Курсовая работа

«Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения»

  • 56 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические вопросы проблемы формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения 7

1.1.Нравственные представления как педагогическая категория 7

1.2.Особенности формирования нравственных представлений у младших школьников 15

1.3.Значение уроков литературного чтения в процессе формирования нравственных представлений младших школьников 25

Глава 2. Теоретические проблемы использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников 30

2.1.Музыка как вид искусства и средство воспитания 30

2.2.Особенности воздействия музыкального искусства на формирование личности 34

2.3.Анализ практического опыта использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных качеств личности 40

Заключение 45

Список литературы 47

Приложение 50

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинекий писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [31, с. 431]

4. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

В России принята и реализуется Федеральная Программа развития образования, главной целью, которой является развитие системы образования в интересах формирования гармонически развитой, социально активной, творческой личности. Выполнение программы ориентировано на достижение двенадцати подцелей.

Многие из них ориентируют государство и общество на гармоничное развитие личности, усиление воспитательных функций образования, формирование нравственной природы подрастающего поколения (гражданственность, уважение к правам и свободе человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе).

Согласно ФГОС и основным учебным программа по литературному чтению в младших классах, цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского[3], Н.М.Болдырева[6], Н.К.Крупской[18], А.С.Макаренко[19],И.Ф.Харламова[32] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Такие педагоги как Н.М.Болдырев[6], И.С.Марьенко[20], Л.А.Матвеева[21], Л.И.Божович[5] и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературного чтения.

Все вышеописанное подтверждает актуальность представленного исследования.

Объект – процесс формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет – использование музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель – выявить методические условия использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

1.Ha основе анализа психолого-педагогической, культурологической, философской, этнологической литературы дать характеристику и определить сущность нравственных представлений как педагогической категории;

2.Изучить особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста;

3.Определеить значение литературы в формировании нравственных представлений младших школьников;

4. Рассмотреть музыку как вид искусства и средство воспитания;

5.Рассмотреть роль музыки в формировании личности;

6. Проанализировать практический опыт применения музыкальных произведений в процессе формирования нравственных качеств личности младших школьников.

Фрагмент работы

1.1.Нравственные представления как педагогическая категория

Известно, что нравственность является той основой, которая определяет жизнеспособность любого общества. В условиях всеобщей ломки старого уклада существуют два пути развития нравственности: либо душевное опустошение, нравственная деградация; либо - построение новой нравственной жизни на сознательной основе. Таким образом, возникает необходимость изучения реального состояния сознания личности, а именно ее нравственных представлений, в связи с чем, для полного понимания проблематики в рамках нашего исследования важно рассмотреть и проанализировать такие понятия как «нравственность», «нравственные представления».

В процессе обучения учащихся всегда ставится задача — точно определить механизмы формирования особенностей представлений у школьников. Понимание и учет психолого-педагогических особенностей представлений приобретает здесь особое значение еще и потому, что представление, по сравнению с понятием, претерпевает значительные изменения в результате сохранения. Масса представлений, формируемых в процессе обучения, должна служить эталоном опознания ситуаций, с которыми в жизни будет сталкиваться человек. Поэтому в обучении должно быть определено, как следует формировать представления. Соотношение образного и словесно-понятийного бывает при этом различным в зависимости от уровня развития субъекта, от этапа обучения, от содержания материала, от того, начинается образование понятия с восприятия объекта или с актуализации ранее сформированных представлений об этом объекте.

Как один из видов представлений выделяют нравственные представления. В научно-педагогической литературе нравственность (лат. Moralis - нравственный) трактуется как одна из форм общественного сознания, это совокупность принципов и норм поведения, охватьгоающих отношения людей друг к другу и к обществу [2, c. 29].

В философском энциклопедическом словаре дано такое определение: «Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений» [25, с. 387]. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг.

В словаре СИ. Ожегова нравственность рассматривается как «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения» [21, c.9]. По определению В.И. Даля «нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [6, с. 58].

Нравственное развитие и саморазвитие личности происходит в процессе нравственного воспитания, которое представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание включает формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нормами нравственности и разумности, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек [23, c.36].

В основных документах об образовании: Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Конституция - подчеркивается значимость воспитания подрастающего поколения с учетом этнокультурной составляющей. Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций (ст. 2, №2, ст. 14, №2). Для реализации цели образования предложено расчленение общего содержания образования на изолированные компоненты: инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты, последний передав в ведение субъектов федерации.

Наиболее общей, стратегической целью образования сегодня должны стать воспроизводство и развитие культуры во всем ее многообразии. Об этом наглядно свидетельствует 14 статья в Законе «Об Образовании» : «Содержание

образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [7, c.9].

В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе» подчеркивается, что процесс развития образовательных систем в современном мире характеризуется «развитием системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу» [9, с. 4].

Кроме того, указывается, что систему искусствоведческих дисциплин необходимо направить на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре.

Таким образом, в нашем исследовании специфика нравственных представлений определяется нравственным познанием окружающего культурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащемуся ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

Бесспорно, данное понятие носит общий и принципиальный характер и предполагает определенное уточнение применительно к разным возрастам человека. Оно носит характер принципа — ориентира, которым может воспользоваться педагог, занимающийся формированием нравственных представлений учащихся.

Современный воспитательный процесс может быть результативным, если он строится на основе все более углубленного познания его самого, подлинно научных представлений о нем. Обеспечение его эффективности как целостного и вместе с тем многогранного процесса предполагает научно обоснованную организацию взаимосвязей между всеми компонентами, факторами, сторонами, средствами, методами воспитания. Исследование этих связей, условий их оптимального функционирования - необходимейшая предпосылка создания целостной и действенной теории развития личности.

Нравственные представления ребенка творчески подвижны, они обогащают его «отношенческий» аппарат. Здесь активную роль играет воображение (условной нравственной ситуации, самого себя в данной ситуации, мечта о желаемой нравственной ситуации). Это подтверждают и психологические исследования Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, Б.И. Пружининой.

В педагогической энциклопедии представления воображения рассматриваются как «представления, в которых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих представлений нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни» [16, с. 483]. Психологи отмечают, что представления у младших школьников опираются на конкретные предметы и объекты, элементы воображения обнаруживаются тогда, когда ребенок открывает для себя функциональную значимость воспринимаемых объектов и делает эту значимость предметом особого рассмотрения и специальных процедур [10, c.2].

Именно такой процесс фиксируем и мы, наблюдая воздействие произведений искусства на нравственные представления ребенка. Значимость представлений воображения в формировании нравственных представлений состоит в том, что воображение направлено на преобразование материала восприятий, впечатлений, представлений, памяти и на создание на основе этих преобразований новых образов, не существовавших ранее в сознании ребенка. Речь идет о формировании представлений как о процессе нравственного творчества, то есть в сознании ребенка, имеющего незначительный этнокультурный опыт, на основе восприятия педагогически ценного материала могут появиться новые представления о человеке, о смысле жизни, о взаимоотношениях между людьми.

Важнейшим показателем нравственной культуры личности является готовность ее понять состояние другого, проявить сопереживание, сочувствие, соучастие. Именно здесь и проявляется роль воображения в нравственных представлениях. Так, К.В. Гавриловен пишет в своей работе о воображении как о важнейшем этапе отражения и осмысления внутреннего мира другого человека: «Чуткость, отзывчивость, наслаждение «чужой» радостью возможны при условии, если человек способен вообразить состояние другого, прочувствовать, что переживает в этом положении другой. Перевоплощение в другого обогащает сознание крупицами нового опыта. Воображение является катализатором эмоциональной реакции на воспринятое, именно оно активизирует процессы памяти, позволяет предвосхитить результат поступка для себя, других.

Одновременно оно усиливает процессы сопереживания, уподобления себя другому, что позволяет на последующем этапе - формирования суждения - смотреть на оцениваемое явление глазами других людей. Воображение - тот механизм, которым обеспечивается творческий характер нравственного сознания» [34, с. 201].

П.М. Якобсон, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская в своих психолого-педагогических исследованиях, фиксируя особенности воображения детей младшего школьного возраста, подчеркивают характерные для них мягкость и гибкость установления связей, эмоциональную насыщенность образов и субъективную значимость этих образов для ребенка.

Благодаря эволюции форм нравственных представлений происходит формирование основ нравственных понятий в сознании ребенка. «Зародившееся внутри представления новое содержание отягощено старой формой, нуждается в ходе своего развития в снятии такой формы, в освобождении от чувственного, наглядного, что достигается в понятии» [12, с. 6]. Данное положение Н.К. Одуевой подтверждает особенность представлений как переходной ступени в познании от чувственности к мышлению, что позволяет нам сделать вывод о значимости формирования у ребенка нравственных представлений как основы понятий о нравственности и проявлении их в реальных поступках в условиях этнокультурного социума.

Нельзя не согласиться с Е. Н. Корнеевой, В. А. Мазиловым, В. Д. Шадри-ковым, что представление - это основа всякого знания, что процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. «Любое понятие как элемент мышления формируется на основе представления. Формирование представлений об окружающей действительности предшествует формированию мировоззрения» [17, с. 89].

Заключение

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

1. В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

2. Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

3. Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения с использованием музыкальных произведений обеспечивается следующими условиями:

- формирование нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как музыкальные произведения позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.

- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.

Исследование подтверждает, что формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения с использованием музыкальных произведений способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Но это ли главная цель учителя?

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Изд-во "Прометей", 1990.

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.

3. Аристотель. Сочинения в 4 – х томах – М.: Просвещение 1984, т.4

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М: Просвещение, 1979.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 1988.

6. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии – М.: Просвещение,1975.

7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М.: Просвещение, 1979.

8. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов – М.: Просвещение, 1978.

9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978

10. Дереклеева «Справочник классного руководителя» (1-4 класс). - М.: Просвещение, 2003

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М.: Наука, 1979, т.11

12. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 1977

13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – Л.: Ленинград, 1977

14. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М: Просвещение, 1979

15. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1996

16. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. – М.: Просвещение 1987 – 386 с.

17. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе // Вестник образования. 2000. № 9. С. 4-11.

18. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 224 с.

20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – М.: Просвещение,1976.

21. Мальцева Л.В. Развитие эмоционально-творческой деятельности младших школьников на уроках чтения.Опыт работы учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа»Мальцевой Л.В. – Федосеева, 2011.

22. Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника. – М.: Просвещение, 1985

23. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Изд.2-е доп. и перераб. – М.: Цифра, 2009

24. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. 88 с.

25. Мухина В.С.»шестилетний ребенок в школе». – М.: Просвещение, 1986

26. Национальная доктрина образования в Российской Федерации//Совершенствование содержания высшего профессионального педагогического образования: Нормативные документы. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 3-8.

27. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 640 с.

28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание. – М.: Светочъ, 1995

29. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б. - М.: Наука, 1987

30. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.

31. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.

32. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Уфа, 2002. 76 с.

33. Трофимова Е.Д.Формирование нравственный представлений младшин школьников на этнокультурном музыкальном материале [Электронный ресурс]: Дис. . канд. пед. наук:13.00.02.-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

34. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. 152 с.

35. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983. 160 с.

36. Хох И.Р. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностной сферой школьника // Музыка в школе. 2000. №1. С.3-17.

37. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. Екатеринбург: Уральское Изд-во, 2003.384 с.

38. Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8 – С. 109-110

39. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Наука, 1964.282 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 56
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика