Дипломная работа

«Дипломатический протокол и документация МИД Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.»

  • 43 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. МИД в первой четверти XIX в.: структура и представители ведомства.

1.1. Создание министерства иностранных дел

1.2. Структура министерства иностранных дел

1.3. Представители МИД России в период правления Александра I

Глава 2. Дипломатические процедуры внешнеполитического ведомства Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.)

2.1. Внешняя политика Российской империи в начале царствования Александра I

2.2. Тильзитский мир

2.3. Русско-французские отношения после Тильзитского мира

Глава 3. Дипломатическая документация МИД Российской империи первой четверти XIX в.: определения и классификации

Заключение

Список литературы

Введение

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильственное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона.

Становление профессиональной дипломатической службы в России происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV-XVII вв. и в целом совпадают с общеевропейскими.

Конец XVIII - начало XIX веков в Европе характеризовались распространением новой наполеоновской модели государственного администрирования. Для нее были характерны многие черты военной организации: максимальная централизация, единоначалие, суровая дисциплина, строжайшая ответственность чиновников. Одновременно новая административная система отличалась предельной рациональностью, логичностью структуры, конкурсной системой приема на государственную службу.

Наполеоновские реформы затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия.

Актуальность темы обусловлена тем, что история развития дипломатической документации и дипломатического протокола Российской империи в первой четверти XIX века создала базу, которую сейчас имеет Российская Федерация, продолжая совершенствовать нормы и правила, закреплённые ранее.

Изучение основных этапов становления профессиональной отечественной дипломатической службы не может обойти стороной вопрос, что же следует считать историческим рубежом, знаменующим ее появление, каковы закономерности ее развития . При этом следует учитывать, что процесс становления профессиональной дипломатической службы необходимо рассматривать в контексте развития отечественной и мировой дипломатии. Ведь именно профессиональную государственную дипломатическую службу можно считать одним из примеров «глобализации ante litteram».

Целью данной работы является комплексное и всестороннее исследование дипломатической документации и дипломатического протокол Российской империи в первой четверти XIX века.

Исходя из цели, задачи следующие:

1) Описать создание и деятельность Министерства иностранных дел.

2) Охарактеризовать дипломатические отношения России и Франции первой четверти XIX века.

3) Проанализировать эволюцию отношений Росси и и Франции в 1801-1812 гг.

4) Дать определение и раскрыть содержание таких понятий как дипломатический протокол, дипломатическая документации и дипломатия.

5) Провести классификацию дипломатической документации по видам и охарактеризовать некоторые из них.

Структурно работа представлена введением, 3 главами и заключением. В процессе исследования были использованы как учебные пособия, так и моногорафии, мемуары и статьи в периодических изданиях.

Для написания первой главы особое значение имели ряд статей , в частности, статья В. Емец , в которой с новых методологических позиций были рассмотрены такие вопросы, как структура и организация деятельности МИД, а также его кадровая политика.

В работе С.М.Соловьева «Император Александр I. Политика – дипломатия» освещены основные проблемы международных событий 1801-1815 гг. с участием России. Рассматривается вопрос о взаимоотношениях России с другими иностранными державами. Книга состоит из 2-х частей: 1 часть посвящена созданию антифранцузской коалиции (история взаимоотношений России с иностранными державами 1801 – 1813 гг.); 2 часть посвящена Венскому конгрессу 1814 -1815 гг.

Большое значение для анализа развития отношений между державами играет статья В.М. Безотносного ,в которой автор анализирует причину сближения России и Франции.

Фрагмент работы

Молодой император обладал незаурядными дипломатическими способностями и уделял внешней политике и самому внешнеполитическому ведомству большое внимание. Министры иностранных дел при Александре I менялись довольно часто, что отражало не только изменение курса внешней политики, но и его неопределённую двойственность. Результатом совместной работы канцлера А.Р.Воронцова и Негласного комитета стала попытка вернуть стабильность Европе путём создания системы «всеобщего замирения», в которой Россия выступила бы посредником и гарантом заключённых соглашений, но реализовать эту программу в полной мере не удалось. Если Александр I видел в подписанных соглашениях нечто принципиальное и стабильное, то Наполеон считал их лишь тактическим средством для давно поставленных задач. Завоёванные планы России расширялись и стали вполне реальной угрозой Австрии и Пруссии, которых Наполеон стремился удалить с европейской политической арены .

В первой четверти XIX века продолжали развиваться двусторонние отношения, число российских посольств и дипломатических миссий оставалось почти стабильным: при Александре I их было 24, в то же время значительно возросло число консульств. Они защищали права и интересы российских подданных в стране пребывания, изучали её природные и экономические ресурсы, содействовали развитию и расширению торговых, научных и культурных связей. За время правления Александра I число генеральных консульств возросло с 14 до 24, консульств – 8 до 21, вице-консульств – с 2 до 11.

В первые годы правления Александра I право и законность ассоциировались со «справедливым равновесием сил», принципом, унаследованным от системы международных отношений XVIII века. Сама противозаконность французской революции и режима Наполеона I состояла в том, что существовавший в Европе порядок был сломлен за счет военного превосходства французов . Отсюда следовала главная цель российской политики, сформулированная в записке Н. П. Панина “О политической системе Российской империи”,— поддержание мира и равновесия между государствами Европы, ограничение честолюбивых притязаний Франции, а также удержание Австрии и Пруссии в состоянии “взаимной ревности”, укрепление стабильных торговых отношений с Англией и добрососедских отношений со Скандинавскими странами и Турцией.

Император и члены «негласного комитета» видели лучший способ обеспечения мира в отказе от союзных договоров и коалиций, участие в которых могло бы втянуть страну в вооруженный конфликт. Сам Александр I выступал летом 1801 года даже за отказ от торговых договоров, считая их излишними при рыночных торговых отношениях4.

Другая точка зрения была высказана возглавлявшим Коллегию иностранных дел графом Н. П. Паниным в записке «О политической системе Российской империи» . Соглашаясь с Александром I и членами «негласного комитета», что главная цель заключается в поддержании мира, Н. П. Панин возражал против достижения ее за счет отказа от участия в европейских делах. «Должно,— пишет он,— предупреждать события, могущие нанести ущерб безопасности. Это соображение об общей пользе в сочетании с частными интересами России обязывает ее удерживать соседние государства в их нынешнем состоянии»5. Н. П. Панин высказывался за систему союзных договоров, обеспечивающих России подобающую ей роль в Европе и позволяющих предотвратить попытки сломать равновесие. Наиболее приемлемыми он считал союзы с Англией, Австрией и Пруссией6. В основу предложенного им варианта доктрины были положены идеи, определившие стратегию внешней политики государства на значительный период времени. Точка зрения Александра I и его единомышленников из «негласного комитета» может быть охарактеризована скорее как временная тактика, получившая впоследствии название политики «свободы рук».

Заключение

Дипломатия как особый вид повседневной государственной деятельности вошла в обиход на рубеже XVI - XVII веков, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатические представители, а в системе государственных органов - специальные ведомства, занимавшиеся перепиской между государями, приемом иностранных делегаций и послов, переговорами и пр. Характер и формы дипломатической деятельности государств в тот период позволили некоторым ученым и дипломатам определять дипломатию как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств» (Э. Сатоу), как «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле - науку или искусство переговоров» (Г. Мартене), как «науку о взаимных интересах и отношениях государств или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - науку или искусство переговоров» (Гарден).

Очевидно, что дипломатия как неотделимая часть внешней политики не ограничивается лишь переговорами. Следовательно, понятие "дипломатия" охватывает всю разностороннюю внешнеполитическую деятельность руководителей государств и высших органов государственной власти, а также органов внешних сношений. Используя переговоры и другие мирные средства, дипломатия добивается осуществления целей и задач внешней политики, защищает интересы своих стран на международной арене. Методы и средства дипломатии менялись вместе с изменениями целей и задач внешней политики государств на различных этапах развития общества. Каждая историческая формация имела присущие ей внешнюю политику и дипломатию.

Особое место в дипломатическом протоколе издавна занимала проблема определения старшинства среди глав дипломатических представительств и дипломатов, что служило причиной возникновения конфликтов, порой осложнявших отношения между государствами.

Венский конгресс 19 марта 1815 г. был самым представительным в истории дипломатии: Европа прислала туда глав 216 государств, а именно: двух императоров, пять королей и 209 государей княжеского достоинства. Впрочем, две сотни карликовых княжеств, герцогств, курфюршеств были статистами. Все дела на конгрессе решал квинтет великих держав - России, Англии, Австрии, Пруссии и принятой в их среду Королевской Франции.

Внутри квинтета главную роль взял на себя Александр I. В отличие от других монархов, которые вверили дипломатическую канитель своим министрам, а сами предавались развлечениям, царь занимался делами так, что о нем говорили: "Он хочет сам быть своим представителем".

Согласно Венскому регламенту лишь посол - "Alter ego" - "второе я" направившего его государя, мог вести переговоры с первым лицом государства. Право назначать посла признавалось долгое время лишь за Россией, Австрией, Великобританией, Пруссией и Францией.

С точки зрения сегодняшнего дня решения Венского конгресса были во многом несовершенны. Но тем не менее это был большой шаг вперед в нормализации дипломатических отношений и протокола.

Тенденция к определению старшинства особо остро проявилась в начале XIX века. На Венском конгрессе представители европейских государств приняли регламент, дополненный 21 ноября 1818 г. Аахенским протоколом. Согласно этому регламенту были установлены дипломатические классы, которые соответствовали дипломатическим рангам: класс послов (к ним приравнивались представители ватиканской церкви - легаты и нунции), посланников, полномочных министров (интернунции Ватикана), министров-резидентов, поверенных в делах. Эта регламентация отражала неравенство государств, их деление на большие и малые. Послы представляли монархов, вели переговоры от их имени. Венский регламент, таким образом, отражал господство абсолютизма.

Список литературы

1. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М.: НОРМА, 1987\

2. Басенко Ю.В. Министерство иностранных дел России в 1802—1856 годах// Дипломатический вестник. – 2001. - №4

3. Безотосный В.М. Внешнеполитически выбор России на геополитическом пространстве Европы в эпоху 1812 года// Отечественная история. - 2008. - №2 (63-79)

4. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М.: «Международные отношения», 2005

5. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол и этикет в СССР. М.: МО, 1985.

Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М.: МО, 1999.

Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976.

Дипломатический словарь. Т. 1-3. М.: наука, 1984-1986 гг.

Ковалоев А.Г. Азбука дипломатии. М.: Интерфакс, 1993.

6. Громыко А.А. Дипломатия в новое время. История дипломатии. М.: «Государственное издательство литературы», 1964

7. Емец В. МИД Российской империи / В. Емец // Международная жизнь. –2000. – № 11; 2001. – № 6.

8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1983.

9. Захарова Л.М. Основы дипломатической и консульской службы. Мн.: «Книжный дом», 2001

10. Зонова Т.В. Основные этапы становления российской дипломатической службы (1549-1917 г.г.) / Т.Зонова; под ред. А. Торкунова //Дипломатическая служба.- М., 2003.

11. Зорин В.А. История дипломатии. М.: «Право», 1959

12. Иванов И.С., Торкунов А.В. Российская дипломатия: история и современность. М.:РОССПЭН, 2001

13. Иощенко О.С. Дипломатия России и Франции и деятельность русского посла в Прариже князя А.Б.КУракина накануне Отечественнорй войны 1812 года// Вестник Санкт-Петербургского унивнерситета. Сер.2 История. - 2006. - №3

14. История внешней политики России. М.,1999. Т.3-5.

15. История внешней политики России. Первая половина XIX века (От войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.). – М., 1999. – 448 с.

16. Кессельбреннер Г.Л. Российские дипломаты XVI-XIX вв.: в 3 т. / Г.Л. Кессельбреннер. – М., 1996.

17. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX в. / Н.С. Киняпина. – М., 1963.

18. Киссинджер Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. – М., 1997.

19. Ковалёв А. Азбука дипломатии. М.: «Политиздат», 1993

20. Коленкур А-О. Русская кампания 1812 года. - Смоленск: Русич 2004. - 538 с.

21. Кузьмин Э.П. Дипломатическое и деловое общение. М.: НОРМА, 2005

22. Лопатников В. Политическая судьба канцлера Румянцева// Международна жизнь. - 2007. - №7/8

23. Лядов П.Ф. История Российского протокола. М.: «Международные отношения» 2004

24. Малышев М.О. Из истории русского этикета. Л., 1974.

Некоторые вопросы протокольной практики /Под ред. Шевченко В.Н. М., 1997.

25. Михалькевич Г.Н. Этикет международного общения. Мн.: «Книжный Дом», 2004

26. Млечин Л.М. МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники / Л.М.Млечин. – М., 2001. – 669 с.

27. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в 19 столетии: Сб.ст. - Лондон. 1991. - 391 .

28. Приходько М.А. Становление министерской системы управления в россии// Вопросы ичстории. - 2004. - №12 (96-104)

29. Российская дипломатия в портретах. М., 1992.

30. Сандровский К.К. Дипломатическое право. М.: 1986

31. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

32. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М.: МГИМО, 1999.

33. Сенин А.С. К 200-летию Министерства иностранных дел: структура и функции в императорский период // 20 век: власть и внутренняя политика России. Сб.статей. М., 1998.

34. Сироткин В.Г. Наполеон и Александр 1: . Дипломатия и разведка Наполеона и Александра в 1801-1812 годы. - М.: ЭКСМО: Алгоритм 2003. - 414 с.

35. Соловьв С.М.Император Александр I. Политика –Дипломатия -М.,1895- с.183

36. Сутырин Ф.Д. Этикет и дипломатический протокол для всех. СПб.: «Сентябрь», 2001

37. Торкунов А.В. Ильин М.В. Дипломатическая служба. М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002

38. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон / Н.А. Троицкий. – М., 1994. – 302 с.

39. Турилова С.Л. Из истории структуры МИД России. 1720-1917 гг. // Дипломатический вестник. 1993. 1993. №№ 1-2.

40. Турилова С.Л. Структура внешнеполитического ведомства России. 1720-1917 гг. // Дипломатический вестник. 1996. № 12.

41. Хевролина В.М. Министерство иностранных дел России в 1856-1878 гг. /В.М. Хевролина // Новая и новейшая история. – 2002. – № 4.

42. Холопова Т.И., Лебедев М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: «Международные отношения», 199

Покупка готовой работы
Тема: «Дипломатический протокол и документация МИД Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 43
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика