Дипломная работа

«Методика разработки персонажей»

  • 60 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5

1.1. Краткая история развития иллюстрации 5

1.2. Стили и жанры иллюстрации 10

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТИПАЖЕЙ И СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ФАНТАСТИЧЕСКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ 14

2.1. Техника и технология выполнения творческой работы 14

2.2. Методика разработки персонажей 16

2.3. План урока по изобразительному искусству для 6 класса общеобразовательной школы 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Введение

Тема моей дипломной работы: “Методика разработки персонажей. Иллюстрации к книге Кира Булычева “Девочка с Земли”. В нее входят пять иллюстраций к третьей части книги (“Путешествие Алисы”), а также методика рисования различных персонажей: этапы построения, морфологические особенности и т.п.

Несколько слов необходимо сказать о понятии “фантастика”. К сожалению, к фантастике не всегда относятся с должной серьезностью. Но разве плохо фантазировать, мечтать? Ни одно животное не может фантазировать, придумывать и верить в то, чего нет. В древнегреческой мифологии был даже бог Фантаз, брат бога сновидений Морфея. Братьям без труда удавалось создавать вымышленные образы и явления, не совпадающие с реальностью, причем самые удивительные. Как показал опыт развития цивилизации, фантазия есть необходимое условие всякого творчества не только в сфере искусства, но и в науке, технике, философии. В ней отражаются заложенные в человеке силы, влияющие на его жизнь сегодня, дающие возможность подсмотреть будущее.

Что же касается иллюстрации, хотя она играет вторичную роль в художественном образовании (по отношению к работе с натуры), на деле она является формой визуального выражения, которую мы чаще всего видим в окружающей нас повседневной жизни. Иллюстрации встречаются нам в книгах, журналах, газетах, объявлениях, этикетках и всех прочих видах печатной продукции. Мы настолько привыкли к ним, что очень редко задумываемся над их художественной ценностью. Однако за каждой иллюстрацией стоит большая работа профессионала – того, кто понимает фундаментальные основы визуального искусства точно так же, как это свойственно художнику, работающему в любом другом жанре.

Основная причина выбора темы данной дипломной работы, связана с моим интересом к работам иллюстраторов, работающих в жанре фантастической иллюстрации. А также было желание опробовать свои знания в данной области, к тому же здесь большой выбор техники исполнения и свобода трактовки сюжета. Пристрастие к уникальной графике выразилось в выборе материала и техники исполнения: шариковая ручка (черная), цветные карандаши (KOH-I-NOOR). Данные инструменты просты в использовании и достаточно выразительны.

Целью данной дипломной работы является создание серии иллюстраций к фантастическому произведению. В процессе работы планируется решение следующих задач.

1. Изучение педагогической, исторической, искусствоведческой литературы, посвященной особенностям книжной иллюстрации.

2. Изучение графических технологий, используемых в книжной иллюстрации.

3. Изучение методики разработки персонажей для иллюстраций к юмористической фантастике.

4. Создание серии иллюстраций к фантастической повести Кира Булычева “Девочка с Земли”.

5. Подготовка иллюстрированного пособия по разработке персонажей для иллюстраций к юмористической фантастике в электронном (презентация) и печатном виде.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Краткая история развития иллюстрации

Современная иллюстрация берет свое начало от изобретения печатного станка. Именно тогда стало возможным большими тиражами публиковать художественную литературу, книги об искусстве, научно-технические издания, а также красиво оформлять и иллюстрировать тексты. Постоянно разрабатывались новые технологии репродукции образов. Что касается стиля иллюстрирования, то его тенденции всякий раз совпадали с господствующими в изобразительном искусстве направлениями, поскольку иллюстраторы приспосабливали эти направления к стилям графики своего времени.

Истоки жанра иллюстрации кроются в миниатюрах, которыми средневековые художники украшали рукописные манускрипты. Эти иллюстрации эпохи Средневековья по манере исполнения гораздо ближе многим современным иллюстрациям, чем гравюры эпохи Возрождения. Сила воздействия произведений средневековых иллюстраторов (обычно выполненных от руки акварелью) сходна с тем ощущением, которое производят иллюстрации, созданные современными методами репродукции.

В Средние века отсутствовало различие между стилем миниатюр, украшавших рукописи, и стилем станковой живописи. Эти работы выполнялись одними и теми же мастерами. К одним из самых впечатляющих примеров средневековой иллюстрации относятся инициалы старинных рукописных Евангелие. Эти миниатюры представляют собой тщательно выполненные рисунки, которые во многих случаях являются подлинными произведениями искусства.

После изобретения печатного станка клише для иллюстраций всегда вырезалось на дереве. Одно и тоже клише включало в себя и изображение и текст. Такая техника вырезания клише не давала возможности отобразить мелкие детали изображения. Точности изображения деталей позволил достичь метод гравировки по металлу, который был разработан в XVI веке и в дальнейшем совершенствовался. Однако применение этого метода было ограничено тем, что требовалось раздельно печатать текст и иллюстрации. Это заставило делать крупномасштабные иллюстрации и печатать в разворот отдельно от текста. Появление этого метода провозгласило начало золотой эпохи гравюры. Техника гравировки по металлу по-прежнему используется и в наши дни (гравирование сухой иглой, офортное протравливание, акватинта и т.д.), хотя теперь ею больше пользуются мастера станковой графики, чем иллюстраторы. Следующим нововведением стало появление техники литографии (1798г.), что позволило печатать цветные иллюстрации, в то время как прежде раскраску уже напечатанных иллюстраций приходилось выполнять от руки.

В XVIII веке благодаря широкому распространению произведений мыслителей эпохи Просвещения начался расцвет жанра книжной иллюстрации. Подъем активности в книгопечатном деле перекинулся на журналы и другие периодические издания, которые больше уделяли внимания освещению текущих событий, чем темам культуры. В Англии, где зародился жанр иллюстрированной политической и социальной сатиры, он вскоре стал одной из наиболее популярных форм.

Вторая половина XIX века – эпоха расцвета повествовательной иллюстрации. Она была также отмечена взлетом популярности всех видов визуальной пропаганды – плакатов, афиш и т.д. Искусство плакатной иллюстрации зародилось во Франции в середине XIX века благодаря работам Оноре Домье (1808-1879) и Эдуада Мане (1832-1883). Также был известен иллюстратор Гюстав Доре (1832-1898), ему принадлежат иллюстрации к Дон Кихоту, произведениям Жюля Верна. В конце XIX века существовали два художественных течения – импрессионизм и символизм. Для первого характерны реалистические сюжеты из повседневной жизни, выполненные в стиле быстрых набросков. Символизм, напротив, отличают сюжеты, основанные на художественной фантазии и литературном вымысле и исполненные в чрезвычайно утонченном и декоративном стиле. Оба этих направления нашли свое отражение в работах крупнейших художников-иллюстраторов той эпохи.

До начала ХХ века иллюстраторы в основном придерживались реализма, иногда придавая сюжету некоторый романтический оттенок. В этом они следовали традиции, установленной художниками викторианской эпохи. В ее основе лежал рисунок, выполненный в строгом академическом стиле. Этого положения придерживались даже тогда, когда иллюстрация была декоративной или юмористической, или же предназначалась для детей. В 1920-30-х годах входит в моду некоторая стилизация иллюстрированных изданий, возникшая из новой системы понятий, созданной авангардистскими художниками и скульпторами. Всплеск экономической активности после окончания Первой мировой войны дал шанс тем из иллюстраторов, которые были настроены на экспериментирование, работать с использованием более современных и выразительных форм. Новый тип иллюстраций был призван улавливать и продвигать вперед (как, впрочем, и критиковать) дух новой эры – эры новых средств информации и коммуникаций, общества массового потребления. Новый вид иллюстраций распрощался с обязательностью строгого следования натуре в рисунке. Он открыл дорогу исследования возможностей техники мазка, текстуры и игры цветов, что в некотором смысле сродни абстрактному искусству. Развитию этого направления способствовало появление новых изобразительных средств, что открыло новые возможности в создании иллюстраций.

К середине ХХ века в центре внимания изобразительного искусства оказалась продукция массовой культуры, или, точнее говоря, продукты потребительского рынка, которые составляют визуальный ландшафт современной жизни. Это движение получило название поп-арт. Художники, работавшие в этом направлении, использовали в качестве сюжетов популярные образы героев киноэкрана или сериалов комиксов. Многие из самых известных художников этого периода совершили переход от коммерческой иллюстрации к высокому искусству без каких-либо заметных изменений в стиле и манере подачи материала. Это имело большие последствия для жанра иллюстрации поскольку привело к переоценке тем и стилей. Новое поколение художников начало создавать свои интерпретации массовых форм искусства, а также экспериментировать с методами других периодов в истории иллюстрации: в частности использовать старую уличную рекламу, старинные формы книгопечатания, фотографии и кинофильмы ушедших лет.

Наибольшую возможность для экспериментирования представляют журналы и другие периодические издания. Они постоянно создают спрос на новые образы, для воплощения которых требуется труд иллюстраторов. На страницах журналов и газет могут появляться все вообразимые темы, что открывает простор для полета фантазии, ограничиваемого только профессиональными навыками художника и творческими критериями редакторов изданий. Каждому периоду в истории иллюстрирования присущи свои собственные направления и вкусы, сегодня же художник должен постоянно быть в курсе новых веяний и поддерживать свою форму, чтобы его работа находилась на уровне современных требований.

Заключение

Выполненная мной творческая работа опирается на методику разработки персонажей описанную во II главе, она призвана показать преимущества ее использования при работе над рисунком, а также на уроках ИЗО. Данная методика довольно гибкая и может использоваться и в младших, и в старших классах, а также в ВУЗах. На каждом образовательном и возрастном этапе дается установка, соответствующая уровню развития учащихся, к примеру, для старших классов более реалистичная и подробная трактовка образов (точная конструкция, анатомические аспекты и т.д.). Основные направления предложенной методики: во-первых, определение общей формы предмета (упрощение сложных форм), во-вторых, использование вспомогательных линий, в-третьих, пропорциональные отношения, в-четвертых, четкое определение индивидуальных и характерных признаков изображаемого объекта и, в-пятых, тренировка наблюдательности и умения использовать полученную информацию на практике (в творческой работе). Хочется подчеркнуть, что здесь не даются готовые клише, а показывается алгоритм действий, с помощью которого учащиеся, при самостоятельной работе, смогут не только создавать яркие образы, но и приблизиться к глубокому пониманию человеческой натуры, к ее тонкой психологической интерпретации.

Основная цель работы достигнута, в ходе работы были решены все предварительно запланированные задачи:

1) изучена педагогическая, историческая, искусствоведческая литература, посвященной особенностям книжной иллюстрации;

2) изучены графические технологии, используемые в книжной иллюстрации, выбран оптимальный технологический вариант для решения конкретной художественной задачи;

3) изучена методика разработки персонажей для иллюстраций к юмористической фантастике;

4) выполнена серия иллюстраций к фантастической повести Кира Булычева “Девочка с Земли”;

5) подготовлено иллюстрированное пособие по разработке персонажей для иллюстраций к юмористической фантастике в виде мультимедийной презентации и печатного буклета.

Подводя итог сделанной работе, необходимо сказать о том, что жанру иллюстрации уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем более интенсивное использование этого направления искусства в учебном процессе дает ряд преимуществ. Во-первых, здесь большой простор для творчества, поиска техники исполнения. В то же время, создается возможность решать конкретные (и весьма разнообразные) задачи: создание различных типажей, конструирование лиц и фигур, построение формы, использование вспомогательных линий, перспектива, анатомия, эстетика персонажей, колористическое и композиционное решение. При этом диапазон выбора тем очень широк, начиная от сказок для младших классов, мифов и легенд для средних, произведения классиков для старших классов. И фантастические сюжеты в этом ряду должны занять свое место. Однако тут нет призыва загонять учащихся в тематические рамки, возможно, кому-то не по нраву “Война и мир”, а кто-то не в восторге от “Марсианских хроник”. Здесь раскрывается еще одно преимущество использования иллюстраций на уроках ИЗО: ведь дети рисуют то, что им нравится или того, кто нравится, а на этой основе педагогу легче регулировать и перестраивать свою деятельность. Уже не будет надобности учить рисовать то, что не нравится ученику, следовательно, не будет негативного отношения к предмету – рисунок. Этот подход хорошо вписывается в концепцию гуманизации образования, учащиеся сами выбирают в каком направлении им работать, конечно же, под чутким руководством преподавателя.

Список литературы

1. Иллюстрация /Под ред. А.Ю. Низовской; перевод С.Д. Афанасьева. – М.: Изд-во Арт-Родник, 2002. – 144 с.: ил. (Серия “Все о технике”).

2. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 168 с., ил. (Серия “Классическая библиотека художника”).

3. Карандаш /Под ред. Д. Льюиса; Пер. С англ. О.А. Ермаченко. – Мн.: , 2001. – 144 с.: ил. (Серия “Техника исполнения”)ООО “Попурри”.

4. В. Курчевский. Фантастика и фантасты. – М.: Юный художник, №10, 1991.

5. Техника быстрых набросков /Пер. с англ.; Худ. Обр. М.В. Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 2004. – 144 с.: ил. – (Серия “Техника исполнения”).

6. Портрет /Пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. - Мн.: ООО “Попурри”, 2000. – 144 с.: ил. – (Серия “Школа рисования”)

7. Е. Барчаи. Анатомия для художников. – М.: Изд-во Эксмо, 2—2. – 344 с. (Серия “Классическая библиотека художника”).

Примечания

Есть приложения. Авторская работа.

К работе прилагается все необходимое для сдачи.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика разработки персонажей»
Раздел: Компьютерная графика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика