Дипломная работа

«Тренинг. Творчество в повседневной жизни»

  • 51 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ 5

МАЙНД-МЭП (ТОНИ БЬЮЗОН). 6

КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ. 8

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ 9

ЛАТЕРАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (Э. ДЕ БОНО). 10

2. МЕТОДОЛОГИЯ ТРЕНИНГА 13

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15

ТАБЛИЦА 15

СЦЕНАРИЙ 22

ДЕНЬ 1 ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 22

ДЕНЬ 2 КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ 26

ДЕНЬ 3 АКТЕРСКАЯ ПСИХОТЕХНИКА. 33

ДЕНЬ 4 МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 47

Введение

Данный тренинг рассчитан на развитие и активизацию имеющихся, но не используемых способностей человека, развитие правополушарного мышления.

Использование творческого мышления помогает обогатить внутренний мир, получать большее удовлетворение от жизни, повысить личную эффективность за счет нестандартного подхода к решению профессиональных и личных задач. Многих людей рутинная работа приводит к депрессиям, серости жизни, невротическим состояниям, эмоциональному выгоранию.

Кроме того, тренинги по развитию творческого мышления, представленные в деловом формате, востребованы и в бизнесе. В ходе отработки навыков поиска нестандартных решений поставленных задач, они помогают повысить эффективность рабочих групп организации. Дополнительным эффектом может являться получение большего удовлетворения от работы индивидуально для каждого сотрудника.

Почти все люди хотят увеличить свой творческий потенциал. Но многие считают, что писатели, композиторы, художники, дизайнеры и другие творческие люди обладают особенными способностями к творчеству, которых лишены остальные. Однако эта точка зрения не совсем правильна. Художник живет в каждом. Силы воображения дремлют в отдаленных уголках нашего сознания; многие не обращают на них должного внимания или попросту их игнорируют.

Многие наверняка испытывали периоды творческого подъема, которые сопровождались чувством экстаза. И большинство относятся к этому как к случайному вдохновению, дару свыше, который нельзя понять и которым тем более нельзя управлять.

Однако вдохновение бывает у каждого человека, не только у писателей и художников, но и ученых, и бизнесменов, и домохозяек. Оно является частью нашей личности, и обладает всеми потенциальными возможностями подсознания. Можно сказать, что вдохновение живет в правом полушарии мозга, и только наше пренебрежительное отношение к возможностям правого полушария мешает ему «выйти наружу».

Цель тренинга.

Целью тренинга является тренировка творческого мышления, через активизацию работы правого полушария мозга, развитие творческого подхода к решению возникающих задач, навыков использования правополушарного мышления в повседневной жизни.

Задачи тренинга:

• Активизировать свои творческие способности; входить в состояние творческого подъема

• Развивать воображение, наблюдательность, быстро переключаться

• Использовать и раскрывать свой потенциал

• Повышать личную эффективность, успешность

• Находить нестандартные решения

• Видеть задачу целостно

• Вносить разнообразие в свою жизнь

• Преобразовывать рутинные дела в интересные, творческие

• Чувствовать себя живым, ощущать себя Здесь и Сейчас

• Формировать многообразие поступков и способов поведения в повседневной жизни, выступать в непривычных ролях

• Профилактика эмоционального выгорания

Целевая группа

Тренинг является открытым и ориентирован для всех желающих, кто хотел бы повысить качество своей жизни, уйти от рутины и обыденности, научиться мыслить творчески, находить нестандартные решения в своей жизни. Тренинг может помочь в решении проблемы эмоционального выгорания, поэтому будет полезен для психологов, учителей, офисных работников, занимающихся однообразной деятельностью. Кроме того, тренинг может быть интересен для людей творческих профессий для обогащения своих способностей.

Возможные проблемы с выбором данной целевой группы могут быть связаны с различием имеющихся навыков и знаний участников, различием жизненного опыта, возраста, социального статуса и специфики ожидаемых результатов.

Результаты от тренинга для участников

• Уход от штампов, зажимов и стереотипов в повседневной деятельности

• Развитие внутренней и внешней свободы

• Развитие воображения, наблюдательности, спонтанности

• Повышение уверенности в себе

• Стремление реализовывать свои желания здесь и сейчас

• Полнота восприятия внешнего мира

• Обогащение жизни новыми ощущениями от обычных явлений

• Повышение удовлетворенности от жизни

• Формирование творческого подхода к жизни, укрепление активной жизненной позиции

• Сознательный подход к выбору типа мышления в зависимости от решаемой задачи

Используемые методы тренинга: мини-лекции, работа в парах, работа в мини-группах, кейсы, психогимнастические упражнения, дискуссия, мозговой штурм, индивидуальные упражнения, домашние задания, обратная связь, рефлексия.

Продолжительность тренинга - 16 академических часов (4 занятия по 4 часа, частота занятий - один раз в неделю).

Фрагмент работы

Сценарий

Блоки:

1. Введение. Понятие право- и лево- полушарного мышления. Понятие латерального и вертикального мышления. Визуальная метафора. Майнд-мэп.

2. Работа с восприятием (зрительные образы, цвет, звук, вкус, запах, осязание) в реальности и в воображении. Понятие эйдетизма.

3. Развитие воображения, наблюдательности, спонтанности. Обучение способам тренировки воображения в повседневной жизни.

4. Техники создания новых идей. Подведение итогов.

День 1 Творческое мышление

Знакомство. Актуализация темы. Понятие право- и левополушарного мышления, латерального и вертикального мышления. Визуальные техники.

1. Вступление. Знакомство. Определение ожиданий от тренинга. Определение общих целей группы.

- Представьтесь

- Чтобы вы хотели получить к концу тренинга, цели?

Тренинг будет состоять из 4х блоков.

- понятие о праволушарном и левополушарном мышлении

- активизация способов восприятия окружающего мира, осознавание

- воображение, спонтанность самовыражения, импровизация

- техники генерации, выбора и адаптации новых идей, подведение итогов

2. Принятие правил группы. Сплочение группы.

Сформулируйте условия, в которых вам будет комфортно заниматься.

• Честность, искренность и открытость

Группа работает эффективнее, если все участники свободно и открыто выражают свое мнение, не боясь обидеть, не боясь выглядеть глупо или понапрасну отнять время у группы.

• Активное участие

Каждый участник активно принимает участие во всех упражнениях и дискуссиях. Отказы от участия в упражнениях не допускаются.

• Конфиденциальность

События группы и личная информация, которая становится известной в группе, обсуждается только внутри группы.

• безоценочное восприятие других участников группы,

• право высказываться каждому

• правило «Ты»

Готовы ли вы соблюдать эти правила на протяжении всего тренинга? Есть ли кто-то, кому будет трудно соблюдать какое-либо правило?

3. Упражнение «Поздоровайтесь локтями».

Цель: Разминка, знакомство, снятие психологического напряжения.

Инструкция

1). А теперь давайте немного разомнемся и познакомимся. Для этого упражнения необходимо убрать все лишнее, отодвинуть стулья и встать вкруг

2). Рассчитайтесь на «один-четыре» и сделайте следующее: а) каждый первый номер складывает руки за головой, локти смотрят в стороны; б) каждый номер второй упирается руками в бедра, локти направлены в стороны; в) каждый номер третий ставит одну руку на бедро, другую на колено, руки согнуты, локти отведены в стороны; г) каждый четвертый складывает руки на груди, локти также направлены в стороны

3). Перемещаясь свободно по комнате, поприветствуйте каждого, коснувшись локтями, произнося свое имя. Постарайтесь поздороваться со всеми. На это задание вам дается 5 минут

4). По моему сигналу продолжайте двигаться, здороваться, но теперь каждый должен называть имя другого.

4. Дискуссия. Актуализация темы. Понятие лево- и правополушарного мышления.

Давайте вспомним, за что отвечает левое полушарие? За что отвечает правое полушарие? – запись ответов участников на доске.

Теория разделения мозга предполагает, что одна его половина отвечает за логическое, фрагментарное, математическое мышление, в то время, как другая – за глобальное, художественное, образное мышление.

Неоспоримая истина состоит в том, что работая в разных режимах, чувствуешь себя по-разному и что сложно одновременно думать и глобально и в отдельных частях.

Мини-тест на доминирующее полушарие.

1). В каждой строке выберете утверждение, которое Вам наиболее подходит. Если подходят оба высказывания, отметьте обе клетки.

2). Подсчитайте количество отмеченных клеток в правой и левой части.

Обсуждение: в какой колонке количество баллов больше?

Обратная связь: что делать для развития другого полушария и для чего это нужно.

5. Упражнение «4 сердца» (В.Леви).

Цель: Актуализация темы. Показать, что, как правило, мы мыслим одинаковыми шаблонными путями.

Инструкция:

1) Разбейтесь на две команды.

2) Нарисуйте 4 сердца не отрывая руки от листа наиболее оптимальным способом, с наименьшими затратами, т.е. так, чтобы общая длина линии была минимальной, а линии как можно проще. Каждой команде необходимо найти самый простой способ нарисовать четыре одинаковых сердца, не отрывая руки, так, чтобы линия кончалась там, где началась.

Комментарий: Оптимальное решение находится в отрешенности от задачи, от стандарта мысли, чувства, воображения.

Обсудить результаты. 5 мин. Отметить редкие варианты.

6. Упражнение «На что похоже?»

Цель: Активизировать правое полушарие через воображение, ассоциативное мышление.

Инструкция:

1) Разбейтесь на две команды. Каждой команде выдается коробок спичек.

2) Выделите себе отдельное пространство на полу выбросьте несколько спичек. Пучть они упадут как попало.

3) Каждой команде необходимо выписать все образы и ассоциаций, которые вы увидите в разбросанных спичках. Что это вам напоминает? Какие образы вы видите?

Обсуждение: Каждая команда зачитывает список, определяем победителя.

Комментарий: Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: "Ты можешь увидеть там разные битвы, – утверждал он, – быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей".

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.

Хорошими примерами использования бытовых предметов в творчестве являются работы режиссеров Гарри Бардина (Мультфильм про спички, война зеленых и красных, когда спичка загоралась- солдат умирал) и чешского режиссера Яна Шванкмайера «Фауст», короткометражные фильмы (мебель, посуда).

7. Техника Визуальной метафоры

Визуальная метафора – это графическая передача сообщения, построенная по принципу аналогии, сходства, сравнения. Ответ на вопрос «На что похожа задача?». Это может быть все, что угодно: конкретные, реалистичные, узнаваемые образы живой и неживой природы, абстрактные символы, фигуры, схемы и карты, фантасмагорические изображения. Важно только, чтобы они были значимы для вас, имели для вас глубокий смысл. Можно использовать разные цвета.

Цель: Данное упражнение способствует активизации работы правого полушария, дает возможность выявить не замеченные ранее особенности цели, препятствия и возможности, увидеть проблему целостно, обнаружить новое видение проблемы.

Инструкция:

1). Подумайте о какой-либо трудной ситуации в вашей жизни, цели, задачи, которую бы вам хотелось лучше понять, разрешить.

2). Нарисуйте образ трудной ситуации, задачи, которая есть у вас сейчас и которую вы бы хотели разрешить. Нарисуйте образ Вашего состояния в этой ситуации. На что это похоже? Это как что?

3). Нарисуйте новое желаемое состояние, которое вы бы хотели иметь в будущем, которое будет у Вас после достижения этой цели, после того, как ситуация разрешится наилучшим образом.

4). Выберите пару. Расскажите друг другу в парах о своем рисунке, о персонажах на нем.

5). Обсудите в парах: Что нравится и что не достаточно нравится в новой картинке будущего?

6). Если картинка будущего вам недостаточно нравится, перерисуйте ее.

Обсуждение: Насколько удалось представить проблему в виде образа? Получилось ли улучшить картинку? Какие открытия вы сделали при выполнении данного упражнения?

Домашнее задание. Носите картинку с собой, наблюдая за внутренними изменениями и изменением вашей ситуации.

Перерыв.

8. Упражнение «Не сбейся со счета».

Цель: Разминка после перерыва, настройка на активную работу.

Инструкция:

1) Всем необходимо встать в круг. Пусть каждый начнет выстукивать ритм хлопками. Ритм должен быть довольно быстрым (2 удара в секунду).

2) Когда установится нужный ритм, начните громко считать хлопки. Каждая новая цифра выкрикивается с хлопком. Считайте сначала от 1 до 10, затем от 10 до 1. Проделайте это дважды. Итак, начинаем считать от 1 до 10, и… (2 хлопка) раз, два…»

3) Когда участники почувствуют себя уверенно, предложить начать считать по английски.

4) В английском хоре псалмы поются двумя группами по 10 нот, поэтому хоры часто разучивают песнопения, выпевая их числами от 1 до 10 и от 10 до 1. Т.к. у вас это очень хорошо получилось в начале, давайте повторим распевая числа. Порядок тот же, но каждое следующее число поется на более высокой ноте. В обратно порядке – на более низкой ноте.

Обсуждение: Смена языка меняет суть проблемы и показывает, каким образом мы соединяем в своей голове концепции и воспоминания.

9. Упражнение «Рисую внутреннюю речь».

Цель: Симулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение через рисунок

Инструкция

1) Разбейтесь на пары. Сядьте удобно, постарайтесь расслабиться. Вспомните наиболее значимое событие вчерашнего дня, что-то, что заставило волноваться, переживать. Я предлагаю вам попробовать прожить его еще раз.

2) В процессе воспоминания водите карандашом по листу, иллюстрируя свои чувства, свою внутреннюю речь. Перед вами не стоит задача рисовать сюжетные картинки. Итак, с чего все начиналось…. На рисование воспоминания отводится 2 минуты.

3) В парах поменяйтесь листками и попытайтесь разгадать, что произошло с партнером. Попробуйте понять качество переживания и ритм существования. 4 минуты

Обсуждение: Поделитесь впечатлениями от упражнения, что получилось что нет?

10. Упражнение «Танцуем монолог».

Цель: Преобразование психического импульса во внешнее выражение через движение. Осознание внутреннего ритма; освобождение от подавленных чувств, изливающихся в накопление хронических мышечных напряжений.

Инструкция:

Танцевальная терапия ведет свое происхождение от ритуального танца как средства выражения мыслей и чувств, которые трудно перевести в слова. В актерском тренинге, помимо названного эффекта, упражнение помогает осознанию выразительных средств тела.

Задание выполняется индивидуально: скажите монолог танцем, расскажите о своих мыслях и чувствах за сегодняшний день под «музыку души». Остальные члены группы могут разгадать монолог.

11. Техника Майнд-Мэп. Упражнение.

Цель: применение целостного подхода и визуального отображения проблемы.

См. раздаточный материал.

Инструкция:

1. Сформулируйте проблему или задачу, которую необходимо разрешить на текущий момент, или желаемое состояние. Нарисуйте Майнд-Мэп по данной проблеме.

Возьмите лист бумаги формата А4 или А3 и расположите его горизонтально.

2. Используйте карандаши, тонкие фломастеры или капиллярные ручки. Минимум 6 цветов!

3. Интеллект-карта начинается с центрального образа. В самом центре листа нарисуйте рисунок, отображающий тему вашей интеллект-карты. В рисунке используйте минимум три цвета.

4. От рисунка должны отходить главные ветви карты. Старайтесь их сделать жирными, подобно ветвям дерева, отходящего от ствола. Желательно, чтобы цвета главных ветвей были разными. Цвет каждой подветви должен наследовать цвет главной ветви.

5. Стремитесь, чтобы количество главных ветвей было от трех до семи.

6. Свои идеи выражайте ключевыми словами. Каждое ключевое слово пишите над ветвью прописными буквами. Это существенно облегчает чтение карты.

7. Длина ветвей должна соответствовать длине слов.

8. Используйте цвета, символы, коды и рисунки для добавления выразительности своим мыслям!

Главный принцип при составлении интеллект-карт: расслабьтесь и доверьтесь своему мозгу. Войдите в детское состояние творчества и не бойтесь экспериментировать с цветами, рисунками, юмором и… абсурдом!

Обсуждение: Что получилось, что не получилось по технике рисования карты? Удалось ли выявить новые знания о проблеме благодаря рисунку? Пробуйте применять на практике!

12. Холистическое сознание

Цель: Тренировка в абстрактной визуализации и фокусировании на конкретном объекте без деления на детали и категории. Навык в работе с информацией, улучшающий способность вызывать воспоминания.

Комментарий: Во время этого упражнения главное – не анализировать происходящее. Ваша цель не думать о том, что вы представляете, просто представлять. Прислушивайтесь к своим чувствам, но не судите о них и не пытайтесь их обозначить или определить. Возможно сначала будет сложно взглянуть на себя и окружение с отстраненностью.

Инструкция:

Сядьте удобно, дышите медленно и размеренно. Закройте глаза. Представьте себе свое тело. Начните с головы – подумайте о ее содержимом, затем позвольте своему воображению выйти из нее и медленно продвигайтесь дальше. Задержитесь на коже, думая о взаимодействии вашего тела с миром. Затем постепенно спускайтесь вниз, пока не достигнете ступней. И наконец, представьте себе свою комнату.

Обсуждение: Это упражнение позволяет провести сеанс абстрактной визуализации и потренироваться в фокусировании на конкретном объекте без деления его на детали и категории. Это ценный навык в работе с информацией, улучшающий способность вызывать воспоминания.

13. Обратная связь. Итоги занятия

Поделитесь вашими впечатлениями от сегодняшнего занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что узнали нового?

Заключение

По данному тренингу был проведен тестовый прогон. Группа состояла из восьми человек. Присутствовали как представители технико-аналитических профессий, так и гуманитарно-художественных. Тренинг был проведен в режиме интенсивной работы, два дня по 8 академических часов. В результате прогона тренинга были сделаны следующие выводы:

1. Первый блок оказался наиболее полезным для целей тренинга. Техники Визуальной метафоры и майндмэп позволили участникам по-другому взглянуть на свои текущие жизненные задачи.

2. Во втором блоке, концентрация на ощущениях позволила оторваться от будничных дел и полностью погрузиться в самоисследование. Большинство участников выявили трудность в восстановлении в памяти вкусовых ощущений.

3. Актерский блок энергетически насыщенный, зарядил всех участников. Также позволил максимально оторваться от будничных дел, проявить себя в необычных ситуациях.

4. В упражнении на ощущения разным участникам требуется разное время на самоисследование и восстановление ощущений разных модальностей в памяти.

5. Не достаточно обоснован для участников актерский блок, остались не понятны цели упражнений, не смотря на огромный энергетический заряд данного блока. Это связано с тем, что в ходе тренинга в данной части больше времени уделялось на действие участников, чем на обсуждение и объяснение.

6. Трудность выбора обще-групповой задачи для работы над генерацией идей (четвертый блок) в группе открытого типа. Поскольку тренинг открытый, участники имеют разные ожидания и разные цели для приложения своего творческого потенциала.

7. Контроль за временем: многие упражнения требуют большего времени, чем запланировано, т.к. после индивидуальных упражнений обязательна обратная связь, и каждый участник должен высказаться по полученным результатам. При сокращении времени не всегда понятна цель и смысл упражнения.

Перспективой развития тренинга является углубление по каждой из четырех отдельных тем, поскольку каждая часть является самостоятельным блоком. Темы в тренинге охватывают лишь поверхностную часть от каждого выбранного направления. Таким образом, тренинг можно преобразовать в четыре отдельных, но более углубленных тренинга, каждый по своей тематике. Четвертый блок по генерации новых идей целесообразно проводить для организаций и коллективов, работающих над общей целью, не в рамках открытого тренинга.

Список литературы

1. О.А.Свирепо, О.С. Туманова «Образ, символ, метафора в современной психотерапии», М: Издательство Института Психотерапии, 2004

2. М. Зденек «Развитие правого полушария»

3. В.Ромек, Е.Ромек «Тренинг наслаждения», СПб: Издательство "Речь", 2003 г

4. С.В.Гиппиус «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств», СПб: Издательство "Речь", 2001

5. К.С.Станиславский «Работа актера над собой»

6. Э. де Боно «Серьезное творческое мышление», ООО «Попурри», 2005

7. Э. де Боно «Использование латерального мышления»

8. Э. де Боно «Шесть шляп мышления», Спб: Питер Паблишинт, 1997

9. Б.Клег, П.Бич «Интенсивный курс по развитию творческого мышления», М: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Примечания

Институт практической психологии личности

Программа Практическая психология личности

Покупка готовой работы
Тема: «Тренинг. Творчество в повседневной жизни»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика