Доклад

«Культурология - лекции»

  • 185 страниц
Содержание

Тема 1. Предмет культурологии как науки

1.1. Предмет культурологии

1.2. Методы культурологии

1.3. Закономерности развития культуры

1.3.1. Общесоциологические законы культуры

1.3.2. Общеформационные закономерности

1.3.3. Конкретно-формационные закономерности развития культуры

1.3.4. Цивилизационные закономерности культуры

1.3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры

1.4. Возрастание роли культуры и культурологии

Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории человеческой мысли

2.1. Зарождение представлений о культуре в Античности

2.2. Понимание культуры в период Средневековья

2.3. Осмысление культуры в Новое Время

Тема 3. Основные направления, школы и концепции в культурологии

3.1. Условия возникновения основных направлений, школ и концепций в культурологии

3.2. Просветительское направление в культурологии

3.3. Эволюционизм и его особенности

3.4. Цивилизационное направление в культурологии

3.5. Фрейдизм и его вклад в развитие культурологии

3.6. Структурно-функциональное направление в культурологических исследованиях

Тема 4. Типы культуры и их особенности

4.1. Специфика классификации типов культуры

4.2. Материал как основание классификации культур

4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы

4.4. Цивилизация как тип культуры

4.5. Формационный тип культуры

4.6. Типы духовной культуры

4.7. Культурология о многообразии типов культур

Тема 5. Возникновение культуры и особенности её ранних форм

5.1. Проблема возникновения культуры и пути её решения

5.2. Антропогенез - процесс порождения человека

5.3. Социогенез

5.4. Культурогенез

5.5. "Неолитическая революция" и её культурные последствия

5.6. Характерные черты ранних форм культуры

Тема 6. Культура древних цивилизаций Востока

6.1. Культура и её понимание на Востоке

6.2. Формационное своеобразие культуры Востока

6.3. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

6.4. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

6.5. Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной"

Тема 7. Культура цивилизации античной Греции

7.1. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции

7.2. Характерные черты культуры античной цивилизации Греции

7.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции

Тема 8. Культура цивилизации Древнего Рима

8.1. Этапы становления и развития культуры античного Рима

8.2. Особенности культуры Древнего Рима

8.3. Достижения и ценности культуры цивилизации Древнего Рима

Тема 9. Культура средневековой цивилизации Европы

9.1. Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья

9.2. Характерные черты и особенности средневековой культуры

9.3. Достижения и ценности культуры Средневековья

9.3.1. Литература раннего Средневековья

Тема 10. Культура Возрождения

10.1. Условия становления и этапы развития культуры Возрождения

10.2. Характерные черты и особенности культуры Возрождения

10.3. Достижения и ценности культуры Возрождения

Тема 11. Культура Нового времени (Абсолютизма и Просвещения)

11.1. Условия и этапы развития культуры Нового времени

11.2. Культура Абсолютизма и её особенности

11.3. Культура Просвещения и её специфика

11.4. Достижения и ценности культуры Нового Времени

Тема 12. Культура современной цивилизации

12.1. Этапы становления и развития культуры современной цивилизации, её характерные черты

12.1.1. Футурошок

12.1.2. Рост разнообразия

12.1.3. Постиндустриальная культура

12.1.4. Телекоммуникационная революция

12.1.5. Цивилизационная характеристика современной культуры

12.2. Основные направления в развитии духовной культуры современной цивилизации

12.3. Обновление культуры современной цивилизации. Модерн и постмодерн

12.3.1. Культура модернизма

12.3.2. Культура постмодернизма

12.4. Культурология и концепция модернизации

12.5. Противоречия культуры современной цивилизации. Китч-культура и её социальное значение

12.5.1. Китч

Тема 13. Культура предков Руси

13.1. Культура индоевропейцев и её особенности

13.2. Культура предков Руси

13.2.1. "Норманнский" миф

13.2.2. Кто такой Рюрик?

13.3. Достижения и ценность культуры предков Руси

Тема 14. Культура Киевской Руси

14.1. Особенности возникновения культуры Киевской Руси

14.2. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

14.3. Достижения и ценности культуры Киевской Руси

14.3.1. Искусство русских мастеров

Тема 15. Культура России

15.1. От культуры Московской Руси к культуре России

15.2. Петровские реформы и их влияние на культуру России

15.3. Российская культура в пору её расцвета

Тема 16. Культура постреволюционной России

16.1. Условия становления и этапы развития культуры постреволюционной России

16.2. Характерные черты и особенности культуры советской России

16.3. Достижения и ценности культуры советской России

16.4. Культурная реформа и её демократическое содержание

Тема 17. Охрана и использование культурного наследия

17.1. Культурное наследие современной цивилизации и его особенности

17.2. Судьба культурного наследия в Советской России

17.3. Культурное наследие, его использование и охрана в современной России

Литература

Введение

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности. Чем отличается культурология от политологии или других дисциплин, что нового он узнает, познакомившись со сведениями, содержащемся в этом учебнике? На первый взгляд, все учебники похожи - ведь речь в них идёт об обществе, о человеке, об их истории, развитии. И такое представление имеет под собой реальное основание, ведь все социальные и гуманитарные науки имеют единый объект исследования: они изучают общество и человека в нём. Но общество и человек - это многокачественные образования. Их разные стороны развиваются неравномерно. Они имеют разное значение для практики. Поэтому те или иные стороны этого единого объекта - человека в обществе, или общественного человека, - попадают в поле внимания исследователей не одновременно, накопление полученных знаний происходит неравномерно; естественно, и рекомендации для практики вырабатываются различные. В результате этого различия формируются различные системы знания со своими, относительно самостоятельными, законами и областями исследования, то есть различные предметы. Таким образом, у каждой учебной дисциплины складывается свой предмет изучения.

Политология - изучает общество и человека в нём, но под углом зрения политики, в их отношении к власти.

Экономика - изучает общество и человека в нём, но в их специфическом "экономическом" качестве, в системе экономических отношений.

Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

Фрагмент работы

1.2. Методы культурологии

Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным. Чаще всего выделяют 3 группы методов. Первую группу методов составляет все философское знание, поскольку оно выступает в своей научной, диалектико-материалистической форме. Вторую группу образуют методы, характерные для научного знания, современной науки, в её отличие от иных форм познания, например, искусства. Третью группу методов образуют те приемы, которые чаще всего используются данной наукой, к примеру, культурологией и составляют её специфические методы исследования.

Рассмотрим эти отмеченные методы применительно к культурологии.

Общефилософские методы исследования, которые используются культурологией. К их числу относится все философское знание - законы, категории, принципы. Методы, которые использует философия в своём познании природы, общества и человека. Научная, диалектико- материалистическая, или как её сейчас называют, системная философия, выступает общей методологической основой для различных форм познания и исследования, в том числе и для науки, каковой стремится стать культурология. Например, принцип развития, утверждающийся философией во взглядах на человека, общество, мир, их окружающий, требует, чтобы и те или иные культуры также рассматривались как развивающиеся в пространстве и времени, как "преходящие", превращающиеся в своё "иное". Законы диалектики, развивающейся действительности, например, количественно-качественных изменений путем скачка, прерыва постепенности, находят своё применение и при рассмотрении культурных форм. Методологическую роль в познании культурных форм играет и социальная философия, позволяющая рассмотреть процессы развития культур исторически различных общественных систем, связать изменения в базисе общества, системе отношений собственности с надстроечными, вторичными формами. Социальная философия позволяет указать на первичные, определяющие факторы в развитии культуры, а именно: утверждающееся соответствие в развитии производительных сил общества и системы производственных отношений.

Заключение

Пресса и президентские структуры ссылаются на Гаагскую конвенцию (1907 г.), но она говорит о методах ведения войны, о недопустимости разрушения культуры. В ней война не была объявлена международным преступлением, а признавалась нормальным явлением межгосударственных отношений.

Только Версальский договор 1918 г. признал войну преступлением и рекомендовал Германии вернуть утраченную Венскую библиотеку.

В 1990 г. был подписан договор об окончательном урегулировании отношений между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и "четверкой" государств - СССР, США, Францией, Англией, с другой ("два плюс четыре"). МИДы ФРГ и ГДР направили в адрес "четвёрки" письмо, которое является приложением к Договору "два плюс четыре". В письме содержалось обязательство: "Меры по изъятию имущества, осуществленные на основе прав и верховенства оккупационных властей в 1945-1949 гг., являются необратимыми. Правительство ФРГ обязуется ничего не предпринимать против этих мер.

Хотя Госдума приняла закон "О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" президентские структуры отправили протест по поводу принятия Закона в Конституционный суд. Но суд 6 апреля принял постановление, обязывающее Президента подписать Закон и обнародовать его не позднее 13 апреля 1998 г. Но это не было сделано.

К сожалению, некоторые деятели культуры стали на защиту расхитителей общественного достояния. Одни делают это открыто, другие - маскируя свою заинтересованность за лживыми фразами. Примером последнего может служить такого рода рассуждение.

"Когда смотришь телеинформацию о вывозе за рубеж уникальных ценностей и смотришь истерические комментарии к ней, то возникает недоумение, почему слова не подкреплены показом.

Если же познакомиться с теми произведениями искусства, которые были задержаны на таможне и реквизированы, то обнаружится их невысокая художественная ценность, поэтому волноваться не стоит: "Почему весьма банальную икону возводят в ранг национальной ценности? Чем руководствовались мэтры правопорядка, когда определяли ценностные критерии произведений?"".

На территории России находится 1143 музея, где хранится почти 27 миллионов памятников культуры. Более чем в 3 тысячах церковных приходах размещены сотни тысяч уникальных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства. Сегодня всё это находится под прицелом "антикварной" мафии.

В прошлом году ущерб от краж произведений искусства и культурных ценностей составил 13 миллионов долларов (сумма возросла в сравнении с 1990 годов в 17(!) раз). Но и эта цифра не отражает истинного положения вещей".

Недавно в Москве разоблачена преступная группа, в состав которой входили руководители служб центральных архивных учреждений страны. Ими были похищены письма Екатерины Второй, уникальные документы следственной комиссии по делу декабристов, документы и письма семьи М. Кутузова и многие другие материалы, часть которых уже была приготовлена для отправки контрабандой за границу.

Согласно данным оперативников, в Западной Европе действовало около 40 группировок из числа бывших граждан СССР. Все они используют оставшиеся в России связи и знакомства для скупки и нелегального вывоза антиквариата.

По сведениям Национального бюро Интерпола, из России вывезено 80% (!) икон, созданных до 1917 года. На Западе открыто более ста магазинов, где иконная мафия открыто торгует незаконно приобретёнными предметами культуры. Такие магазины есть в Германии, Израиле, Италии, США, Англии, Франции.

Как мы видим, проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Да, она покоится на сложных экономических процессах, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

Список литературы

Литература 1

1. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Литература 2

1. Деяния вселенских соборов. - Казань, 1887.

2. Монтень М. Опыты.- М.-Л., 1957-1960.

Литература 3

1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "я". - М., 1925.

2. Фрейд З. Будущность единой иллюзии.- М.-Л., 1930.

3. Freud S. Das Unbehagen in der Kultur. - F.-M., 1961-1967.

4. Фрейд З. Положение о двух типах психологической деятельности.- М.-Л., 1927.

Литература 4

1. Материальная культура. Вып. 3.- М., 1989.

2. Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этнографических понятий и терминов.- М.: Наука, 1986.

3. Кантор К. М. Четвертый виток истории // Вопросы философии, №8. - 1996.

4. Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.

Литература 5

1. Алексеева Л. В. Полицикличность размножения у приматов и антропогенез.- М., 1977.

2. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 491.

3. Иловецкий М. Трусцой к разуму // Наука и техника, № 12. - 1988.

4. Известия: 10.09. - 1977.

5. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - М.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

7. Иванова И. К. О геологическом возрасте ископаемого человека. Атеизм и проблемы проис-хождения человечества.//Тезисы докладов научно-теоретической конференции ИААН СССР. - М., 1974.

8. Семёнов С. А. Развитие техники в каменном веке. - Л., 1968.

9. Першиц А. И., Мончайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М., 1982.

10. Чайльд В. Г. Древний Восток в свете новых раскопок. - М., 1956.

Литература 6

1. Иэнага Сабуро. История японской культуры.- М., 1972.

2. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. - М., 1975.

3. Tokei F. Sur le mode de production asiatique. - Budapest, 1966.

4. Варга Е. С. Очерки по проблемам политэкономии капитализма. - М., 1965.

5. Седов Л. А. О социально-экономических типах развития //Общее и особенное в историче-ском развитии стран Востока. - М., 1966.

6. Мамонтова М. Р. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. - М.:МГУ, 1991.

7. Маркс К., Энгельс Ф., ПСС т. 25, ч. II; "Капитал" т. 3, с. 354

8. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? - М., 1971.

9. История Древнего мира. тт. 1,2. - М. 1982.

10. Констэбл Дж. Неандертальцы. - М., 1978.

11. Ремпель Л. Н. Восток и Запад как историко-культурная и художественная проблема // Проблемы взаимодействия художеств. Культур Запада и Востока в новое и новейшее время. - М.,1972.

12. Янагида К. Философия истории. - М., 1969.

13. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избр. Тр. История - М., 1974.

14. Бэкон Фр. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2х тт., Т.1. - М.,1971.

15. Коршунов А. Н., Мантатов В. В. Гуманитарное знание и понимание // Фс. П., № 5. - 1986.

Литература 7

1. Вебер А. История культуры как культурная социология. - Лейден, 1955.

2. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. - Л., 1985.

3. Геббель Ф. Трагедии. - М., 1934.

4. Вайнберг И. П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1986.

5. Аристотель. Политика. - М., 1911.

Литература 8

1. Берёзкин Ю. Е. Инки. Исторически опыт империи. - М., 1991.

2. Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. IV - I вв. до н. э. - М., 1977.

3. Культура древнего Рима, Т. 1. - М., 1985.

4. Культура древнего Рима, Т. 2. - М., 1985.

5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

7. Клочков И. С. Древняя культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М., 1983.

8. Кузмин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. - М., 1990.

9. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. - М.: МГУ, 1992.

Литература 9

1. Сидорова Н. А. Средневековая культура и идеология в странах Западной Европы (V-XIII вв.) - История средних веков. - М., 1966.

2. Удальцова З. В. Культура Византии, гл. 1, 5, 9, 13, Заключение.- М., 1984.

3. Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. - М., 1978.

4. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина.- М., 1984 г.

5. Михайлов А. В. Языки культуры. - М. 1995.

6. Рабинович В. С. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.Н., 1979.

7. Аверинцев С. О. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.Н., 1977.

8. Гр. Турский. История франков. - М., 1987.

9. Григорий Турский. История франков.- М., 1987.

10. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М. Н., 1987.

11. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.- М., 1981.

12. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья.- М., 1988.

13. Мельникова Е. А. Меч и лира. - М., 1987.

14. Тюрго А. Р. Избранные философские произведения.- М., 1937.

15. Очерки по истории. Мир культуры. Язык русской культуры. - 1997.

Литература 10

1. Мир архитектуры.- М., 1990.

2. Петров М. Г. Об исторической модели "мирового Возрождения" в связи с некоторыми по-литико-культурными характеристиками Западноевропейского Ренессанса.// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв.- М., 1990.

3. Вебер Г. Всеобщая история, Т.5. - М., 1983.

4. Боккаччо Дж. Декамерон.- Владивосток., 1988.

5. Гращенков В. Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типоло-гия и периодизация культуры Возрождения.- М., 1976.

6. К. Ясперс. Смысл и познание истории. - М., 1994.

7. Петров М. Н. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.- Л., 1982.

8. Петров М. Н. Проблемы Возрождения в советской науке: спорные вопросы региональных ренессансов. - Л., 1989.

9. Брагинский И. С. Теоретические проблемы восточных литератур. - М., 1969.

10. Баткин Л. М. Замечания о границах Возрождения // Советское искусствознание 78. Вып. 2.- М., 1979.

11. Очерки по истории мир. Культуры. - М., 1997.

12. Генрис Инститориус, Яков Шпренгер. "Молот ведьм", вышел в свет 1487 г.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика