8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

СПЛЕТНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН - Курсовая работа

Содержание

Введение.3

Глава 1. Влияние социальной общности на развитие личности.4

1.1. Понятие социума.4

1.2. Влияние социума на личность.9

Выводы по главе 1.13

Глава 2. Сплетни как психологический феномен.14

2.1. Понятие "сплетни" в социально - психологической литературе.14

2.2. Сплетни и их разновидности. Особенности циркуляции сплетен .17

Выводы по главе 2.29

Заключение.30

Список использованной литературы.31

Введение (выдержка)

Проблема появления и распространения сплетней как психологического феномена является одним из актуальных направлений современной психологии. Общественное сознание вполне устойчиво приписывает сплетням характеристики лживости, злонамеренности, своекорыстности, легковесности. Тем не менее, следует признать, что несмотря на отчетливо выраженную тенденцию к общественному осуждению, сплетничанье как разновидность коммуникации имеет повседневное и повсеместное распространение.

Массовые психологические явления возникают вследствие того, что какая-то важная информация становится массовой или же у людей возникает иллюзия обладания такой информацией. Это происходит либо тогда, когда они оказываются под влиянием механизмов непосредственного заражения, внушения или убеждения, лицом к лицу сталкиваясь со стихийными формами поведения других людей, непосредственно вызывающими феномен подражания, либо же опосредованно, узнавая о чем-то подобном через каналы официальной или неофициальной коммуникации.

Развитие официальных коммуникаций и средств массовой информации не только не вытеснило слухи и сплетни, а напротив, придало новый импульс их развитию.

В последние десятилетия официальные средства массовой информации стали все больше превращаться лишь в новые, дополнительные средства распространения слухов и сплетен.

Так, наконец, реально оформилось давно подразумевавшееся разделение на содержательные феномены функционирования информации в психологии масс и каналы распространения информационных феноменов.

Не смотря на распространенное мнение о том, что сплетни это «плохо», исследователи в рамках данного направления утверждают, что не всегда можно говорить лишь об отрицательной функции сплетен. В некоторых ситуациях сплетни – необходимый компонент общения между членами одной группы. Например, в специфических закрытых группах будет иметь большое значение, насколько тонко и изворотливо вы умеете сплетничать.

Научная проблема нашего исследования заключается в недостаточной изученности вопроса формирования, распространения и влияния сплетен на личность в психологической науке.

Актуальность нашего исследования заключается в необходимости дополнения теоретических построений, относящихся к проблеме сплетен как психологическому феномену.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся научных данных о проблеме, в получении новой информации о сплетнях как психологическом феномене.

Основная часть (выдержка)

Не смотря на распространенное мнение о том, что сплетни это «плохо», исследователи в рамках данного направления утверждают, что не всегда можно говорить лишь об отрицательной функции сплетен. В некоторых ситуациях сплетни – необходимый компонент общения между членами одной группы. Например, в специфических закрытых группах будет иметь большое значение, насколько тонко и изворотливо вы умеете сплетничать.

Парадигма функционализма предполагает рассмотрение всякого феномена (в данном случае социального) с точки зрения взаимосвязи между собственно сплетней, социумом и другими неформальными правилами общения в конкретной малой группе. При этом большую роль будет играть то, какую и с кем коммуникацию строить. Необходимо не просто услышать или придумать сплетню, но еще и приукрасить ее, часто тем, на что и не было намека, затем следует продумать кому и как ее рассказывать. И кто и как ее будет передавать далее. Несмотря на то, что весь этот процесс на первый взгляд кажется простым, для того, кто распространяет слухи, эта задача не кажется таковой [3,c.71]

Необходимо так же отметить немаловажный факт: обычно такую длинную цепочку выбирают люди, которые в силу различных причин не знают о том, как следует правильно (какую и кому) передавать информацию.

Помимо функционалисткого подхода в изучении данного феномена существует и так называемый психодинамический подход. Этот подход рассматривает сплетню как неструктурированный символ – значение которому придает тот, кто ее сначала «берет», потом «дополняет», а затем пускает «в путь». Индивидуально-личностные особенности самого индивида (тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие сензитивности к мыслям и чувствам других людей) и есть основная причина появления сплетен.

Как правило изначально индифферентные сплетни могут дорасти до сплетни «снежного кома», если будут передаваться по цепочке людей с вышеперечисленными индивидуально-психологическими особенностями. Такая особенность более всего характерна для людей мнительных, зависимых от чужого мнения.

Другой взгляд на проблему сплетен имеет теория социального сравнения Л. Фестингера. Любой человек имеет потребность сравнивать себя с другими людьми. В этом смысле сплетни практически «развязывает» руки таким людям. При сравнении с другими людьми, некоторые люди начинают понимать, что сравнение не в их пользу. Чтобы хотя бы немного уравнять себя с другим человеком, есть два варианта решения, отмечает Л. Фестингер.

• Первый путь – это стать таким же, как другой человек, который более успешен в той или иной области. Но это путь долгий и кропотливый, требующий больших временных, материальных и моральных затрат.

• Второй путь — пустить какую-нибудь, только на первый взгляд, безобидную сплетню, "которая еще ни кому не мешала".

Теория обмена предполагает, что сплетня хороший и интересный товар, что бы можно довольно дорого его продать на рынке «человеческого общения». Как правило, люди, которые имеют подобного рода информацию, могут не только торговать ей, но и обменивать. В западной социальной психологии давно разрабатывается данная теория. Суть ее заключается в следующем: цель общения – это цепь того, что я получу и того что я должен отдать взамен этого[ 3,c.79]. .

В современном обществе возникает субъективная необходимость, с одной стороны, соответствовать требованиям социальной среды, корректируя собственные мнения и поступки, с другой стороны, поддерживать базовые ценности, существенные для переживания стабильности личности и предсказуемости действительности.

Заключение (выдержка)

Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы. Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Природа, хотим мы этого или нет, влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры.

Культура оказывает влияние на личность, её формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности. Стоит проявлять лояльность и терпимо относиться к представителям разных культур, чего и следует учить еще не сформировавшуюся личность.

Сплетня - это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений. Сплетня — это информация, о которой нельзя написать, она заведомо относится к разряду «непечатной» информации. Как правило, сплетня передается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к определенному социальному кругу, и часто касается тех вопросов, на открытое, публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается некоторое табу.

Литература

1. Гециу И.И. "О разуме человека" - СПб - 2010 г.

2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., - 2002.

3. Горбатов Д. С. Сплетня как средство социализации // Вопросы психологии. — 2007. — №3

4. Горбатов Д.С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий //Вопросы психологии - 2009 - № 4

5. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика. – ч.1 – Киев, 1999. 3. 3. Дубин Б.В., Толстых А.В. Сплетни как социально-психологический феномен // Вопросы психологии, № 3, 1993 г.

6. Дубин Б. В. Речь, слух, рассказ: трансформации устного в современной культуре // Дубин Б. В. Слово—письмо—литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001, с. 70—81

7. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь - М., 2010 г.

8. Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов - М., 2001 г.

9. Момажян К.Х. Введение в социальную философию - М., 2009 г.

10. Психология. Словарь - М., 1990 г.

11. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

12. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой - Тбилиси - 1989 г.

13. Ожегов С.И. Толковый словарь - М., 1997 г.

14. Ольшанский Д. Психология масс - М., 2001 г.

15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь - М., 1999 г.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Год: 2012
1200 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X