Курсовая работа

«Анализ познавательных процессов дошкольников с помощью игры и сказки»

  • 56 страниц
Содержание

Введение….3

1 Теоретико-методологические аспекты применения игровых, сказочных методов в исследовании познавательных процессов дошкольников….5

1.1 Особенности развития познавательных процессов дошкольников.5

1.2 Игры и сказки как средства формирования познавательных процессов дошкольников….12

2 Анализ познавательных процессов дошкольников с помощью игры и сказки….18

2.1 Содержание и методика анализа познавательных процессов….18

2.2 Ход и результаты исследования….24

Заключение….29

Список использованной литературы….31

Приложения….33

Введение

В настоящее время общество предъявляет системе дошкольного образования высокие требования. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности также диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса.

Во-вторых, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования.

Фрагмент работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ, СКАЗОЧНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности развития познавательных процессов дошкольников

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса. Для педагогического процесса имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает [18].

Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. Н.Н. Поддьяков главным средством познания считает детское экспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации. Модели и схемы выступают при этом как средства обучения, воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и связи. Свойства предметов воспринимаются в соответствии с нормами сенсорной культуры.

Л.А. Венгер главными средствами познания ребенком окружающего мира полагал эталонную и модельную формы опосредствования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности дошкольников [3].

Анализ имеющейся психологической литературы показывает, что существуют разные виды познавательной деятельности детей: их особенности определяются различными средствами, которые вводятся в процессе обучения и которыми пользуются дети.

Познавательная деятельность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей высших психических процессов дошкольника: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Под восприятием понимается активный процесс синтеза ощущений с помощью представлений и индивидуального опыта [1].

Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представители ассоциативной психологии — Д. Селли, гельштатпсихологии — К. Коффка и функциональной психологии —Ж. Пиаже. Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет мес

Заключение

Целью исследования явилось изучение теоретических основ применения сказочных и игровых методик, направленных на исследование познавательных процессов дошкольников, а также освоение их практического использования в практической деятельности педагога-психолога.

В ходе проведения исследования нами были составлены следующие основные выводы:

 в дошкольном возрасте соединяются память, внимание, восприятие, мышление и речь, которые составляют основу познавательной деятельности. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренние и внешние планы действий, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

 наиболее ярко характеризуют психическое развитие детей 5—7 лет следующие особенности: возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличивающемся участии воли в процессах познания; сравнительно быстрое формирование основных элементов, из которых состоит познавательная деятельность.

 Наиболее эффективным средством формирования познавательной активности дошкольников является развивающая среда, что предполагает детальное рассмотрение данного психолого-педагогического и социокультурного феномена с позиций многоаспектного анализа. Игры и сказки в данном аспекте играют одну из главных ролей, так как в современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Ребенку свойственна потребность в познании окружающего мира.

 игры и сказки формируют познавательные процессы дошкольников всесторонне. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

 поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами была разработана схема, помогающая этот пробел ликвидировать.

 в результате констатирующего эксперимента нами было выявлено, что развитие умений детей в экспериментальной и контрольной группах приблизительно одинаково; недостаточно развитыми оказались «воспринимающие и внимательные» умения дошкольников; большинство детей соответствует среднему уровню развития познавательных умений, что лишний раз свидетельствует о недостаточной подготовке воспитателей и, соответственно, слабой мотивации к познавательной деятельности у старших дошкольников.

В ходе проведения исследования, нам также удалось подтвердить выдвинутую ранее гипотезу – игровые и сказочные методы и процедуры способствуют более глубокому исследованию познавательных процессов дошкольников.

Список литературы

1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. – 2004. - № 8.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ.: Питер, 2008. - ISBN: 978-5-91180-846-4.

3. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 1969. - ЦОБ по ФКиС N/a 372.015 В 29.

4. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1.

5. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10.

6. Добрынин Н.Ф. Введение в психологию / Добрынин Н . Ф . - М.; Л.: Гос. изд., 1929. - ЦОБ по ФКиС N/a 15(02) Д 555.

7. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. - № 4.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб.: Питер, 2004. - ISBN 5-94723-808-Х.

9. Лобанова Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. - ISBN 5—94035—198—0.

10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника : Пособ. для учителя / Люблинская А.А. - М.: Просвещение, 1977. - ЦОБ по ФКиС N/a 371.015 Л 933.

11. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - ISBN: 978-5-04-003884-8.

12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. - ISBN: 5-88415-009-1.

13. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М.: Жизнь и мысль, 1999.

14. Раннее развитие – развивающие игры Воскобовича. // Internet resource: w*w.razumniki.r*.

15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. /Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 3-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2001. - ISBN 5-89112-051-8, 5-89395-094-1.

16. Спиридонова С. Психологические особенности дошкольного возраста. // Психолог в детском саду. - 2005. - № 3.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2007. - ISBN 5-7695-0698-9.

18. Усова А.П. Обучение в детском саду. - 4 изд. - М.: Просвещение, 1981.

Примечания

В работе много приложений.

Защита с первого раза на "отлично"!!!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика