Дипломная работа

«Методические рекомендации для проведения занятий в вузе по проектированию освещения интерьера. художественно-эстетическое оформление аудитории»

  • 90 страниц
Содержание

Введение….….

Глава I. История освещения….….

1.1.Масленные и керосиновые светильники….

1.2. Использование газа при освещении….

1. 3. Изобретение и развитие электрического освещения….

1.4. Галогенные лампы….

Глава II. Освещение в интерьере….…

2.1. Освещение в интерьере. Основные виды и типы освещения.

2.2. Естественное освещение…

2. 3.Искусственное освещение….

2. 4. Композиционно – стилистическое единство дизайна

интерьера.

2. 5. Освещение как объект комплексного эргономического

анализа…

2.6. Характеристики освещения….

2.7. Критерии освещения….

2.8. Особенности монтажа осветительных элементов в

подвесных потолках….

2.9. Световой режим в учебных заведениях…

Глава III. планы-конспекты занятий по проектированию освещения интерьера….

3.1.План-конспект урока "Свет. Источники света.

Распространение света"….

3.2.План-конспект урока "Проектирование освещенности учеб-ной аудитории"….

Заключение….….

Список использованной литературы….

Приложение….….

Введение

Актуальность темы. Фраза «представить все в выгодном свете» сего-дня теряет свое переносное значение. Часто именно от освещения зависит 50% успеха любого интерьера. Вот почему сегодня на рынке проектирования и строительства все большую популярность приобретает услуга проектиро-вания освещения.

Проектирование освещения интерьера - это комплекс изысканий и ре-шений в области освещения, которые направлены на то, чтобы воплотить на практике дизайн-проект как нечто целостное и законченное. Ведь надо пони-мать, что когда человек смотрит на любой предмет, то видит он не сам пред-мет, его фактуру и цвет, а отраженный от него свет. Поэтому, если непра-вильно выбрать и расположить источники света, то задумка дизайнера – ка-кой бы она ни была замечательной – рассыплется. Проект освещения делает-ся для того, чтобы ответить на вопрос: как осветить интерьер так, чтобы мак-симально реализовать то настроение и те решения, которые в него заклады-вал дизайнер. При этом реализовать так, чтобы освещение было качественно, эргономично и, конечно, экономически оправдано.

Объект исследования - дизайнерское образование студентов ХГФ.

Предмет исследования – процесс обучения студентов проектированию освещенности интерьеров.

Целью исследования является исследование особенностей установки освещения в учебных аудиториях и разработка методических рекомендаций по проведению занятий на тему «Проектирование освещения интерьера».

Перед собой мы ставим следующие задачи:

1) изучить необходимую литературу по освещению;

2) изучить историю освещения с древности до настоящего времени;

3) изучить основные виды освещения на сегодняшний день;

4) определить способы устранения недостатков светового освещения.

5) изучить особенности установки освещения в учебных аудиториях и требования, предъявляемые при этом;

6) произвести необходимые расчетные данные по освещению каби-нета инженерной и проектной графики.

Методы исследования: работа с литературой; эксперимент; анализ.

Состав ВКР. Работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части подробно рассматривается вопрос истории освеще-ния, дается современная классификация освещения по видам и типам, рас-сказывается, что необходимо учитывать при проектировании освещения ин-терьера, даются методические рекомендации по теме «Проектирование ос-вещения интерьера». Практическая часть состоит в художественном оформ-лении интерьера кабинета проектной и инженерной графики ХГФ: разработ-ка проекта, ремонтные работы, электромонтажные работы, дизайн и изготов-ление шкафа, декорирование текстилем. Основная суть и этапы работы отра-жены в электронной презентации.

На защиту выносится: Художественное оформление интерьера учеб-ного кабинета проектной и инженерной графики ХГФ Башкирского государ-ственного педагогического университета им.М.Акмуллы и методические разработки для студентов ХГФ по дизайну интерьера на тему «Проектирова-ние освещения интерьра».

Фрагмент работы

Глава I. История освещения

1.1 Масляные и керосиновые светильники

Освещение в Древние века. Первые светильники — костер, лучина, фа-кел, были весьма несовершенны. Исследователями обнаружено множество изображений факелов греческого и римского времени. Особых изменений в конструкции этого простейшего осветительного прибора практически не произошло, за исключением собственно горючих материалов. Основной не-достаток факела — копоть, поэтому уже древние греки задумывались о вен-тиляции помещений и строили некие дымоходы. «Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытя-гивает копоть наружу», — писал древнегреческий историк Павсаний.

В Древней Руси основным осветительным прибором служила за-жженная лучина, закрепленная на подставке. Применялись также откры-тые светильники, заполняемые жиром. В богатых домах могли быть бронзовые лампы, или привозные многоярусные светильники — люстро-ны.

Прежде чем зажечь лучину, ее вставляли в «светец» — столбик на подставке с зажимом, в котором укрепляли лучину наклонно горящим концом вниз. При раскопках часто находят эти светцы - стержни с раз-ветвлениями (иногда несколько затейливой формы), в которые и вставля-ли лучину. Были светцы с заостренными нижними концами, вбивавшиеся в стены или лавки, были и большие светцы, напоминающие современные торшеры, стоящие на собственной (также железной) ножке. А во избежа-ние пожара под светец подставляли корыто с водой. Благодаря светцу этому она не гасла, так как пламя, более легкое, чем холодный воздух, поднималось вверх и зажигало новые участки. Лучины освещали даже боярские дома.

Воск, традиционно служивший важным экспортным товаром, был широко распространен на Руси, ведь бортничество было одним из важ-нейших занятий населения. Как следствие восковая свеча освещала и дом богатого горожанина и храм.

Самым распространенным источником света в древности была мас-ляная лампада. В примитивном объяснении — это емкость, наполненная твердым или жидким жиром, куда погружается фитиль. Использование глиняных обожженных сосудов специальной формы в качестве освети-тельных приборов началось в Леванте в конце III тыс. до н. э.

Расцветом глиняного светильника стала эпоха Римской империи. Во времена расцвета Рима во главу угла ставится компактность светиль-ника и легкость в изготовлении, что снижало его стоимость и облегчало транспортировку. Например, римские глиняные лампы из Помпеи. Такая лампа имела сужение, напоминающее носик у чайника, и была снабжена ручкой. В носик вставляли фитиль из мха или шерсти, который специ-альными щипцами или иглой по мере сгорания вытаскивали. Лампу на-полняли растопленным жиром или оливковым маслом. Чтобы масло не капало с фитиля, внизу подвешивали небольшую чашечку, куда оно и стекало. Большие лампы имели несколько фитилей, их подвешивали к потолку на цепях.

Глиняные лампу были в каждом жилом доме, мастерской, лавке: их вывешивали перед входом, в портиках, ставили в ниши в стенах или про-сто на землю, у дверных порогов. Римский историк Аммиан Марцеллин отмечал, что освещение Антиохи ночью по силе не уступает дневному свету.

В позднеантичное время прослеживается тенденция огрубления форм глиняных светильников, а также их декора. Все было рассчитано на массовое производство и сбыт, на спрос со стороны самых широких сло-ев населения с их нехитрыми запросами. Именно в позднеантичное время исчезает прежде столь важная в культовом обряде роль глиняных ламп. По словам Павла Силенциария (563 г.), великолепие интерьера собора Св. Софии в Константинополе, составляли стеклянные лампы, в том числе резные, а византийский историк Феофилакт Симокатта, описывая похо-роны императора Тиверия II в 582 г., вспоминал, как всю ночь длилось печальное пение псалмов «при зажженных лампадах».[6;183]

Уже с IV века в широкое обращение во всех провинциях Римской империи входят стеклянные кубки с коническим или цилиндрическим туловом, которые бытовали до VI в. Об их применении как осветитель-ных приборов говорят находки такого рада лампад со следами масла на стенках, а также изображения подобных сосудов, где они подвешены на концах иудейского семисвечника – меноры. Сначала эти изделия не усту-пали в популярности глиняным светильникам. В них наливали воду, а по-верх нее — слой масла, в который опускали фитиль.

С конца V в. и до VIII в. среди осветительных приборов стал доми-нировать тип лампады с полусферическим или цилиндрическим широким туловом и узкой ножкой, которая вставлялась в лампадофор. Судя по всему, именно такие осветительные приспособления имел в виду сирий-ский хронист Йешу Стилит, когда писал, что Анастасий, градоначальник Эдессы, в конце V в. приказал ремесленникам накануне каждого воскре-сенья подвешивать над лавками кресты с пятью зажженными «светила-ми». [6;187]

Освещение в Средневековье. В Средние века широко использова-лись масляные лампы. На протяжении многих веков лампада "совершен-ствовала" свой внешний вид и конструкцию: от каменной, глиняной, из-вестняковой — к полностью металлической.

Падение производства традиционных глиняных светильников говорит о преобладании с эпохи раннего Средневековья новых способов освещения, уверенно теснивших старые. Помимо стеклянных лампад такую роль могли сыграть только свечи, которые постепенно стали самым распространенным осветительным прибором. [16;73]

На несколько веков прогресс в осветительной технике прекратился. Ев-ропейское Средневековье вполне обходилось факелами и свечами, причем последние чаще были сальными. Исходящий от таких свечей смрад не сму-щал средневековых обитателей замков и городских домов, вся мирская жизнь которых была лишь прелюдией к вечной жизни, наполненной ярким светом.

В начале XVIII в. появились спермацетовые свечи. В 1830 г. австрий-ский дворянин Карл Рейхенбах открыл парафин, но свечи из него были гряз-ного цвета и слишком мягкие. После длительного изучения и разработки технологии производства парафина англичанин Джемс Юнг построил в 1850 г. в Шотландии большой завод по его изготовлению, для чего использовал сланцы и уголь. Он также улучшил производство свечей, и они получили большее распространение. Дело успешно развивалось, Д. Юнг приобрел ши-рокую популярность в Европе и получил прозвище «Сэр Парафин» В 1839 году появились свечи из минерального воска (церезин).

Новые «старые» идеи в области освещения в XIX веке. Вместо того чтобы искать новые материалы многие попробовали заняться улучшением старых. Открыли, что из мягкого, жирного на ощупь сала можно делать кра-сивые твердые свечи, не пачкающие рук, не оплывающие при горении и не дающие копоти. Для этого нужно только очистить сало или, вернее, выде-лить из него самую лучшую, твердую часть — стеарин. Появлению стеари-новых свечей предшествовали работы французского химика Шевреля, кото-рый вместе с Гей-Люссаком выработал способ получения твердых жирных кислот (стеарина) и в 1825 г. взял в Англии привилегию на приготовление стеариновых свечей. С 1835 г. производство их удешевилось, и они стали, входить во всеобщее употребление.

Стеариновые свечи впервые стали использовать во Франции. Скоро по всей Европе стали возникать стеариновые заводы. В России первый завод, — Невский стеариновый ,появился в Петербурге. Новые свечи были встречены с восторгом. Да и как можно было отнестись к ним иначе? Стоило только сравнить их с сальными и восковыми свечами. В сальных свечах использова-ли крученый фитиль, который во время горения находился внутри пламени, куда воздух доходил плохо. От этого свеча сильно коптила, обнаженный ко-нец фитиля не сгорал и делался все больше и больше. Приходилось специ-альными щипцами укорачивать фитиль. В современных стеариновых свечах фитиль делают плетеным. Благодаря этому кончик фитиля изгибается, высо-вывается наружу, в самую горячую часть пламени, где воздуха больше, и по-степенно сгорает. Когда зажигают фитиль, пламя спускается вниз и расплав-ляет стеарин. Сверху свечи образуется «чашечка», наполненная расплавлен-ным стеарином, который гасит пламя в нижний части фитиля. В верхнюю же часть жидкий стеарин поступает небольшими порциями благодаря капилляр-ности, и поэтому свеча хорошо горит. Сейчас стеарин получают при перера-ботке нефти. [21;17]

Освещение в Новое время. Эволюция ламп. Еще Леонардо да Винчи усовершенствовал светильник. Над пламенем лампы он расположил жестя-ную трубку, охватывающую верхнюю часть пламени. Она увеличила тягу воздуха, необходимого для горения. В результате масло, подводимое к фити-лю, почти полностью сгорало, и пламя становилось менее коптящим и более ярким. И только через 200 лет жестяную трубку заменили прозрачной стек-лянной. Вначале трубка также закрывала верхнюю часть пламени, но затем была опущена и закрыла все пламя.

Последняя модификация масляной лампы выпала на долю Джероламо Кардано (1501-1576), работавшего в период Возрождения. У него стеклянная тарелка (емкость для топлива) состояла как бы из двух частей: в одной был резервуар с топливом, которое по мере надобности наполняло другую с по-мещенным в ней фитилем.

Но инженерная мысль на этом не остановилась — изменения в конст-рукции лампады следовали одно за другим. В 1780 г. французский химик Жозеф-Луи Пруст (1754-1826) отделил горизонтальной трубкой топливную емкость от горелки, благодаря чему горение стало более равномерным (за счет поступления топлива к фитилю равными порциями). В 1783 г. француз Эми Арганд (1755-1803) придал фитилю форму цилиндра, а другой — Кенке — снабдил "аргандову горелку" цилиндрическим стеклом, что хотя и увели-чило приток воздуха к пламени, но, в общем и целом не устранило образова-ния обильной копоти.

Тогда же парижский аптекарь Антуан Кинкет (1745-1803) изобрел так называемый "стеклянный камин", который подвешивался на стену. Источник света не стал давать тени от емкости; такая лампа получила по фамилии изо-бретателя название "кинкет". В начале XIX в. во Франции было сделано еще одно улучшение, как потом оказалось, коренным образом повлиявшее на внешний вид будущих керосиновых ламп: на корпус поместили цилиндриче-скую емкость для топлива. Оно стало стекать в расположенную ниже "горел-ку Арганда" с защитным стеклом, кроме того, всю конструкцию расположи-ли в абажуре матового стекла. С тех пор лампы этого типа стали называться "астрал" ("без тени")

Известный французский математик Кардан предложил нагнетать масло в фитиль гидростатическим давлением, поместив резервуар с маслом сбоку, выше горелки.

Другой изобретатель — Карсель для накачивания масла в горелку ис-пользовал насос, который приводился в движение часовым механизмом. Су-ществовали также лампы, в которых на поршень, находившийся в сосуде с маслом, давила пружина. От этого масло поднималось по трубке в горелку.

Однако работа инженеров, ученых и просто талантливых самоучек по созданию более совершенных ламп продвигалась медленно. В то время еще не знали теории процесса горения. Кроме того, не было и универсального достаточно дешевого топлива, которое бы обеспечивало яркое свечение, на-дежность и безопасность применения. Оливковое масло было достаточно до-рогим и практически недоступным для северных стран, да и светило оно не так уж и ярко. Животные жиры, скипидар, их смеси имели свои недостатки. [22;56]

Поиски новых горючих субстанций продолжались. С 30-х годов XIX в. в лампах начали использовать минеральные масла — как наиболее дешевые. В 1830 г. австрийский химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля получил новый осветительный продукт, который стали называть "фотоген" (то есть "свет рождающий", или "свет дающий"). А во Франции в 1832 г. предприниматель Селлиг применил для этого сухую перегонку горючих сланцев. В 1850 г. Вагенман в Германии добыл масло по-средством сухой перегонки бурых рейнских углей, окрестив более легкий продукт также "фотогеном", более тяжелый — "соляром" ("солнечным").

Во всех странах Европы один за другим стали возникать фотогеновые заводы. На них перерабатывали дерево, торф, уголь, сланцы, асфальт. Полу-чаемые продукты называли по-разному. Однако скоро все эти названия отпа-ли, и в мировой практике утвердилось для осветительного масла одно наиме-нование – «фотоген».

«Фотогеновая лихорадка» проникла и в Америку. В США в 1830 – 1840 гг. осветительное масло получали из сланцев. В 1846 – 1847 гг. производство осветительного масла из каменного угля организовал в США Авраам Геснер. Он дал своему продукту название «Керосен ойль». Дело начатое А. Геснером успешно развивалось. Вскоре была создана торгово-промышленная фирма «Нью-Йорк Керосен Компани» которая широко развернула производство и торговлю новым осветительным материалом. В разговорной речи словосоче-тание «керосен ойль» постепенно преобразовалось в одно слово «керосен», а затем в «керосин». Когда в пятидесятых годах XIX века осветительное масло в США начали получать из нефти, то его также назвали «керосином». Аме-риканский продукт быстро завоевал рынок. И не только в США! В мае 1860 г. керосин в количестве 10 тыс. галлонов, т. е. Около 35 т, был впервые дос-тавлен в бельгийский порт Антверпен. Так началось вторжение американско-го керосина в Европу, где он благодаря своему лучшему качеству, по сравне-нию с осветительным маслом, получаемым из каменного угля, к концу XIX века вытеснил фотоген. [16;202]

Интересно уделить внимание тому, как постепенно изменялась конст-рукция керосиновых (масляных) ламп, и появлялись новые элементы, такие как центральная сила тяги, кольцевой фитиль, внутренняя и внешняя подача воздуха, распределитель пламени, - все те новшества, которые, в конечном счете, и привели к созданию горелки с голубым пламенем, к которой позже присоединили калильную сетку.

Одно из первых изобретений, которые привели к созданию калильной лампы, принадлежит швейцарцу Эми Арганду (Ami Argand) (1755-1803), ко-торый жил в Лондоне и получил патент на свое изобретение в 1784 г. Его изобретение заключалось в том, чтобы избежать лишнего горения топлива, приводившего к выделению дыма и сажи. Арганд предложил направить один поток воздуха в центр пламени, а второй - мимо пламени при помощи "лам-пового стекла, колпака, наконечника, воронки или трубки", которые обеспе-чивали бы воздушную тягу. К сожалению, в патенте Арганда не было черте-жа, но его идея легла в основу типовой лампы, названной его именем, на ко-торую позже ссылались авторы многих публикаций. В лампе Арганда фитиль представляет собой полый цилиндр, благодаря которому воздух подается как внутрь пламени, так и вне его, в результате чего поступает больше кислорода и, следовательно, создается более яркое пламя. Цилиндрическое ламповое стекло усиливает воздушную тягу, одновременно способствуя устойчивости пламени и защищая его от внешних сквозняков. [22;13]

После промышленной революции конца 18 века возросла потребность в хорошем освещении. Соответственно, в это время происходит заметное улучшение качества производимых ламп. В период с 1783 по 1886 гг. изме-няется конструкция лампы, в которую вводится тканый фитиль и круглая го-релка с цилиндрическим фитилем и ламповым стеклом; эта конструкция и получила название по имени своего изобретателя - лампа Арганда. Однако улучшенная конструкция лампы еще больше контрастировала с плохим каче-ством топлива животного и растительного происхождения, которое давало мало света. Разумеется, газовое освещение было лучше, однако его использо-вали практически исключительно в больших городских домах, что заставля-ло изобретателей искать альтернативные варианты освещения". (Дерри, Уильямс, "Краткая история технологии", Оксфордский университет, 1960, стр. 516./Short History of Technology, Derry & Williams, Oxford University, 1960, p. 516). В вышеуказанной книге ссылка на лампу 1836 г. относится, по-видимому, к лампе Хьютона (Houghton's lamp). Конструкция этой лампы со-держала кольцевой фитиль и основывалась на круговой подаче воздуха, по-ступающего извне. Необычность этой лампы заключается в пружинном ме-ханизме, который подает жидкое топливо наверх в горелку. В своей конст-рукции Хьютон использовал горелку Арганда, которая в те времена широко применялась.

В то время изобретатели еще не знали, как обеспечить достаточную подачу воздуха для полного сгорания масла. "Лампа Буде" (Bude light), изо-бретенная Герни и Риксоном (Gurney & Rixon) в 1839 г., демонстрирует один из вариантов решения этой проблемы

Горелка Буде, устроенная по типу лампы Арганда, была названа ее авторами "Кислородная смесь или Лампа Буде". Ее конструкция была пред-назначена для сжигания легко воспламеняющегося газа, полученного по-средством дистилляции из угля, масла, битумных веществ и т.д. Первона-чально она была задумана как сигнальная лампа. Для того, чтобы получить чистый, яркий свет (используя топливо, доступное в то время), поток кисло-рода подавался посредством центральной трубки вовнутрь пламени, на са-мый верх фитильной трубки. Широкое применение масляных ламп во второй половине века стало возможным только благодаря открытию способа разде-ления легких и тяжелых нефтяных фракций, который уже был в то время из-вестен в разных странах. В 1848 г. в Дербишире Джеймс Янг (James Young) начал работы по очищению нефти, которая была получена из источника, об-наруженного в месторождении угля. В 1850 г. он запатентовал технологию очистки нефти при низкой температуре. Вскоре появились рынки по продаже масла для ламп, которое Янг назвал "керосином", одновременно продемонст-рировав публике подходящие для его сжигания лампы. Согласно "Словарю прикладной химии" сэра Эдварда Торпа (Sir Edward Thorpe, Dictionary of Applied Chemistry, Vol. 5, 1924), "Керосин вскоре стал источником света для жителей всей Британии". [6;74]

В больших количествах нефть стала добываться уже с 1859 г. в Пенсильвании, и многие годы США оставались основным поставщиком ке-росина для ламп. Начиная с 1850х годов керосиновые лампы получили ши-рокое распространение, поскольку в Европе и Америке огромные простран-ства были лишены угольного и газового освещения, а электричество появи-лось лишь в конце века.

Большой спрос на лампы был стимулом для создания новых изо-бретений, целью которых во второй половине 19-го века стало исключение запаха и дыма. Во многих ранних конструкциях ламп применялся плоский фитиль, верхний конец которого проходил через отверстие в конус горелки. Горелка была окружена ламповым стеклом для поступления воздуха и защи-ты пламени от сквозняков. Один из типичных образцов такой лампы был за-патентован в 1877 г. в США Бордманом (J.H.Boardman). Плоский фитиль этой лампы регулировался зубчатой шестеренкой. Верхний конец фитиля проходил в основание горелки, куда воздух для поддержания горения посту-пал через кольцевое отверстие.

В 1896 г. появилась лампа "Метеор", которая включала в себя изо-бретения Кролля (Kroll), создавшего компанию по производству ламп "Кон-тинентал Газ Глюлихт Акциен Гезельшафт Метеор" (The Continental Gas Gluhlicht Aktien Gesellschaft "Meteor"). Первое изобретение Кролля касалось использования огнеупорных материалов в газовых и иных горелках (каких именно, не указывалось). Однако в патенте на его второе изобретение есть ссылка на горелку Арганда для калильной лампы. Его конструкция ламповой горелки предусматривала, что один из потоков воздуха подавался для испа-рения части жидкого топлива, а другой - вверх, вдоль фитиля для поддержа-ния горения. Изобретатель признавал необходимость охлаждения нижних частей горелки для того, чтобы предотвратить чрезмерное испарение топли-ва. Поиск решения этой проблемы занял многие годы. [21;93]

1.2 Использование газа при освещении

Газовое освещение в Европе и США. В средние века улицы городов не освещались. Первые попытки использовать искусственное освещение на го-родских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Па-рижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фо-нарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. Первые фонари со свечами были установлены в 1718 г. По леген-де, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестя-щим. [22;11]

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. В Лондоне XVIII века, сла-вившемся на весь мир своим уличным освещением, стеклянный фонарь за-ключал в себе маленькую жестяную ёмкость, куда до половины наливалась ворвань, а фитилём служил кусок кручёной хлопковой верёвки. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако на-стоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, ко-гда появились газовые фонари.

Каменноугольный светильный газ открыли в конце XVIII века одно-временно и независимо друг от друга Филипп Лебон во Франции, и Вильям Мэрдок в Англии. Англичанин Уильям Мэрдок — поначалу подвергся на-смешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сума-сшедший предлагает освещать Лондон дымом. В 1798 году - он осветил га-зом фабрику "Болтон и Уатт" близ Бирмингема. На городских улицах газ впервые появился в Лондоне. В 1804 году некий Фред Виндзор организовал первую в мире газовую компанию. С 1807 года масло начало уступать место газу. Впервые его применили на Бич-стрит и Уайткросс-стрит, а год спустя газ загорелся на Пэлл-Мэлл. Уже 1809 году улицы Лондона, общей протя-женностью 215 миль, освещали сорок тысяч газовых фонарей. Боязнь взрыва и пожара была одной из причин того, что в жилищах до1840-х годов газ ис-пользовался лишь в ограниченной мере.

Разнообразные горючие газы пробовали применять для освещения и раньше. Для получения газа Уильям Мэрдок (в отличие от многих своих предшественников) взял не сало или масло, а каменный уголь, который стоит дешевле. Это тот самый Мэрдок, который построил первый в Англии паро-воз. Мэрдок был сначала рабочим, а потом инженером на фабрике Бультона и Уатта — первой фабрике паровых машин. При этой знаменитой фабрике Мэрдок устроил свой газовый завод. Задача была нелегкая. Мэрдок понимал, что для получения горючего газа надо уголь накалить. Но если уголь нака-лить, он сгорит, и никакого газа не получится. Мэрдок решил задачу просто. Он стал нагревать уголь не в открытой топке, а в закрытом котле, "реторте", куда не мог проникнуть воздух. Без воздуха горючий газ не сгорает, и его можно отводить по трубам куда угодно. Газ собирали в специальные резер-вуары — газгольдеры и затем направляли к газовым «рожкам» — горелкам. Но есть еще одна трудность. Газ получается из угля вместе с парами смолы и воды. Выйдя из реторты, горючий газ охлаждается, и тогда пары сгущаются в жидкость. Если газ в таком виде пустить по трубам, они очень скоро засорят-ся. Чтобы этого не было, на заводах стараются как можно тщательнее отде-лить газ от смолы и воды. Для этого его охлаждают, пропуская через холо-дильник, то есть через ряд отвесно поставленных труб, которые охлаждаются снаружи воздухом или водой. В холодильнике пары воды и смолы сгущаются и стекают вниз, а газ идет дальше — к горелкам. Светильный газ хранили под давлением в специальных железных баллонах, которые держали в подвалах. В зимнее время, особенно в сильные холода, газ не давал яркого света. Вла-дельцы газового завода обратились за помощью к знаменитому физику и хи-мику Майклу Фарадею. Тот установил, что при охлаждении часть светильно-го газа собирается на дне баллонов в виде прозрачной жидкости. В ней Фара-дей нашел новый углеводород и дал ему название "карбюрированный водо-род"

Одновременно с Мэрдоком опытами по газовому освещению занимал-ся француз Лебон. Изобретатель назвал свой снаряд термолампой. В 1817 го-ду газовые фонари появились в Париже, в 1823 году в Нью-Йорке, в 1826 го-ду в Берлине. [21;35]

В 1815 году английский предприниматель Джон Тайлор ввел в упот-ребление «масляный газ» для добывания которого он употреблял животные и растительные масла. Таким образом освещались некоторое время города Ли-верпуль и Гуль. Однако лишь в семидесятых годах XIX века освещение «масляным газом» получило большое распространение в Европе, когда этот газ стали готовить из нефти и нефтяных остатков их пиролизом.

В первой половине XIX веке под светильным газом понимали в основ-ном каменноугольный газ. Однако в США в это время для освещения широко применяли карбюрированный водяной газ. В Европе использовали смесь из каменноугольного и водяного газов (10 – 25%) В Германии многие города для освещения применяли ацетилен.

Водяной газ – это газ, получающийся из кокса пропусканием через него перегретого водяного пара при температуре выше 1000 °С и состоящий при-близительно из равных объемов СО и Н2 с примесью небольших количеств СО2, Н2О, СН4 и N2 Действие водяного пара на раскаленный уголь открыл Феличе Фонтана в 1780 г. Карбюрированный нафталином водяной газ для осветительных целей впервые применил Донован в Дублине (1830 г.)

Около 1855 года водяной газ впервые применили для городского осве-щения во Франции (Нарбонна), около 1860 – в Германии, около 1870 г. в Англии и США.

Блаугаз – это светильный газ, названный так по имени его изобретателя аугсбургского инженера Блау. Блаугаз получается из обыкновенного нефтя-ного газа сжатием последнего при давлении 20 атм. в присутствии абсорби-рующих веществ; при этом более легко конденсирующиеся газы, состоящие главным образом из ароматических углеводородов сгущаются в жидкость и отделяются от более устойчивых и постоянных газов.

Добывание светильного газа производится преимущественно из того сорта углей, который носит специальное название газовых углей и содержит мало золы и серы. Такие угли дают хороший выход газа (0,28 – 0,30 м3/кг).

Газ произвел на людей того времени впечатление не меньшее, чем изо-бретение радио или аэроплана в наши дни. О газе только и говорили. В газе-тах писали: "День и ночь может огонь гореть в комнате, не требуя для при-смотра ни одного человека. Его можно провести вниз с потолка, где он будет распространять по всей комнате свет свой, не оттеняемый подсвечником и не омрачаемый копотью". В юмористических журналах тех лет можно найти множество стихов, рисунков, карикатур по поводу газового освещения. На одной из этих карикатур — нарядная дама, а рядом с ней грязная нищенка. У дамы вместо головы на плечах яркий газовый фонарь, а у нищенки — туск-лая масляная лампа. На другом рисунке — пляшущий газовый фонарь на то-неньких ножках, а рядом сальная свеча, оплывшая, уродливая. Под этой све-чой, как под деревом, сидят двое: старичок с книгой и дама с чулком и спи-цами. Они тщетно пытаются работать при тусклом свете свечи. Расплавлен-ное сало капает им на головы. Хотя газ широко применялся в Лондоне с 1809 году, в столичных театрах свечное и ламповое освещение сохранялось вплоть до 1815 года, причем первоначально газ использовался лишь для освещения зрительного зала и получил доступ на сцену лишь в начале третьей декады XIX века. Нововведение далеко не всеми было расценено как только положи-тельное. «Театральный обозреватель» за 18 января 1822 года писал: «Непри-ятный запах распространяется в верхней части здания из-за газа. Но главное зло заключается не в запахе: световой поток, излучаемый на исполнителей, придает им призрачность, а их лицам — оттенок божественности». Перевод уличного освещения на газ встретил отчаянное сопротивление хозяев кито-бойных промыслов. И все же преимущества, которые несло с собою газовое освещение, были очевидны: оно было более ярким, более подвижным и более ровным, чем до этого. Часть сцены могла быть интенсивно освещена, в то время как другие ее участки оставались затененными. Яркость внешнего ос-вещения убедительно контрастировала теперь со сдержанным освещением интерьеров. Появилась возможность более плавно оттенять смену дневного освещения ночным. [6;191]

Придумать газовую горелку было совсем не так трудно, как масляную лампу. Стоило только надеть на конец трубки, по которой протекал газ, ша-почку с узеньким прорезом для выхода газа, и получалось яркое пламя. До конца 80-х годов XIX в. техника газового освещения довольствовалась имен-но такой, примитивной горелкой, в которой газ горел на открытом воздухе, пламенем в виде рыбьего хвоста. Позже догадались и в этом случае приме-нить уже известную горелку, в которой вместо одного прореза имеется мно-жество маленьких отверстий, расположенных по кругу, и воздух входит внутрь горелки. Как и в обыкновенной лампе, на горелку надевается стекло. К тому времени, когда появилось газовое освещение, масляные лампы были уже так хорошо устроены, что изобретателям газовых горелок оставалось только пользоваться готовыми образцами. В 1880-х годах австрийцем Кар-лом Ауэром была изобретена калильная сетка, (ауэровский колпачок из оки-си тория) в несколько раз увеличивавшая силу света газовых и керосиновых фонарей. Калильная сетка светила ярким белым светом. На несколько лет газ победил. Газовое освещение стало вдвое дешевле электрического. Отчего же это произошло? Оттого, что газовые горелки стали ярче гореть, чем прежде. Там, где раньше нужны были две лампы, теперь стало довольно одной. Рас-ход газа уменьшился.

Очень скоро коксование стали применять для получения не столько ме-таллургического кокса, сколько сначала светильного, а потом и бытового га-за. Газификация быта стала синонимом прогресса, процессы газификации то-плива совершенствовались, а получаемый газ стали все чаще называть “го-родским газом”. Газ очень легкий. Вверх он идет легче, чем вниз. По трубам, проложенным под землей, газ течет вдоль улиц, как вода в водопроводе. Раз-ница только в том, что бак для воды ставят как можно выше, чтобы вода тек-ла под напором и достигала верхних этажей. А газовые заводы устраивают в самом низком месте города. Зажигались газовые фонари каждый вечер вруч-ную специальными людьми - фонарщиками. Кстати, эта должность была в некоторых странах выборной и весьма почетной.

Заключение

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выпол-нения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влия-ние на психическое состояние и физическое здоровье вообще . Свет оказыва-ет на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влия-ет на иммунобиологические процессы. Освещение, создание освещённости поверхностей предметов, обеспечивающее видимость этих предметов или возможность их регистрации светочувствительными веществами или устрой-ствами. Значение освещения определяется тем, что посредством зрения люди получают наибольший объём информации о внешнем мире.

В первой главе нами был дан небольшой обзор истории освещения начиная с древности и по сегодняшний день. Мы выяснили, что в древности в качестве основных осветительных приборов выступали факелы, лучины и масляные лампы. Позднее в Средневековье масляные лампы были усовершенствованы. Также в Средние века начали использовать свечи. Свечи модифицировались с течением времени: поначалу они были сальными, затем парафиновыми, спермацетовыми и наконец в XIX веке они стали стеариновыми. Новое время характеризуется новинками в области усовершенствования ламп. Леонардо да Винчи стал первопроходцем на этом пути, изобретя первую элементарную лампочку, которая была еще масляной. Затем появились керосиновые лампы и их усовершенствованные модели как лампа Арганда, Лампа Буде, горелка Бордмана.

Со Средневековья начинается история газового освещения от уличных газо-вых фонарей с простым светильным газом и до более сложных моделей с во-дяным газом и блаугазом внутри.

Нельзя оставить без внимания и электроосвещение, которое появилось срав-нительно недавно (в 20-х гг. XX в.). В рамках истории электроосвещения бы-ли затронуты дуговые лампы, «электрические свечи» Яблочкова, лампы на-каливания, лампы Эдисона.

В заключении главы рассматривается галогенное освещение, появившееся лишь в середине XX в., но прочно вписавшееся в условия современной жиз-ни. Данный вид освещения берет свое начало от разрядных трубок Гейслера, лежащих в основе люминесцентного освещения. Далее речь идет о ртутных дуговых лампах высокого давления и завершается глава историей специаль-ных разрядных лампах.

Вторая глава нашей работы посвящена основным видам освещения, нормам и требованиям, предъявляемым к освящению помещений в целом и учебных аудиторий в частности. Также нами были произведены специальные расчеты по проектированию освящения в лекционной аудитории. В качестве методи-ческого применения работы были разработаны уроки в рамках темы «Осве-щение».

Список литературы

1. Айзенберг Ю.Б., Бухман Г.Б., Пятигорский В.М. Новый принцип внут-реннего освещения осветительными устройствами со щелевыми световода-ми. – М.: Светотехника, 1999.

2. Айзенберг Ю.Б., Бухман Г.Б., Клюев С.А. Применение комплектных осветительных устройств со щелевыми световодами во взрывоопасных зо-нах. – М.: Светотехника, 1998.

3. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 1988.

4. Беловицкий Е.М. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Беловицкий, О. П. Коршенко, В. В. Чернышева. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2004.

5. Белостоцкая Е.М. Гигиенические требования к естественному и искус-ственному освещению школ. СанПин 2.4.2.1178-02 Гигиена умственного труда учащегося.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004.

7. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда : учеб. по-собие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специ-альностям высш. проф. образования в области техники и технологии / Е. В. Глебова. - М.: Высш. шк., 2005.

8. ГОСТ 17677-08. Светильники. Общие технические условие.

9. ГОСТ 21.608-08. Внутреннее электрическое освещение. Рабочие чер-тежи.

10. ГОСТ .13109-08. Электрическая энергия. Требования к качеству элек-трической энергии в электрических сетях общего назначения.

11. ГОСТ 17677-08. Светильники. Общие технические условия.

12. ГОСТ 14254-08. Изделия электротехнические. Оболочки. Степени за-щиты,2006.

13. ГОСТ 15150-08. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категория, условия экс-плуатации, хранения и транспортировки в части воздействия климатических факторов.

14. Епохович А.С. Справочник по физике и технике. – М, 1986.

15. Жданов Л.С., Маранджян В.А. Курс физики.- М, 1966.

16. Зверева С.В. В мире солнечного света. – Ленинград: Гидрометеоиз-дат, 1988.

17. Исследование естественного производственного освещения : учеб-но-методическое пособие / Н. В. Гренц, И. Я. Бирюкова, В. И. Кучерявый, А. В, Соболев. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2007.

18. Клюев С.А., Повышение коэффициента мощности в осветительных установках с разрядными лампами высокого давления. "Светотехника", 2008

19. Коробко А.А. Коэффициенты использования осветительных уста-новок со щелевыми световодами. – М.:Светотехника, 2007.

20. Методика (основные положения) определения экономической эф-фективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобрете-ний и рационализаторских предложений.-М., Экономика, 2007

21. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. - Москва: АСТ “Астрель”, 2002.

22. Неизвестное об известном. – Москва: Росмен, 1997.

23. Опыт проектирования осветительных установок со щелевыми све-товодами. Работа шифр 1511-502. Ротопринт Киевского отделения УГППКИ Тяжпромэлектропроект, 2007

24. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Издание 6.- М.: Энер гоатомиздат., 1999.

25. Правила устройства электроустановок. (Седьмое издание). Раздел 6 (проект). Электрическое освещение. Инструктивные и информационные ма-териалы по проектированию промышленных электроустановок ВНИПИ Тяжпромэлектропроект, 1994

26. Правила устройства электроустановок (Седьмое издание). Глава 7.1 (проект). Электроустановки жилых и общественных зданий. Окончательная редакция. Инструктивные и информационные материалы по проектированию промышленных электроустановок ВНИПИ Тяжпромэлектропроект, 1995.

27. Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей. Методические указания. – М.: Светотехника, 2000.

28. Рекомендации по проектированию освещения помещений со взрыво-опасными зонами. Работа шифр M4169, АО ВНИПИ Тяжпромэлектропроект, 1994.

29. Рекомендации по освещению наружных установок во взрывоопасных зонах. Работа шифр M4166, ВНИПИ Тяжпромэлектропроект, 1993.

30. Рыженков А.П. Физика, человек, окружающая среда. - М: Просве-щение, 2001.

31. Селезнёв Ю.А. Основы элементарной физики. – М, 1966

32. Серия 5.407.09. Конструктивные узлы комплектных осветительных устройств (КСУ) со щелевыми световодами для промышленных помещений с нормальными условиями среды и пожароопасными зонами, Выпуск 0 - ма-териалы для проектирования; выпуск 1 - чертежи монтажные, выпуск 2 - чер-тежи изделий.

33. Серия 5.407.08. Конструктивные узлы комплектных осветительных устройств (КСУ) со щелевыми световодами в промышленных помещениях со взрывоопасными зонами. Выпуск 0 -материалы для проектирования; выпуск 1 - чертежи монтажные, выпуск 2 - чертежи изделий.

34. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

35. СНиП II-4-79. Естественное и искусственное освещение. Нормы проек-тирования (с изменениями). – М.: Светотехника, 1999.

36. СНиП 1.02.01-07. Инструкция о составе, порядке разработки, согласо-вания и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

37. Указания по проектированию и расчету ультрафиолетовых облуча-тельных установок длительного действия – М.: Светотехника, 2000.

38. .Рунге В.Ф. «Основы теории и методологии дизайна» - М.:М3 – пресс, 2002

39. Журнал - «Идеи вашего дома» №11 2006г.

Электронные ресурсы

1. w*w.dp5.r*

2. w*w.BestReferat.r*

3. w*w.ucheba.r*

Примечания

К работе прилагается презентация.

Есть приложения. Авторская работа.

К работе прилагается все необходимое для сдачи.

Покупка готовой работы
Тема: «Методические рекомендации для проведения занятий в вузе по проектированию освещения интерьера. художественно-эстетическое оформление аудитории»
Раздел: Компьютерная графика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика