Дипломная работа

«Основные принципы функционирования биржевых торговых систем в россии»

  • 100 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 6

1.1. Сущность и развитие рынка ценных бумаг и его современное состояние 6

1.2. Организованные компьютерные рынки внебиржевой торговли в развитых странах 19

1.3. Становление и развитие фондовой биржи в Российской Федерации 25

1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг (биржевые торговые законы) 37

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНО – ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 56

2.1. Сущность и формы валютно – финансовой интеграции 56

2.2. Возможности и основные направления сотрудничества СНГ в валютной сфере 66

2.3. Состав и перспективы валютно – финансовой интеграции в СНГ 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В России идет переход к рыночной экономике и быстрыми темпами создается рынок ценных бумаг. Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что на этом рынке обращение акций и облигаций российских предприятий позволяет привлечь дополнительные средства для их развития, укрепляя экономику; кроме того, даже простые люди, решающие вопрос вложения денег, также могут рассматривать покупку акций и облигаций для того, чтобы часть сбережений приумножалась вместе с ростом ценных бумаг успешно развивающихся предприятий. Правда, существует и риск, что акции предприятия были переоценены на рынке и впоследствии упадут в цене, либо само предприятие будет плохо развиваться, что приведет к тому же результату с уровнем цен на его акции. Эти риски должна уменьшить полнота информации о состоянии дел на предприятии. Поэтому и существуют фондовые биржи, где осуществляется торговля ценными бумагами и где условием допуска акций к торговле на бирже, является раскрытие компанией своего финансово-экономического положения.

На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами. Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты). Учитывая специфику рынка бумаг необходимо и наличие организаций, профессионально работающих на нём в качестве посредников (брокерские инвестиционные компании и банки). Важной составляющей рынка ценных бумаг является также и функционирование структур, непосредственно осуществляющих организацию торговли ценными бумагами (структуры биржевой и внебиржевой торговли).

Исторически сложилось, что, начиная с появления самих ценных бумаг, функцию организаторов торговли ценными бумагами всегда выполняли биржи, а также близкие к ним по сущности специализированные внебиржевые организованные системы. Наша страна не стала исключением, и на данный момент в России уже сформировался и реально функционирует ряд торговых систем, подавляющая часть которых это биржи.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся деятельности биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами; действующие на данном этапе в России биржевые и внебиржевые системы торговли, их структура, принципы функционирования и внутренние правила; будет уделено внимание рассмотрению роли государственного регулирования и правовым основам деятельности организаторов торговли ценными бумагами; будет затронуты также и недостатки как самих торговых систем, так и деятельности государственных структур по их регулированию.

Цель дипломной работы – определить особенности биржевой политики и торговли в нашей стране, выявить приоритеты и пути развития.

Задачами исследования являются:

1. Определение сущности и этапов развития рынка ценных бумаг;

2. Рассмотрение функционирования организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли в развитых странах;

3. Выявление форм становления и развития фондовой биржи в РФ;

4. Исследование форм государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Объект работы – биржевая политика и торговля на современном этапе.

Предмет исследования – инструменты биржевой политики и торговли в России.

Методология исследования: методы сравнительного анализа и выборочные исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных ученых: Бем-Баверк, Маршалл, Фишер, Парето, Самуэльсон, Маркс и другие. Дефоссе Г., Драчев С.Н., Коротков В.В., Куприянов В.Л., Матюхин Г.Г и другие авторы и публицисты.

Структура работы состоит из: введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ В РОССИИ

1.1. Сущность и развитие рынка ценных бумаг и его современное состояние

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т. е. «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами» . По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как ее участник. Следует подчеркнуть, что фондовые отделы других (товарных и валютных) бирж приравнены к фондовым биржам, поэтому в своей деятельности (за исключением вопросов создания) не отличаются от последних. Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание. Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивающую соблюдение интересов ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом организованное место для торговли.

Первая задача биржи заключается в том, чтобы предоставить место для рынка, т.е. централизовать место, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа. При этом принципиальным положением существования бирж как организованного оптового рынка ценных бумаг является соблюдение обязательного требования всеми участниками торгов вести себя в соответствии с твердыми правилами. Фондовая биржа представляет собой организацию со своими исторически сложившимися правилами ведения торгов. И несмотря на то, что в настоящее время открытый биржевой торг, требующий физического присутствия его участников, заменяется компьютерным (электронным, экранным), дающим возможность принимать участие в торговле из своего офиса (со своего рабочего места), обязательным остается соблюдение установленных правил и системы регулирования торговли, а также готовность всех участников торгов эти правила соблюдать. Для выполнения первой задачи фондовой бирже недостаточно отработать правила и системы регулирования торговли, необходимо предъявлять достаточно жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, и членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать непосредственное участие в торговле на бирже, а вынужденных прибегать к услугам посредников. Биржа также должна располагать обученным высококвалифицированным персоналом, способным не только провести сам биржевой торг, но и обеспечить эффективный надзор за исполнением сделок, заключенных на бирже. Объясняется это тем, что инвестор и эмитент ищут ликвидные и эффективные рынки, которые характеризуются «узким» спрэдом, эффективными торговыми системами, большим оборотом и эффективной защитой инвестора.

Второй задачей фондовой биржи следует считать выявление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество как продавцов, так и покупателей, предоставляя им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости (цены) конкретных ценных бумаг. Кроме того, биржа добивается доверия к

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном этапе развития рынка ценных бумаг в России сформировались и оформились правовые, экономические и организационные основы для его планомерного развития, в том числе:

 приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;

 издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, способствующих быстрому развитию нормативной правовой базы рынка;

 создан единый орган государственного регулирования рынка - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

 появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;

 создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка,

 сформированы основы для развития коллективных инвестиций;

 разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.

Вместе с тем остается нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являются:

 низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;

 высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;

 отставание в развитии инфраструктуры рынка, в том числе информационной и телекоммуникационной систем, недоиспользование возможностей отечественных систем в этой сфере, недостаточный уровень развития инфраструктуры с точки зрения снижения рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых услуг;

 слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой.

В ракурсе данной дипломной работы, посвященной инфраструктурному развитию рынка, а именно деятельности на рынке ценных бумаг организаторов торговли хотелось бы выделить следующие стоящие перед органами государственного регулирования и профессиональными участниками проблемы:

 Улучшение работы расчетно-клиринговых систем, обслуживающих организованные биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг.

В этой связи со стороны государства необходимо обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таких систем, которая на данный момент не является достаточной. Позитивным фактором была и попытка решения на основе четырёхстороннего взаимодействия государства, участников рынка, профессиональных саморегулируемых организаций и обслуживающих систем такой проблемы, как стандартизация деятельности расчетно-клиринговых систем (депозитарных и расчетных фирм). Логичным завершением построения общероссийской системы учета прав по ценным бумагам стало бы создание национального общероссийского депозитария. Эта задача, давно уже обозначенная, не может быть решена без соответствующего участия государства.

 Упорядочивание работы неорганизованного внебиржевого рынка ценных бумаг.

В даннном секторе рынка действия регулирующих органов должны быть направлены на решение таких целей, как достижение максимально возможной прозрачности рынка, снижение рисков, связанных с полным отсутствием какого-либо контроля за совершением и исполнением сделок, для участников, в большинстве своём частных мелких инвесторов и акционеров. Из мер, которые необходимо, по мнению автора, принять для достижения вышеуказанных целей следует выделить: принудительное преобразование или запрещение деятельности телефонных «брокерских» площадок, проверка деятельности не лицензированных участников рынка, занимающихся как торговлей через «брокерские» площадки, так и организацией скупки акций у акционеров.

 Налаживание цивилизованного рынка производных ценных бумаг.

Для этого следует принять жесткую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность организаторов торговли производными финансовыми инструментами.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.

Cоздание единого валютного пространства СНГ представляет собой одну из самых актуальных задач. О принципиальной возможности образования такого пространства постоянно говорил в последней трети XX века Роберт Манделл, удостоенный Нобелевской премии по экономике за разработку теории, на основе которой была введена в действие единая европейская валюта ЕВРО.

8 декабря 2001 г. исполнилось десять лет со дня подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. По историческим меркам срок небольшой, но даже за столь непродолжительное время в странах СНГ произошли радикальные перемены. Прежде всего во всех этих странах заложены основы рыночной экономики, а в некоторых из них близок к завершению период становления рыночных отношений. Это открывает реальные перспективы для развития интеграционных процессов между нашими государствами, поскольку необходимым условием для взаимодействия на рыночных принципах является наличие сложившихся национальных рынков.

Интерес стран Содружества к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству за последние годы заметно вырос. В настоящее время эта работа идет по нескольким направлениям. Прорабатываются вопросы создания Таможенного союза, зон свободной торговли, обсуждаются вопросы организации единого экономического пространства. В конце 2000 г. пять государств - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - создали Евразийское экономическое сообщество. Одновременно все большее внимание уделяется сотрудничеству в валютно - финансовой сфере. Первые попытки наладить координацию валютно - финансовой политики были предприняты еще в начале 90_х годов. Так, в 1993 г. был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994_м заключено Соглашение о Платежном союзе. За десятилетний период существования Содружества экономические отношения России со странами СНГ развивались неравномерно.

На процессы экономической интеграции, особенно на ее ранней стадии, в определенной степени влияли различия в темпах и содержании проводимых Россией и отдельными странами СНГ экономических преобразований, степени либерализации экономики государств, ее открытости и уровне развития, а также естественно возобладавшие при становлении новых независимых государств собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных экономических связей и соответственно к их большей ориентации на страны дальнего зарубежья.

Принятые в последующие годы меры по развитию интеграционных процессов были направлены на согласование экономических преобразований, создание более свободных режимов торговли, упорядочение платежно - расчетных отношений, восстановление и развитие отдельных производственных связей, осуществление межгосударственных экономических программ, формирование транснациональных структур, реализацию других факторов, обеспечивающих динамичное взаимодействие экономики России и стран СНГ.

Все это позволило обеспечить определенный позитивный перелом в экономических отношениях России со странами СНГ.

В отношениях с Россией на смену эмоциям постепенно стал приходить здоровый прагматизм.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации М.: ЮНИТИ, 2006.

2.Алексеев М. Ю. " Рынок ценных бумаг ", 2002 г.

З.Алёхин Б.И. " Рынок ценных бумаг . Введение в фондовые операции " ,2001

г.

4.Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять

капиталом?",2007 г.

5.Балабанов И.Т "Риск-менеджмент", 2006 г.

6.Артемьев И. Е. "Рынки технологии в мировом хозяйстве", 2002 г.

7.Баканов М. И., Шеремет А. Д. "Теория анализа хозяйственной деятельности",

2000 г.

8.Божко В. П., Брага В. В., Романов А. Н., Федосеев В. В. "Информатика6

данные технология, маркетинг", 2001 г.

9."Валютный портфель. Серия-портфель делового человека",

СОМИНТЕК,2005

10."Валютный рынок и валютное регулирование", Под редакцией Платоновой

И.Н., 2006 г.

11 .Вейсвейлер Р. "Арбитраж. Возможности и техника операций на финансовых

и товарных рынках", 2004 г.

12.Вентуэль А. Д. "Курс теорий случайных процессов " ,2003 г.

13.В.Вихамский О.С. "Менеджмент", 2005 г.

14.Н.Герберт Н. Кэссон "12 правил обращения с деньгами или как получить

прибыль", 1991 г.

15.Голосов О. В. "Экономическое стимулирование системной обработки

информации", 1982 г.

16.Грязнова А.Г. , Корнеева Р. В. , Галанова В. А. "Биржевая деятельность"

2005 г.

Покупка готовой работы
Тема: «Основные принципы функционирования биржевых торговых систем в россии»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 100
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика