Реферат

«Типы социальных общностей.»

  • 17 страниц
Содержание

1 Социологическая теория Дюркгейма….3

2 Типы социальных общностей….9

3 Коллектив, его структура и функции ….….12

3.1 Сущность коллективного поведения….14

Список используемой литературы ….17

Введение

Социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Каковы же критерии выделения общностей, те необходимые и достаточные основания, которые позволяют сформироваться и функционировать общности? Можно вычленить шесть таких оснований:

1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;

2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидарности между ними;

3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;

4) формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;

5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Фрагмент работы

1. Социологическая теория Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм — один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку—в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения.

Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики»- на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» — по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блертящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

Дюркгейм — один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

2. Типы социальных общностей

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически фиксировать и проверить.

Социальные общности – это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.

Социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Каковы же критерии выделения общностей, те необходимые и достаточные основания, которые позволяют сформироваться и функционировать общности? Можно вычленить шесть таких оснований:

1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;

2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидарности между ними;

3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;

4) формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;

5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса:

1. массовые общности;

2. групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

- представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

- для них характерен ситуативный способ существования, т.е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

- им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы;

- вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических и экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т.д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т.д.

Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как ”множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием”. Всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Толпа делает из человека животное, ослабляя и уничтожая его индивидуальность.

Толпе Г.Тард противопоставляет другой вид массовых общностей – публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения.

Также социальные общности подразделяются на:

1. Общности, не имеющие структурной организации

1) публика;

2) толпа;

3) социальные круги;

4) человечество;

5) маргиналы.

3 Трудовой коллектив, его структура и функции

Непосредственно с социологией труда связана социология трудовых коллективов.

Трудовой коллектив — это основная экономическая, социальная и политическая ячейка общества (социалистического), разновидность социального института и социальной общности, главной целью которой является производство материальных и духовных благ.

Трудовой коллектив рассматривают в единстве двух его сторон: как социальную общность и как социальную организацию. Как социальная организация трудовой коллектив представляет собой разновидность общественного института, а как социальная общность - элемент социальной структуры общества.

Организация трудовая как разновидность социальной организации создается для совместного выполнения трудовых - производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. Трудовая организация существует в форме предприятий и учреждений как государственных, так и кооперативных.

Трудовая организация - более широкое понятие, чем трудовой коллектив. В ней помимо работников есть материально-технологическая база, финансовая, документальная система.

Выделяют два типа трудовой организации:

-предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг)

-учреждения (занятые в сфере умственного труда).

При характеристике трудового коллектива необходимо учитывать общие свойства коллектива как организованной, относительно компактной группы людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностями, ориентациями, установками и нормами поведения.

В коллективе сочетаются (должны сочетаться) интересы общественные, групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований важно учитывать виды коллективов: трудовые, общественно-политические, учебные, военные, спортивные, культурные и др.

Главное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам [производство материальных и духовных благ].

Классификация трудовых коллективов может осуществляться по разным основаниям.

Выделяются коллективы по видам общественного труда: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, учреждения торговли, коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения, транспорта, связи, культуры, образования и т.д.

Коллективы различаются и по другим признакам:

1) по степени развития - вновь формирующийся коллектив; сложившийся трудовой коллектив; находящийся в стадии реорганизации;

2) по размерам - крупный трудовой коллектив (современные промышленные предприятия); средний коллектив; небольшой коллектив (до 100 человек);

3) по организационным связям - основной коллектив (все предприятие); промежуточный или вторичный коллектив (цех, отдел и т.д.); первичный коллектив (бригада);

4) По временному показателю - долговременный коллектив (неопределенно длительное время существования) - более 10 лет; коллектив временный со Средней продолжительностью жизнедеятельности - от 1 года до 10 лет; кратковременный коллектив - от 2 месяцев до 1 года (коллектив сезонных рабочих);

5) по стабильности состава - постоянный; смешанный коллектив (коллектив вуза - преподавательский состав постоянный, а студенческий контингент временный).

Различают также трудовые коллективы (ассоциации) по различным формам собственности: трудовые ассоциации (коллективы) на базе кооперативной, акционерной собственности; коллективы, функционирующие на основе общенародной, государственной собственности; ассоциации в частном секторе; трудовые организации совместных предприятий с иностранными фирмами; трудовые ассоциации, использующие имущество профсоюзных и других общественных организаций и т.д.

Новым для современной России по сравнению с советским периодом является преобладание трудовых объединений на базе не государственной (общенародной), а других формах собственности. На конец 90-х годов XX в. государству в России принадлежало лишь около 15% собственности.

Новым в деятельности трудовых ассоциаций современной России является наличие в них большого количества т.н. «гостарбайтеров», т.е. иностранных рабочих. Большинство из них (50-60%) - мигранты из стран СНГ, в основном (до 90%) - мужчины, занятые преимущественно ручным и машинно-ручным трудом. Их социальная ситуация — чрезвычайно сложная.

Структура трудового коллектива весьма сложная. Он включает в себя социально-неоднородные группы работников физического и умственного труда, организаторского и исполнительского, квалифицированного и неквалифицированного.

Внутри трудовых коллективов представлены люди, принадлежащие к определенным социальным, социально-демографическим и др. группам.

Коллектив выполняет разнообразные функции: производственно-экономическую, социально-политическую, духовно-идеологическую и социальную.

Заключение

3.1 Сущность коллективного поведения

По мнению многих ученых-социологов, вопросы, связанные с коллективным поведением, наиболее сложные в социологии. Действительно, очень трудно применять научные методы к таким малопонятным явлениям, как поведение толпы, бунт, паника или преклонение перед лидером. Разве можно себе представить социолога, который берет интервью у человека в беснующейся толпе или во время паники? Каждый из нас ограничен возможностями нашего видения ситуации и участия в событиях. В основном социолог использует данные, полученные от находящихся в спокойной обстановке людей, свободных от влияния социальных групп. Еще сложнее понять природу коллективного поведения, если ограничиваться информацией, почерпнутой из газет, писем или других документов, где крайне редки опросы прямых участников событий, но и они могут говорить о проявлениях коллективного сознания только в ретроспективе.

Известно несколько определений коллективного сознания, хотя, надо сказать, не все они полезны в практическом отношении. Так, согласно определению Н.Смелзера, коллективное сознание — это «мобилизация на базе верования, определяющего социальное действие». Мильграм и Точ считают, что коллективное поведение - это «поведение, которое проявляется спонтанно, относительно неорганизованно, непредсказуемо и непланируемо в отношении развития и которое зависит от взаимной стимуляции участников», и включает такие виды поведения, как паника, коллективное безумие, поведение в толпе, массовая истерия, мода, массовые заблуждения, пропаганда, общественное мнение, восстания и революции. Следует отметить, что это определение вполне удовлетворительно представляет коллективное поведение.

Определение Смелзера подтверждается перечнем основных детерминант коллективного поведения.

Структурное участие. Финансовая паника, безумие моды невозможны в примитивном, традиционном обществе. Урбанизированное общество в значительно большей степени порождает феномены коллективного поведения, чем сельское население, вследствие отсутствия социальных корней, анонимности, большого количества временных жителей, высокой мобильности.

Структурный стиль. Часто в основе коллективного поведения лежит утрата каких-либо ценностей или боязнь их утраты. Острое чувство несправедливости (реальной или вымышленной) провоцирует многие коллективные действия экстремистского характера. Такое чувство характерно для угнетаемых классов, притесняемых этнических меньшинств, групп с минимальными средствами существования и даже привилегированные группы, которые теряют свои привилегии, — это не только объединяет людей, но и способствует возникновению феномена коллективного сознания.

Развитие и распространение обобщенных верований. Члены социальной общности, совершающие коллективные действия, обязательно разделяют идею или верование, которая идентифицируется с источником тревоги, привлекательным и малодоступным культурным образцом или ценностью, со способом избегания неприятных последствий или, наоборот, с возможностями достижения источника удовлетворения устремлений.

Дополнительные факторы. Толчком к возникновению общего понимания ситуации, чувства общности устремлений и желаний всегда служат определенные драматические события, вовремя полученная информация, некоторая совокупность действий, которые могут в конечном итоге привести к проявлению коллективного поведения. Так, крик о жестоком поведении милиции неоднократно приводил к столкновениям, происходившим в России начале 90-х годов.

Список литературы

1. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб.пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 344с.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. Пособие для вузов.-М.: Мартис, 1985.-204с.

3. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991-2003гг.-М.:Дашков и К,2004.-584с.

4.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-М.:Центр,2001.-224с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика