Реферат

«Крестьянский вопрос в дореформенной России XIX века»

  • 26 страниц
Содержание

1. Крестьянский вопрос в дореформенной России XIX века

Список литературы

Введение

В течение XIX века русское государство продолжает процесс своего территориального расширения по направлению к востоку, и все сильнее выдвигает в своей европейской внешней политике задачи международного характера: разрешение восточного вопроса в интересах славянских народностей Балканского полуострова и поддержку политической реакции на всем Европейском материке против революционных и прогрессивных течений. В последние десятилетия XIX века господствующим принципом внешней политики России становится охранение европейского мира. Во внутренней жизни России совершается метаморфоза, разрушившая патриархально-крепостнический склад социальных отношений, обновившая про-мышленное развитие, заложившая первые семена правомерной гражданственности в строй общественных учреждений. С воцарением Павла внешняя политика России впервые оставляет почву реальных интересов и начинает подчиняться отвлеченным положениям. Уже Екатерина II поощряла составление европейской коалиции против революционной Франции, но при этом ее главной целью было отвлечь внимание Европы от вопросов польского и восточного, чтобы обеспечить большую свободу действий для России. Павел принял самое деятельное участие в этой коалиции, но уже исключительно во имя борьбы с революционным началом. Прежние цели были забыты настолько, что к коалиции была приобщена Турция, с которой Россия заключила в 1798 г. союзный и оборонительный договор. Одновременно была прекращена война с Персией. Русское войско двинулось в Западную Европу; Суворов совершил знаменитые альпийские походы.

Фрагмент работы

Прерванная участием России в европейских коалициях 1805 - 1806 годов против Наполеона, преобразовательная работа возобновилась в 1809 г. Приближение к Александру Сперанского придало этой работе новый оттенок. Отдельные опыты уступили место выработке систематического плана реформы, над которым работал Сперанский. При этом политическая реформа еще сильнее заслонила собой реформу социальную. Признавая уничтожение крепостного права необходимым элементом обновления России, Сперанский отодвигал осуществление этой проблемы в далекое будущее, предлагая начать с преобразования государственного строя. Основные начала его плана были следующие: разделение властей законодательной, исполнительной и судебной между тремя параллельными рядами учреждений, скопированных Сперанским с французской конституции XVIII века, и выборный состав всех этих учреждений, причем избирателями и избираемыми должны были явиться земельные собственники всех сословий, включая и государственных крестьян. Откладывая крестьянскую эмансипацию, Сперанский считал необходимым создание сверху политической аристократии, получающей полномочия от народа и состоящей из старших сыновей знатных фамилий. Органом этой аристократии намечался Государственный совет, как высшее учреждение, хранящее законы. Исполнение плана, который было предположено вводить по частям, остановилось на двух актах - новом учреждении Государственного совета 1810 г., и министерств 1811 г. Падение Сперанского, Отечественная война и поворот правительства в сторону реакции помешали дальнейшему выполнению плана, но и осуществленные его части, будучи вырваны из общего контекста, далеко не соответствовали первоначальным намерениям реформатора. Государственный совет, вместо того чтобы явиться объединяющим органом высших установлений - законодательного, судебного и исполнительного, - сам занял место Государственной думы, причем личный состав его был сделан не выборным, а коронным.

Преобразование министерств (1811) совершенно обошло принцип министерской ответственности; расширение прав министров не согласовалось с правильным соотношением исполнительной и зако-нодательной власти. Преобразование Сената и введение новых областных учреждений, намеченных в плане 1809 г., не состоялось. Хотя Александр и во вторую половину царствования не покидал вполне прежних конституционных планов, что выразилось в даровании конституции Царству Польскому (1815), в обещании распространить "законосвободные учреждения" и на прочие части империи, в поручении Новосильцеву составить проект конституции для России, тем не менее наступившая эпоха "священного союза" сопровождалась и во внутренней политике водворением обостренной реакции. Неограниченный фавор Аракчеева ознаменовался господством гнетущего произвола и сопровождался рядом мер, резко противоречащих как стремлениям первой половины царствования, так и направлению тех проектов, которые не переставали занимать государя.

Одновременно с обсуждением многочисленных и разнообразных проектов освобождения крепостных крестьян, в составлении которых принял участие и сам Аракчеев, учреждаются военные поселения (1816), посягавшие на свободу значительной массы населения; одновременно с изготовлением "уставной грамоты Российской империи", как называлась новосильцевская конституция, создается новая организация цензуры, сковавшая печатное слово, и развертывается во всю ширь полицейская деятельность Министерства народного просвещения, характеризуемая подвигами Магницкого. Поворот правительства в сторону реакции совпал с подъемом либеральных настроений в передовых кругах общества.

Отечественная война, явившаяся великим актом народной самодея-тельности, обострила в обществе национальное чувство и сознание права на личную и общественную свободу, а заграничные походы близко познакомили военную молодежь с прогрессивными течениями западноевропейской жизни.

Ввиду начавшейся сверху реакции, преобразовательные стремления молодежи нашли себе исход в основании тайных обществ. Зревшие в этих обществах планы представляли собой дальнейшее развитие тех самых идей, которые занимали Александра в начале его царствования. На очередь опять ставились сразу обе реформы - политическая и социальная. По мере развития движения первоначальная организация - "Союз благоденствия" - разбилась на два самостоятельные общества, Северное и Южное. В первом преобладали конституционно-монархические тенденции, во втором господствовали стремления республиканские.

Оба союза наряду с изменением формы правления ставили себе задачей разрешение крестьянского вопроса, причем намечалось как освобождение безземельное, так и наделение освобожденных крестьян землей. Наименее разработанным оставался вопрос о путях и средствах к практическому осуществлению всех этих планов. Смерть императора Александра и возникшие недоразумения по вопросу о престолонаследии застали членов тайных обществ врасплох. Попытка государственного переворота, произведенная 14 декабря 1825 г. вождями Северного общества, привела к полному разгрому тайных организаций. С воцарением императора Николая I закончились правительственные колебания между различными преобразовательными программами.

Политическая реформа была окончательно снята с очереди. Новое правительство поставило себе две цели: охранение существующего политического строя путем подавления всяких зародышей общественной самодеятельности и постепенную подготовку крестьянской реформы, но без всякого участия общества, путем канцелярско-бюрократическим.

Но и в таких пределах преобразовательная работа в царствование императора Николая I подвигалась робко и с частыми перерывами. Революционные взрывы на западе Европы в 1830 и 1848 годах тотчас возбуждали мысль о возможности их отражения в России и побуждали правительство приостанавливать разработку очередных реформ и сосредоточиваться на усилении полицейской опеки над общественной жизнью. В начале царствования секретный комитет, учрежденный в 1826 г., выработал проект различных изменений в центральных и губернских учреждениях, а также в положении сословий, преимущественно крепостных крестьян; но после 1830 г. работы комитета были остановлены, а проект о состояниях, прошедший уже через Государственный совет, не был обнародован. По умиротворении Европы правительство вернулось к преобразовательным попыткам и в течение 30-х и 40-х годов сделало несколько шагов, подготовлявших почву для разрешения крестьянского вопроса. Рядом указов была подчеркнута необходимость ограничения помещичьей власти во имя государственного характера института крепостного права. При всем их теоретическом значении, эти указы имели весьма ничтожное действие в смысле практического приступа к предстоящей реформе. Запрещение продажи крестьян в розницу (1841) и покупки крестьян безземельными дворянами (1843), предоставление крестьянам права выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847), предоставления всем крестьянам вообще права приобретать недвижимую собственность (1848) затрагивали лишь частности крестьянского вопроса.

Попытка более общей меры была выдвинута графом Киселевым в секретном комитете 1839 - 1844 гг. и осуществилась в форме указа об обязанных крестьянах (1842), которым устанавливалось личное освобождение крестьян, с прикреплением их к земле, остающейся в собственности помещика, но поступающей в обязательное пользование крестьян на точно договоренных и неизменных условиях. Применение этой меры было предоставлено свободной инициативе помещиков, почему ее и постигла на практике та же участь, что и указ о свободных хлебопашцах. Этим ограничились результаты работ многочисленных комитетов николаевского царствования по вопросу о владельческих крестьянах. Опасение оппозиции со стороны дворянства заставило выделить из общего вопроса о крестьянах устройство казенных крестьян, как подготовительный приступ к общей крестьянской реформе.

Управление казенными крестьянами было вверено вновь организованному Министерству государственных имуществ. Направитель реформы, граф Киселев, стремился заменить прежний исключительно фискальный характер управления казенными крестьянами системой покровительства, направленного к улучшению материального быта казенных крестьян, поднятию их образования и ограждению дарованных им прав от произвольных посягательств. Полному осуществлению всех этих благих целей мешал, однако, чисто бюрократический характер выработанных Киселевым учреждений. В 1846 г. были изданы положения о новом устройстве городского общественного управления в Петербурге и Москве. Все прочие мероприятия, проведенные правительством императора Николая, носили более или менее охранительный характер.

Обширные кодификационные работы имели целью фиксировать действующее право; изменения, произведенные в административных учреждениях, - расширение собственной Его Императорского Величества канцелярии рядом новых отделений, усиление коронного элемента в областных учреждениях, ограничение дворянского выбор-ного представительства вновь введенным цензом, - выражали собой рост бюрократической централизации за счет самодеятельности общества.

С 1848 г. преобразовательная деятельность вообще приостанавливается. Реакционно-охранительные течения окончательно берут верх и достигают наивысшего развития. Между тем господствующие интересы передовых кругов общества все более переходили от отвлеченно-философских вопросов, всецело занимавших поколение 30-х годов, к планам практического переустройства обветшавшего "старого порядка".

Неудачи Крымской кампании наглядно обнаружили непригодность бюрократическо-крепостнического режима и дали могучий толчок разносторонним преобразованиям последующего царствования. Неот-ложность этих преобразований обусловливалась как напряженным обострением междусословной розни, так и затруднительным состоянием государственного и народного хозяйства. Усиление военного бремени, и безрезультатность попыток социального преобразования устраняли коренную финансовую реформу в течение всей первой половины XIX века. Для поправления финансов за все это время принимались лишь частные, паллиативные меры. Первое десятилетие XIX века ознаменовано хроническим дефицитом, для сокращения которого применялись лишь два средства - все новые выпуски ассигнаций и займы на крайне невыгодных условиях. С 1817 г. Министерство финансов (Гурьев) ставит на очередь сокращение количества ассигнаций путем займов, но все его усилия привели лишь к незначительному и кратко-временному возвышению курса ассигнаций.

Канкрин, заменивший Гурьева в 1823 г., тотчас прекратил как выпуск новых, так и изъятие из обращения старых ассигнаций, общее число которых с тех пор оставалось неизменным до 1843 г. - около 600 миллионов рублей. Программа Канкрина была изворачиваться естественными доходами государства, избегать займов, облегчать повинности, поднять хозяйственное положение народа. Обстоятельства не позволили, однако, выполнить эту программу. Возрастание чрезвычайных военных издержек, недоимок и дефицитов по-прежнему остается хроническим явлением; по-прежнему недостатки пополняются займами, заимствованиями из казенных кредитных учреждений и повышением налогов без изменения общих основ налоговой системы, всей тяжестью ложившейся на низшие слои населения.

Единственной крупной финансовой реформой этого периода является уничтожение ассигнаций, место которых вскоре, однако, заняли кредитные билеты. Успехи народного хозяйства сковывались двойным бременем государственного милитаризма и народной закрепощенности. В царствование императора Александра I официально свидетельствовалось, что "продукты империи не находят более рынков за границей, мануфактуры ее крайне подавлены, монета быстро утекает в отдаленные страны, солиднейшие торговые дома находятся в опасности, сельское хозяйство и торговля, так же как и фабричная промышленность, стоят на краю банкротства". Развитие отечественной промышленности поддерживалось лишь системой усиленного покровительства.

Заключение

Главным источником государственных поступлений являлись косвен-ные налоги, умножение которых и в смысле увеличения предметов обложения (новые налоги на керосин, спички), и в смысле повышения норм обложения (поднятие акциза питейного, сахарного, табачного), носило почти исключительно фискальный характер.

Наряду с ростом косвенного обложения шло повышение покровительственных таможенных пошлин, причем и косвенные налоги, и таможенные пошлины одинаково падали на наименее состоятельную часть населения.

Падение уровня народного благосостояния выражается как в безостановочном росте недоимок, так и в ужасающих бедствиях крестьянского населения в годы неурожая.

Экономическая малообеспеченность сопровождается задержкой умственного и правового развития массы населения.

Таким образом, перед Россией все еще стоят те же основные задачи внутренней политики, которые намечены в 60-х годах XIX века, как результат произведенных тогда коренных преобразований государственного и общественного быта.

Список литературы

1. Сергей Горбатенко. Архитектура Стрельны.-Санкт-Петербург, Европейский Дом, 2008 г.- 376 с.;

2. Божественная благодать и человеческое действие. Исследование полупелагианских споров: Р. Х. Уивер - Санкт-Петербург, Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам, 2006 г.- 336 с.;

3. Власть, общество и реформы в России в XIX - начале XX века. Исследования, историография, источниковедение.: - Санкт-Петербург, Нестор-История, 2009 г.- 396 с.;

4. Генерал А. П. Ермолов и российско-кавказские отношения в XIX - начале XX века.: - Москва, 2009 г.- 128 с.;

5. Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века.: - Санкт-Петербург, Российская политическая энциклопедия, 2007 г.- 304 с.;

6. Сергей Соловьев. История падения Польши. Восточный вопрос.: - Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2003 г.- 368 с.;

7. И. И. Шангина. Многоликая Россия. XIX - начало XX в.: - Москва, Лики России, Фонд "Спас", 2010 г.- 320 с.;

8. Московский Кремль. Императорская Рюст-камера. Санкт-Петербург, Атлант, 2004 г.- 250 с.;

9. Ю. И. Белоногов. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале XX века.: - Санкт-Петербург, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010 г.- 176 с.;

10. И. Верховская. Рисунок и акварель в России. Вторая половина XIX ве-ка: - Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Palace Editions, 2007 г.- 160 с.;

11. Ю. А. Бельчиков. Русский литературный язык во второй половине XIX века.: Москва, Либроком, 2009 г.- 224 с.;

12. И. В. Рязанцев. Скульптура в России XVIII - начало XIX века. - Москва, Жираф, 2003 г.- 544 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Крестьянский вопрос в дореформенной России XIX века»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 26
Цена: 850 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика