Дипломная работа

«Особенности и проблемы управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями (на примере МУП «Горэлектросети» )»

  • 96 страниц
Содержание

Введение…

1. Основы правового положения государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации….….

1.1. Состав и правовой статус государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов в Российской Федерации …

1.2. Нормативно-правовая база регулирования деятельности государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации….

1.3. Зарубежный опыт регулирования деятельности унитарных предприятий…

2. Современное состояние и проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями (на примере МУП «Горэлектросети»)….

2.1. Особенности управления деятельностью муниципального унитарного предприятия «Горэлектросети»….…

2.2. Контроль за деятельностью МУП «Горэлектросети».…

2.3. Проблемы деятельности МУП «Горэлектросети»….

3. Основные направления совершенствования деятельности муниципальных унитарных предприятий….

3.1. Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства….

3.2. Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий…

3.3. Совершенствование управления деятельностью МУП «Горэлектросети»….…

Заключение….

Список литературы ….…

Приложения….

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.

В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.

Отдельные исследователи отмечают, что сам мировой опыт доказывает эффективность государственной собственности, так как по сравнению с другими эта форма собственности имеет определенные преимущества, обусловленные ее функциями: способностью формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики для достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на социальные цели.

На деятельность унитарных предприятий распространяются общие правила гражданского законодательства, касающиеся юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Целью дипломной работы является анализ правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основы правового положения государственных и муниципальных предприятий, их состав и правовой статус;

- определить нормативно-правовую базу регулирования деятельности государственных и муниципальных предприятий;

- изучить зарубежный опыт регулирования деятельности унитарных предприятий;

- проанализировать современное состояние и проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями;

- отметить особенности управления деятельностью муниципальных унитарных предприятий и контроль за их деятельностью;

- выявить особенности разработки и организации исполнения решений в МУП «Горэлектросети»;

- выявить основные направления совершенствования деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- раскрыть направления реформирования муниципальных унитарных предприятий;

- дать рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Предметом исследования выступает деятельность муниципальных унитарных предприятий (МУП «Горэлектросети» г. Железногорск Курской области).

Методологическую базу дипломной работы составляют общенаучные и частные методы познания. К первым методам относятся такие как: исторический материализм, исторический и логический методы, анализ и синтез. Среди использованных частных методов можно выделить метод системно-структурного анализа, функциональный, статистический, моделирование, конкретные социологические исследования, сравнительный.

Информационная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня, нормативно-правовые акты Курской области и муниципальные правовые акты. В отечественной научной литературе в последнее время уделяется проблемам правового регулирования государственных и муниципальных унитарных предприятий большое внимание. При написании работы использованы монографии, публикации в периодических изданиях, учебная и методическая литература.

Структура данной дипломной работы состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы.

Заключение

В заключение исследования особенностей правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий отметим следующее.

1) Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

2) К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения.

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\". Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Муниципальное унитарное предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно.

3) В своей деятельности МУП «Горэлектросети» руководствуется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом \"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации\", Федеральным законом \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\", Федеральным законом \"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей\".

На уровне муниципального образования «Город Железногорск» правовое регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий осуществляется в соответствии с Уставом города Железногорска, решение Железногорской городской Думы от 26 января 2006 г. № 300-3-РД «Об утверждении положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Железногорска».

Контроль за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью муниципальных унитарных предприятий осуществляется отделами администрации города, налоговой инспекцией, другими органами управления в пределах их компетенции, определенной действующим законодательством РФ, Уставом предприятия.

Высшим должностным лицом муниципального унитарного предприятия является его руководитель. Наем руководителя осуществляется администрацией города, путем заключения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Руководитель действует без доверенности от имени муниципального унитарного предприятия, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях, распоряжается имуществом муниципального унитарного предприятия в пределах своей компетенции, установленной договором. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета. В пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников муниципального унитарного предприятия. Взаимоотношения работников и руководителя, возникающие на основе коллективного договора и регулируются трудовым законодательством.

4). Одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства является формирование рынка профессионального управления в жилищно-коммунальной сфере. Действующим законодательством Российской Федерации, сформированы и продолжают совершенствоваться механизмы, направленные на снижение уровня влияния органов власти всех уровней на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Следственным результатом данного процесса должно стать планомерное перераспределение управленческих функций, ранее принадлежавших органам власти, профессиональным управляющим компаниям (иным субъектам управления), саморегулируемым организациям и органам местного самоуправления.

5) Настоящий этап реформирования ЖКХ г. Железногорска определяется интенсивной модернизацией инженерной инфраструктуры, формированием системы приватизации МУП – монополистов рынка ЖКУ, становлением саморегулируемых организаций жилищно-коммунального комплекса Курской области, привлечением частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс.

Реорганизацию возможно осуществить различными способами, а именно путем преобразования в ОАО со 100%-ным участием государства; продажи УП как имущественных комплексов; передачи УП в коммунальную собственность; преобразования в казенные предприятия; внесения имущества УП в уставные капиталы действующих ОАО и созданием интегрированных корпоративных структур.

В процессе приватизации МУП «Горэлектросети» нами рекомендовано муниципальному образованию «Город Железногорск» применить для данного предприятия такие формы как аренда или концессия.

В условиях функционирования УП в новом качестве важно найти пропорции в использовании методов управления: организационно-правовом (хозяйственное ведение, оперативное управление, аренда, наем и безвозмездное пользование, залог и др.) и организационно-экономическом (планирование, маркетинг, контроль и мониторинг, аудит, оценка, консалтинг, учет).

Наряду с этим более практического решения требуют также вопросы применения механизма обучения, аттестации и материальной заинтересованности руководителей и персонала предприятий. Здесь должны использоваться политика прогрессивной оплаты труда, продвижение по служебной лестнице, система социального обеспечения, защиты, страхования и т. д.

Список литературы

1. Конституция РФ // РГ. – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007)

4. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 22.12.2004 (ред. от 18.10.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007)

6. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях»

10. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

11. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 09.02.2008) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

12. Закон Курской области от 05.12.2006 № 80-ЗКО «О программе социально-экономического развития Курской области на 2006-2010 годы»

13. Закон Курской области от 28.12.2007 № 128-ЗКО «О вопросах ведения Курской области в сфере ЖКХ»

14. Постановление Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. № 830-III ОД «Об областной программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы» (с изм., внесенными Законом Курской области от 30.12.2004 № 73-ЗКО)

15. Постановление Курской областной Думы от 24.11.2005 №1279-III ОД (ред. от 15.11.2007) «Об областной целевой Программе «Энергосбережение Курской области на период 2006-2010 годы»

16. Устав города Железногорска Курской области (в ред. решений Железногорской городской Думы от 30.06.2005 N 170-3-РД; от 30.08.2005 № 175-3-РД; от 28.11.2006 № 419-3-РД)

17. Решение Железногорской городской Думы от 26 января 2006 г. № 300-3-РД «Об утверждении положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Железногорска»

18. Решение Железногорской городской Думы от 08.10.1998 № 37-20-РД (ред. от 16.05.2000) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в г.Железногорске»

19. Решение Железногорской городской думы от 29.11.2005 № 262-3-РД «О порядке перечисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан на территории города Железногорска Курской области»

20. Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М.: ИКФ \"Экмос\", 2002. С. 36

21. Бычковский И. Что мешает инвестициям? // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.6-10

22. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации// Экономист. – 2007. - № 1. – С.56-61.

23. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – №8. – С.31-37.

24. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 239 с.

25. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 551 с.

26. Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М.: МЦФЭР, 2007- 210 с.

27. Давыдова О.В. Развитие коммунальной инфраструктуры // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2006. - № 7. – С.23-29.

28. Долинская В.В. Тенденции развития законодательства о юридических лицах // Законодательство России в 21 веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М.: Городец-издат, 2002. С. 183.

29. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2008. – 340 с.

30. Егорова Н.Е. Моделирование инвестиционной деятельности в жилищном секторе: Монография. – М. – 2004. – 342 с.

31. Ермолаева Е.В. Фонд содействия реформе // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2007. - № 8. – С.6-14.

32. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. - Ростов н/Д: Феникс, 7 -280 с.

33. Игнатюк Н.А., Замотаева А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник. - М.: Юстицинформ, 20048. – 420 с.

34. Каменева Е.А. К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья // Жилищное право. – 2006. – № 8. – С.24-31.

35. Королев А.Н., Плешаков О.В. Жилые помещения: новое правовое регулирование. Комментарий к основным Постановлениям Правительства РФ в области жилищного законодательства: Комментарий. - ЗАО Юстицинформ, 2006. – 134 с.

36. Королев А.Н., Плешаков О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О товариществах собственников жилья». - Юридический Дом «Юстицинформ», 2005. – 215 с.

37. Коряковцев В.Г. Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом: Монография. - ГроссМедиа, 2006

38. Кочегаров А. Государственный подход // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.32-34.

39. Лазарова Л. Особенности подхода к жилищной политике // Экономист. – 2006. - №10. – с.72-78.

40. Лушкин С.А., Федоров С.И., Шанталей А.В. Способы управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья: Монография. - ЗАО Юстицинформ, 2007. – 284 с.

41. Полтерович В. Строительное общество // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – с.63-86.

42. Поляков М.И. Гражданско-правовые последствия недействительных сделок с жилими помещениями: Монография. - Издательская группа «Юрист», 2007. – 242 с.

43. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года.

44. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут. – 2005. – 320с.

45. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 227.

46. Степанов С.А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М.: Норма, 2002. С. 34.

47. Суханов Е.А. О понятии юридического лица и предприятия // Законодательство России в 21 веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М.: Городец-издат, 2002. С. 174, 175.

48. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М.: Городец, 2000. С. 110, 111.

49. Федеральный закон \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\": Научно-практический комментарий / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2004.

50. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 208 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности и проблемы управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями (на примере МУП «Горэлектросети» )»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 96
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика