Дипломная работа

«Организация тренингов для подростков»

  • 68 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности подростков 7

1.1. Социально-психологическая характеристика подростков 7

1.2. Особенности психологической работы с подростками 14

1.3. Содержание и формы групповой социально-психогической работы с подростками 19

Глава 2. Социально - психологический тренинг как форма работы с подростками 27

2.1. Понятие социально-психологического тренинга. Психологические особенности тренинговой группы 28

2.2. Особенности организации тренинга для подростков 33

2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой работы с 40

подростками 40

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации тренингов для подростков 45

3.1. База и программа исследования 45

3.2. Организация и проведение экспериментального исследования 50

3.3. Анализ и результаты экспериментальной работы 53

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Приложения:

1.Практические рекомендации по организации и проведению тренингов для подростков.

2. Содержание курса социально- психологического тренинга

3. Анкета участника

4. Анкета социальных навыков

5. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

6. Исследование самооценки

(Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

7. Тест описания поведения К. Томаса

8. Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

Введение

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно для подростков, так как именно они испытывают недостаток коммуникативных навыков. Главная задача социально-психологического тренинга - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя .

Несмотря на то, что необходимость тренинговой работы отражена в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, С.И. Макшанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других исследователей. В настоящее время проблема организации тренингов с подростками недостаточно раскрыта и относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска оптимальных психологических средств развития личности подростка.

Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Организация тренингов для подростков».

Цель работы – обосновать эффективность применения тренингов для развития коммуникативных навыков в психологической работе с подростками.

Объект исследования: психологическая работа с подростками.

Предметом исследования является развитие коммуникативных навыков подростков.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования выдвигается следующая гипотеза: развитие личности подростка будет более эффективным, если использовать тренинги в процессе психологической работе с подростками.

Основными задачами данной работы являются:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;

2. Уточнение признаков понятия «тренинг», «групповая работа» и т.д.;

3. Разработать программу и провести тренинг с подростками;

4. Выявить влияние тренинга на изменение коммуникативных навыков подростка, а также таких личностных характеристик, как самоотношения, ценностных ориентаций и отношений к значимому окружению.

Теоретико-методологической основой исследования выступили работы:

Д. Б. Эльконин, И. С. Кон, А. Е. Личко, в которых раскрыты особенности подросткового возраста; особенности тренинговой работы с подростками К. Бабайцевой, С.И. Макшанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова.

Методами исследования данной работы являются описательный метод и метод эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились:

МОУ СОШ № 140, г.М. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрастном диапазоне от 13 до 15 лет.

Дипломная работа содержит введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список и приложения.

Фрагмент работы

Среди методов мы использовали такие как: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Среди диагностических методик (см. приложения):

- Методика «Коммуникативные и организационные способности» (КОС);

- Тест Томаса;

- Шкала самооценки Дембо - Рубинштейн;

- Анкета «Социальные навыки»;

- Анкета «Способности к саморегуляции».

Данные методики являются простыми в использовании и обработке и позволяют достаточно полно оценить уровень сформированности коммуникативных знаний, умений и навыков у участников.

Работа по данной программе проводилась в период с _ по_. Занятия, продолжительностью 2 часа, проводились два раза в неделю на базе МОУ СОШ № 140 г. Москвы. Всего проведено 12 занятий (с каждой группой) (24 ч.).

Цель всей работы заключалась в создании условий для развития у подростков положительных личностных качеств, коммуникативной компетентности, развитии и совершенствовании личностных ресурсов.

Каждый участник заполнял «Анкету участника» (см. приложение), которая отражала его интересы и ожидания от участия в программе.

Ответы на вопросы «Анкеты участника» показали заинтересованность ребят в работе по программе. Свои ожидания они связывали с возможностью решения различных проблем, в частности проблем во взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Многие участники отметили, что хотели бы научиться владеть собой в различных ситуациях.

На первом занятии ребятам был предложен подробный план и темы занятий, а также правила работы группы.

При проведении диагностической работы нами были суммированы результаты обеих групп.

Заключение

Гипотеза нашего исследования о том, что социально-психологический тренинг влияет на личностные характеристики подростка, в частности происходят изменения в структуре самоотношения, ценностных ориентаций и отношений к значимому окружению подростков, подтвердилась.

Задачи исследования раскрыты

1. Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение психологическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений;

Групповая психологическая работа - это обобщенное название для нескольких принципиально разных модусов психологической работы с группой. Наиболее рельефно выделяются три таких модуса: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста). Основная цель тренинговых форм - развитие личности участника, его умения слушать и слышать других, говорить и убеждать, открыто высказывать свою гражданскую позицию.

2. Организован и проведен тренинг с подростками;

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у значительного количества участников повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей. Многие подростки отметили, что занятия позволили им раскрыться, стать активнее. Кроме того, ребята отмечали, что им стало легче выражать свои чувства, и благодаря этому им стало проще находить взаимопонимание с другими людьми.

3. Анализируя проведенное исследование, организацию и реализацию программы тренинга для подростков, можно отметить эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы участниками тренинга было отмечено, что у многих значительно повысились оценки своих умений и навыков, подростки проявляли более уверенное и спокойное поведение, эффективно использовали приобретенные навыки саморегуляции и эффективного общения с другими людьми.

Таким образом, можно отметить эффективность социально - психологического тренинга и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Анализ теории и практики организации тренингов в процесс формирования и коррекции личности подростка, позволяет выделить необходимые условия реализации программ.

Первое: необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший подросток - подросток - старшеклассник).

Во-вторых, ведущие подростковых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.

В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий.

В-четвертых, обязательно нужно проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.

В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметно-пространственной среды тренинга.

И, наконец, принципиально важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творческой. Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, особой организации жизнедеятельности образовательного учреждения и жесткого соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994. – 234с.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – 1998. – № 3 - 4. – С. 52 - 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М.,1998. – 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005. – 345с.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990 – 122с.

41. Снайдер Д. Курс выживания подростков.- М.,1999 – 204 с.

42. Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.

43. Формы жестокого обращения в семье //Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами.- М, 2004.-336 с.

44. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 319 с.

45. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.- 271 с.

46. Шабельников В.К. Социально- психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная психотерапия № 4, 2007.

47. Шипицина Л.М., Иванова Е.С. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.- СПб.: ЛОГУ, 1997.- с. 241.

48. Шнейдер Психология семейных отношений: Курс лекций.- М.: Апрель- Пресс, 2000.- 512 с.

49. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: «Академия», 1997.- 278 с.

50. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001. – 270с.

Примечания

проверено на antiplagiat.ru, 8 приложений, 14 шрифт, 1,5 интервал, хорошо раскрыт тренинг, 68 стр+ приложения

Покупка готовой работы
Тема: «Организация тренингов для подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика