Дипломная работа

«Исследование и совершенствование системы управления персоналом организации (на примере ФГУП «НПП Исток»»

  • 95 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ….

10

1.1. Понятие системы управления персоналом, цели и функции….

10

1.2. Организационная структура управления персоналом…. 18

1.3. Регламентация управления персоналом… 21

1.4. Процессы работы с персоналом…. 25

1.5. Выводы…. 38

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ФГУП «НПП «ИСТОК»….

39

2.1. Организационная структура управления, организация управления

персоналом на ФГУП «НПП «Исток»….

39

2.2. Анализ локальных документов, регламентирующих управление

персоналом….

45

2.3. Анализ кадрового потенциала… 49

2.4. Анализ технологий управления персоналом…. 56

2.5. Выводы…. 67

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ФГУП «НПП «ИСТОК»…

68

3.1. Разработка организационно-экономического механизма по

управлению карьерой молодых кадров и их мотивации….

68

3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…. 77

3.3. Выводы…. 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 84

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ…. 92

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Тема дипломной работы. «Исследование и совершенствование системы управления персоналом на ФГУП «НПП «Исток».

Актуальность темы исследования. На современном этапе существенно увеличивается вклад каждого работника в эффективность деятельности организации. Поэтому одной из главных задач управления на современном предприятием является поиск наиболее эффективных способов управления персоналом, позволяющих актуализировать человеческий фактор.

В экономическом аспекте в период индустриальных экономических отношений работников рассматривали как рядовой фактор производства, используемый наряду с сырьем, материалами, оборудованием Соответственно, возникала задача минимизации затрат на заработную плату, управление персоналом и т.д. Но с превращением работников в наиболее значимый фактор производства, от которого зависит благосостояние организации, на управлении персоналом стал делаться особенный акцент. Персонал стал рассматриваться как человеческий капитал, который, как и любой капитал, нужно разумно использовать, сохранять и наращивать. Без эффективного управления человеческим капиталом в современных условиях не может быть высокого уровня конкурентоспособности.

Человеческий капитал представляет собой совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний и мотиваций, поэтому измерить его с той же точностью, что и материальные ресурсы, невозможно. Это, прежде всего, интеллектуальный капитал. Он индивидуален, является личной собственностью человека, обеспечивает обладателю получение более высокого дохода и благ в будущем (на уровне индивида - заработной платы), связан с нравственными устоями, готовностью обучаться. Такой капитал увеличивает свою ценность посредством накопления значимой информации, и в результате растет его доходность. Человеческий капитал формируется за счет реальных (материальных и иных) затрат на него, а также опыта, приобретенного в процессе жизнедеятельности и общения индивидов. Он напрямую связан с характеристиками личности работника, уровня его образования и культуры.

Формирование человеческого капитала на предприятии предполагает:

• разработку специальной политики по управлению человеческим капиталом;

• создание благоприятного морально-психологического климата;

• обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой;

• справедливое вознаграждение персонала.

Любой капитал, в том числе человеческий, требует инвестиций на поддержание в рабочем состоянии, расширение за счет обучения, накопления информации. Эти инвестиции дают многократно более высокие экономические, психологические, социальные, культурные результаты. (прямой, косвенный, индивидуальный и коллективный, краткосрочный, По Г. Бреккеру этот результативность управления составляет 12-14% в год по отношению к соответствующим затратам, то есть, больше чем результаты от вложений в технические средства. Кроме того, постоянное повышение своей квалификации посредством обучения повышает удовлетворенность людей трудом и самооценку.

Таким образом, в современных условиях, характеризуемых повышением роли человеческого фактора в эффективной деятельности любой организации, все большее значение приобретают вопросы использования современных форм управления персоналом. Использование таких форм управления персоналом способствует повышению эффективности социально-экономического уровня производства.

Таким образом, современная концепция управления предприятия предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением персоналом предприятия.

Управление как специфический вид экономической деятельности, включает три сферы:

• планирование;

• организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей;

• управление персоналом.

Последняя сфера имеет важное значение для успеха деятельности любого предприятия. В настоящее время технологии управления персоналом разработаны в теории достаточно детально, однако, теоретические разработки не всегда применяются в практике управления на конкретных предприятиях. Внедрение современных технологий управления персоналом требует предварительного анализа существующей системы управления персоналом. На основе проведенного анализа и выделения основных проблем, можно разрабатывать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в конкретной организации на основе современных технологий.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы обуславливается важностью анализа и совершенствования системы управления персоналом на конкретном предприятии.

Обзор источников и литературы. В ходе подготовки дипломной работы был рассмотрен и проанализирован широкий круг источников.

В связи с тем, что управление персоналом – это подсистема управления организацией в целом, были работы, посвященные управлению организацией в целом. Среди них можно выделить работы известных российских авторов, таких как: И.Н. Герчикова «Менеджмент», А.К. Семенов «Современный менеджмент», А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой «Управление организацией» и др. На основе этих работ были определенны основные подсистемы управления организацией и роль управления персоналом в ней.

В настоящее время существует большое количество работ, учебных пособий, посвященных различным аспектам управления персоналом. Различные аспекты управления персоналом исследовалась в работах многих авторов: Г.И. Барановой, В.Р. Веснина, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, М.Ю. Рогожина и др. Наиболее объемной, освящающей различные вопросы управления персоналом является книга В.Р. Веснина «Управление персоналом».

Также были рассмотрены работы, посвященные отдельным направлениям управления персоналом, такие как: Е.А. Борисова «Оценка и аттестация персонала», И.В. Бизюкова «Кадры управления: подбор и оценка», Б.Ю. Хигир «Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала», Т.Н. Яковлева «Мотивация персонала».

В работе Б.Ю. Хигира освещаются вопросы подбора кадров, их правильной расстановки, рационального использования. В книге Т.Н. Яковлевой рассматриваются наиболее прогрессивные методы мотивации труда, открытая и закрытая системы оплаты труда, даются рекомендации по их эффективному применению.

Наряду с литературой, были рассмотрены федеральные и внутренние локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие управление персоналом на исследуемом предприятии.

Объект исследования – Федеральное государственное унитарное предприятие «НПП «Исток».

Предмет исследования – исследование и совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

Цель исследования заключается в комплексном исследовании системы управления персоналом на конкретном предприятии, выявлении аспектов управления персоналом, требующих совершенствования, и разработке мероприятий, ориентированных на совершенствование системы управления персоналом.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

• рассмотреть понятие управления персоналом;

• проанализировать цели и функции системы управления персоналом;

• рассмотреть организацию системы управления персоналом на предприятии;

• проанализировать внутренние локальные нормативные акты, регламентирующие управление персоналом;

• рассмотреть современные технологии управления персоналом;

• провести анализ организационной структуры управления персоналом на исследуемом предприятии;

• провести анализ кадрового потенциала;

• провести анализ основных подсистем управления персоналом на предприятии и выделить основные проблемы;

• в соответствии с выделенными проблемами в системе управления персоналом разработать мероприятия по её совершенствованию;

• провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.

Методология исследования основывается на работах ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом. В рамках исследования были использованы следующие общенаучные методы: аналитический, системный, а также частнонаучные: опроса, оценки кадрового потенциала и др.

В работе использовались общетеоретические методы исследования, такие как: системный анализ, структурно-функциональный анализ, а также частнонаучные методы анализа кадрового потенциала.

Системный анализ позволил провести анализ управления на предприятии как системы, проанализировать взаимосвязь между основными подсистемами управления персонала.

Структурно-функциональный анализ позволил выявить функциональные связи в системе управления персоналом.

В ходе исследования был проведен анализ движения персонала, его структуры по возрастным и образовательным критериям.

Фрагмент работы

Конкретными целями управления карьерой молодых сотрудников должны стать:

• формирование, развитие и рациональное использование трудового потенциала каждого сотрудника;

• обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры;

• достижение взаимопонимания между сотрудником и менеджером по персоналу в функциональной группе;

• создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.

Заключение

Во введении были определены следующие предмет и цель исследования.

Предмет исследования – исследование и совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

Цель исследования заключается в комплексном исследовании системы управления персоналом на конкретном предприятии, выявлении аспектов управления персоналом, требующих совершенствования, и разработке мероприятий, ориентированных на совершенствование системы управления персоналом.

Изучение теоретических аспектов позволило выделить следующее:

Основные процессы управления персоналом в организации – это: планирование персонала, отбор и найм; расстановка и регламентация персонала; мотивация персонала; обучение и развитие персонала; оценка и контроль персонала.

В соответствии с результатами анализа теоретических аспектов управления персоналом выбраны следующие направления анализа управления персоналом в исследуемом учреждении: анализ организационной структуры управления; анализ планирования, найма и адаптации персонала; анализ обучения, развития, мотивации персонала; анализ методов оценки персонала.

Анализ системы управления персоналом на ФГУП «НПП «Исток» позволил выявить следующее.

Организационная структура управления персоналом соответствует численности персонала и возможностям бюджета предприятия. На предприятии есть все обязательные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Они разработаны на предприятии в группе кадрового делопроизводства в отделе кадров.

Анализ кадрового потенциала показал, что на предприятии доминируют кадры старших возрастных категорий, причем приход молодых сотрудников осуществляется очень низкими темпами.

Только 11,3 % сотрудников относятся к возрастной категории до 30 лет, 7,9% - от 31 до 39 лет, 29,2 % - к возрастной категории от 40 до 49 лет, к предпенсионному возрасту 28,8%, к пенсионному, - 22,8%. Очень высокий процент сотрудников пенсионного возраста характерен для научных организаций, однако, такое положение не делает персонал предприятия перспективным для дальнейшего развития предприятия, в связи с чем, необходимо разрабатывать комплекс мероприятий, ориентированных на привлечение сотрудников молодых возрастов (до 35 лет).

Был разработан комплекс мероприятий по привлечению и закреплению молодых кадров:

• планирование карьеры с составлением карьерограммы для каждого молодого сотрудника;

• обучение;

• формирование кадрового резерва на основе ежегодной аттестации.

Блок стимуляции молодых кадров включает:

• льготы и компенсации;

• доплаты;

• создание программно-целевых групп.

Прямой экономический эффект от комплекса мероприятий по управлению деловой карьерой может составить –165 тыс. руб. в год, коэффициент эффективности - 0, 076. В долгосрочном периоде, мероприятия дадут существенный экономический эффект, обусловленный омоложением персонала предприятия.

Прямой экономический эффект по блоку мероприятий по стимуляции молодых кадров - 1340 тыс. руб., коээфициент эффективности - 0, 22

Совокупный прямой экономический эффект от совершенствования системы управления персоналом - 1505 тыс. руб. в год., коэффициент эффективности – 0,18

Косвенный экономический эффект от привлечения и закрепления молодых кадров:

• омоложение коллектива;

• трансляция опыта и сохранение квалифицированных рабочих редких узкоспециализированных специальностей;

• повышение творческого научного потенциала;

• повышение уровня качества выполняемых проектов;

• сохранение научных кадров за счет трансляции опыта;

• больший уровень оперативности в выполнение научно-производственных заказов от государства и частных предприятий.

Разработанный комплекс мероприятий по привлечению и закреплению молодых кадров может быть использован и на других научно-производственных предприятиях, чем и обуславливается значимость данной дипломной работы.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нормативно-правовые акты:

1.1.Опубликованные

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. от 30.11.1994 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30. 12. 2004. № 217-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301; 2005. № 1. Ст. - 43

3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. от 26.01.1996 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 23.12. 2003 № 182-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410; 2003. № 52. Ст. – 5034.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Последняя версия ТК с учётом всех последних изменений Российского законодательства, по состоянию на 01 января 2008 года. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 196 с.

5. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями от 1 декабря 2007 г.)

1.2. Неопубликованные

6. Анализ кадрового потенциала на ФГУП «НПП «Исток» за 2010 г./ Отчет группы планирования и отбора персонала. Утв. Начальником отдела кадров ФГУП «НПП «Исток» 27.01. 2010 г.

7. Положение об организационной структуре управления ФГУП «НПП «Исток» от 23. 11. 2004 г.

8. Положение об отделе кадров ФГУП «НПП «Исток». Утв. Приказом генерального директора от 13. 01. 2009 г.

9. Правила внутреннего трудового распорядка ФГУП «Исток»/утв. Приказом генерального директора от 10.02.12. 2007 г.

10. Прогнозный расчет группы развития и обучения персонала/Отчет отдела кадров отдела ФГУП «НПП «Исток» от 14.03.2011 г.

11. Схема организационной структуры управления ФГУП «НПП «Исток» утв. Генеральным директором 23. 11. 2011 г.

12. Устав ФГУП «НПП «Исток»/утв. Генеральным директором от 17.06.2004 г.

2. Литература:

13. Алавердов А.Р. Управление персоналом в рекламном агентстве. - М.: СОМИНТЭК, 2009. - 256 с.

14. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2008, - 386 с.

15. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – М.: Речь, 2007. – 152 с.

16. Баранова Г.И. Модели управления персоналом. – Иркутск. 2011. – 288 с.

17. Барков С.А. Управление персоналом. – М.: Юрист, 2010. – 451с.

18. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. пособие. – М.: Экономика, 2011. – 219 с.

19. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2007. – 173с.

20. Бутурлин М.А. Актуальные направления работы служб персонала // Деньги и кредит. - 2009. - №7 - с.58-61.

21. Быкова Л.Н. Оценка по советски. Полезный опыт/Справочник по управлению персоналом. 27.07.2011

22. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М., Проспект. 2005. – 496 с.

23. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособ. По кадровой работе. – М.: Юристъ, 2008. -495 с.

24. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2008. – 447 с.

25. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. –488 с.

26. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Проспект. 2007 – 377 с.

27. Горелов Н.А., Тучков А.И. Управление человеческими ресурсами. – СПб. Питер. 2010 –513 с.

28. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. - М.: Кнорус. 2010. – 402 с.

29. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2003- 720 с.

30. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. – М.: Изд-во РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 356 с.

31. Кабушкин Н.Н. Основы кадрового менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 501 с.

32. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие для студ. вузов; Гриф УМО ВУЗов России; 2-е изд., перераб. и доп.; Учебное пособие; ВУЗ; 2003 – 416 с.

33. Лифинец А.С. Основы управления персоналом. – Иваново.: Дом книги, 2008. – 256 с.

34. Луговой В.А. Оплата труда: бухгалтерский учет и расчеты. М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 302 с.

35. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Кнорус. 2010. – 398 с.

36. Магура М. Моральное стимулирование / М. Магура М. Кубатова // Управление персоналом. 2007. № 13-14.

37. Мантаева К.А. Методические материалы семинара «Организация и проведение аттестации персонала на предприятии» - М., 2008. – 67 с.

38. Марр Р., Вебер В. Менеджмент персонала. – М.: Гардарики, 2006. – 347 с.

39. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М.: ЛТД. - 2010. – 399 с.

40. Митрофанова Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 8. С. 21-28.

41. Мишурова И.В. Управление персоналом – Ростов н/Д .: Феникс. 2011. – 443 с.

42. Никитина И.А. Управление персоналом – М.: Гардарики. – 2010. – 386 с.

43. Полетаев Ю.Н. Аттестация руководителей и специалистов организации, сотрудников ведомств. М.:ОАО «Изд. дом «ГОРОДЕЦ»,2008. – 160 с.

44. Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях. 13-е изд., перераб. и изм. / Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин. СПб.: Герда, 2007. – 277 с.

45. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 250 с.

46. Рогожин М.Ю. Организация управления персоналом предприятия: Учебно-практическое пособие. –М.: Кнорус, 2005. –483 с.

47. Сагитдинов М.П. Оценка эффективности работы персонала // Вопросы экономики - 2009. - №6. – с.27-33.

48. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. -Ростов - на-Дону, - 2008. - 435 с.

49. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. -Ростов - на-Дону, - 2008. – 397 с.

50. Семенов А.К. Современный менеджмент. М.: Экономика. - 2007. – 497 с.

51. Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление человеческими ресурсами. – М., Высшее образование. 2007. – 315с.

52. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Гардарики. 2010. – 283 с.

53. Страхова О.А. Организация труда управленческого персонала. СПб., 2010. – 287 с.

54. Травин В, Дятлов В. Персонал и планирование на предприятии // Служба кадров. – 2007. - №7.

55. Травин В.В. Мотивационный менеджмент: учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб. (серия: «Модульная программа «Руководитель XXI века». Модуль III) / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. М.: Дело, 2007. – 467 с.

56. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., Финансы и статистика. 2008. – 356 с.

57. Управление организацией: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 454 с.

58. Управление персоналом в условиях социально-рыночных отношений. /Под ред.Р. Марра, Г. Шмидта.М. - 2010 - 491 с.

59. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. – 3 – ое изд., доп. и перараб. – М.: ИНФРА-М – М: 2009. – 446 с.

60. Харитонов И.М, Эмих О.К. Персонал: наём и отбор. – М., Дело и сервис. 2009. – 289 с.

61. Хигир Б.Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. – М.: Институт проблем и развития предпринимательства, 2011. – 309 с.

62. Царенко Ю. Программы стимулирования труда // Кадровик. 2006. № 5.

63. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 301 с.

64. Чертухина О.Б., Гусева С.Л. Методы материального стимулирования сотрудников как основа повышения эффективности работы / О.Б. Чертухина, С.Л. Гусева // Кадровик. 2008. № 1. С. 15-20.

65. Шалавин С. Технический прогресс и персонал предприятия // Служба кадров. – 2009. - №6.

66. Шаш Н.Н. Управление персоналом: Пособие для сдачи экзамена. –М.: Юрайт-Издат,2007. –184 с.

67. Щёкин Г.В. Теория кадровой политики. – Киев, 2010. – 401 с.

68. Яковлева Т. Н. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда - М.: Омега-Л. 2011. – 313 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование и совершенствование системы управления персоналом организации (на примере ФГУП «НПП Исток»»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика