8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / История

Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны - Реферат

Содержание

Введение

1. Организация работы железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны

2. Совершенствование организации работы железнодорожного транспорта во время коренного перелома в Великой Отечественной войне

3. Развитие службы железнодорожного транспорта в 1944 – мае 1945 г.

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение (выдержка)

Укрепление военного могущества Российской Федерации зависит от развития всех видов транспорта, в том числе и железнодорожного. Железнодорожный транспорт должен располагать достаточно мощной базой для обеспечения его развития, реконструкции и осуществления военных сообщений. Строительство железных дорог должно предполагать использование их в обеспечении массовых перевозок по стратегическому сосредоточению войск.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была самой судьбоносной, самой жестокой, самой бескомпромиссной из всех войн, которые когда-либо ранее пережила Россия или знало мировое сообщество. В ней не только решалась судьба СССР как независимого государства в ней прежде всего решалась судьба многонациональных народов Советского Союза, приговоренных Гитлером к уничтожению.

Опыт и уроки Великой Отечественной войны весьма многогранны. Они показали, что вклад железнодорожного транспорта в достижение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне неоценим.

В современных условиях актуальность изучения работы железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны с июня 1941 - по май 1945 гг. обусловлена также следующими факторами:

Во-первых, необходимостью с современных научных позиций и подходов обобщить ранее недоступные или слабо изученные документы нормативного характера, в соответствии с требованиями которых осуществлялась работа железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны. Обобщение опыта деятельности железнодорожного транспорта в 1941-1945гг. позволит восстановить ряд в прошлом оправдавших методов их работы.

Во-вторых, наличием военной и террористической угроз населению, территории и суверенитету Российской Федерации. В этих условиях вопросы воинских перевозок по сосредоточению и стратегическому развертыванию Вооруженных Сил, а также эвакуации и перебазированию производительных сил в случае необходимости по-прежнему остаются важным фактором укрепления обороноспособности страны.

Объектом исследования является железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является работа железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 года. Годы начала и конца Великой Отечественной войны, что в свою очередь позволило использовать принятую в исторической науке ее периодизацию.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе ряда исторических документов и источников провести комплексный анализ работы железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны, показать его вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Задачи исследования:

- выявить основные назначения и особенности работы железнодорожного транспорта по обеспечению выполнения боевых задач в ключевых операциях Великой Отечественной войны;

- сформулировать исторические уроки работы железнодорожного транспорта, теоретические выводы и практические рекомендации, которые могут быть полезны в современных условиях.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.

Основная часть (выдержка)

1943 год явился годом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Фашистские войска вынуждены были перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.

По мере освобождения Красной Армией временно оккупированных врагом линий формировались и приступали к работе управления железных дорог. Специальными приказами НКПС определялись планы восстановления разрушенных предприятий и налаживания эксплуатационной деятельности на освобожденных линиях. Первостепенное внимание уделялось укомплектованию подразделений дорог руководящими кадрами и работниками массовых профессий. Пополнение производилось за счет возвращения железнодорожников из эвакуации, направления с тыловых дорог, подготовки в учебных заведениях и подбора на месте. Устанавливались объекты, подлежащие первоочередному восстановлению. Создавались или передислоцировались военно-экплуатационные отделения и колонны паровозов особого резерва НКПС для обслуживания введенных в строй участков.

В ходе успешного наступления Красной Армии в зимней кампании 1942/43 года были освобождены от врага Северный Кавказ (кроме Таманского полуострова), Воронежская, Сталинградская, Ростовская и Курская области, значительная часть Донбасса, Смоленской, Орловской и Харьковской областей. Начали возрождаться железные дороги — Орджоникидзевская, имени К. Е. Ворошилова, Сталинградская, Северо-Донецкая и участки других магистралей. Предстояло в кратчайший срок выполнить большой объем восстановительных работ, особенно в Ростовском, Минераловодском, Сталинградском, Тихорецком узлах.

Быстро развивалась экономика в восточной части страны, налаживалось хозяйство в освобожденных районах. Это предъявляло новые требования к железным дорогам. Необходимо было осваивать возрастающий объем перевозок грузов при значительном увеличении дальности их транспортировки.

Железнодорожники наращивали темпы работы, старались полнее удовлетворить транспортные потребности фронта и тыла. Уже в первые месяцы 1943 года выполнены огромные воинские и народнохозяйственные перевозки.

В период подготовки и проведения крупнейшей стратегической операции на Курской дуге в условиях ограниченной сети железных дорог и малой пропускной способности линий в этом районе, в обстановке непрерывных массированных налетов вражеской авиации и больших разрушений станций, депо и других объектов железнодорожники благодаря высокой организованности, применению новых методов эксплуатации, самоотверженности и героизму обеспечили Красную Армию всем необходимым для разгрома врага. Объем перевозок боевой техники в район Курска был намного больше, чем при битвах под Москвой и Сталинградом. Если под Москву в 1941 году по железным дорогам было подвезено артиллерии, танков и частей военно-воздушных сил 219 эшелонов, а под Сталинград в период с июля 1942 по февраль 1943 года — 981 эшелон, то во время подготовки и в ходе Курской битвы по железным дорогам было доставлено уже 1410 эшелонов.

Заключение (выдержка)

В годы Великой Отечественной войны советский железнодорожный транспорт внес огромный вклад в общенародное дело победы над врагом, сыграл решающую роль в обеспечении нужд фронта и потребностей экономики страны в перевозках. На его долю приходилось свыше 80 процентов общего грузооборота.

Железные дороги выполнили невиданные в мировой практике размеры воинских перевозок. В сложных условиях под бомбардировками вражеской авиации и артобстрелами железнодорожники бесперебойно доставляли фронту войска, технику, вооружение, боеприпасы, горючее и продовольствие. В сжатые сроки осуществили колоссальную работу по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. Эвакуировано 18 миллионов человек и 2593 крупных заводов и фабрик.

За четыре военных года непосредственно для армии доставлено более 19,7 миллиона вагонов, в том числе 9,8 миллиона с войсками и 9,9 миллиона с воинскими грузами. Для этого потребовалось сформировать и пропустить по многим дорогам, нередко под бомбардировками и обстрелами врага, в значительной мере по временно восстановленным с крайне ограниченной пропускной способностью линиям свыше 440 тысяч поездов. За годы войны фашистская авиация произвела на советские железнодорожные объекты 19 863 налета, сбросила на них свыше 243 тысяч фугасных, осколочных и 120 тысяч зажигательных бомб.

Самыми напряженными для железнодорожников были периоды подготовки и проведения важнейших стратегических операций Красной Армии. В это время перевозочная мощность многих железнодорожных линий почти полностью переключалась на воинские перевозки. Умелое использование пропускной способности фронтальных и рокадных направлений, вагонного и локомотивного парков, осуществление необходимого маневра воинскими перевозками обеспечивал управленческий аппарат железнодорожного транспорта и органов военных сообщений.

Вот какую оценку работе советского железнодорожного транспорта дали наши союзники по антигитлеровской коалиции: «Следует отметить отличное использование русскими железных дорог. С помощью железных дорог русские осуществляли стратегическое сосредоточение и переброску одной или нескольких армий в невероятно короткие сроки. Несовершенная железнодорожная сеть европейской части России не часто давала возможность для подобных операций, но как только появлялась возможность, она полностью использовалась. Использовались все средства, даже те, которые носили явный признак импровизации: непрерывный поток эшелонов… эшелоны, следующие на расстоянии зрительной связи друг от друга, движение в одном направлении по всем колеям… Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломлять немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом» .

Литература


1. Железнодорожные войска в Великой Отечественной Войне 1941-1945/ Под ред. Когатько Г. И. М.: “Альпари”, 1998г., 544 с.

2. История Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Т. 2. М.: Воениздат, 1963, 547 с.

3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 3. М.: Воениздат, 1963, 547 с.

4. Ковалев И.В. Транспорт в решающих операциях Великой Отечественной войны. - М.: Знание, 1969, 321 с.

5. Крушение похода Гитлера на Москву/ Под ред. Анфилова В. А. М.: “Наука”, 2000, 345 с.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44. М.: Политиздат, 302 с.

Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 22
Год: 2011
600 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X