Дипломная работа

«Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование»

  • 75 страниц
Содержание

Введение.3

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование

1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема….…7

1.2. Возможности реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в современных условиях….20

1.3. Зарубежный опыт по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями…. .31

Выводы по первой главе….36

Глава 2. Деятельность образовательных учреждений по реализации права ребенка с ограниченными возможностями на образование.

2.1. Образовательное учреждение и его роль в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями….38

2.2. Деятельность социального педагога в реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями и анализ результатов опытной работы (на базе МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ)….….46

Выводы по второй главе….….….63

Заключение….65

Список литературы….….68

Введение

Право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно сопровождает эволюцию индивидуумов и народов, обеспечивает совершенствование человечества. Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются лица с ограниченными возможностями, в том числе дети с отклонениями в развитии. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование, устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни.

Существующее терминологическое разнообразие в законодательстве, в педагогической и правовой науке не способствует определению единого подхода к системе гарантий в области образования для таких лиц, ставит в неравное положение инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в силу особенностей состояния здоровья и потребностей развития в предоставлении таких гарантий. Для устранения противоречий в законодательстве и практике его применения необходимо выработать единое понятие группы лиц, имеющих особые права в сфере образования, следовательно актуальность исследования не вызывает сомнений.

Особое внимание следует уделять ранней инвалидности, которая часто возникает в детстве, определяя социальное самоощущение человека на всю жизнь. Большинство из них нуждается в различных видах социальной помощи: общем и специальном, профессиональном обучении, протезировании, обеспечении специальным транспортом, специальных видах медицинской помощи и, наконец, в пенсионном обеспечении. Забота об аномальных детях является гуманным и общественно необходимым актом государства, которая отвечает интересам как индивидуума, страдающего недугом, так и всего общества. Следовательно, назрела необходимость создания широкой реабилитационной программы, способной максимально помочь аномальным детям, их становлению как полноценных членов общества.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день проблемы детской инвалидности и технологии социально-педагогической деятельности отражены в трудах М.А. Беляевой, М.Н. Гусловой, Н.Ф.Дементьева, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, А.А. Чернецкой, Е.Р Ярской - Смирновой и др. К проблемам социальной педагогики обращаются в своих трудах такие российские ученые как В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, А.В. Мудрик, В.Т. Мошняга, Н.Ф. Дивицына, Л.В. Мардахаев, В.А. Сластенин, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.М. Шипицына.

Положение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе рассматривали следующие авторы: в вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыты в работах Л.И. Акатова, О.В. Солодянкиной, Н.Д. Соколовой, Л.В. Калиниковой.

Проблемы современного состояния семьи и ребенка с ограниченными возможностями изучены в работах А.Г. Харчева, А.И. Антонова, Е.И. Холостовой. Социология семьи и влияние внутрисемейных отношений на процесс развития ребенка с ограниченными возможностями рассматриваются в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, Е.И. Холостова, Е.С. Зайцевой.

Цель исследования – выявить содержание деятельности социального педагога по реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование.

Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями.

Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование в современных условиях.

Гипотеза исследования – деятельность социального педагога в реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование будет наиболее успешной и эффективной, если:

1) выявлены проблемы, связанные с возможностями реализации детьми-инвалидами права на образование;

2) организована работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленная на оказание необходимой помощи по реализации права на образование в современных условиях;

3) созданы условия для реализации ребенком-инвалидом права на образование.

Задачи:

- изучить содержание категории «инвалидность», «инвалидность у детей», «дети с ограниченными возможностями»; причины, угрожающие росту детской инвалидности;

- проанализировать возможности реализации права на образование детьми-инвалидами в современных условиях;

- изучить зарубежный опыт по реализации права на образование детей-инвалидов;

- проанализировать роль образовательных учреждений в реализации права на образование детей-инвалидов в современных условиях;

-описать опыт деятельности социального педагога в МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района Республики Башкортостан по реализации права на образование детей-инвалидов.

Методы исследования:

-теоретические: теоретический анализ психологической, социально- педагогической, педагогической литературы;

-эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование;

- количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологическая основа исследования. При осуществлении исследования использовался личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и этапов социализации (Г.М. Андреева, А.А. Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова и др.)

Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов в общеобразовательных учреждениях, проводящих коррекцию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями, а также может служить при изучении проблем реализации права на образование детей-инвалидов.

База исследования МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, в которой представлены методики работы социального педагога.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование

1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально- педагогическая проблема

Одной из глобальных проблем современности, поиск решения которой ведется практически всеми цивилизованными нациями, является выживание человеческого общества. При этом речь идет не только о сохранении накопленных духовных и нравственных ценностей. На первое место выдвигается вопрос о сохранении человека как биологического вида. В стране ежегодно рождается около 60 тыс. детей с пороками развития и наследственными заболеваниями. Следовательно, общество уже сейчас должно всеми возможными способами помогать инвалидам – своим наиболее обделенным гражданам.

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем».

При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. [55, 104]

Определение инвалидности детям производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Выделяют четыре степени:

1. Степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2. Степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3. Степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4. Степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого). [7, 46]

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

1. Нервно-психические заболевания;

2. Заболевания внутренних органов;

3. Поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. Поражение и заболевания органов слуха;

6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. Эндокринные заболевания.[49, 63]

Таким образом, можно убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество. Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране): социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

- при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

- выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

- сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.);

- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. К сожалению, барьеры о которых упомянуто выше – это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.

Забота об аномальных детях является гуманным и общественно необходимым актом государства, которая отвечает интересам как индивидуума, страдающего недугом, так и всего общества, следовательно, назрела необходимость осуществления широких реабилитационных мер, способных максимально помочь аномальным детям, их становлению как полноценных членов общества. Осуществление таких мер предполагает прежде всего социологическое изучение социальных проблем детей-инвалидов, что в свою очередь диктуется необходимостью, во-первых, всестороннего исследования и прогнозирования положения детей-инвалидов в обществе и в его развитии, во-вторых - потребностью формирования систем социальных и правовых мер поддержки и защиты детей-инвалидов. Кроме этого, необходимость социологического подхода к исследованиям социальных проблем детей-инвалидов, положению детей-инвалидов в обществе диктуется отсутствием обобщающих работ с обоснованием теоретических и методологических основ для изучения детей – инвалидов как социально – демографической группы, которая характеризуется специфическими чертами.

В условиях существующих в современном обществе целого комплекса проблем особое место занимают проблемы детской инвалидности и организации помощи семьям, в которых проживает ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Будущие перспективы существования и развития общества определяется, прежде всего, здоровьем детей, подростков и молодежи. По данным официальной статистики и имеющихся данных специальных исследований, на лицо прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детского населения во всем мире. По оценке экспертов ООН, лица с ограниченными жизненных и социальных функций составляет около 10% населения земного шара, т.е. около 500млн человек, из которых более 100млн – дети. Согласно результатам общенациональных исследований, доля детей с ограниченными возможностями в разных странах варьируется в широких пределах (от 0,2 до 7%) и имеет тенденцию к росту. Неблагополучная ситуация сложилась и в нашей стране. В России ежегодно рождается около 60 тысяч детей с различного рода отклонениями в развитии. По оценке экспертов, среди новорожденных доля здоровых детей может сократиться к 2015 году до 15-20%. Это грозит тем, что здоровье жителей России будет сокращаться с каждым последующим поколением. (Социальные проблемы Российского общества) Рассмотрим более подробно ситуацию, складывающуюся в Республике Башкортостан и в Чекмагушевском районе в частности. Численность населения республики в 1991 году составляла 3962,3тыс. человек. На начало 2008 года эти цифры увеличились до 4052,8 тыс. человек, но за этот же период произошло сокращение количества детей в возрасте от 0 до 17 лет с 1175,8 до 874,8 тыс. человек. Анализируя таблицы 1, 2, 3 численность детей-инвалидов по Чекмагушевскому району за период 2008-2010гг уменьшилась. (Приложение 1)

Представляет интерес распределение численности детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет по заболеваниям, обусловившим возникновение инвалидности в Республике Башкортостан. Как показан анализ таблицы 4 (Приложение2), наибольшую долю детской инвалидности формируют психические расстройства и расстройства поведения, на втором месте болезни нервной системы и на третьем – врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения. (соц проблемы российского общества). В таблице 5 приведены данные по заболеваниям за 2009 год детей-инвалидов Чекмагушевского района. (Приложение 3)

Инвалидность у детей – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность – это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания.

Причин, угрожающие росту детской инвалидности в последние годы намного сложнее и лежат в сфере социально-экономических проблем. Их условно можно разделить на 2 группы.

1. Причины, которые ведут к рождению больного ребенка:

- ухудшение экологической обстановки;

- плохое здоровье родителей, особенно матери, профессиональные вредности, плохие материально-бытовые условия родителей;

- наркомания, токсикомания, алкоголизм родителей;

- неэффективная дородовая диагностика плода, неправильное ведение родов и неадекватность послеродовой реабилитации.

2. Причины, которые ведут к вторичной инвалидности:

- детский травматизм, который обусловлен безнадзорностью и бесконтрольностью детей и безответственностью взрослых, плохим оснащением детских игровых площадок, слабостью просветительской педагогической работы;

- неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни ребенка, педагогическая несостоятельность родителей, низкий уровень их грамотности и активности в вопросах гигиены и профилактики заболеваний у детей;

- низкий уровень диагностики, лечения и реабилитации заболеваний детей, приводящих к переходу болезни в хроническую форму, инвалидность;

-низкий уровень обеспечения детей необходимыми лекарственными средствами реабилитации, качественным и сбалансированным питанием;

- ухудшение экологической обстановки, приводящее к утяжелению до степени инвалидности таких заболеваний, как бронхиальная астма, некоторые болезни кожи.

Часто состояние детской инвалидности развивается из состояния болезни – болезни ребенка или плода в утробе матери. Социальные болезни – вот еще один источник ослабления здоровья детей. Понижение уровня жизни населения и падение общественной нравственности в последние годы привело к ухудшению показателей здоровья населения в целом, что отразилось и на показателях здоровья детей. По данным Статистического сборника «Здравоохранение Башкортостана», в 2007 году заболеваемость детей в расчете на 1000 детей (по всем болезням) составило 1759,8. [64,27]

Одной из причин резкого возрастания показателя детской инвалидности является ухудшение материального положения населения. Всегда существовало определенное число родителей, которые не оформляли юридически инвалидность ребенка. Свой отказ родители мотивировали, как правило, моральными соображениями – нежеланием закреплять за ребенком, особенно не имеющим серьезного дефекта, статус инвалида. Однако сегодня под влиянием экономического кризиса, моральные соображения уступают место материальным.

В решении проблемы предупреждения инвалидности у детей значительное место принадлежит медицинской профилактике. Известно, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией; наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.

В оказании медицинской помощи детям-инвалидам отмечаются серьезные недостатки. Многие медицинские учреждения неудовлетворительно оснащены современной диагностической аппаратурой, что затрудняет раннюю диагностику, а значит, и ранее включение реабилитационных мероприятий.

Медленно идет создание системы обучения детей с физическими и умственными ограничениями. По мнению экспертов, в специальном обучении нуждается более 4 процентов всех школьников, посещает же специальные школы около 3 процентов. Существующая в стране установка на обучение этой категории детей преимущественно в интернатных учреждениях отторгает детей от семей, не способствует формированию социальной адаптации. Необходимо в учебных заведениях общего типа создать адекватные психофизическим особенностям этих детей условия обучения, изменить форму и содержание образования, развивать обучение на дому детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, и объективно не способных посещать школу.

Коррекционную работу с детьми, оказавшимися вне системы специализированной помощи, вынуждены проводить родители. Однако, отсутствие у большинства из них знаний в области социальной реабилитации делает эту работу неэффективной. До настоящего времени не создана в полном объеме консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии, крайне недостает специальной методической литературы по оказанию помощи этим детям в семье, со стороны педагогов, специалистов по социальной работе.

По-прежнему остается сложной проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны до конца содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями. Только 4 процента инвалидов работают по специальности, полученной в интернате. В целом не более 50 процентов молодых инвалидов получает специальное профессиональное образование. Работают в соответствии с полученными трудовыми навыками около 25-30 процентов, а в сельской местности 8-12 процентов. [27, 37]

Плохо осуществляется информационное обеспечение проблем инвалидности. Недостаточно используются средства массовой информации для информирования общественного сознания и облегчения интеграции инвалидов в общество.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, а в них проживает более четырех миллионов человек, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся на грани нищеты. Стоимость медицинского обслуживания ребенка-инвалида в три раза больше, чем здорового.

Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, трудно решают производства вопрос гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Необходимы учреждения для кратковременного содержания ребенка с особо тяжелыми формами инвалидности (на неделю, месяц), поскольку семье, имеющей такого ребенка, нужна хотя бы кратковременная психологическая разгрузка.

Традиционализм, характерный для (учетных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т д.), хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к "группе риска". Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.

Итогом переживаний родителей становятся установки на "оранжерейное" воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.

Социальная реабилитация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество). Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности. Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

- Развитие духовных и физических способностей ребенка

- Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.

- Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.

- Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).

- Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

- Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.

- Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

- Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.

- Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок – взрослый», и «ребенок – продукт общественных отношений».

Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра –Учение – Труд – Общение, в которых и рождаются психические новообразования.

Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:

1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности;

2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.

Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы приложения психической активности. Одно – это мир вещей и деятельность, которое производят эти «вещи», другое – мир идей, связанный со смыслообразованием, производством смысла.

Высший уровень психического здоровья это личностно-смысловой уровень, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.

Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья человека, оценка которого связана со способностями человека строить адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия:

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.) Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.

Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства. Социолог, педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее, нейропсихолог – действуя на биологические составляющие.

Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно- исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью.

Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду. Ребенок – личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.

Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка. Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.

Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.

Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком. Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

Заключение

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Важнейшей проблемой при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями является выявление психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Значимой составной частью работы социального педагога в условиях образовательного учреждения является психолого-педагогическая подготовка ребенка-инвалида и его родителей. Психолого-педагогическое образование ребенка и родителей, означает систематически проводимую диагностику, целью которой является выявление знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов. Задача педагогического коллектива в образовательном учреждении сводится к созданию условий для развития воспитанника. Это может быть достигнуто только при четком взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителей, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, методистов, врачей, и самое главное - соответствующей ответственности руководителя образовательного учреждения. Без их установления и поддержания нормальных деловых отношений решать многие проблемы воспитания и развития ребенка крайне затруднительно. Однако, чтобы от таких взаимоотношений была польза для ребенка и семьи, нужна воля и активность самого ребенка-инвалида и его родителей, только при их желании и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его более эффективного психического и личностного развития.

Проблемы юридического механизма реализации права на образование детей с ограниченными возможностями являются для России актуальными. Это связано как с общемировой тенденцией расширения понятия доступности различных социальных услуг (в том числе образования) для особых групп населения, так и с реальным положением людей с ограниченными возможностями в нашей стране. Российское законодательство закрепляет основные гарантии реализации права на образование для детей и подростков с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии). Согласно Конституции РФ и Закону РФ «Об образовании», доступность и бесплатность дошкольного общего и начального профессионального образования гарантирована каждому. В то же время, ряд детей с ограниченными возможностями образования не получает. Одна из причин такой ситуации – недостаточная разработанность в российском законодательстве механизма правового обеспечения реализации права на образование.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни; ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей; ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким образом, поставленные цель, задачи и гипотеза выпускной квалификационной работы достигнуты.

Список литературы

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М. М.Айшервуд – М., 2001.-129c.

2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. И. Акатов – М., 2003.-368с.

3. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] / Л. И. Аксенова - М., 2001.-192с.

4. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев – М.,2006. – 333с.

5. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской федерации [Текст] / Н. В. Антипьева; Правовое регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-224с.

6. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А. И. Антонов - М.,- 1996. - 304с.

7. Аргун, Л. Е., КапустинаИ. В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» [Текст] / Л. Е. Аргун, И. В. Капустина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1997. №2-с. 43-50.

8. Ахметова, З.Ф. Основные направления деятельности интернатных учреждений в обеспечении адекватных стартовых возможностей воспитанников [Текст] / З. Ф. Ахметова // Учитель Башкортостана. – 2008. - № 6. – С.25-26

9. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства [Текст] С. А. Беличева // Педагогика. 1992. - №7. – С.23-27

10. Беляева, М.А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст] / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов - Екатеринбург, 2001. – 160с.

11. Богданова, Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников [Текст] / Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова //Дефектология.-1998. - № 3.- С. 14-15

12. Большой советский энциклопедический словарь. – М.,1989. – 569с.

13. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г. И. Бондаренко // Дефектология. - 1998. -№3.- С.22

14. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] / Е. В. Бондаревская - Ростов н/Д., 1997. -28с.

15. Бочарова, В.Г. Программа "Социальная педагогика" [Текст] / В. Г. Бочарова // Российское образование. - 1996. - № 1. - С. 41.

16. Василькова, Ю. В., Василькова ,Т. А. Социальная педагогика Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. Вузов и колледжей [Текст] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440с.

17. Всеобщая декларация прав человека [Текст] / Библиотечка Российской газеты.- 1999.-№ 22

18. Горшкова, Е.А. История становления и развития системы пропедевтики социально-педагогической запущенности и профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Е. А. Горшкова - М., 2005. – 169с.

19. Горячева, Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям [Текст] / Т. Г. Горячева // Мир психологии. - 1998. - №2. – С.55

20. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей [Текст] / В. Н. Гуров – М.,2005. – 320с.

21. Гуслова, М. Н., Теория и методика социальной работы - М, 2007. – 211с.

22. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Текст] - М., 2001.

23. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н. Ф. Дементьева – М. 1996.-113с.

24. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Под. ред. Н.Д. Соколовой. – М., 2005. – 48с.

25. Дети с отклонениями в развитии [Текст] /Под ред. Н.Д. Шматко, 2001. – 128с.

26. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа. Конспект лекций [Текст] / Н. Ф. Дивицина - Ростов н/Д, 2005. – 288с.

27. Дыскин, А. А., Тонюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников. Институт «Открытое общество» [Текст] / А. А. Дыскин, Э. И. Тонюхина - М.:Логос,1996.- 446с.

28. Зайцева, Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // Развития региональной системы комплексной помощи ребенку [Текст] / Е. С. Зайцева – Архангельск. 2000. – С.265-268

29. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1.

30. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич – СПб.-2001. – 128с.

31. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка [Текст] / Д. Н. Исаев - С-Пб.,1993. – 76 с.

32. Калиникова, Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Л. В. Калиникова – М., 2001.

33. Конвенция о правах ребенка. - М., 1993.

34. Конституция РФ

35. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы [Текст] // Социальная педагогика. – 2007. - № 3.

36. Лильин, Е.Т., Ефремов О.И. Основные проблемы и направления развития детской реабилитологии [Текст] // Детская и подростковая реабилитация. – 2003. - № 1.- С.47-50

37. Максимова, И. Центр реабилитации детей-инвалидов [Текст] / И. Максимова // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С. 26-30

38. Маллер, А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам [Текст] / А. Р. Маллер // Дефектология. –1996.- №1. – С. 83-85.

39. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. №4, 1997. – 347с.

40. Мардхаев, Л. В., Психосоциальные основы реабилитации ребенка [Текст] / Л. В. Мардахаев - М., 2001.- 115с.

41. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова – М.- 2004.- 408с.

42. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – 208с.

43. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / В. Т. Мошняга - 2003.- 170с.

44. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик – М. 1997. – 95с.

45. Новый словарь русского языка. – М.,2000. – 312с.

46. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.- Хрестоматия [Текст] / Под. ред. Л.М. Шипицына. – СПб. 1997.-367с.

47. Овчарова, В.Р. Справочная книга социального педагога [Текст] / В. Р. Овчарова – М.,2004. – 480с.

48. Основы социальной работы [Текст] / Под. ред П. Д. Павленко. – М., 2007.-246с.

49. Петрова, В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В. Г. Петрова –М.: 1998-249с.

50. Петухова, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых школьников [Текст] / Л. Петухова // Социальная педагогика. – 2008. - № 4.- С.17-19

51. Поддубная, Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства [Текст] / Т. Н. поддубная, А. О. Поддубный – Ростов на Дону, 2005. – 347с.

52. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов - Сб. нормативных актов. - М., 1996.

53. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями [Текст] // Социальная работа. – 2004. - №3. – С.42-44

54. Реан, А. А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры у подростков [Текст] / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - Минск, 1999.

55. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе [Текст] / Т.1. Под ред. Ю. Д. Арбанской. - М.: Медицина,1991. – 559с.

56. Саитгалиева, Г. Г. О современном состоянии проблем детской инвалидности в Республике Башкортостан [Текст] / Г. Г. Саитгалиева // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы: Материалы научно-практической конференции, посвещенной 10-летию открытия специальности «Социальная работа» в Башгосуниверситете. – Уфа: РИО БашГУ, 2005 – 476 с.

57. Саитгалиева, Г. Г. Состояние детской инвалидности в Российской Федерации и в Республике Башкортостан [Текст] / Г. Г. Саитгалиева // Социальные проблемы Российского общества / Сборник научных трудов преподавателей кафедры социальной работы БашГУ. Выпуск III. – Уфа: Гилем, 2009. – 144с.

58. Саитгалиева, Г. Г. Социальные проблемы образа жизни детей с ограниченными возможностями [Текст] / Г. Г. Саитгалиева // Монография. – Уфа:РИО БашГУ, 2005. – 152с.

59. Семья как институт среди других социальных институтов [Текст] / Под ред. А.И. Антонова. -М., 1995.-198с.

60. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В. В. Сериков // Моногр. - Волгоград, - 1994.

61. Словарь справочник по социальной работе [Текст] / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. – 230с.

62. Соколова, В.Р. Другие дети [Текст] / В. Р. Соколова // Новая среда. - 2006. - № 9. – С. 41-42

63. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] / О. В. Солодянкина – М., 2007. – 80 с.

64. Социальная педагогика [Текст] / Под. Ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416с.

65. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Под. ред. Дементьева Н.Ф.- М., 1996.- 220с.

66. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации [Текст] / Под редакцией В. И. Ломакина, М., 2002. – 19с.

67. Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М. Назаровой.–М., 2000. – 400с.

68. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)

69. Технологии социальной работы [Текст] / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М., 2004.- 230с.

70. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачев // Дефектология. - 1998. - №1. – С. 31

71. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У. В. Ульенкова – М.,2005. – 176с.

72. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ от 27 ноября 1995г. № 48. - ст. 4563.

73. Фирсов, М. В. История социальной работы в России [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // М. В. Фирсов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -256с.

74. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы [Текст] / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова – М., 2001.–70с.

75. Фромм, А. Азбука для родителей, или как помочь ребенку в трудной ситуации [Текст] / А. А. Фромм – Екатеринбург. 1996. – 44с.

76. Хабибуллин, А. Г., Нигматуллин Р. В., Яловега В. Н., Твои права, ребенок [Текст] / А. Г. Хабибуллин, Р. В. Нигматуллин // Учебное пособие о правах и обязанностях несовершеннолетних (для школьников) Уфа, 2001. – 48 с.

77. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А. Г. Харчев - М., 1978. – 160с.

78. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е. И. Холостова – М., 2006. – 110с.

79. Холостова, Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация [Текст] / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева //Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -340 с.

80. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы [Текст] / А. А. Чернецкая – Р н/Д, 2006. – 400 с.

81. Чихарина, Л. Реализация прав семей с детьми инвалидами [Текст] / Л. Чихарина // Социальная работа. 2005.-№6. – С.23-25

82. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М. В. Шакурова // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

83. Шипицына, Л.М. Специальное образование в России [Текст] / Л. М. Шипицина - СПб,1997. – 420с.

84. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т. А. Шишковец – М., 2005. – 208с

85. Энциклопедический словарь. –М., 2002. -120с.

86. Ярская – Смирнова, Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е. Р. Ярская – Смирнова, Э. К. наберушкина – С-П., 2004. – 316 с.

87. Ясная, Л. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования [Текст] / Л. Ясная Сб. науч. трудов и проектных материалов. - М., 1995. – 56с.

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика