8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Разное

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

Глава I Гражданско–патриотическое воспитание школьников 7

1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики 7

1.2 Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России 18

1.3 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 20

Глава II Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе 24

2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории 24

2.2 Организация патриотического воспитания на уроках истории и обществознания 28

2.3 Использование краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников. 36

Заключение 42

Список использованной литературы 43

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм» и т.д.

Об огромном значении исследования теории и методики патриотического воспитания населения страны говорит и разработка программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., № 122). В тоже время в государственной программе подчеркивается мысль о том, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В своем курсовом исследовании мы руководствуемся также положениями и установками Подпрограммы Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 октября 2001 г. №3511). В Подпрограмме особо подчеркивается мысль о том, что «К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи». Мы придаем большое значение реализации такой задачи Подпрограммы, как «обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по профессиональной ориентации обучающихся, повышения уровня подготовки их к военной службе».

Отечественная педагогика имеет ряд работ, посвященных патриотическому воспитанию молодежи. Нам представляется очень важным трезво, непредвзято извлекать уроки из богатого опыта формирования у граждан советского патриотического самосознания, которое ярко проявилось в массовом героизме населения в годы Великой Отечественной войны.

Важные теоретические положения и ценные методические рекомендации по патриотическому воспитанию содержатся в исследованиях отечественных исследователей. А.А. Аронова, В.И. Бачевского, А.К. Бруднова, А.Н. Вырщикова, М.А. Горбовой, Н.А. Жильцова, Н.М. Конжиева, М.Б, Кусмарцева, В.И. Лутовинова, М.И. Рожкова, А.И. Пятикопа, Т.Ю. Танюхина, Н.Е. Хворова, B.C. Чудного, Х.Г. Фаталиева, НЕ. Щуркова и др. Однако в них вопросы патриотического воспитания школьников освещены без анализа тех изменений, которые произошли в стране в связи с переходом общества из одного состояния в другое.

Цель исследования – патриотическое воспитание на уроках истории и обшествознания.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников на уроках истории и обществознания.

Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания патриотических чувств и сознания у учащихся общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1 Рассмотреть теоретические основы гражданско–патриотического воспитание школьников, рассмотреть историю развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики, определить актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России, определить содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников 19

2 Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе, определить концепцию основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории, рассмотреть организацию патриотического воспитания на уроках истории и обществознания, определить уровень использования краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников.

Методы исследования: Для решения этих задач применялись следующие методы исследования: анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию молодежи.

Основная часть (выдержка)

1.1 История развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание» в истории педагогики

Проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения получила широкое отражение в трудах философов-мыслителей, общественных деятелей, литераторов XVIII – XX вв. Великие русские философы, писатели, педагоги выступали за подлинно национальную школу, но против псевдопатриотизма и космополитизма. Их идеалом был гражданин-патриот, обладающий высоким национальным достоинством, готовый трудиться для блага Отечества. Наш анализ показал, что идеи, высказанные философами Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, В.В. Розановым, В.С. Соловьёвым и др., литераторами М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевский; В.В. Маяковским, А.М. Горьким, М.А. Шолоховым и др. особенно актуальны в настоящее время, когда россияне столкнулись с явлением деформации патриотизма, утраты исторических традиций, национальной самобытности. Мы считаем, что важнейшая особенность развития идеи патриотического воспитания в настоящее время – обращение к традициям отечественной педагогики, в которой видную роль сыграли Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, и использованием достижений современных учёных, изучающих особенности патриотического воспитания в условиях новой России – В.И. Андреева, Г.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова, Б.Т. Лихачёва, И.П. Подласого, В.А. Сластёнина, А.Т. Степанищева и др.

2.1 Концепция основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни. Однако теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются западными идеями и образцами поведения и общения. В этой связи для современного российского общества становится наиболее актуальной задача восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

Заключение (выдержка)

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001-2005 годы»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».- М.: Росвоенцентр, 2005.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. - 5 июля.

4. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

5. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

7. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

8. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

9. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

10. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

11. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

13. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

14. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

15. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

16. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.

17. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

18. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Год: 2009
500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X