8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Методы психической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации - Курсовая работа

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях 6

1.1. Понятие и содержание психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях 6

п.1.1.1. Понятие и задачи психологической подготовки 6

п.1.1.2. Этапы и направления выработки психологической готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации 8

п.1.1.3. Содержание психологической готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации 11

1.2. Психологическая подготовка к профессиональным действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления 16

п.1.2.1. Общая психологическая подготовка 16

п.1.2.2. Специальная психологическая подготовка 18

п.1.2.3. Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. 20

1.3. Пути и методы работы по психологической подготовке и поддержке личного состава 24

П.1.3.1 Методы работы по психологической подготовке и поддержке личного состава: 24

п.1.3.2. Профессионально-психологическая подготовка личного состава 25

Выводы по главе. 29

Заключение 31

Список использованной литературы 32

Введение (выдержка)

Обучение и психологическая подготовка персонала, руководителей и должностных лиц, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Значительная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психологической литературе, потребность подразделений МЧС России в практических рекомендациях по использованию эффективных психологических технологий при подготовке к работе в условиях чрезвычайных ситуаций обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования - выявление особенностей психологической адаптации в чрезвычайной ситуации и условий повышения эффективности действий подразделений, служб МЧС, а также граждан России в условиях ЧС на основе совершенствования психологической подготовки.

Объектом исследования явился процесс .

Предмет исследования - методы .

Задачи :

1. Раскрыть понятие и содержание психологической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации.

2. Рассмотреть особенности психологической подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления.

3. Уточнить пути и методы работы по психологической подготовке и поддержке, механизмы адаптации в чрезвычайной ситуации.

Методы : методы теоретического анализа.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

Психологическая подготовка - процесс целенаправленного формирования у сотрудников МЧС психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям в экстремальных условиях .

Задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:

- повысить психологическую устойчивость сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях;

- развивать у сотрудников психологические качества, сформировать у них особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях. Обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям .

Факторы напряженности могут вызывать в чувственной, познавательной и поведенческой сферах личности полярные изменения - положительные и отрицательные.

К положительным мобилизующим изменениям относятся:

- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций.

Сотрудник проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

- понижение утомляемости, исчезновение или притупления чувства усталости. У сотрудника повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

- активизация деловых мотивов, чувства долга. У сотрудника возникает деловое возбуждение, в структуре мотивов поведения приоритет принадлежит социально значимым профессиональным мотивам, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

- доминирование положительного эмоционального фонда профессиональной деятельности. Решение профессиональной задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;

- активизация познавательной деятельности. Сотрудник проявляет остроту восприятия, активно включается резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуитивное познание;

- проявление интереса, энтузиазма. В решении профессиональных задач сотрудником мобилизуются его психологические возможности и специальные способности.

Психотравмирующие факторы высокой интенсивности приводят к отрицательным последствиям в личностной сфере и в поведении:

- появления чувства слабости, усталости, крайней изнуренности. Удлиняется время реакции, ослабляется чувствительность нервной системы, ухудшается восприятие;

- обострение чувства самосохранения. У сотрудника гипертрофируется чувство страха, боязнь за дело и за себя, сто приводит к возникновению неуверенности в возможности успешного решения профессиональных задач;

- возникновение острой борьбы мотивов гражданского и служебного долга и личной безопасности;

- дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании происходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений;

- появление ошибок в исполнительной системе вплоть до разрушения выработанных навыков и умений;

- утрата волевого контроля за поведением, проявляющаяся в беспокойстве, неуверенности, тревожности, истерических реакциях, панических действий, крайней заторможенности психики;

- крайне напряженные ситуации способны вызвать острые психозы ;

Указанные негативные последствия действия психотравмирующих ситуаций значительно нейтрализуются у психологически подготовленного сотрудника МЧС.

Заключение (выдержка)

Психологическая готовность к действиям в ЧС это способность личного состава профессионально выполнить аварийно-спасательные работы на высоком морально-психологическом уровне в любых условиях.

Основой психологической подготовки сотрудника МЧС, является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется при проведении аварийно-спасательных работ, понимание важности и необходимости проведения этих мероприятий, знания поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций, обладания навыками их нейтрализации, подавления в целях спасения пострадавших людей и материальных ценностей объектов экономики.

Подготовленность специалистов и населения к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Даже само по себе информирование специалистов, населения, работников предприятий о психогенном воздействии ЧС и об особенностях поведения людей при катастрофе существенно снижает силу психотравмирующего воздействия различного рода катастрофических явлений.

Обеспечение профессионально - психологической безопасности спасателя, т.е. уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий – проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Немалая роль, однако, принадлежит и самому спасателю, его грамотным личным действиям в этом направлении. Известно, что лучше поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты крайне необходимы.

Литература

1. Федеральный Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г.

2. Федеральный закон РФ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995г.

3. Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" от 12.02.1998г.

4. Постановление Правительства РФ от 28.07.1992г. № 528. О создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС.

5. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113. "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

6. Антунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. М.: «Стройиздат». 1978 г. стр.15-19.

7. Багдыков, Г. Энциклопедия резервных возможностей человека. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс» / Г. Багдыков, 2006.С - 416.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - М.,1988 г.

9. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

10. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович, М. Мысль, 2003.С - 223.

11. Галанин, Ю. Новые горизонты в преподавании ОБЖ //Основы безопасности жизни / Ю. Галанин, 2000.- № 12. С. 45-46.

12. Кипор Г.В. «Проблемы психофизиологии лиц, принимающих решения» \\Медицина катастроф. - 1998 г. № 3-4

13. Мошкин, В. Ситуации реального риска // В. Мошкин. Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 3.- С. 21-23.

14. Назарова, Т., Шаповаленко В. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика.- 2005.- № 5.- С. 23-29.

15. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Л.П. Новикова, Педагогика.- 2008.- № 6.- С. 28-35.

16. Осипов, В. Природные опасности и риски на пороге ХХ1 века // В. Осипов, Основы безопасности жизнедеятельности- 2006.- № 11.- С. 2-7.

17. Павлова, Н.В., Тувельман А.Е., Скегина Н.Г. Интеграция тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана //Школа здоровья.- 2001.- № 3.- С. 35-51.

18. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. 3-е изд., дополн. и изм. - М.: Медгиз, 1962

19. Родионов, А.В., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе «Здоровье» //Школа здоровья.- 2000.- № 4.- с. 28-36.

20. Сапронов, В. Безопасность жизнедеятельности и будущее человечества // В. Сапронов, Основы безопасности жизни.- 2009.- № 1.- С. 4-8.

21. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - Х.: Гуманитарный центр, 2007.

22. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные МЧС России. Журнал «Гражданская защита» № 12-1996г., с. 69-73

23. Фролов В. Психологическая готовность к опасности. Гражданская защита № 3 – 1999 г. стр. 32.

24. Черепанова Е.М. Психология стресса. М.: «Академия» 1996 г.

25. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. М.: «Русский журнал». 2000 г.

26. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.Д. "Катастрофы и государства". Энергоатомиздат. М. 1997 г.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Год: 2012
500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X