Курсовая работа

«Источники приобретенных страхов»

  • 47 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения страхов. 5

1.1. Причины возникновения приобретенных страхов. 5

1.2. Методы определения врожденных страхов. 7

Глава 2. Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 11

2.1 Описание экспериментальной выборки и методов исследования 11

2.2 Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования 21

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Приложение 1 30

Проективный тест «РИСУНОК СЕМЬИ».

Приложение 2 33

Методика: «НЕОКОННЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Приложение 3 37

Приложение 4 47

Диаграмма распределения страхов.

Введение

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальней шего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно воз никновение страхов у детей. Поэтому,будучи ещё в детском саду,дети должны пройти все тесты тревож ности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов.

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его "концепции травматического обусловливания" события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М.Прихожан.

Актуальность темы: проблемы проявления страха у детей младшего школьного возраста актуальна тем, что в настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным состоянием страха.

Объект исследования: специфика характеристики страхов детей дошкольного возраста

Предмет исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста, выражающиеся в специфике проявления различных видов страха в связи с переживанием страха смерти.

Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.

Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей.

2. Выявить основополагающие страхи

3. Выявить страхи детей и определить природу страхов.

4. Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей.

5. Сделать сравнительный анализ диагностики.

Комплекс методов исследования:

1.Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы:

- Опросник спектра страхов А. И. Захарова

цель: выявить основополагающие страхи.

- Неоконченное предложение Г. Я. Кудрина

цель: получение сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка.

- Проективная методика « Рисунок семьи » Е. И. Рогова

цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

- Что мне снится страшного А. И. Захаров

цель: выявить основополагающие страхи.

цель: выявить особенности развития ребенка в перинатальном периоде

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость: практическая значимость заключается в том, что полученные данные можно будет использовать педагогам психологам для индивидуального подхода в воспитании детей младшего школьного возраста.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы изучения страхов.

1.1. Причины возникновения приобретенных страхов.

Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого. Посвящения себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие.

Детские страхи делятся на врожденные и приобретенные. Рассмотрим страхи врожденные.[9,c.36]

1-3 года. В этом возрасте враги детей – резкие звуки, уколы, ночные кошмары. Детям могут сниться сказочные герои, которые их пугают. И, самое главное, малыши переживают, что могут лишиться маминого внимания, заботы и нежности.

3-5 лет. В этот период дети боятся одиночества, темноты, замкнутого пространства. А сказочные персонажи теперь могут беспокоить ребенка и днем.

5-7 лет. Сильней всего в этом возрасте детей мучает страх смерти, как своей, так и близких людей. Параллельно с этим возникает боязнь чертей, привидений и всего, что с этим связано.

7-11 лет. Для ребенка важно выглядеть достойным в глазах родителей, учителей, одноклассников. Помимо этого они начинают бояться предсказаний, суеверий, всего необычного, таинственного.

Приобретенные страхи могут возникать у детей по разным причинам:

- после реально произошедшего с ребенком случая

- в результате запугивания родителей (отдам Бабе Яге, дяде милиционеру и т.д.)

- если родители предъявляют завышенные требования ребенку

- в результате разговоров родителей о несчастьях

- из-за излишней опеки ребенка из-за неподходящей по возрасту информации.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и последствия страхов могут проявляться по-разному. Но самые распространенные последствия – это энурез, тики, заикания, раздражительность, агрессивность, закомплексованность, плохой сон и т.д.

Приобретенные страхи появляются по самым разным причинам. Ребенок может испытывать страх после какого-то события, в действительности произошедшего с ним. Встреча с незнакомыми и пугающими объектами, людьми, животными способна вызвать у ребенка испуг, в результате чего может развиться страх чего- или кого-либо.

Обычно страхи могут проходить сами, если событие, испугавшее малыша, произошло один раз и больше не повторилось. Однако бывают страхи, течение которых носит затяжной характер. В этом случае, следует учитывать психологические особенности ребенка, его собственное отношение к окружающему миру, уровень

Заключение

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства, чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики.

В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которых могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, опасностью. Играя, ребенок может получить травму, испугаться. Впоследствии этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

Данная работа показала, что уровень страхов у детей понизился и следовательно данная коррекционная работа составлена эффективно.

В этой работе удалось преломить данные установки.

Список литературы

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна – М., 1998. – 517 с.

2. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Мацковского – СПб., 1992. – 400 с.

4. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия./ Пер. с англ. А.Суворовой. – М., 2000. – 320 с.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000. – 448 с.

6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. – 448 с.

7. Левин К. Теория поля в социальных науках./ Пер. с англ. – СПб., 2000. – 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).

8. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2000.

9. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб., 2002. – 480 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. –СПб.,1999. – 478 с.

11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия «Мастера психологии»).

12. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М.; СПб., 1998. – 345 с.

13. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – 528 с. – (Серия «Практикум по психологии»).

14. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М., 2001. – 688 с. (Серия «Мир психологии»).

15. Практикум по арт-терапии// Под ред. А.И.Копытина. – СПб., 2000. – 448 с. (Серия «Практикум по психологии»).

16. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000;

17. Проективная психология/ Пер. с англ. – М., 2000. – 528 с. (Серия «Мир психологии»).

18. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г.Чернявская – Мн., 1998. – 560 с.

19. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е.Алексеевой, С.Нуровой. – М., 1999. – 432 с. (Серия «Мир психологии»).

20. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999.– 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).

21. Риман Ф. Основные формы страха/ Пер. с нем. Э.Л.Гушанского. – М., 1999. – 336 с.

22. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна – М., 1999. – 429 с.

23. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб., 1998. – 384 с.: (Серия «Мастера психологии»).

24. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. – СПб., М., 1999. –347 с.

25. Социальная психология. 7-е изд./Под ред. С.Московичи. – СПб, 2007. – 592 с.

26. Спиваковская Алла «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000;

27. Тревога и тревожность. Хрестоматия/ Сост. И общая редакция В.М.Астапова. – СПб., 2001. – 256 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

28. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

29. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – 6-е изд. – СПб., 2004. – 474 с.

30. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов/ М.Хьюстон, В.Штребе; Пер. с англ. Под ред. проф. Т.Ю.Базарова. – М., 2004. – 622 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Источники приобретенных страхов»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 47
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика