Дипломная работа

Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения и социального развития

  • 69 страниц
  • 4718 просмотров
Содержание

Введение ….3

1. Теоретические аспекты государственного управления здравоохранением и социальным развитием…3

1.1. Понятие управления здравоохранением и социальным развитием….7

1.2. Элементы системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием и формы ее осуществления….16

2. Правовой статус органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием….23

2.1. Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации.23

2.2. Правовое регулирование деятельности органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области….31

3. Общие направления совершенствования системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием….….40

3.1. Модернизация системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием….….….40

3.2. Совершенствование компетенции органов государственной власти в сфере управления здравоохранением и социальным развитием….48

Заключение….56

Глоссарий….59

Список использованных источников….62

Список сокращений….69

Приложение А….70

Введение (выдержка)

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании, к которому уже пришла современная западная либеральная теория, - что рыночная экономика не способна вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют сферы общественной жизни, частично или целиком не вписывающиеся в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого - благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. - одна из сфер жизни, в которых обязательно государственное вмешательство, регулирование и финансирование, несмотря на самые высокие уровни развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, где рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности - жизни.

Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения и социального развития сталкивается с определенными трудностями: снижением качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения; недостаточным финансированием отрасли и декларативным характером Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отношений, складывающихся в области здравоохранения. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев сдерживает позитивные процессы в рассматриваемой отрасли.

Объектом написания выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления здравоохранением и социальным развитием. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы конституционного, административного, гражданского и иного законодательства, регламентирующего вопросы управления здравоохранением и социальным развитием, а также научные исследования по выбранной тематике и правоприменительная практика.

Целью написания выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института государственного управления здравоохранением и социальным развитием, нормативно-правовых актов, научной литературы, правоприменительной практики. Указанная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:

1. дать понятие государственного управления здравоохранением и социальным развитием;

2. выделить элементы государственного управления здравоохранением и социальным развитием, а также формы его осуществления;

3. охарактеризовать правовое регулирование деятельности федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации;

4. охарактеризовать правовое регулирование деятельности органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области;

5. определить основные направления модернизации системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием;

6. выделить направления совершенствования компетенции органов государственной власти в сфере управления здравоохранением и социальным развитием.

Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой для решения задач исследования применялись логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно- правовой и иные методы научного познания.

Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации , Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на примере Омской области), регламентирующих вопросы управления здравоохранением и социальным развитием.

Следует отметить, что отдельные вопросы управления здравоохранением и социальным развитием затрагиваются в трудах таких ученых как Ю.Н. Андреев , Н.М. Бевеликова , Н.С. Волкова , Н.Ф. Герасименко и т.д. Однако необходимость приобретает именно комплексное исследование вопросов управления здравоохранением и социальным развитием.

Практическую основу исследования составила правоприменительная практика, а также статистические данные, касающиеся деятельности системы здравоохранения Омской области.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка используемых сокращений и списка использованных источников. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам государственного управления здравоохранением и социальным развитием. Вторая глава работы посвящена характеристике правового статуса федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации, а также органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области. Третья глава работы посвящена общим направлениям совершенствования системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием.

Основная часть (выдержка)

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Федеральными органами по управление здравоохранением и социальным развитием является Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и входящее в его состав Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

В настоящее время по вопросам здравоохранения действует ряд законов Российской Федерации, конкретизирующих основные положения единой государственной политики в сфере здравоохранения, которые реализуются через федеральные целевые программы, утверждаемые Правительством РФ. Руководствуясь законами, Правительство РФ осуществляет регулирование: основных требований, предъявляемых к деятельности государственных и муниципальных органов по созданию условий, необходимых для поддержания физического и психического здоровья граждан; компетенции федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основных положений об организации учреждений здравоохранения и их взаимоотношениях с гражданами; организации оказания гражданам лечебной лекарственной помощи, а также решает основные вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следует заметить, что Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития переименовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Заключение (выдержка)

В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам:

Проведенное исследование проблемы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многообразие нормативных актов разного уровня, принятых в сфере охраны здоровья, по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам организации и функционирования российской системы государственного управления здравоохранением, повышения эффективности управленческой деятельности в данной сфере, разграничения предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти.

Перед системой управления здравоохранением в России стоит ряд проблем, основными из которых являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов;

- неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения;

- систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства.

Решение данных проблем видится в следующем.

Во-первых, управленческая деятельность должна быть прозрачной и осуществляться в соответствии с социальными реалиями общества.

Во-вторых, проведение эффективной государственной политики в сфере здравоохранения с учетом мнения ведущих практиков страны.

В-третьих, принимаемые в сфере здравоохранения нормативные акты должны быть своевременны, лаконичны, ясны в применении, юридически грамотны и не должны нарушать права граждан, противоречить Конституции РФ и иным вышестоящим законам.

В-четвертых, необходимо ужесточить надзор за неисполнением здравоохранительного законодательства.

Для оздоровления ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности муниципальных бюджетов на решение специфических местных проблем необходимо законодательно ограничивать объем переданных на муниципальный уровень управления и обязательных к исполнению государственных полномочий.

Одним из эффективных способов реорганизации системы финансирования учреждений здравоохранения может стать переход от сметного к нормативно-целевому финансированию. Последнее представляет собой возмещение государственным учреждениям расходов на оказание конкретных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, устанавливаемым в административном порядке Тем самым финансирование будет поставлено в зависимость от объема оказанных учреждением услуг, а не от штата, расходов на эксплуатацию и закупку материалов. В литературе также рассматривается несколько разновидностей нормативно-целевого финансирования: оплата по нормативам за завершенное лечение; оплата согласованных объемов медицинской помощи; оплата по нормативам на число прикрепленных к учреждению граждан и др. Однако основная проблема сводится к преодолению дублирования финансирования из бюджета и через систему страхования.

Важнейшим фактором совершенствования правоотношений в сфере здравоохранения является грамотное разграничение полномочий, касающихся предоставления бесплатных для граждан медицинских услуг, между уровнями государственной власти. Однако такое разграничение должно быть не только верным с конституционной точки зрения, но и оправданным с точки зрения финансовой обеспеченности, чтобы не допустить умаления права граждан на медицинскую помощь.

Нуждается в совершенствовании сложившийся порядок обязательного медицинского страхования. В этих целях необходимыми являются: повышение ответственности фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности, а также обеспечение прозрачности финансирования учреждений здравоохранения. Система страхования также должна быть подвергнута пересмотру в целях исключения дублирования финансирования учреждений в сметно-страховой системе.

Необходимо принятие федерального закона о правовом регулировании частной системы здравоохранения, так как требует дальнейшего развития и совершенствования частная система здравоохранения, которая при условии принятия соответствующих мер со стороны государства должна составить конкуренцию государственной и муниципальной системам здравоохранения. Однако до настоящего времени, несмотря на стремительное развитие коммерческих медицинских организаций, нормативная правовая основа развития таких организаций остается несовершенной и отстает от практики. Представляется необходимым определить основы частного здравоохранения на федеральном уровне. Полагаем, что специфика медицинской деятельности, значимость ее для поддержания здоровья населения, обеспечения будущего российского государства должны быть отражены в требованиях законодательства о частном здравоохранении.

Системная модернизация здравоохранения не может быть успешно проведена в условиях нынешней правовой базы. Вывод - необходимо определение последовательности мероприятий по правовому сопровождению процессов модернизации здравоохранения и упорядочения массива нормативных правовых актов. Считаем необходимым разработать научно обоснованную, реальную для воплощения на практике концепцию развития законодательства об охране здоровья граждан. Основой может стать опыт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по разработке концепций развития российского законодательства. Но участвовать в ней должны Парламент, Правительство и общественные организации. Чтобы придать более обязательный характер данному акту, утвердить его должно Правительство РФ, не исключено использование формы закона.

Список литературы

1. Нормативные правовые акты

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – № 237.

2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ ( в редакции федерального закона от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 137.

3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ ( в редакции федерального закона от 23 апреля 2012 года № 35-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 220.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции федерального закона от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

5 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 28 декабря 2010 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – 23 декабря.

6 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.

7 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( в редакции федерального закона от 8 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // Российская газета. – 2003. – № 202.

8 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 2.

9 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в редакции федерального закона от 7 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // Российская газета. – 1999. – № 206.

10 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в редакции федерального закона от 7 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

11 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции федерального закона от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.

12 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости СНД и ВС РФ. –1993. – № 33. – Ст. 1318. (утратил силу)

13 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изм. от 21 мая 2012 года) // Российская газета. – 2004. –№ 144.

14 Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с изм. от 11 августа 2011 года) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 599.

15 Закон Омской области от 20 декабря 2004 г. № 591-ОЗ «Об охране здоровья населения Омской области» // Омский вестник. – 2004. – № 2.

16 Указ Губернатора Омской области от 8 июля 2011 г. № 62 «О создании межведомственной комиссии по вопросам реализации мероприятий региональной программы Омской области "Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011 - 2012 годы» // Омский вестник. – 2011. – № 29.

17 Указ Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 г. № 133 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Омской области» (с изм. от 6 мая 2011 года) // Омская правда. –2007. –№ 114.

18 Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 4 октября 1999 г. № 425-п «О комитете по лицензированию деятельности в здравоохранении Администрации Омской области» (с изм. от 28 мая 2008 года) // Омский вестник. –1999. –№ 224.

19 Постановление Правительства Омской области от 16 марта 2011 г. № 35-п «Об утверждении региональной программы Омской области «Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011 - 2012 годы» // Омская правда. – 2011. – № 23.

2. Научная и обзорная литература

20 Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. М., 2007. – 101с.

21 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юристъ, 2008. – 132с.

22 Бевеликова Н.М. Совершенствование компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения // Журнал российского права. – 2011. – № 2. – С. 54-57.

23 Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. –2008. – № 3. –С. 93.

24 Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений М.: Юрайт, 2009. – 67с.

25 Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения - главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. –2009. № 3. – С. 10-14.

26 Глашев. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков М.: Волтерс Клувер, 2011. – 399с.

27 Ерохина Т.В. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан // Медицинское право. – 2007. – № 2. – С. 18-22.

28 Клименко А.В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. (2-е переиздание) М.: Мастерство; Высшая школа, 2007. – 443с.

29 Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2009. – 299с.

30 Конин Н.М. Система здравоохранения в Российской Федерации М., 2007. – 398с.

31 Курноскина О.Г. Защита прав при обращении за медицинской помощью: Экспресс-справочник. М.: Вершина, 2010. – 99с.

32 Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: МГУ, 2009. – 261с.

33 Мохов А.А. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих // Современное право. –2009. – № 10. – С. 56-59

34 Никитина И.О. Преступления в сфере здравоохранения (законодательство, юридический анализ, квалификация, причины и меры предупреждения): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. – 19с.

35 Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. (3-е переиздание) Энгельс: Регион, 2008. – 99с.

36 Писарев Д.И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. М.: НОРМА, 2008. – 199с.

37 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2008. – 653с.

38 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Е. Чиркина М.: Юрайт-М, 2010. – 674с.

39 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова М.: Юристъ, 2010. – 653с.

40 Рабец А.М. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 2008. – 223с.

41 Риффель А.В. К вопросу о правовом статусе врача // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – № 12. – С. 12–18

42 Селюков А.Д. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений М., 2009. – 223с.

43 Старилов Ю.Н. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. М.: НОРМА, 2010. – 34с.

44 Стеценко С.Г. Платные медицинские услуги М.,2009 – 109с.

45 Тихомиров А.В. Медицинское право: Практ. пособие. М.: НОРМА, 2008. – 509с.

46 Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. – 567с.

47 Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением / Л.Ю. Трушкина, Р.А. Тлепцершиев, А.Г. Трушкин. Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 113с.

48 Флоря В. Медицинское право как самостоятельная отрасль права // Медицинское право. – 2004. – № 1. –С. 22-28.

49 Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. – М., 2011. – 89с.

50 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Юристъ, 2012. – 489с.

7000 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость