Курсовая работа

«Организационная культура»

  • 50 страниц
Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования организационной культуры в организации 4

1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы 4

1.2 Подходы к изучению организационной культуры 9

1.3 Методы формирования организационной культуры 13

Глава 2. Исследование организационной культуры в организации ООО «СтройСам» 16

2.1 Характеристика организации 16

2.2 Исследование организационной культуры 17

2.3 Формирование идеологии организационной культуры на основе секторального подхода в ООО «СтройСам» 28

Заключение 39

Список использованной литературы 41

Приложения 43

Введение

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Две организации, даже работающие в одинаковых условиях, могут иметь разные культуры.

Организационная культура может выступать в качестве действенного инструмента, обеспечивающего настрой персонала на высокую производительность и высокое качество в работе. Формирование и поддержание такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности, - это одна из важнейших стратегических задач высшего руководства.

Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества. При этом культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей.

Актуальность темы исследования связана с тем, что знания, которые мы получаем в процессе обучения, в большей степени направлены на изучение теоретических аспектов, а их, в свою очередь, не достаточно для применения на практике. Поэтому большую часть навыков мы получаем уже в процессе трудовой деятельности.

Объект исследования: организация ООО «СтройСам»

Предмет исследования: организационная культура ООО «СтройСам»

Цель исследования: исследовать организационную культуру и предложить пути ее оптимизации в организации ООО «СтройСам».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие организационной культуры, ее ценности и нормы.

2. Изучить основные подходы и методы к организационной культуре.

3. Осуществить сбор диагностических данных организации.

4. Проанализировать диагностический материал и ценностные ветки в организации.

5. Дать рекомендации организации по основе проведенного исследования.

Теоретико-методологические базой исследования послужили работы таких авторов, как: Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л., Шаховой В. А., Шапиро С. А., Ильина Е. П., Самоукиной Н.В., Кибанова А.Я., и других известных авторов.

Методы исследования:

Наблюдение

Анкетирование

Анализ данных

Качественная и количественная обработка данных.

Экспериментальной базой исследования является ООО «СтройСам».

В исследовании принимали участие 30 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы формирования организационной культуры в организации

1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы

Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие [21, С. 10].

Советский энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [18].

Культура – понятие коллективное, то есть культура представляет собой нечто общее для какой-либо группы людей, связанных определенной социальной организацией. Необходимым условием возникновения культуры является общение членов группы между собой. Поэтому целесообразно рассмотреть организационную культуру [21, С. 10].

Организация – это объединение людей, исповедующих общие ценности, деятельность которых координируется для достижения общей цели [24, С. 176].

Культура организации – совокупность общих ценностей и норм поведения, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения [24, С. 80].

Как считает А.А. Погорадзе, применительно к предприятию в качестве самостоятельных правомерно выделять: культуру условий труда; культуру средств труда и трудового процесса; культуру межличностных отношений; культуру управления; культуру работника (нравственную и трудовую) [9, С. 71].

Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук [11, С. 16].

Так же теорию организации можно определить как область исследований (научное направление), при которых используют подходы, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения представлений, ценностей, способностей и действий организаций по внутренним изменениям и анализа воздействия перемен во внешней среде на организацию и её составляющие, миссии, цели, стратегии и результаты [14, С. 34].

Необходимо определить предмет теории организации. Предмет ОТ определяет более расширенно Смирнов Э.А., вкладывая в него, целую систему организационных отношений и связей и реальных объектов, которые так или иначе изучает теория организаций [19, С. 11].

К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы к определению. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (см. табл.1.1):

1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов;

2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;

3-я группа: определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию.

Принципиальным является то, что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности организации.

Организационная культура — это идеология управления и организации социально-экономической системы. Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации [21, С. 12].

Таблица 1.1

Авторы Содержание определений

Определения - характеристики деятельности организации и ее членов

Д. Олдхэм Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой орган организации

Э. Шейн Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления

Б. З.Мильнер Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению

результатов деятельности

К. Сил и Д.Мартин Ценности организации (ядро культуры) определяют философию, миссию

О организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда и др. (формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются прав ила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и т.д

Р. Холл Положения, понятия и ценности, которые создают опору для действия

Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры

Д. Хэмптон Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и не формальные обычаи

Д.Гибсон Д.Иванцевич Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации

Р. Дафт Набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации

Д.Ньюстром и К.Дэвис Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм

Ф. Лютенс Наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам), правила, организационный климат

В.П. Шихирев Ценности, знания, нормы, символы

Н Лэметр Система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами

Н. Алпатова Ценности лидеров и персонала — ядро культуры

Определения, отражающие характер воздействия компонентов корпоративной культуры на организацию

К.Камерон и Р.Куинн То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации

В. А. Спивак Система материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность

Р. Гриффин Набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего была основана организация, как она работает, и что для нее важно

П. Вейлл Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию

Ф. Харрис и Р.Моран Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация

Д.Элдридж и А.Кромби Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей

Определения, трактующие корпоративную культуру как целостную категорию

М. Мескон Атмосфера или социальный климат в организации

Э. Джакус Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими»

Организационная культура является, по большому счету, тем стержнем, вокруг которого развивается жизнь организации. Ее содержание влияет на все аспекты жизни организации – от процедуры и методов принятия управленческих решений до отношения людей между собой в организационной сфере. Поэтому можно выделить ряд функций, выполняемых организационной культурой:

1. ОК формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой.

2. ОК создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов.

3. ОК усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей. Такое отношение выражается в чувстве гордости за свою

организацию и удовлетворение, что ты являешься ее членом.

4. ОК усиливает систему социальной стабильности в организации. Она является своеобразным инструментом, определяющим стандарты и модели поведения, и требования к их выполнению. Такое положение облегчает людям жизнь в организации, создавая поведенческие стереотипы.

5. ОК является средством, с помощью которого формируются приемлемые и целесообразные, с точки зрения организации, формы поведения.

Так, в положении о рекламном отделе фирмы приводятся функции, которые должны выполнять сотрудники отдела; порядок взаимоотношений рекламного отдела с другими подразделениями фирмы; права и ответственность сотрудников отдела и т.д [7, С. 60].

Заключение

Культура это социальный феномен, зависящий от поступков людей и их взаимодействия и проявляющийся прежде всего на уровне поведения. Поэтому две организации, даже работающие в одинаковых условиях, могут иметь разные культуры.

Организационная культура может выступать в качестве действенного инструмента, обеспечивающего настрой персонала на высокую производительность и высокое качество в работе. Формирование и поддержание такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности, - это одна из важнейших стратегических задач высшего руководства.

Далеко не всегда сложившаяся организационная культура способствует эффективной работе персонала. Причина может состоять в том, что организационную культуру характеризует невысокий уровень доверия между работниками и руководством, в отсутствии у работников стремления брать на себя ответственность, проявлять инициативу, придерживаясь пассивной, выжидательной позиции.

Обобщая материал по способам формирования организационной культуры, отметим, что отсутствие внимания со стороны руководства организации к процессу формирования культуры организации в целом и стихийное развитие организационной культуры (то есть решение проблем «по мере поступления», без осознания системообразующей роли социально-культурного фактора в жизнедеятельности организации) вызывает в конечном итоге обострение важнейшего организационного противоречия – несоответствия индивидуальных и общеорганизационных целей.

В ходе нашего первого исследования было выявлено, что в данном коллективе доминирующим параметром является коллективизм. Это говорит о том, что сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел, что предприятие будет защищать их интересы, присутствует чувство долга и лояльность сотрудников, продвижение по службе будет идти исключительно внутри организации в соответствии со стажем, руководство здесь использует традиционные формы мотивации. Самым низким показателем является дистанция власти, предполагает меньшую зависимость между подчиненными и начальниками. Также в такой организации лидеру нужно заслужить уважение. Низкий показатель дистанции власти означает, что этот разрыв между менеджерами и подчиненными гораздо меньше.

В ходе проведенного нами исследования были выявлены проблемные зоны в ООО «СтройСам» и даны соответствующие рекомендации по совершенствованию организационной культуры. Несомненно, что менеджеры должны уметь правильно воздействовать на организационную культуру. Поэтому, мы дали некоторые рекомендации, которые в дальнейшем помогут устранить возникающие проблемы в организации ООО «СтройСам».

Мы считаем, что внедрение на предприятие разработанного алгоритма изменений организационной культуры повысит эффективность деятельности и развития предприятия и поможет скорректировать идеологическую основу организационной культуры.

Список литературы

1. Арутюнова Л. М. Теория организации: учебное пособие / Л. М. Арутюнова, Пирогова А. В. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 110 с.

2. Базаров Т. Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М., Юнити, 2006. – 389 с.

3. Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие / В. Р. Веснин. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. – 407 с.

4. Гончаров В. И. Менеджмент. Учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Миссанта, 2003. – 624с.

5. Грошев И.В. Организационная культура / И.В. Грошев, И.В. Емельянов, В.М. Юрьев: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 288 с.

6. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник. – 3-е изд / А. П. Егоршин. – Н.Новгород: Нимб, 1999. – 430 с.

7. Зайцев Л.Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2005. – 665 с.

8. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов. — М.: Гардарики, 2003. – 584 с.

9. Карташова Л.В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 220 с.

10. Кибанов А. Я. Управление персоналом: Регламентация труда: Учеб. Пособие / А. Я. Кибанов. – М.: Экзамен, 2000. – 574 с.

11. Коровина О. Ю. Организационная культура в сфере образования / О. Ю. Коровина. – СВИО, 2006. – 53 с.

12. Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений / О.И. Ларичев, В. Г. Горохова. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000. – 104 с.

13. Левкин Н. В. Современные методологические подходы к изучению организационной культуры / Н. В. Левкин. – ТОГУ, 2009. – 86 с.

14. Манаков Л.Ф. Современная теория организации: Учеб. пособие / Л. Ф. Манаков, О. В. Бочарникова. – НГАСУ, 2003. – 120 с.

15. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. Пособие / Е. В. Маслов. – М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 309 с.

16. Мильнер Б. 3. Теория организации / Б. 3. Мильнер. – У.: «ИНФРА-М», 2000. – 480 с.

17. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: Оценка эффективности: Учеб. пособие / Ю.Г. Одегов. – М.: Экзамен, 2004. – 255 с.

18. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров, М. С. Гиляров, Е. М. Жуков, Н. Н. Иноземцев, И. Л. Кнунянц, П. Н. Федосеев, М. Б. Храпченко. – изд. Советская Энциклопедия, 1990. – 1599 с.

19. Смирнов Э. А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с.

20. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 127 с.

21. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. – СПб.: Питер, 2008. – 148 с.

22. Шаповалова И. С. – Организационная культура: практикум / И. С. Шаповалова. – ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 108с.

23. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство / Э. Х. Шейн. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.

24. Щербина В. В. Социальные теории организации. Словарь / В. В. Щербина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 264 с.

Примечания

Есть приложения. Авторская работа.

Покупка готовой работы
Тема: «Организационная культура»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика