Курсовая работа

«Конкуренция: понятие, условия, формы и методы»

  • 44 страниц
Содержание

Ведение….

ГЛАВА 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы….

1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке…

1.2 Модели рыночных структур…

1.2.1 Общая характеристика…

1.2.2 Особенности рынка совершенной конкуренции….

1.2.3 Несовершенная конкуренция….

1.3 Виды и методы конкуренции….

ГЛАВА 2. Конкуренция на российском рынке….

2.1 Общая оценка конкурентной среды в Российской Федерации…

2.2 Международные исследования…

2.3 Российские исследования….….….

Заключение….….

Список литературы….….….

Приложения

Введение

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Мой выбор данной темы курсовой работы обусловлен актуальностью и огромной значимостью рассматриваемой в работе области для современной России, а также моим интересом к данной области экономики. Стимулирование конкуренции является, и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации российской экономики. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в России, а также перспективам развития российского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкуренция, ее форм и методов. Раскрыть состояние конкурентной среды в Российской Федерации.

Объект исследования – основополагающие характеристики конкуренции как экономического явления. Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции.

К основным задачам курсовой работы относятся:

- проанализировать многообразие форм и видов конкуренции;

- определить методы конкурентной борьбы;

- произвести анализ конкуренции в условиях рынка, а также факторов, оказывающих на нее влияние;

- оценить конкурентную среду в Российской Федерации;

- отразить российские исследования предпринимательской активности в России.

Для лучшего понимания происходящих процессов я решила начать раскрытие темы с основных понятий, истории, и тенденциях развития конкуренции. Затем также рассмотреть отечественные и зарубежные исследования состояния конкуренции в России и проанализировать основные современные показатели этой области, существующие проблемы, перспективы, конкурентоспособность российского рынка.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.

Заключение

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Итак, в своей работе я рассмотрела все поставленные задачи: описала все возможные формы и виды конкуренции, произвела анализ конкуренции в условиях рынка. Подводя итог рассмотренной работе следует отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации. Кроме того, большинство российских и зарубежных исследований показывают, что, несмотря на реализацию Правительством Российской Федерации мер по улучшению предпринимательского климата, ситуация с конкуренцией в стране за последний год не улучшилась.

При этом необходимо учитывать, что проводимая конкурентная политика рассчитана на среднесрочную перспективу и формирование благоприятной среды во многом зависит от имеющейся инерции как в области подходов к государственному регулированию в экономике, так и в общественном сознании. Задача развития конкуренции и пропаганда ее ценностей стоит перед всеми органами власти различных уровней. Только совместными усилиями можно добиться существенных положительных изменений, значительно усилить конкуренцию в различных отраслях экономики России и повысить конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2010)

2. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

3. Литвинов А.А. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. – М.: Корпорация технологий продвижения, 2009. – 256 с.

4. Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В.С. Михайленко А.М. – М.: Аудиториум, 2007. – 457 с.

5. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Под ред. А.А.Дынкина и Ю.В. Куренкова. — М.: Международные отношения, 2003.

6. Экономическая теория / Под ред. Камаева. 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2008. — 592 с.

7. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 714 с.

8. Экономическая теория. Салихов Б.В. – М.: Дашков и К, 2009. – 724 с.

9. Газета «Экономика и жизнь» №14 за 2008 г.

10. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - h**t://wciom.r*/

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).- h**t://w*w.gks.r*/

12. Официальный сайт Всемирного банка "Группа Всемирного банка в России" - h**t://web.worldbank.org/

13. КонсультантПлюс h**t://w*w.consultant.r*/

Примечания

Защищена на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика