Дипломная работа

«Мультимедиа приложения»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ 6

1.1. Особенности использования мультимедийной

и интерактивной техники 6

1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийному приложению 7

1.3. Принцип создания мультимедийного приложения 10

1.4. Критерий создания теста мультимедийного приложения 11

1.5. Психологические особенности восприятия и запоминания текста при использовании мультимедийного приложения 15

1.6. Мультимедийное программное обеспечение 16

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 24

2.1 Анализ предметной области для формирования мультимедийного приложения 24

2.2. Техническое задание 33

2.3. Выбор технологий для создание мультимедийного приложения 36

2.4. Разработка мультимедийного приложения

«Интерактивная геометрия» 40

2.5. Экспериментальная проверка эффективности применения мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия» 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА 57

Электронные ресурсы 60

Введение

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.

Важнейшей задачей высшего образования в современных условиях является формирование у будущих специалистов научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке. Решение этой задачи не представляется возможным без широкого использования новых мультимедийных технологий. Информационные ресурсы стали по существу новой экономической категорией, определяющей очередной взлет научно-технического прогресса.

В информационном обществе интеллектуальные процессы становятся массовыми, и более половины работников в развитых странах заняты в сфере интеллектуальной деятельности. Возросшие мультимедийных, информационные потоки и высокотехнологические производства предъявляют повышенные требования к специалистам XXI века. Помимо высокой профессиональной компетентности специалист должен в совершенстве владеть современными информационными, мультимедийными технологиями и активно использовать их в своей работе. В связи с тем, что знания в современном обществе быстро устаревают, современному специалисту необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. При этом повышение квалификации и подготовка кадров в большинстве случаев должна проводиться без отрыва от производственной деятельности, поэтому все более актуальным становится использование мультимедийных технологий электронного образования.

Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Геометрия – это один из разделов «царицы наук» математики, изучающий пространственные отношения и формы. Первоначально возникшая как «землемерие», геометрия еще в древности стала значимой самостоятельной наукой, интерес к которой не угасает и по сей день.

Сама геометрия также делится на планиметрию – науку о свойствах фигур, лежащих в плоскости, и стереометрию – науку, изучающую свойства фигур в пространстве.

Цель исследования: разработка мультимедиа приложения «Интерактивная геометрия».

Объект исследования – процесс обучения геометрии в школе и вузе.

Предмет исследования – внедрение мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия» в образовательный процесс при обучении дисциплине геометрия.

Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках геометрии способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения геометрии.

Задачи исследования:

1. провести критический анализ литературы в предметной области;

2. изучит психологию восприятия учебного материала;

3. выявить общий подход и принципы разработки мультимедийных приложений;

4. разработать, структуру и программно-методическое обеспечение мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия».

Методы исследования – теоретический анализ литературы по проблемам исследования основных характеристик дипломной работы. Нахождение приемлемых способов и методов апробации. Обобщение педагогического и программно-технического опыта.

Практическое значение исследования заключается в разработке на содержательном и технологическом уровне мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия». Результаты работы могут быть использованы студентами и преподавателями геометрических дисциплин.

Структура работы – введение, теоретические и практические главы, заключение и литература. Во введении описываются основные характеристики дипломной работы: проблема и актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза и методы исследования; определяется значимость исследования. В первой главе даются теоретические основы создания мультимедийных приложений. Во второй главе описывается поэтапное проектирование и разработка мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия».

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

1.1. Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Данное новшество прогресса позволяет, превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийная и интерактивная техника способна преобразить любой учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.

Формирование информационной культуры закладывается в школе в результате изучения новых направлений информатики. К этим направлениям относятся: телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и базы данных, мультимедиа и гипермедиа технологии. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Постановка проблемы и начальные этапы ее реализации были осуществлены в восьмидесятых годах двадцатого века А.П. Ершовым, Б.С. Гершунским, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной и другими учеными. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных школ должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.

Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности геометрии.

1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийному приложению

Мультимедиатехнологии как наиболее эффективное и многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы как в системе общего образования, так и в системе профессиональной подготовки преподавателей в вузе. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему «провинциализма» сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD - курсов.

Основное назначение компьютера как средства обучения — организация работы учащихся по диалоговым программам: учебно-игровым, обучающим, контролирующим, программам для моделирования того или иного процесса и т. д. Они обеспечивают постоянный контакт с каждым учащимся в режиме диалогового взаимодействия.

Достоинство мультимедийного приложения состоит в том, что учебный материал хорошо иллюстрирован, программы помогают преподавателю контролировать и регулировать индивидуальный процесс усвоения, учитывать различные уровни подготовленности учащихся, в большей степени концентрировать внимание на изучаемом материале, повысить долю самостоятельной работы школьников, добиться более сознательного отношения к их собственной учебной деятельности.

Обучающие диалоговые программы нейтрализуют главный недостаток традиционной системы обучения — слабое или отсутствующее воздействие результатов текущего усвоения знаний на ход дальнейшего обучения и относительную пассивность студентов в условиях объяснительно-иллюстративного метода обучения, когда большой удельный вес знаний дается в готовом виде учителем без опоры на самостоятельную работу школьников.

Эти программы позволяют соединить процессы изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего оказываются искусственно разорванными. Конечно, следует особо отметить, что сами по себе программы не должны выступать доминирующим элементом в конструировании процесса обучения. Значительно большее значение имеет подчинение этих программ, форм их применения педагогическим целям, особенностям материала и конкретным условиям обучения.

Использование в процессе обучения диалоговых мультимедийных приложений не отрицает и не ограничивает творческую роль педагога, не ставит его в роль инструктора, пассивно наблюдающего за работой студентов. Преподавателю и в этих условиях должен быть отдан приоритет в таких вопросах, как создание познавательной творческой атмосферы в классе, стимулирование интереса студентов к процессу учения, доведение до сознания студентов основных идей и целей урока, поддержание рабочей дисциплины, организация общения и сотрудничества студентов для коллективного решения общих проблем и т. д. Говоря словами основоположника кибернетики Н. Винера, следует «отдать человеку — человеческое, а машине — машинное».

При использовании в качестве средства обучения компьютерной техники определяющая, руководящая роль принадлежит преподавателю. Время и творческие силы, высвобождаемые за счет применения диалоговых программ, учитель может направить на поиск более эффективного планирования, построения учебного процесса, на проникновение в сущность

педагогических закономерностей.

Эффективное использование мультимедийных приложений возможно лишь в том случае, если они отвечают определенным требованиям [14]:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Удобство в обращении.

3. Наглядность изложенного материала.

4. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео. Обязательным элементом интерфейса для интерактивных лекций должна быть линейка прокрутки, позволяющая повторить фрагмент ученого материала с любого места.

5. Текстовая информация может дублировать некоторую часть интерактивных лекций.

6. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.

7. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.

8. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

1.3. Принцип создания мультимедийного приложения

Еще в XVII веке Я.А. Коменский сформулировал принцип наглядности: ".все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами"[14]. Чувственное восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися. Первоначально наглядность обучения трактовалась как путь познания конкретного (видимого) объекта, например: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстрационные пособия (раздаточный материал, транспаранты, таблицы) и некоторые графические пособия, учебные кинофильмы и т.д. В современной же дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.д.) и их изображения, но и на модели.

Модель – условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Натуральные предметы и их изображения дают, прежде всего, представление о внешнем облике изучаемого объекта в целом. Модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса.

На сегодняшний день существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.

1.Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: репродукция картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины – специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы.

2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят: таблицы; схемы; блок-схемы; диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты.

3.Предметная наглядность (для компьютерного учебника будет называться видеофрагментом или фотографией предметных объектов), которая включает: музейные экспонаты; макеты; модели.

Заключение

На мой взгляд, сечение геометрических тел – самая увлекательная тема в стереометрии. Поэтому я посвятила свое приложение именно этому вопросу. Основная цель приложения – помочь ученикам в изучении данной темы, решении геометрических задач разного уровня сложности на построение сечений и нахождения их площадей, для некоторых из них приведены решения, что позволит работать с этим приложением ученикам, имеющим различный уровень подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей.

Мультимедийное приложение «Интерактивная геометрия» состоит из двух глав, в которых обобщен и систематизирован материал по многогранникам и телам вращения, даны их определения, приведена классификация. В каждой главе есть разделы, в которых представлены разновидности геометрических тел, а также с помощью flash-фильмов показаны алгоритмы построения многогранников, тел вращения и их различных сечений (для этого нужно кликнуть на изображение фигуры). Простота графики и последовательность начертания линий помогут школьникам представить объемные фигуры, чтобы затем без труда воспроизвести их на бумаге, следуя за построениями на экране. В конце сайта приведен тест в нескольких вариантах, что дает возможность оценить теоретические знания учеников.

Мультимедийное приложение «Интерактивная геометрия» ориентировано на самостоятельное изучение темы «Сечения геометрических тел» старшеклассниками, а также может быть использован учителями на уроках геометрии.

Вывод: внедрение и разработка методов использования мультимедийного приложения «Интерактивная геометрия» и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках геометрии способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения геометрии.

Таким образом, материалы дипломной работы показывают, что поставленные в ней задачи полностью решены.

Список литературы

1. Атанасян, Л.С., Бутузов, В.Ф., Кадомцев, С.Б., Киселева, Л.С., Позняк, Э.Г. Геометрия. Учебник для 10-11 классов средней школы. Москва: Просвещение, 1992.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва-Воронеж, 2002. – 355с.

3. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

4. Вайнман Л. Динамический HTML : руководство разработчика Web-сайтов : [пер. с англ.] / Линда Вайнман, Вильям Вайнман. - Киев и др. : DiaSoft, 2009. - 449 с.

5. Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

6. Демкин, В.П., Можаева, Г.В. Телекоммуникации для образования. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2004. – 1136 с.: ил.

7. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В. Жилавская. – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.

8. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой: Монография - Барнаул, 2005. – 300 с.

9. Киселев, А.П., Рыбкин, Н.А. Геометрия. Стереометрия: 10-11 классы: учебник и задачник – Москва: Дрофа, 1995.

10. Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398 с.

11. Клопский, В.М. Геометрия: Учебное пособие для 9 и 10 классов средней школы. / В.М. Клопский, З.А. Скопец, М.И. Ягодовский / Под. ред. З.А. Скопеца. – Москва: Просвещение, 1979.

12. Лобачев, С.Л., Попов, А.Э.Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. – 90 с.

13. Мантуленко, В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 36 с.

14. Мантуленко, В.В. Образовательные возможности новых медиа / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – С.65-92.

15. Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / Сост. И.В.Жилавская. - Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.

16. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. – М., «Академия», 2001.

17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

18. Погорелов, А.В. Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2002.

19. Потоскуев, Е.В., Звавич, Л.И. Геометрия. 10-11 класс. Профильный уровень. Ч.I. Учебник – Москва: Дрофа, 2007.

20. Родин, В.П. Создание электронного учебника: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 30 с.

21. Сакс, Т. Дизайн и архитектура современного Web-сайта / Тамми Сакс, Гари Мак-Клейн. – М. и др. : Вильямс, 2002.

22. Смирнов, В.А. ЕГЭ 2011 Математика – Москва: МЦНМО, 2011.

23. Смирнов, С.А., Котова, И.Б. Педагогика. – М., «Академия», 2000. – 329 с.

24. Смирнова, И.М. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. – Москва: Просвещение, 1997, Мнемозина, 2003.

25. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. – М.: Рособразование, 2004. – 272 с.

26. Стандартизация разработки программных средств: Учеб. пособие/В.А. Благодатских, В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов; Под ред. О.С. Разумова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.

27. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко.– Ростов н/Д., 2000.

28. Сушков, С. А. Специализированные программы поддержки образовательного процесса / С. А. Сушков // Материалы Международной конференции «ИТО-2003». – М., 2003.

29. Хотунцев, Ю.Л. Преподавание образовательной области «Технология» в 2004/2005 учебном году [Текст]: Методическое пособие / Ю.Л. Хотунцев, Л.И. Дубровская, А.В. Марченко.– М.: МИОО, 2004.

30. Шарыгин, И.Ф. Геометрия. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. Дрофа, 1999.

31. Шахмаев, Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

32. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (h**t://pedsovet.su/publ/26-1-0-841).

Примечания

К работе прилагается Web-разработка.

К работе прилагается программа с исходным кодом.

К работе прилагается творческий проект.

К работе прилагается все необходимое для сдачи

Покупка готовой работы
Тема: «Мультимедиа приложения»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика