Реферат

«Восточная культура как феномен мировой цивилизации.»

  • 29 страниц
Содержание

Введение 3

1 Восток в разрезе древних цивилизаций 4

1.1 Древняя Месопотамия 4

1.2 Древняя Индия 7

1.3 Древний Китай 12

2 Региональная культура, причина различий 18

2.1 Запад восток в современной плоскости 19

2.2 Различие культур востока и запада 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение

Употребление понятий "цивилизация" и "культура" в философии, культурологии может стать самостоятельным объектом самостоятельного исследования и дать очень много интересных наблюдений для понимания глубины и многомерности этих понятий.

Цивилизация и культура два понятия в культурологии, которые идут вмести с самого начала зарождения, как культуры, так и цивилизации. Другими словами культура есть цивилизация, а цивилизация в свою очередь с толь же неотвратимостью есть культура.

Восточная культура как в прошлые исторические периоды так и в наши дни привлекательна и ненавязчива одновременна. В отличии от западной культуры восточная культура ненавязчива, она гармонирует со всеми элементами других культур и этим привлекает многих сторонников. А возможность Познань самого себя, погрузившись в загадочный мир востока, привлекает много любителей восточной экзотики.

Актуальность темы восточной культуры как феномен мировой цивилизации невозможно переоценить. Здесь и попытка наладить диалог между востоком и западом, и терпение к людям с другим цветам кожи и разрезам глаз, и попытка примерить культы. Все задачи представленные темой данной работы могли бы запросто быть темой отдельного реферата.

И так цель данной работы раскрыть тему Восточная культура как феномен мировой цивилизации (прошлое и современность).

Для раскрытия данной темы рассмотрим следующие вопросы:

- Восток в разрезе древних цивилизаций;

- Региональная культура, причина различий;

- Восток и запад в современной плоскасти.

Фрагмент работы

Существуют разные гипотезы о причинах возникновения и длительного развития древних цивилизаций. Наиболее обоснованной представляется теория Л. И. Мечникова, высказанная им в работе «Цивилизации и великие исторические реки».

Он полагает, что основной причиной зарождения этих цивилизаций явились реки. Во-первых, река является синтетическим выражением всех природных условий той или иной местности. А во-вторых, и это главное, указанные цивилизации возникли в русле очень мощных рек (Нил, Тигр и Евфрат, Хуанхе), которые обладают одной интересной особенностью, объяс-няющей их великую историческую миссию, которая состоит в том, что такаярека может создать все условия для выращивания прекрасного урожая, а может в одночасье погубить не только посевы, но и тысячи людей, проживающих вдоль ее русла. Поэтому для того, чтобы максимально повысить пользуот использования речных богатств и минимизировать урон, приносимый рекой, необходим коллективный, напряженный труд множества поколений .

1.1 Древняя Месопотамия

Месопотамская цивилизация возникла в IV тыс. до н. э. на Ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат (территория современного Ирака).

На юге Месопотамии в тот период активно развивалось сельское хозяйство, в результате чего там возникли крупные по тем временам города-государства Шумер, Аккад, Ур, Урук, Эриду, Ниппур, Ларса и др., расцвет которых по праву считают золотым веком древнего государства шумеров.

Огромную роль в жизни Междуречья играла глина. Проявлением этого служит тот факт, что согласно мифам (нашедшим отражение в «Сказании о потопе») человек был создан богами из глины. Жители городов Междуречья строили свои дома, а также изготовляли посуду из глины; при постройке домов использовались также солома и тростник. Впрочем, был известен как строительный материал и камень, однако из него строили только храмы.

В государстве шумеров активно развивалось искусство, в том числе и прикладное: скульптура, пластика в металле. Шумеры были первым народом, который стал использовать при изготовлении украшений золото, серебро, бронзу, кость в комбинации друг с другом.

По мере развития, а также прихода на территорию Междуречья новых народов вокруг городов создавались отдельные государства. Они сформировались приблизительно в IV тыс. до н. э. Эти государства были единственными владельцами земли, которая возделывалась всеми жителями (а точнее, теми, кто не занимался ремесленничеством). Кроме того, как и в Древнем Египте, государство отвечало за постройку и поддержание в нормальном состоянии ирригационных систем.

В конце III - начале II тыс. до н.э. на территории Месопотамии формируется Вавилонское государство. Это происходит в результате того, что на территорию Междуречья вторгаются семитские племена. Они захватывают практически все Междуречье и создают на основе старых городов-государств могущественную Вавилонскую империю. Однако пришедшие племена достаточно быстро ассимилировались с местным населением, а следовательно, основные культурные достижения древнейших культур Месопотамии были сохранены.

Наибольшего расцвета Вавилон достигает приблизительно в XVIII в. до н. э. Это произошло во время правления царя Хаммурапи, которому удалось покорить все земли Междуречья. Прославился он также и тем, что оставил после себя знаменитые «Законы Хаммурапи», которые также были записаны на глиняных табличках.

1.2 Древняя Индия

Ранняя индийская цивилизация сформировалась на севере Индии в III тыс. до н. э. Характерная черта древнеиндийского общества - деление его на четыре варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимавших определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.

Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги. Кшатрии (от глагола «или» - владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр, то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд.

Несмотря на крайнюю застойность древнеиндийского общества в его недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма - официальной культурно-религиозной доктрины брахманов - с движениями бхагаватизма, джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии.

Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

Важной составной частью древнеиндийской культуры были Веды - сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний при жертвоприношениях - «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».

Согласно ведической религии ведущими богами считались: бог неба Дьяус, бог тепла и света, дождя и бури, повелитель вселенной Индра, бог огня Агни, бог божественного опьяняющего напитка Сома, бог солнца Сурья, бог света и дня Митра и бог ночи, хранитель вечного порядка Варуна. Жрецы, исполнявшие все обряды и предписания ведических богов, назывались брахманами. Однако понятие «брахмана» в контексте древнеиндийской культуры было широким. Брахманами назывались также тексты с ритуальными, мифологическими пояснениями и комментариями к Ведам; также назывался абстрактный абсолют, высшее духовное единство, к пониманию которого постепенно пришла древнеиндийская культура.

Заключение

Стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.

Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уход его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека «всеобщей жизненной силе», выступающей как божество, для Запада —самодеятельность человека.

Истинное знание в восточной философии мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в ее классических формах проникнута стремлением мыслителей по стичь и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубокомысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (медитацию). Восточные мудрецы завоевывают признание не столькоблестящими проповедями или трактатами, сколько примером лич-ной жизни.

Восточному искусству свойственна высокая степень условности, что затрудняет его понимание для тех, кто не посвящен в культурно-исторические традиции, на фоне которых оно сложилось. Надо знать особенности распространенных среди народа религиозных представлений, чтобы оценить художественные достоинства индийских гимнов, восходящих к древним ведическим текстам, символику рисунков на старинных китайских шелках, прелесть масок монгольского монастырского праздника Цам. Очень велика роль условности в национальных театрах Востока. Она пронизывает и классический японский театр Но, в котором на сцене в условных пластических формах разыгрываются видения, рождающиеся в воображении героя; и китайскую оперу, где почти нет декораций, а место и время действия обозначаются мелодиями; и индийский театр Кат-хакали, в котором строго определенный смысл имеют позы, жесты и грим актеров; и ночные спектакли индонезийского театра теней сего фигурками, чьи облик и жесты заданы вековыми традициями.

Восточная культура в достаточной степени традиционная и держится на консервативных принципах. Культура востока важнейший элемент мировой культур. Наследие мировой цивилизации восточной культуры имеет огромное социально культурное наследие для всей мировой цивилизации.

Список литературы

1 Гибенс Э. Социология. / Э. Гибенс – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 350 с.

2 Соловьев А.Н. Северорусская субкультура в контексте модернизационных процессов./ А.Н. Соловьев. – М.: МГУ, 2001. 480 с.

3 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания:/ В.М. Найдыш — М.:ИНФРА-М, 2004. 682 с.

4 Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации / К.Б. Соколов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1997. – Вып. 1 – С. 134 – 143.

5 Шапинская Е.Н. Проблема другого в современной культуре. / Е.П. Шапинская. // Обсерватория культуры. 2005, №1 С. 25 - 33

6 Орлов Э.А Культурная антропология ХХ века: объяснение униформности и многообразие культурных феноменов / Э.А. Орлов // Культура: теории и проблемы. – М.: Наука, 1995. 250 с.

7. Петрова О.А. Культурология. Лекция для студентов. / О.А. Петрова: СиБ, Гос. аэрокосмический ун – т. – Красноярск, 2007. – 116 с.

8 Камин. А.С. Культурология. / А.С. Камин. – СпБ.: Питер, 2007. 464 с.

9 Культурология. / Под. ред. Ю.Н. Соломина. , М.С. Коган. – М.: Высшее образование. 2005. – 566 с.

10 Основы культурологии: Учебное пособие / Отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 496 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика