Дипломная работа

«Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)»

  • 81 страниц
Содержание

Введение 3

1 Жилищно-коммунальное хозяйство как одна из составляющих

социально-экономической системы 7

1.1 Сущность, понятие и необходимость реформирования

жилищно-коммунального хозяйства 7

1.2 Роль реформирования ЖКХ в решении социально-

экономических проблем 15

1.3 Роль государства в реформировании жилищно-

коммунальной сферы 20

2 Состояние реформирования и модернизация жилищно-

коммунального хозяйства МО «Город Железногорск» 27

2.1 Муниципальное образование «Город Железногорск»

как объект управления 27

2.2 Состояние и характерные проблемы сферы ЖКХ

города Железногорск 33

2.3 Роль территориальных органов управления

в реформировании ЖКХ 40

3 Основные направления совершенствования процесса

реформирования ЖКХ 50

3.1 Перспективные цели и задачи модернизации

ЖКХ города Железногорск 50

3.2 Формирование системы управления жилищным фондом

и общим имуществом в многоквартирных домах 57

3.3 Привлечение частного бизнеса к управлению

и инвестированию в коммунальный комплекс 63

Заключение 71

Список литературы 75

Приложения

Введение

Актуальность реформирования жилищно-коммунального хозяйства является очевидной и остается неизменной с момента начала реформ в данной сфере и по настоящее время – более 10 лет. Сегодня трудно назвать какую-либо другую отрасль экономики страны, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, несмотря на кажущееся внимание к нему в советский период для него было характерно остаточное финансирование, которое приводило к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд страны нуждался в более высококачественном обслуживании. Во-вторых, в первые годы существования рыночной экономики жилищно-коммунальное хозяйство потеряло даже те немногие средства, которые оно получало от государства. Остро встала проблема, как развивать эту отрасль. Возможно ли здесь развитие рыночных отношений? Если да, то, в каком направлении, как быстро? Как государство будет участвовать в реформировании отрасли и каков должен быть хозяйственный механизм?

Реформирование в настоящее время осуществляется в рамках федеральной и региональной целевых программ; существует большое количество и иных нормативно-правовых актов, призванных урегулировать становление и поступательное развитие реформ. Мероприятия, проводимые в рамках реформирования, направлены на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствуют режиму его устойчивого достаточного финансирования, обеспечивают комфортные и безопасные условия проживания людей. Предусматривается решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимальное использование ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. В результате решения этих задач предполагается повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

К сожалению, видимых результатов, даже по прошествии нескольких лет достигнуть не удалось. Коммунальная инфраструктура, жилой фонд имеют высокий уровень износа и нуждаются как минимум в дорогостоящем капитальном ремонте, а некоторые объекты не подлежат дальнейшей эксплуатации. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства требуют скорейшего разрешения, поскольку влекут за собой череду социальных неблагоприятных последствий.

Вопросы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства являются острыми и в муниципальном образовании «Город Железногорск». Изношенные коммуникации и жилой фонд, отсутствие институтов профессионального управления и товариществ собственников жилья (следствие забюрократизированности вопросов их создания, чрезмерной налоговой нагрузки, инертности населения) – все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Целью данного дипломного исследования является изучение необходимости, сущности и роли реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и на местном уровне – муниципальное образование «Город Железногорск», их системы и структурно-функциональных особенностей в условиях современного осуществления приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Задачи, стоящие перед данной дипломной работой, сводятся к следующему:

- изучить сущность, понятие и необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

- исследовать роль реформирования жилищно-коммунального хозяйства в решении социально-экономических проблем;

- определить роль государства в реформировании жилищно-коммунальной сферы;

- изучить муниципальное образование «Город Железногорск» как объект управления;

- определить состояние и характерные проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства города Железногорск;

- исследовать роль территориальных органов управления в реформировании жилищно-коммунального хозяйства;

- выявить перспективные цели и задачи реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города Железногорск;

- изучить возможные пути формирования эффективной системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах;

- определить возможные механизмы привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс .

Объектом исследования дипломной работы выступает реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации как один из способов качественного улучшения состояния жилищной сферы и приоритетное направление жилищной политики государства.

Предметом изучения являются особенности и закономерности реализации мероприятий, направленных на осуществление реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Железногорск».

Методологическую базу дипломной работы составляют общенаучные и частные методы познания. К первым методам относятся такие как: исторический материализм, исторический и логический методы, анализ и синтез. Среди использованных частных методов можно выделить метод системно-структурного анализа, функциональный, статистический, моделирование, конкретные социологические исследования, сравнительный.

Информационная база исследования указанной темы является существенной. К первичным источникам, использованным при написании дипломной работы, в первую очередь Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня, нормативно-правовые акты Курской области и муниципальные правовые акты. В отечественной научной литературе в последнее время уделяется проблемам реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства большое внимание. При написании работы использованы монографии, публикации в периодических изданиях, учебная и методическая литература. Значительными работами в данном направлении являются работы таких авторов, как Багаева А.Н., Лазарова Л., Лембик С.А., Каменева Е.А., Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю., Симонова Ю.Ф.

Заключение

В данном дипломном исследовании сделана попытка комплексного анализа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса в системном, институциональном и функциональном аспектах, как на федеральном уровне, так и на муниципальном – на примере муниципального образования «Город Железногорск». На основании проведенных исследований и изученных материалов можно сделать следующие выводы:

1. На федеральном, региональном и местном уровнях четко определены цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. К настоящему времени достигнуты определенные результаты от реализации предыдущих этапов реформы, но они далеки от задекларированных. В целом процесс реформирования идет медленно и сталкивается с рядом препятствий, которые не были учтены при разработке программ. Проблемы сферы ЖКХ обусловлены неэффективной системой управления, дотационностью сферы, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. Преодоление эти неблагоприятных предпосылок остается приоритетной целью.

2. Очевидно, что состояние жилищной сферы в целом и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, имеет огромное социально-экономическое значение. Жильё связано с удовлетворением самых важных потребностей человека и является той материальной основой, на которой развивается семья, как ячейка социального общества. Жилье создает условия для воспитания последующего поколения, обеспечивает хранение материальных и духовных ценностей. Без комфортного, безопасного жилья, снабженного современными коммуникациями человек не может быть полноценным членом социального государства и гражданского общества, к созданию которых стремится Россия.

3. Только комплексный подход к решению проблем жилищно-коммунального комплекса, согласованная государственная политика во всех социальных секторах экономики способны привести к позитивным результатам в реформировании ЖКХ.

4. В настоящее время реализуется преобразование системы финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется тарифное регулирование как новая концепция её построения. С 2005 года в стране действует принцип стопроцентной оплаты коммунальных услуг населением и отменено перекрестное субсидирование, при котором заниженная стоимость услуг для населения покрывалась завышенными тарифами для юридических лиц. В связи со значительным увеличением стоимости коммунальных услуг возникла серьезная проблема – образование задолженности малообеспеченных потребителей перед организациями жилищно-коммунального комплекса. Существуют меры социальной поддержки для населения по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидирование малообеспеченных семей. Субсидирование осуществляется путем предоставления адресной материальной помощи каждой нуждающейся семье на персональные лицевые счета. Можно отметить, что в данном сегменте реформирования сферы ЖКХ достигнуты весомые результаты, которые максимально приближены к программным целям. Данными субсидиями в городе Железногорске в 2006 году воспользовалось 946 семей, а в 2007 году – 1148.

5. С 2008 года положено начало ещё одному направлению реформирования - программе финансирования капитального ремонта ветхого жилья. На него возлагаются большие надежды, поскольку содержание жилья в том состоянии, в котором оно находится на сегодняшний день, для населения – собственников квартир в многоквартирных домах – не реально. Для этих целей создан специальный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Время покажет на сколько эффективным будет это нововведение. На местном уровне в городе Железногорск подготовлена необходимая документация для формирования региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Но анализ требований закона позволяет сделать вывод о том, что нынешняя ситуация в городе (муниципальное образование в полной мере не отвечает ни одному из перечисленных требований) делает невозможны участие муниципального образования в данной программе. Создается впечатление, что законодатель через реализацию ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» хочет выполнить все предыдущие задачи реформирования данной сферы. Хотя следовало признать, что реформирование ЖКХ реализовано фрагментарно: рынок профессионального управления так и не сформирован, ТСЖ не являются эффективными. Поэтому реализация благого начинания – капитального ремонта ветхого жилья также ставится по сомнение.

6. Муниципальное образование «Город Железногорск» на настоящий момент является среднестатистическим городом по показателям в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все организации данного комплекса функционируют в форме муниципальных унитарных предприятий. Привлечение частного капитала в сферу ЖКХ является злободневной проблемой, наряду с такими, как изношенные объекты коммунальной инфраструктуры и жилой фонд, кредиторская и дебиторская задолженность предприятий, отсутствие договорных отношений между производителями и потребителями коммунальных услуг, отсутствие профессионального эффективного управления многоквартирными домами, низкий кадровый потенциал.

7. Но, несмотря на перечисленные проблемы, ценою усилий органов муниципальной власти и руководства организаций жилищно-коммунального хозяйства, виден поступательный вектор развития сферы: проводятся капитальные ремонты объектов инженерной инфраструктуры, вводятся в эксплуатацию новые, проводится работа по сокращению задолженности. Налаживается система профессионального управления жилым фондом посредством создания управляющей организации и содействию в создании товариществ собственников жилья. При реализации всех запланированных мероприятий в рамках реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства качество оказываемых населению коммунальных услуг значительно улучшится.

8. Одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства является формирование рынка профессионального управления в жилищно-коммунальной сфере. Действующим законодательством Российской Федерации, сформированы и продолжают совершенствоваться механизмы, направленные на снижение уровня влияния органов власти всех уровней на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Следственным результатом данного процесса должно стать планомерное перераспределение управленческих функций, ранее принадлежавших органам власти, профессиональным управляющим компаниям (иным субъектам управления), саморегулируемым организациям и органам местного самоуправления.

9. Настоящий этап реформирования ЖКХ г. Железногорска определяется интенсивной модернизацией инженерной инфраструктуры, формированием системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах. Эти направления необходимо реализовывать параллельно с приватизацией МУП – монополистов рынка ЖКУ, становлением саморегулируемых организаций жилищно-коммунального комплекса Курской области, привлечением частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс.

Список литературы

1. Конституция РФ // РГ. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

4. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 22.12.2004 (ред. от 18.10.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007)

6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях»

9. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

10. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 09.02.2008) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

11. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 19.02.2008) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002-2010 годы»

12. Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 (ред. от 23.05.2006) «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 (ред. от 09.02.2008) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»

14. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 286 (ред. от 10.08.2007) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»

15. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

16. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 № ГКПИ07-435)

17. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»

18. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

19. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

20. Постановление Правительства РФ от 15.02.2008 № 76 «О размещении временно свободных средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ»

21. Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ»

22. Приказ Госстроя РФ от 21.04.2003 № 142 «Об утверждении порядка инвентаризации и дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса»

23. Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 100 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»

24. «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2009 годы», утвержденное Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007

25. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № от 12 октября 2006 г. № 9555-РМ107 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги»

26. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № 14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления»

27. Письмо Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями»

28. Закон Курской области от 05.12.2006 № 80-ЗКО «О программе социально-экономического развития Курской области на 2006-2010 годы»

29. Закон Курской области от 28.12.2007 № 128-ЗКО «О вопросах ведения Курской области в сфере ЖКХ»

30. Постановление Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. № 830-III ОД «Об областной программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы» (с изм., внесенными Законом Курской области от 30.12.2004 № 73-ЗКО)

31. Постановление Курской областной Думы от 24.11.2005 №1279-III ОД (ред. от 15.11.2007) «Об областной целевой Программе «Энергосбережение Курской области на период 2006-2010 годы»

32. Постановление Правительства Курской области от 29 июля 2004 года № 962-III ОД «Об областной целевой программе «Жилище» на 2004-2010 годы» (в ред. постановления Курской областной Думы от 15.02.2007 N 281-IV ОД)

33. Постановление Правительства Курской области от 09.02.2007г. № 18 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»

34. Постановление Правительства Курской области от 12.12.2007 № 218 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008-2009 годы»

35. Устав города Железногорска Курской области (в ред. решений Железногорской городской Думы от 30.06.2005 N 170-3-РД; от 30.08.2005 № 175-3-РД; от 28.11.2006 № 419-3-РД)

36. Решение Железногорской городской Думы от 08.10.1998 № 37-20-РД (ред. от 16.05.2000) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в г.Железногорске»

37. Решение Железногорской городской Думы от 27.05.2003 № 335-2-РД (ред. от 28.02.2006) «Об утверждении правил оплаты населением города коммунальных услуг по показаниям приборов учета (счетчиков) и правил оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, временно зарегистрированными на территории МО «Город Железногорск»

38. Решение Железногорской городской Думы от 29.11.2005 № 261-3-РД «Об утверждении Правил благоустройства города Железногорска Курской области»

39. Решение Железногорской городской думы от 29.11.2005 № 262-3-РД «О порядке перечисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан на территории города Железногорска Курской области»

40. Решение Железногорской городской думы от 28.11.2006 № 426-3-РД «О ценах на содержание, ремонт жилья и о тарифах на коммунальные услуги»

41. Решение Железногорской городской Думы от 01.02.2007 № 451-3-РД «Об оплате за пользование муниципальным жилым помещением (плата за наем) для нанимателей муниципальных жилых помещений в городе Железногорске»

42. Решение Железногорской городской Думы от 24.04.2007 № 476-3-РД «Об утверждении порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности города Железногорска»

43. Решение Железногорской городской думы от 27.11.2007. № 581-3-РД «Об утверждении прогноза социально-экономического развития города Железногорска на 2008-1010 годы»

44. Решение Железногорской городской Думы от 24.01.2008 № 629-3-РД «Об утверждении Положения об оказании адресной социальной помощи жителям города Железногорска»

45. Программа социально-экономического развития города Железногорска на период до 2010 года, утвержденная Решением Железногорской городской думы от 30.10.2007 № 197-3-РД

46. Батяев А.А. Азбука жилья. Жилищный кодекс от А до Я: Монография. - Феникс, 2007. – 154 с.

47. Бычковский И. Что мешает инвестициям? // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.6-10

48. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации// Экономист. – 2007. - № 1. – С.56-61.

49. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – №8. – С.31-37.

50. Давыдова О.В. Развитие коммунальной инфраструктуры // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2006. - № 7. – С.23-29.

51. Диордиева О. Новый Жилищный кодекс РФ // Юрист. – 2005. - №4. – с.25-28.

52. Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся: Учебное пособие. - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 128 с.

Примечания

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, каждая из которых состоит из трёх параграфов, заключения, списка литературы и семи приложений. Объем работы составляет 81 страница, список литературы содержит 72 источников.

Покупка готовой работы
Тема: «Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 81
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика