Курсовая работа

«Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности»

  • 40 страниц
Содержание

Введение

1. Теоретические основы компетентностного подхода в подготовке специалистов в современных условиях

1.1. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

1.2. Профессионально-педагогическая компетентность как важнейший фактор становления конкурентоспособных специалистов

1.3 Деятельностно-компетентностный подход в организации педагогической практики

2. Современные педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности

2.1. Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности

2.2. Современные педагогические технологии

2.3. Мониторинг как важнейший элемент технологии рефлексии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Динамика изменений экономических и социальных условий в 21 веке привела к тому, что образование играет все более важную роль в жизни отдельных людей и целых народов. Спрос на качественное образование неуклонно растет, и перед правительствами встает задача обеспечения того, чтобы предоставленные возможности обучения соответствовали реальным и потенциальным потребностям заинтересованных сторон с получением при этом наибольшей отдачи от вложенных в образование средств.

Характерные для современного высшего образования академизм, монологичность, фундаментализм в большинстве случаев приводят к тому, что выпускники вузов не имеют навыков самостоятельной поисковой деятельности, не умеют работать в группе и эффективно использовать полученные теоретические представления для решения задач, выходящих за пределы учебных ситуаций. Что сказывается на профессиональной компетентности молодых специалистов, которые испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания вуза и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от компаний в которых они работают на переквалификацию.

Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя [3, 8, 15].

Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников вузов и их не конкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности. И если какие-то отрасли переживают данную проблему менее болезненно, то отрасль информационных технологий остро нуждается в специалистах, практико-ориентированных на эффективную профессиональную деятельность сразу после окончания вуза [2, 14].

Процесс профессионально-педагогического образования студентов СПО сельскохозяйственной направленности должен проектироваться с учетом функциональных знаний, умений, навыков, и эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, будет проявляться в системном проектировании и реализации учебного процесса в виде диагностично поставленных и поэтапно проверяемых целей, в системе средств конструирования дидактического процесса в условиях реализации профессионального, педагогического образования.

Анализ литературы и практика работы СПО, позволили выявить следующие противоречия

1. Между новыми требованиями современного рынка труда к профессиональной компетентности выпускника СПО и уровнем его профессиональной готовки к реализации себя в профессиональной сфере.

2. Между необходимостью перестройки образовательного процесса за счет технологизации его основных компонентов и отсутствием достаточного опыта построения и внедрения современных технологий обучения студентов.

Выявленные противоречия позволяющее определить проблему исследования: в чем заключается компетентностный подход в подготовке специалистов системы СПО, что бы они обеспечивали потребности современного рынка труда.

Эта проблема определила тему исследования «Компетентностный подход - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности».

Цель исследования: теоретически обосновать значимость компетентностного подхода - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Объект исследования: процесс обучения студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Предмет исследования: педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

2. Изучить роль деятельностно-компетентностного подхода в организации педагогической практики.

3. Определить понятие профессионально-педагогической компетентности будущих конкурентоспособных специалистов.

4. Оценить современные педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Фрагмент работы

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, и согласовать стандарты по подготовке специалистов сельскохозяйственной направленности с профессиональными стандартами в этой области.

На наш взгляд, при организации обучения специалиста, в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентироанности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты. Что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста [4].

В основу реализации данных принципов положены:

- реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;

- специфика профессиональной деятельности специалистов сельскохозяйственной направленности, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;

- интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.

Компетентностный подход обучения начинает применяться с первых дней обучения в вузе. Рабочие программы построены таким образом, что специальные предметы (введение в специальность и пр.) изучаются на 1 курсе.

Кроме того, пятикурсники на преддипломной практике изучают реальную область на сельскохозяйственных предприятиях и организациях города и края, определяют проблему и ставят задачу, которую решают в рамках дипломного проекта или работы.

Поэтому, выпускники к окончанию вуза в своих резюме имеют возможность заполнить графу практической работы по специальности и указать конкретные решенные задачи, что в настоящее время считается ценным показателем на рынке труда.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность.

Заключение

Изучение мирового опыта показывает, что проблема соответствия качества профессионального образования запросам личности, рынка труда и социума - одна из актуальных проблем современности.

Поставив в этой работе цель, теоретически обосновать значимость компетентностного подхода - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности, приходим к следующим выводам:

• В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, что позволяет существенно облегчить процесс социально-профессиональной адаптации молодежи, повысить ее конкурентоспособность.

• Реализация деятельностно-компетентностного подхода в практико-ориентированном обучении в образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования представляет собой процесс развития, реализации и становления личности в профессиональной сфере, основанный на вышеуказанных подходах, которые необходимо учитывать при организации педагогической практики.

• При применении современных педагогических технологий как: Модульное обучение; Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Проектное обучение; Case-study; Технология рефлексии позволят студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность.

• Мониторинг является одним из основных механизмов повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений. Создание базы для мониторинга и оценки педагогического образования, принятие на ее основе решений и выполнение реальных действий будут способствовать повышению влияния педагогического образования на развитие других элементов образовательной системы, социально-экономическое развитие регионов и страны.

Наша работа уникальна для Сосновского филиала Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сибирский профессионально-педагогический колледж», тем что, применив соответствующие технологии в педагогическом процессе, это позволит решить следующие проблемы данного филиала:

- организация планомерной и систематической работы по обеспечению учебного процесса учебно-методическими комплексами дисциплин;

- внедрением в учебный процесс информационных технологий и электронных учебников;

- более тщательная работа по повышению квалификации мастеров профессионального обучения;

- повышение уровня обеспеченности студентов учебной литературой и электронными учебными пособиями.

Что в свою очередь, позволит улучшить профессионально-педагогическую компетентность будущих специалистов сельскохозяйственной направленности, а выпускники Сосновского филиала будут востребованы не только в районах Омской области, но и по всему Сибирскому региону.

Список литературы

1. Ангеловский, А.А. Допрофессиональное образование как фактор конкурентоспособности специалиста // Профессиональное образование / Ангеловский А.А. - 2004, № 4.

2. Андреев, В.И. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. / Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

3. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т., Т. 1 / Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО, 1998. – 374 с.

4. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования // Педагогика. / Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. - 2006. - № 1. - С.22-31.

5. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса. / Бордовский Г.А., Нестеров А.А, Трапицын С.Ю. – РГПУ, 2001. – 287 с.

6. Великанова, А.В. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара, 2001.

7. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: Пособие-справочник для самообразования. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006 – 211 с.

8. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. / Зеер, Э.Ф. - Изв. Урал, отд-ния РАО, 2004. - №3 С. 27-30.

9. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. / Зеер, Э.Ф. - Изв. Урал, отд-ния РАО, 2004. - №3 С. 33-35.

10. Круглов, Ю.Г. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция). / Под науч. ред. Ю.Г. Круглова. - МГОПУ, 1996. – 214 с.

11. Литтл, А. Новое в оценке образовательных результатов. Международный аспект. / Под ред. А. Литтл и Э. Вулф. – М.: Просвещение, 2007. – 137 с.

12. Марухина, О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. / Марухина О. - 2002. – 68 с.

13. Оскарссон, Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // В кн. «Оценка качества профессионального образования» / Под ред. В.И. Байденко, Дж.ван Затворта. М., 2001.

14. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

15. Рубин, Ю.Б. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под ред. проф. Ю.Б. Рубина. - М., 2005. – 164 с.

16. Рындак, В.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.Т. Рындак. М.: Высшая школа, 2006 – 367 с.

17. Скамищков, А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании: Монография. / Под общ. ред. проф. А.А. Скамищкого. - М., 2006. -153 с.

18. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.

19. Цейкович, К.И. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович К.И., Тарасюк Л.Н., Давыдов Н.И., Ворожейкина О.Л., Пугач В.Ф.— М., 1994. – 251 с.

20. Simon Shaw. Development of Core Skills training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum Sub-Group D, European Training Foundation, June 1998.

21. Von Emster, C.R., Harrison A.A. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and workrelated attitudes of teleservice professionals // J. of Social Behavior and Personality. / Von Emster C.R., Harrison A.A. 1998. V. 13 (2). P.375 - 385.

Покупка готовой работы
Тема: «Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика