Курсовая работа

«Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»

  • 36 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….3

1.Мотивация как психологическая категория….5

2. Психологические теории мотивации….10

3.Учебная мотивация современного школьника и ее развитие…13

3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация….13

3.2. Широкие социальные мотивы….16

3.3. Познавательная потребность и мотивы учения….17

3.4. Отметка в мотивации учения школьника…21

4. Формирование учебной мотивации школьников….22

Заключение…26

Библиография…28

Приложение….30

Введение

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее актуальность для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогической психологии.

Психологическое изучение мотивации и механизм ее формирования - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Этим и объясняется интерес к предмету исследования.

Цель работы: теоретическое исследование процесса развития учебной мотивации современного ученика

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»

- рассмотреть понятие мотивации как психологической категории

- проанализировать психологические теории мотивации

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать понимание учебной мотивации современного школьника

- рассмотреть условия формирования мотивации и процесс ее развития у современного школьника

Итак, в разработке данной проблемы принимали участие А.Маслоу, Х.Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, В.И.Ковалев, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, М.В.Матюхина, В.Э.Мильман, А.К.Маркова и многие другие.

Заключение

Теоретическое исследование проблемы мотивации включало рассмотрение мотивации как психологической категории, мотивов учения и процесса развития учебной мотивации современного ученика.

Изучив теоретические источники, пришли к выводу, что классиками отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.К. Вилюнас) мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.

Проанализировав психологические теории мотивации, можно сказать, что в психологии мотивации среди представителей этого направления, можно назвать З. Фрейда и У. Макдауголла, И. П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, К.Левина, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса, Л.Божович, А.Н. Леонтьева, Маркову А.К., Орлова А.Б., Ильина Е.П. и других. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки.

Рассматривая учебную мотивацию психологи определяют ее как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Практика показывает, что учебная деятельность ребенка побуждается целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

На современном этапе учебной мотивацией школьников обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют значительную роль в системе мотивационных факторов.

На протяжении обучения в начальной школе изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование мотивации учебной деятельности у современного школьника заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

По мнению Л. И. Божович развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних детей она выражена очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей она больше связана с практической активностью. Большое место в мотивации школьника занимает отметка. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. По мнению Л.И.Божович, учащиеся воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Итак, ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е. проявлять соподчинение мотивов. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2009

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2000.

5. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006.

7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2006.

9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Изд. МПСИ М., 1999.

10. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1992.

11. Гончарова Е.Б.Формирование мотивации учебной деятельности подростков, ж Вопросы психологии, 1999

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2008.

13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007.

16. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2004.

17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения М.: Просвещение,1990

18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

20. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М., 1986.

21. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.

22. Осипова И.В. Формирование учебной мотивации школьников ж.Вопросы психологии, 2001.

23. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер, 2009.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 2009.

25. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.

27. Эткинд А.М. Теоретический анализ проблем мотивации, ж.вопросы психологии

28. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Покупка готовой работы
Тема: «Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика