Курсовая работа

«Мышление и речь»

  • 29 страниц
Содержание

Введение

1.Теоретическое рассмотрение проблемы

1.1. Общее понятие о мышлении

1.2. Речь как инструмент мышления

1.3. Связь мышления и речи

2.Эмпирическое исследование мыслительной деятельности детей дошкольного возраста

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Этапы исследования

2.3. Обработка и анализ результатов

Заключение

Библиография

Введение

Проблема взаимосвязи речи и мышления является важным вопросом в психологии. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет личного опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание.

Для мыслительной деятельности человека важна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить понятие о нем в специальном слове.

Мысль приобретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для человека. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.

Поэтому целью работы является: изучить связь мышления и речи у дошкольников

Предметом исследования: является связь мышления и речи у дошкольников

Объектом изучения: дети младшего дошкольного возраста (10 человек старшего дошкольного возраста, 5-6 лет, детского сада № 14

г. Железногорска)

Цель определила следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме (рассмотреть взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему связи мышления и речи)

2. Рассмотреть особенности мышления

3. Выявить особенности речи как инструмента мышления

4. Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей связи мышления и речи у детей дошкольного возраста

Для решения задач можно использовать следующие методики:

1. Методика выявления овладения общей структурой мыслительной деятельности ( У.В.Ульенковой) // Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста, под ред. Я.Л Коломинского и Е.А. Панько , Минск, 1997//

2. Методика «Последовательность событий» (Урунтаева Г.А.) // Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина Практикум по дошкольной психологии, М. 1998 //

Заключение

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Генетические корни мышления и речи // Мышление и речь. М.; Л., 1934.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. С. 5–36.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

4. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.

6. Запорожец А. В. Психология. М., 1953.

7. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.

9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986

10. Небылицын В.Д. Темперамент // В.Д. Небылицын. Жизнь и научное творчество / Под ред. А.В. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. М.: Ладомир, 1996. С. 60–67.

11. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: ОГИЗ, 1932.

13. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника М., 1977.

14. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.

15. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

16. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

18. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926.

19. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С. 12–25.

20. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры 2-й сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М.: Мысль, 1979.

Покупка готовой работы
Тема: «Мышление и речь»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика