Дипломная работа

«Организация защиты прав потребителей в торговом и бытовом обслуживании»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…6

1.1 Исторический аспект возникновения потребительского права….6

1.2 Нормативно-правовое регулирование прав потребителей в бытовом и торговом обслуживании в современном законодательстве РФ…13

Глава 2. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РФ….24

2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей….24

2.2 Возмещение убытков и взыскание неустойки…26

2.3 Компенсация морального вреда….38

Глава 3. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ И БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ….48

3.1 Судебный порядок защиты прав потребителей….48

3.2 Внесудебный порядок защиты прав потребителей…52

3.3 Самозащита, как способ защиты прав потребителей….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…66

ПРИЛОЖЕНИЕ….71

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена формированием в Российской Федерации нового потребительского рынка товаров, работ и услуг. Переход к рыночной экономике, основанной на свободе предпринимательства, повлек за собой рост количества товаропроизводителей, исполнителей различных услуг. В сложившихся условиях взаимоотношения потребителей и предпринимателей должны выйти на новую ступень своего развития, характеризующуюся удовлетворением потребностей населения в высоком качестве товаров, работ и услуг.

Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне .

Несмотря на то, что на сегодняшний день в России действует нормативная база, гарантирующая потребителю основные права, соответствующие международным стандартам, несовершенство системы юридического обеспечения прав потребителей порождает множество проблем. Практика свидетельствует о систематических злоупотреблениях со стороны профессиональных участников рыночных отношений, основанных на отсутствии действенных законодательно закрепленных механизмов защиты потребителями своих прав. На протяжении всей истории развития российского государства изменялся правовой статус субъектов потребительских отношений, трансформировались формы защиты прав потребителей, усложнялась ответственность. В связи с этим глубокое понимание всей специфики системы юридического обеспечения защиты прав потребителей невозможно без анализа ее возникновения и развития.

Последние двадцать лет можно назвать временем поиска российским законодателем разумного баланса между правами потребителей и продавцов, производителей, изготовителей. За это время в России были созданы государственные органы специальной компетенции, имеющие своей основной задачей защиту прав потребителей. Как показывают находящиеся в открытом доступе данные, важную роль в системе защиты прав потребителей играют общественные организации.

На сегодняшний день важным является отход от практики понижения судами размера законной неустойки по искам потребителей, ориентация на увеличение суммы компенсации за причиненный моральный вред, а также создание условий, способствующих доступности квалифицированной юридической помощи.

Степень разработанности проблемы. Вопросами защиты прав потребителей в торговом и бытовом обслуживании в разное время, уделяли внимание многие ученые и юристы практики. Среди них можно выделить работы таких исследователей как: С. Г. Аникиец, И.В. Архипова, Г.А. Жолобовой, А.Ю. Кабалкина, А.Я. Куник, Я.Е Парция. Интерес представляет в этой связи исследование М.А. Бычко, в котором рассмотрены определенные аспекты развития российского законодательства о защите прав потребителей в сравнении с зарубежным.

Фрагмент работы

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Исторический аспект возникновения потребительского права

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного…), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Родиной движения в защиту прав потребителя традиционно считается Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин «консьюмеризм» означает «движение в защиту прав потребителей». В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган – сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

.

1.2 Нормативно-правовое регулирование прав потребителей в бытовом и торговом обслуживании в современном законодательстве РФ

В условиях экономического кризиса вопросы защиты прав потребителя приобретают не только особое социальное, но и правовое значение. Сложная экономическая ситуация непосредственно отражается на правах потребителей, в связи с чем правовая защита данных прав и интересов потребителей принципиально необходима.

Основной целью законодательной защиты прав потребителей в условиях экономического кризиса должна стать гарантированная государством доступность для каждого потребителя жизненно важных предметов первой необходимости. В связи с этим государство обязано контролировать обоснованность роста цен на такие товары, работы, услуги, основываясь на принципе доступности для большинства потребителей .

.

Глава 2. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РФ

2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей

Прекращение или изменение правоотношения допустимы лишь в прямо предусмотренных законом или договором случаях. Применение данного способа защиты в большинстве случаев позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица, заинтересованного в преобразовании правоотношения.

Основанием прекращения или изменения правоотношения является установление юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Например, продажа товаров или оказание услуг ненадлежащего качества; несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу; предоставление недостоверной или неполной информации о товарах и услугах;

Как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей прекращение или изменение правоотношения применяется в 99% случаев в отношениях «продавец – покупатель» при возникновении конфликтов по поводу качества товара, поэтому этому вопросу хотелось бы уделить особое внимание.

9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» , которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, среди которых есть право на качество.

.

Если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.

Приведем пример из практики.

.

Заключение

Подведя итог по данной работе, можно сделать вывод о том, что работа по защите прав потребителей и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потребительской политики. Среди них определены следующие основные направления:

1. Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют:

.

3. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей», в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей» и транспортных уставов и кодексов.

В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.

4. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей.

Список литературы

Нормативные акты и иные официальные документы

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11. М., 1995.

2. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, приняты Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 апреля 1985 г. (расширены в 1999 г.). //СПС «КонсультантПлюс».

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

4. Гражданской кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2009. № 29. Ст. 3618.

5. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая: ФЗ от 26 января 1996 г. в ред. ФЗ от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. С. 3301; 2009. № 29. Ст. 3582.

6. Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в ред. ФЗ от 28 июня 2009 г. № 128-ФЗ //СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2009. № 26. Ст. 3126.

.

Судебная практика

17. Требования о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ответчика неустойки за задержку исполнения требования о расторжении договора признаны правильными: Определение СК Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008 г. № 6.

18. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 в ред. от 11 мая 2007 г. № 24 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.

19. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 в ред. от 06 февраля 2007 г. № 6 // Российская газета. 1995. № 29; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5.

.

Учебники, монографии, комментарии, диссертации, авторефераты диссертаций, научные статьи

22. Адаменко В.Д., Юркевич Н.А., Бобуа З.Б. Механизм и социальная справедливость охраны прав и интересов обвиняемого // Социальная справедливость охраны прав обвиняемого. Кемерово: КемГУ, 1989.

23. Аргунов В.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия «Право», 2006. № 4.

24. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. 2008. № 7.

25. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 2009.

26. Бунина С.Г. История зарождения норм, направленных на защиту прав потребителей в России // Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ. 2008. 1 электрон. опт. диск.

27. Бычко М.А. Развитие законодательства о защите прав потребителей (Историко-правовой аспект). Ставрополь, 2007.

.

50. Селянин А.В. Защита прав потребителей. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

51. Челышев М.Ю. Закон РФ «О Защите прав потребителей»: необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир. 2009. № 2.

52. Шерстобитов А.Е. Права человека. Права потребителей в Законе РФ «О защите прав потребителей»: Лекция // Сайт дистанционного обучения, h**t://w*w.terralegis.org/terra/lek/lek_31.html, 02.12.2003 г.

53. Эрдлевский А.М. Компенсация морального вреда. М.: БЕК, 2008.

Примечания

В приложении случаи из судебной практики.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика