Дипломная работа

«Управление социально-экономическим развитием городского поселения в условиях ограниченности ресурсов на примере Кормиловского городского поселения Омской области»

  • 75 страниц
Содержание

Введение….

Глава 1. Теоретико-организационные и правовые основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в РФ…

1.1. Понятие и сущность социально-экономического развития муниципальных образований….….

1.2. Нормативно – правовая база в сфере управления муниципальным образованием….

Глава 2. Анализ социально - экономического развития системы управления Кормиловского городского поселения Омской области …

2.1. Особенности управления социально - экономическим развитием муниципальных образований в современной России….

2.2. Анализ социально - экономического развития и проблем Кормиловского городского поселения Омской области ….

2.3. Характеристика деятельности органов местного самоуправления по социально - экономическому развитию администрации Кормиловского городского поселения Омской области.….

Глава 3. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием Кормиловского городского поселения Омской области…

3.1 Направления повышения эффективности системы управления социально-экономическим развитием Кормиловского городского поселения Омской области…

3.2 Мероприятия по совершенствованию управления социально-экономического развития Кормиловского городского поселения Омской области….

Заключение….

Библиографический список…

Приложения…

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях реформирования муниципальных образований в России на первый план выдвинулись проблемы управления их социально-экономическим развитием.

Реализация тактического и стратегического планирования в городском поселении, предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения, различных субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в границах муниципального образования, и, конечно, населения, составляющего местное сообщество.

В качестве основных проблем, которые препятствуют становлению местного самоуправления, называют, как правило, три: отсутствие готовности управленческих кадров к работе в новых условиях, недостаток бюджетных средств и их нерациональное использование.

В сложившихся условиях особую значимость приобретает формирование современной модели управления социальным и экономическим развитием городских поселений для мобилизации их внутренних и внешних ресурсов с целью повышения эффективности функционирования.

Действующие механизмы управления муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования и обусловило постановку цели настоящей работы.

Цель исследования - исследование особенностей управления социально-экономическим развитием городского поселения в условиях ограниченности ресурсов на примере Кормиловского городского поселения Омской области и повышение его эффективности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- обобщить теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований;

- провести анализ социально - экономического развития и механизмов функционирования Кормиловского городского поселения и дать оценку результативности деятельности местного самоуправления в городском поселении;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Кормиловского городского поселения.

Предмет исследования - управление социально-экономическим развитием городского поселения.

Объект исследования - Администрация администрации Кормиловского городского поселения.

Решение поставленных в работе задач выполнено с использованием методов системного и сравнительного анализа, экспертного и графического анализа, экономико-математического анализа.

Исследования работы опираются на научные концепции и теоретические достижения отечественных ученых. Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовые акты России и локальные акты Администрации Кормиловского городского поселения, научные труды ведущих отечественных экономистов, публикации из периодических изданий.

Среди наиболее активных российских исследователей, трудами которых сформирован основной ряд теоретических и прикладных работ, как по проблемам территориального развития и региональной политики в целом, так и муниципального (местного) развития, в частности, следует выделить имена следующих ученых и специалистов: Т. Авдеевой, Г. Барабашева, В. Васильева, А. Воронина, Т. Говорен-ковой, А. Гранберга, А. Добрынина, Н. Емельянова, А. Замотаева, В. Занадворова, А. Захарова, В. Зотова, Л. Иванченко, А. Игудина, И. Ильина, М. Краснова, Е. Колюшина, О. Кутафина, Г. Лаппо, Л. Лаптевой, Г. Латфуллина, В. Лексина, В. Максимова, Г. Марченко, С.Митрохина, В. Мокрого, Т. Нефедовой, В. Пашенцева, Е. Перцика, Л. Прониной, И. Подпориной, Г. Поляка, В. Селиверстова, В. Старовойтова, С. Трунова, В. Фадеева, А. Черкасова, И. Черника, К. Шеремета, А. Широкова, Е. Шугриной.

Среди зарубежных ученых, внесших значительный вклад в развитие теории и практики региональной экономики и управления, наиболее известными являются М. Альбер, X. Армстронг, А. Вебер, Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, В. Кристаллер, Г. Мюрдаль, X. Ричардсон, Дж. Тейлор, М. Темпл, И. Тюнен, Р. Шеннон и др.

Практическая ценность работы заключается в обосновании рекомендаций относительно повышения эффективности функционирования Администрации Кормиловского городского поселения.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи, предмет и объект, методы исследования и теоретическая база. Первая посвящена теоретико-организационным и правовым основам управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Во второй главе работы проведен анализ социально - экономического развития системы управления Кормиловского городского поселения Омской области и выявлены основные проблемы. Третья глава представлена рекомендациями по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием Кормиловского городского поселения Омской области.

Фрагмент работы

Главным направлением развития агропромышленного комплекса является развитие животноводческой отрасли, в том числе за счет увеличения племенного поголовья крупного рогатого скота. В сельском хозяйстве по данным на конец 2011 г. было занято 2 630 человек (33,0 % от общего количества работающих в районе).

В 2011 году производством сельскохозяйственной продукции занимались 16 сельскохозяйственных организаций, 52 крестьянско-фермерских и 7 190 личных подсобных хозяйств. Из 14-и организаций, отчитавшихся перед Министерством сельского хозяйства и продовольствия омской области, 12 сельскохозяйственных организаций закончили год с прибылью. Убыток по ООО «РУСКОМ-Агро» составил 7,5 млн. рублей (новое предприятие, капвложения более 1,5 млрд. рублей, выплата процентов по кредитам составила 64 млн. рублей). Убыток по ООО «Дары Сибири» составил 0,4 млн. рублей (исполнение обязательств перед банком на сумму 1,8 млн. рублей). Отрасль «растениеводство» получила прибыль 32,7 млн. рублей, рентабельность 25 %. Отрасль «животноводство» сработала с прибылью 15,6 млн. рублей, рентабельность 6,5%, в том числе рентабельность по молоку составила 18,2 %, реализация мяса дала убыток 11 млн. рублей.

Производство валовой продукции по всем хозяйствующим субъектам в сельском хозяйстве составило 1 132,3 млн. рублей, что на 313 млн. рублей больше, чем в 2010 году.

Поголовье коров во всех категориях хозяйств на 1 января 2012 года – 6 990 голова (минус к 1 января 2011 года 401 голову – 94,8 %). В том числе:

- в сельскохозяйственных организациях – 4 187 голов (91,2 % уровня прошлого года);

- в ЛПХ – 2 630 голов и в крестьянско-фермерских хозяйствах – 2 803 головы (100,8% к уровню прошлого года).

Снижение поголовья коров в районе произошло по причине банкротства ООО «Русское зерно» и ликвидации маточного поголовья в ООО «Молзавод «Кормиловский».

По итогам 2011 года сельскохозяйственными организациями района произведено 18 343 тонны молока, что на 501 тонну меньше 2010 года, или 97,3 % к уровню прошлого года. Снижение производства молока произошло так же по причине банкротства ООО «Русское зерно» и ликвидации маточного поголовья в ООО «Молочный завод «Кормиловский»

Кроме того, в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах района произведено 12 793 тонны молока. Общее производство молока по району составило 31 136 тонн, (увеличение на 572 тонны к соответствующему периоду прошлого года).

За 2011 год Кормиловским районом получено субсидий из федерального и областного бюджетов в размере 48 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня прошлого года, из них 32% - на развитие отрасли животноводства, 5 % - на развитие растениеводства, 63 % - на возмещение затрат по процентам и кредитам.

На поддержку ЛПХ выплачено субсидий 5,6 млн. рублей, в том числе 2,9 млн. рублей за реализованное молоко, что в 1,5 раза выше уровня 2010 года.

Важной остается проблема неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, ведь это хороший резерв для создания прочной кормовой базы и развития животноводства (доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни муниципального района составляет в 2011 году 95,7 %; к 2014 году планируется довести этот показатель до 97,2%) . Именно животноводство обеспечивает на селе рабочие места, а при умелом подходе – рентабельное производство продукции, которая всегда востребована. Кроме того, сельскохозяйственным организациям района необходимо найти резервы для повышения заработной платы работникам. На сегодняшний день среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 10 787 рублей в месяц. Рост заработной платы к соответствующему периоду прошлого года составил 31 %.Просроченной задолженности по заработной плате по сельскохозяйственным организациям за 2011 год район не имеет.

Заключение

В рамках проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что управление социально - экономическим развитием муниципального образования направлено на обеспечение позитивных изменений в различных сферах жизни населения, в первую очередь на достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории с минимальным ущербом для природных ресурсов. Немаловажным для местного экономического развития является эффективное использование потенциала местных инфраструктурных, информационных, организационных, предпринимательских, институциональных ресурсов. Таким образом, под социально-экономическим развитием следует понимать сложный многоаспектный процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста.

Практика показывает, что если администрация муниципального образования не планирует свои действия в долгосрочном периоде, то развитие территории станет хаотичным, а управление превратиться в реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, субъектом управления фактически будет являться не аппарат администрации, а случайный процесс. При отсутствии генеральной и четко сформулированных основных целей возникает множество неразрешимых проблем по координации разрозненных отраслевых планов и проектов, по четкому видению путей развития, по сплочению и мотивации исполнителей, имеющих различные интересы (например, коллектив администрации, общественность, бизнес и др.). В конце концов, как оценить эффективность управления и достигнуть перспектив, которые с первого рассмотрения могут казаться нереальными.

Мы пришли к выводу о том, что местное самоуправление Кормиловского городского поселения - форма осуществления населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Омской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В ходе работы нами были выявлены общих проблем развития Кормиловского городского поселения:

 несовершенная законодательная база местного самоуправления;

 недостаточная финансовая устойчивость муниципальных экономик;

 отсутствие эффективных институтов развития.

Мы считаем, что исходя из анализа и проблем экономического развития в прошедшем периоде, и с целью создания условий для стабильного развития Кормиловского городского поселения, основными направлениями социально-экономической политики администрации городского поселения на 2012 год будут являться:

 исполнение Программы социально-экономического развития городского поселения до 2012 г.

 совершенствование бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение социальной ориентации бюджета городского поселении;

 повышение эффективности и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства;

 сохранение и развитие социально-культурной сферы городского поселения;

 поддержка мер социальной защиты населения;

 разработка и реализация целевых программ по наиболее важным направлениям развития городского поселения.

По нашему мнению, в процессе управления социально-экономическим развитием Кормиловского городского поселения целесообразно сформировать рациональный механизм, способствующий повышению эффективности его функционирования.

Что касается направлений повышения эффективности системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования, то для Кормиловского городского поселения Омской области мы выделили следующие:

1. Повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса

2. Организация системы мониторинга социально-экономического развития

Мы считаем, что указанные мероприятия позволят создать эффективное управление социально-экономическим развитием муниципального образования.

Список литературы

1. Bopoнин A.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - M.: Финансы и статистика, 2007. - 176 c.

2. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2008, 303 с.

3. Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 2009. – 360 с.

4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

5. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное административное управление. – М., 2010. – 560 с.

6. Головко И.С., Т.В. Псарева. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации/– Новосибирск, 2009. – 544 с.

7. Государственное управление в России. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Изд-во РАГС,2008. – 1244 с.

8. Знаменская К.Н. Разработка стратегического выбора муниципального образования/ учеб. пособие. – М.: ФГНУ «Российский учебный центр государственного муниципального управления», 2008.- 184с.

9. Иванов В.Н. Социальное управление: Теория и методология. – М.: «Дашков и К», 2009. – 350 с.

10. Игнатов В.Г., Бутов В.И., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы. Учебное пособие: Март,- 2008, 528 с.

11. Инфраструктура муниципальных образований: Учебное пособие для вузов (под ред. Кухтина П.В.) КноРус. 2008. – 300 с.

12. Кирнев А.Д. Рудой В.В. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие для вузов. Феникс. 2008. – 560 с.

13. Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления. – М.: Фонд ИЭГ, 2008. - 96 с.

14. Кондратьева, М. Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /М. Н. Кондратьева. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 160 с.

15. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. — М.: Велби, 2007.- С. 301. - 672 c.

16. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. — М.: Фонд "Институт экономики города", 2009. - 340 с.

17. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. – М., 2009. – 340 с.

18. Матвеев А. Н. Оценка воздействия на окружающую среду: учебное пособие [Текст]/ А. Н. Матвеев, В. П. Самусенок, А. Л. Юрьев. - Иркутск: Издательство Иркутcкого государственного университета, 2007. - 179 с.

19. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В.Е. Рохчина. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2007. – 152 с.

20. Об итогах социально-экономического развития РФ в 2010 г.: Обзорный доклад. – М.: Министерство экономического развития РФ, 2011. - 168 с.

21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2011. – С. 345. – 1200 с.

22. Основы устойчивого развития: Учеб. пособие / Под общ. ред. д.е.н., проф. Л. Г. Мельника. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2009. — 654с

23. Панкрухин,Д.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2008. - 64 с.

24. Региональная экономика и управление: Учебник - М.: Изд-во РАГС, 2009. – 230 с.

25. Регионы России: основные характеристики субъектов Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010.- 654 с.

26. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. – 356 с.

27. Российский статистический ежегодник - 2010: Статистический сборник . - М.: Росстат, 2011. - 816 с.

28. Система государственного управления: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.А. Скамницкого. – М., 2009. – 347 с.

29. Система муниципального управления./Под. Ред. В.Б. Зотова. Спб.: Лидер, 2011. – 238 с.

30. Тихонов. Д.А., Местное самоуправление и муниципальная антонимия в современной России. - М.: Современные тетради, 2009. — 216с.

31. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. –М: . АНХ. 2010. 340 с.

32. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие/ И.П. Черная. – РнД: «Март» Феникс, 2010. – 268 с.

33. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: Развитие, управление, экономика: Учебное пособие /Черняк В.З. – М.: КНОРУС, 2007.

34. Экономика муниципальных образований : учеб. пособие / В. Г. Игнатов [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Игнатова. - гриф. - М. : Ростов н/Д : МарТ, 2008. - 544 с.

35. Экономика муниципальных образований: учебное пособие для обучения муниципальных служащих / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин, В. И. Бутов и др.; под общ. ред. проф. В. Г. Игнатова. – М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. - 543 c.

36. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков // Местное самоуправление в Российской Федерации». -2009. - № 7. – С. 13- 18.

37. Барамзин СВ. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст]/ С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №9. – С. 23 – 29.

38. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика: [монография] / Е.Ю. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2008. - 203 с.

39. Боровикова Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований [Текст]/Е.В. Бровикова Е.В.//Вопросы экономических наук. - 2009.-№5.-С.-193-199.

40. Долгушкин Н.К. Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий [Текст]/ Н.К. Долгушкин //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2008. - №12. - С. 19-21.

41. Елисеев В.В. Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий [Текст]/В.В. Елисеев //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2009. - №12. - С. 16-18.

42. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области [Текст]// Россия 2020: Концепция обеспечения экономического лидерства // Министерство экономического развития РФ. М., 2010. - 25 с.

43. Материалы Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации//Аналитический вестник. № 2(319) «Развитие мегаполиса: проблемы и перспективы». М., февраль 2009 г.

44. Мокрый B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления [Текст]// Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4. - С. 14-17.

45. Савранская О.Л. О вопросах местного самоуправления [Текст]// Государственная власть и местное самоуправление.- 2006. - № 9. - С.25

46. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] //Российская газета. 2003. 8 окт. № 202.

47. Шмакова С.А. Межбюджетные отношения: определение и сущность [Текст]// Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. № 12. - С. 20-23.

48. Гражданский кодекс РФ

49. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 2003. № 50. Ст. 4855

50. Устав Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (в ред. Решения Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района от 6 сентября 2011 года № 40).

51. Ветров Г., Ланцев Д. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России // Государственная власть и местное самоуправление, 22 апреля 2009 г. // h**t://w*w.urbaneconomics.r*/publications/?mat_id=378

Примечания

Приложение А Решение О бюджете Кормиловского городского поселения

Кормиловского муниципального района на 2011 год

Приложение Б Решение о бюджете Кормиловского городского поселения

Кормиловского муниципального района на 2012 год

Покупка готовой работы
Тема: «Управление социально-экономическим развитием городского поселения в условиях ограниченности ресурсов на примере Кормиловского городского поселения Омской области»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика