Курсовая работа

«Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица.»

  • 35 страниц
Содержание

Введение …3

1. Социальная обусловленность установления

уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями .6

1.1 Необходимость установления уголовной ответственности

за злоупотребление служебным положением ….6

1.2 История развития российского уголовного законодательства,

регламентирующего ответственность за злоупотребление

должностными полномочиями ….9

2. Уголовно-правовая характеристика элементов

и признаков злоупотребления должностными полномочиями ….15

2.1 Общая характеристика объективных признаков злоупотреблений

должностными полномочиями ….15

2.2 Общая характеристика субъективных признаков злоупотреблений должностными полномочиями ….19

Заключение ….25

Глоссарий….29

Список использованных источников ….33

Список сокращений….….36

Приложения….37

Введение

В уголовно-правовой науке на протяжении длительного времени тема ответственности за злоупотребление должностными полномочиями вызывает повышенный интерес. Это вполне объяснимо, т.к. залогом успеха развития государства и общества в условиях проводимых в России преобразований является эффективная деятельность управленческого аппарата. Несмотря на небольшой удельный вес в общей структуре официально регистрируемой преступности, который, к сожалению, с учетом латентности не отражает ее истинного состояния, общественная опасность таких преступлений очевидна, а тяжесть причиняемого ими вреда огромна. Успешное развитие любого государства невозможно без качественного управления им и созидательного взаимодействия власти с обществом. Причем последняя составляющая крайне важна, однако такого взаимодействия не удается добиться в настоящее время. Почему же это происходит?

Представляется, что преступления управленцев различного уровня, в том числе осуществляющих свои функции, сказываются самым негативным образом на отношении граждан к государству. Вследствие этого продолжает увеличиваться «пропасть», разделяющая общество и государство. По мнению В.Н. Ширяева: «Чтобы государство процветало, нужно чтобы его служители были проникнуты любовью к нему, чтобы они глубоко чтили закон и общественный порядок, высоко ставили достоинство должности и отличались бы самоотверженным усердием в выполнении своих обязанностей и призваний» .

Вместе с тем важно отметить, что интересы службы для любого должностного лица должны быть превыше всего. Злоупотребления предоставленными по службе полномочиями извращают саму ее идею, создают опасный прецедент чиновничьей вседозволенности, негативная ценностная ориентация которого должна быть разрушена.

Нормы действующего уголовного и служебного законодательства должны быть социально обусловленными, адекватными регулируемым ими общественным отношениям. Но, как показывает анализ таких норм и изучение судебной практики, добиться этого законодателю удается не всегда. В этой связи, прежде всего, важно уяснить специфику объекта и субъекта злоупотребления должностными полномочиями.

В разное время исследованию состава злоупотребления должностными полномочиями посвятили свои работы А.А. Аслаханов, А.Г. Безверхов, Б.В. Волженкин, А.В. Галахова, С.А. Гордейчик, В.И. Динека, Н.А. Егорова, В.Л. Есипов, А.А. Жижиленко, Б.В. Здравомыслов, С.В. Изосимов, А.К. Квициниа, В.Ф. Кириченко, М.Д. Лысов, С.В. Максимов, В.Е. Мельникова, Н.А. Неклюдов, А.Б. Сахаров, А.Я. Светлов, В.И. Соловьев, Б.С. Утевский, В.Н. Ширяев, П.С. Яни и многие другие ученые, внесшие весомый вклад в создание учения о рассматриваемых преступлениях.

С учетом развития законодательства и имеющихся проблем тема ответственности за злоупотребление должностными полномочиями требует дальнейшей научной разработки.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления должностных полномочий и связанных с этим злоупотреблением, образующим состав преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ. Предметом исследования являются теоретические концепции уголовно-правовой науки по данной теме, правовые нормы, предусматривающие ответственность за указанные преступления, нормы других отраслей законодательства РФ, определяющие признаки таких преступлений, судебная практика по их применению.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и внесении предложений, направленных на совершенствование норм действующего уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и практики их применения.

Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:

– изучить необходимость уголовно-правового установления ответственности за совершение злоупотреблений должностными полномочиями;

– исследовать историю и тенденции развития уголовного законодательства России применительно к регламентации ответственности за злоупотребление должностными полномочиями;

– охарактеризовать объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ;

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на соответствующие параграфы, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы посвящена раскрытию вопроса о социальной обусловленности установления уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. Вторая глава работы посвящена вопросам уголовно – правовой характеристике элементов и признаков злоупотребления должностными полномочиями.

Методология и методы исследования. В целях полного раскрытия содержания темы исследования его методологической основой послужили общенаучные методы познания, а также ряд частнонаучных методов: историко-правовой – применительно к изучению исторического опыта регламентации уголовной ответственности злоупотребление должностными полномочиями; сравнительный – для выявления различных научных подходов к решению проблем ответственности за рассматриваемые преступления; системный – для оценки отраслевых взаимосвязей и взаимозависимости норм уголовного, уголовно–процессуального, административного и гражданского права, регулирующих рассматриваемые общественные отношения; нормативный и формально–логический – для анализа правовых норм, направленных на противодействие злоупотреблениям должностными полномочиями, и формулирования предложений по совершенствованию уголовного законодательства РФ в данной сфере.

Фрагмент работы

2.1 Общая характеристика объективных признаков злоупотреблений должностными полномочиями

Общим объектом рассматриваемого преступления будут являться общественные отношения, посягательства на которые запрещены под угрозой наступления уголовной ответственности. Родовым объектом злоупотребления должностными полномочиями являются общественные отношения в сфере нормального функционирования органов государственной власти. Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону, деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект составляют общественные отношения, охраняющие права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства. Отдельные авторы относят указанные общественные отношения к непосредственному объекту. Данная точка зрения представляется ошибочной. Поскольку непосредственный объект всегда лежит в плоскости видового (содержание которого определяется общественными отношениями, отраженными в названии соответствующей главы Особенной части УК РФ), следовательно, именно общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев, будут составлять содержание непосредственного объекта.

Представляется также неверной позиция авторов , полагающих, что родовой, видовой и непосредственный объекты рассматриваемого преступления совпадают и составляют один общий объект - нормальную деятельность органов государственного управления, государственной службы и местного самоуправления. При такой трактовке нарушается общепринятое положение о том, что указанные объекты (родовой, видовой, непосредственный) должны находиться в плоскости одних и тех же общественных отношений.

Объективная сторона преступления - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект. К числу признаков объективной стороны относятся: действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект; общественно опасные последствия; причинная связь между действием (бездействием) и последствиями; способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления.

Общественно опасными указанные действия признаются ввиду того, что, несмотря на формальную их правомерность, по существу, они совершаются вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностным положением являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве своего загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.

Заключение

Проведенные исследования вопросов уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями позволили прийти к следующим выводам:

1. Общественная опасность злоупотребления должностными полномочиями заключается в том, что в результате этого преступления нарушается нормальная, регламентируемая законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также аппарата органов местного самоуправления. Такие злоупотребления нередко связаны с хищениями, преступлениями в сфере экономической деятельности.

2. Российское уголовное законодательство прошло длительный путь своего развития и постоянно ищет наиболее эффективные способы противодействия злоупотреблению должностными полномочиями, основываясь на принципе преемственности ранее устоявшихся положений. Несмотря на нерешенность многих проблем, связанных с уголовно-правовой оценкой должностных преступлений, прогресс в этом направлении очевиден. Тем не менее, конструкция состава ст. 285 УК РФ все еще далека от совершенства.

3. Объектом посягательства являются общественные отношения, которые составляют содержание отдельных видов нормальной деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления. В частности, при злоупотреблении должностными полномочиями могут существенно нарушаться права и законные интересы граждан. Следовательно, непосредственный объект данного преступления - деятельность государственного органа или органа местного самоуправления по охране прав и законных интересов граждан. При злоупотреблении должностными полномочиями посягательство на нормальную деятельность государственных органов или органов местного самоуправления совершается в форме использования должностным лицом своих служебных полномочий в корыстных или иных личных целях, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (ст. 285 УК).

4. Объективная сторона преступления заключается: 1) в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) в причинной связи между злоупотреблением должностными полномочиями и причиненным вредом.

Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, разнообразны. Чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности. Установление пределов полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.

Использование своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или не совершает обязательных для него действий) по службе в пределах круга служебных полномочий. Злоупотребление должностными полномочиями опасно тем, что преступное деяние совершается при исполнении должностным лицом обязанностей непосредственно по службе. Злоупотреблением должностными полномочиями могут быть признаны такие действия (бездействие), вытекающие из служебных полномочий и связанные с осуществлением прав и обязанностей, которыми лицо наделено в силу занимаемой должности.

Согласно прямому указанию ст. 285 УК использование должностным лицом своих служебных полномочий совершается вопреки интересам службы. Под интересами службы следует понимать интересы как государственного и муниципального учреждения и организации, где совершено рассматриваемое преступление, так и других учреждений, предприятий и организаций. Уголовно наказуемое злоупотребление должностными полномочиями определяется его последствием. В качестве последствий ст. 285 УК называет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Решение вопроса о том, имелось ли в том или ином случае существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, должно производиться на основе всех обстоятельств дела. В частности, при решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Если причиненный вред не является существенным, то налицо злоупотребление должностными полномочиями в качестве дисциплинарного проступка. Для состава рассматриваемого преступления необходимо наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы и указанными в законе (ст. 285 УК) последствиями.

5. С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями совершается только с умыслом. Корыстной заинтересованностью считаются такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить материальную выгоду за счет чужого имущества, но без незаконного безвозмездного обращения его в свою пользу или пользу других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности).

6. Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо. Это понятие является краеугольным камнем учения о должностных преступлениях. Учитывая значимые теоретические разработки, в настоящее время в примечании 1 к ст. 285 УК России сформулировано следующее определение: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно–распорядительные, административно–хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ».

Список литературы

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ – М.: НОРМА, 2011.

2 Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. – № 40. – ст. 591.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. – 2009. – № 207.

4 Андреев Ю.В. Новые подходы к проблемам ответственности за должностные преступления по Уголовному кодексу России // Новый Уголовный кодекс Российской Федерации и вопросы совершенствования борьбы с преступностью: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., 19 дек. 2005 – Челябинск: ЧГУ, 2006.

5 Динека В.И. Ответственность за должностные преступления по уголовному праву России (Уголовно-правовой и криминологический аспект): Автореф. дис.д-ра юрид. наук. – М.: МГУ, 2000.

6 Галахова А.В. Должностные преступления. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. – М.: Юрайт, 2005.

7 Лысов М. Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. – Казань: КГУ, 1972.

8 Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. – М.: Спарк, 2006.

9 Ширяев В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях – Ярославль: ЯУП, 1916.

10 Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

11 Уголовное право: учебник Особенная часть / Под ред. В.В. Андреева. – М.: НОРМА, 2006.

12 Уголовное право Российской Федерации. / Под ред. Б.В. Здравомыслова – М.: Юристъ, 2011

13 Уголовное право: учебник. Особенная часть / Под ред. А.К. Селиверстова – М.: Юрайт, 2010.

14 Уголовное право: учебник Особенная часть / Под ред.С.Т. Галимовой– М.: НОРМА, 2009

15 Уголовное право: учебник Особенная часть / Под ред. А.С. Тренина – М.: Юристъ, 2008.

16 Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2002.

17

Яни П.С. Должностные преступления: лекция – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2004.

Примечания

Приложение А Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

Покупка готовой работы
Тема: «Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица.»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика