112 с.

33. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.

34. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 141-145.

35. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушения. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.

36. Ковалева А.Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.

37. Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. – М.: Просвещение, 1996. – 120 с.

38. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.

39. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

40. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

41. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.

42. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. – М.: Просвещение, 1989. – 205 с.

43. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.: Наука, 1982. – 120 с.

44. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

45. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.

46. Краковский А.П. Трудный возраст. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

47. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

48. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 1998. – 72 с.

49. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.

50. Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия формирования учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 200 с.

51. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.

52. Ландова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. – С. 35-42.

53. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: изд-во Логос, 1981. – 439 с.

54. Личко А.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 1976. – 96 с.

55. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.

56. Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. – 1991. - № 4. – С. 64-66.

57. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. - № 4. – С. 92-102.

58. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - № 1. – С. 20-23.

59. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.

60. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

61. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.

62. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с.

63. Реан А.А. Характерологические особенности подростков – деликвентов. // Вопросы психологии. – 1991. - № 4. – С. 139-144.

64. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х гг.: протест и девиантное поведение. // Социс. – 1998. - № 9. – С. 106-114.

65. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

66. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения подростков»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 65
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика