Дипломная работа

«Туризм в краснодарском крае: территориальная дифференциация цен и услуг (опыт районирования)»

  • 82 страниц
Содержание

Введение.3

1 Теоретические аспекты развития туризма.6

1.1 Характеристика российского рынка туризма.6

1.2 Характеристика и потенциал туристических ресурсов Краснодарского края (районирование).10

2 Анализ туризма в Краснодарском крае.18

2.1 Динамика развития рынка туризма в Краснодарском крае.18

2.2 Территориальная дифференциация цен и услуг в крае.26

3 Совершенствование туристской отрасли Краснодарского края.34

3.1 Тенденции и проблемы развития туризма в крае.34

3.2 Разработка предложений по совершенствованию туризма и стратегии территориальной дифференциации цен в Краснодарском крае.40

3.3 Расчет экономической эффективности предложений.43

Заключение.48

Список использованных источников.52

Приложения.55

Введение

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода [10]. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, выступая катализатором социально-экономического развития.

Отрасль туризма по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и регионы Российской Федерации.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны – интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.

Во-вторых, мировой финансовый кризис сильно затронул рынок туризма. В 2008 году рост количества международных прилётов составил всего лишь 2%. Однако, эксперты полагают, что после того, как мировая экономика начнёт постепенно восстанавливаться, рынок туризма станет одним из самых быстрорастущих рынков в мире. В условиях кризиса люди не перестают отдыхать, просто меняются их предпочтения к месту отдыха, снижаются затраты на поездки и тем более актуальным становится внутренний туризм, а Краснодарский край обладает необходимым потенциалом для развития данного сектора экономики страны.

В-третьих, одним из наиболее важных маркетинговых решений является решение относительно установления цены на товар или услугу. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт. Она сильно влияет и на другие переменные маркетингового комплекса. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей турпродукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. С целью установления правильной цены на турпродукт необходимо анализировать многие факторы. При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и анализ ценовой политики конкурентов.

На основании вышеизложенного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования.

Фрагмент работы

2 Анализ туризма в Краснодарском крае

2.1 Динамика развития рынка туризма в Краснодарском крае

Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц.

К санаторно-курортному и туристскому комплексу Краснодарского края относятся: Абинский район; Анапа; Апшеронский район; Геленджик; Горячий Ключ; Ейский район; Калининский район; Красная Поляна; Краснодар; Лабинский район; Мостовский район; Новороссийск; Приморско-Ахтарский район; Северский район; Славянский район; Сочи; Темрюкский район; Туапсинский район.

Карта центров туризма Краснодарского края представлена на рисунке 2.

Как видно из рисунка, наиболее важными туристскими центрами края являются Сочи, Адлер, Красная Поляна, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Ейск, Славянск-на-Кубани и Краснодар. Остальные отмеченные центры туризма Краснодарского края также важны, но менее значительны в настоящее время.

Санаторно-курортный и туристский комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6%, по числу мест в них – 97,2%, по числу отдохнувших в них – 95%. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9%, по числу мест в них – 67,4% [22].

Рисунок 2 - Карта центров туризма Краснодарского края

В настоящее время в Краснодарском крае широкое распространение получили средства размещения вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и предназначенные для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Большинство таких объектов строится и вводится в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома. Число мест в таких средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторно-курортного и туристского комплекса края и в несколько раз превышает номерной фонд традиционных гостиниц.

Виды туризма в Краснодарском крае [26]:

― курортно-оздоровительный;

― пляжный;

― детский;

― активный отдых на побережье и в горах;

― горнолыжный туризм;

― экстремальный (альпинизм, дельтапланеризм и т.д.);

― экологический;

― культурно-познавательный (экскурсионный);

― этнографический.

Курортно-туристский комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Краснодарского края. Объем услуг курортно-туристской отрасли составляет третью часть от общего объема платных услуг населению в крае.

Предпосылки и проблемы развития различных видов туризма в Краснодарском крае представлены в Приложении 1.

Итак, при рассмотрении ресурсной базы для развития туризма в Краснодарском крае выявлено, что территория района располагает необходимыми ресурсами для развития различных видов туризма, при этом следует подчеркнуть уникальность их сочетания.

Заключение

В ходе написания дипломной работы, были составлены следующие основные выводы:

― Краснодарский край – развитый регион России. Одной из ведущих отраслей края является курортно-рекреационный комплекс. По степени освоения туристских ресурсов регион неоднороден. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края – это минеральные воды, лечебные грязи, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

― Для того, чтобы описать возможности для путешествий, отдыха и курортного лечения в Краснодарском крае, применялся опыт районирования и были описаны выделившиеся районы края. В силу особого географического положения Краснодарский край своими частями попадает сразу в три рекреационных района: Приазовье, Причерноморье, Кавказский район. Все эти районы представляют собой Причерноморско-Кавказскую зону.

― Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1030 средних и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц.

― Несмотря на мировой финансовый кризис, количество туристов в Краснодарском крае стабильно растет. За анализируемый период их численность выросла на 3,4 млн. чел. или на 41%, в т.ч. организованных туристов (прибывших по путевкам) выросло на 0,9 млн. чел., а неорганизованных - на 2,5 млн. чел. Количество средств размещения в организованном секторе также выросло - на 28%. Число койко-мест в организованном секторе возросло на 29,9%, а в неорганизованном - сократилось на 28,8%. При этом, средняя заполняемость в период с мая по октябрь снизилась 3%, что свидетельствует о некоторой недостаточности числа туристов, отдыхающих в Краснодарском крае. В целом объем услуг организованного сектора (доходы) составил в 2009 г. 27 млрд. р., что на 9 млрд. р. больше, чем в 2007 г. (прирост составил 50%). Выросли также и поступления в краевой консолидированный бюджет - на 0,7 млрд. руб. или на 25,9%.

.

― создание отличительных знаков за качество услуг средств размещения, ресторанов, прочих обслуживающих предприятий для повышения общего качества обслуживания и гарантированной конкурентоспособности предложения.

Из предложенных мероприятий по совершенствованию стратегии территориальной дифференциации цен на туруслуги Краснодарского края в прогнозируемом периоде, экономически обоснованным является предложение по возврату значительной части российского спроса на пляжный отдых, который переместился в другие места (в Турцию и Египет) посредством своевременного снижения цен на определенные туры.

Ожидаемый экономический эффект от мероприятия составит - 124,9 млн. руб.

Список литературы

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. (в ред. от 30.07.2010 № 242-ФЗ). // СЗ РФ. - 02.12.1996. - № 49. Ст. 5491.

2. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «О концепции развития туризма в Российской Федерации». // Российская газета. - 24.07.2002. - № 134.

3. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 № 1230-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)». // СЗ РФ. - 26.07.2010. - № 30. - Ст. 4146.

4. Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. № 602 (в ред. 27.06.2006) «Об основных положениях программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 г.». ч. 1. // Вестник Мэрии Москвы. - декабрь 2000. - № 33.

5. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г. - 110 с.

6. Айгистова О. В. и др. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод. пособие. – М.: РМАТ, 2008. - 104 с.

.

35. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник. / Под ред. Проф., д.э.н. Чудновского А.Д. – М.: ЭКМОС, 2007. - 400 с.

36. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: МарТ, 2008. - 352 с.

37. Шевырин С. За границу! (из истории зарубежного туризма в СССР) // ГОПАПО. Ф.8209. Оп.1. Д.274. Л.27. - с. 11-17.

38. Электронный справочник «Отдых на юге» // Электронный ресурс: h**t://w*w.statnet.r*/new/info/about/sochi.

39. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 1 (46). - с. 25-38.

Примечания

В работе много приложений!

В подарок:

- доклад

- иллюстративный материал

- рисуночный материал

- табличный материал.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика